Tribuna/Футбол/Блоги/«Порою блажь великая»/Фабрика миллионеров. Почему в белспорте не построить капитализма

Фабрика миллионеров. Почему в белспорте не построить капитализма

Олег Горунович – о попытках вырастить из клубных управленцев супербизнесменов.

5 февраля 2015, 18:39
17
Фабрика миллионеров. Почему в белспорте не построить капитализма

Олег Горунович – о попытках вырастить супербизнесменов из клубных управленцев.

Брестское «Динамо» открывает сеть гипермаркетов, «Белшина» запускает завод по производству резиновых смесей, а «Гомель» начинает оказывать услуги по музыкальному сопровождению свадеб и заодно создает IT-подразделение, которое в перспективе обскачет EPAM. Белорусские клубы (футбольные, хоккейные и тд.) полны решимости зарабатывать. Они полны задумок и бизнес-идей. С протянутой рукой никто не ходит. В стране неограниченных возможностей не зарабатывает только ленивый. Не исключено, что именно так в своих мечтах чиновники от белорусского спорта видят вверенную им отрасль. Но в реальности до этого чертовски далеко.

Государство требует, чтобы спортивные клубы зарабатывали себе на жизнь. Хочет, чтобы спорт показал фокус и вдруг прыгнул в капитализм, тогда, как вся страна болтается непонятно где. Эта задачка достойна самых выдающихся экономистов современности. Впрочем, думается, они дружно обломаются, если сдуру возьмутся за нее.

Клубы в ужасе. Кажется, почти никто не знает, что делать. Как самостоятельно заработать необходимый процент от клубного бюджета, чтобы получить госпомощь? Вопрос висит в воздухе без внятного ответа последние несколько лет и пока решается с помощью сомнительных схем. Но ведь должен кто-то на него фундаментально ответить. Министр спорта, например, или помощник президента по спортивному направлению, которые любят ссылаться на законодательство. Они-то должны понимать не только букву, но и дух закона. Как спорту зарабатывать?

Заявление помощника президента о том, что клубы не так зарабатывают, напоминает попытку отделить себя от спортивного сообщества.

В среду на коллегии Минспорта Максим Рыженков ответ дал. Правда, не на вопрос «Как надо?», а «Как не надо?» Не надо, например, рассчитывать на послабления, . Если часть налогов идет не в государственную казну, а на развитие клубов – это не спонсорская помощь, а завуалированная государственная поддержка. У нас в стране вообще почти все государственное. Предприятия, способные содержать клубы, в том числе.

В романе Гюнтера Грасса «Собачьи годы» среди прочих персонажей фигурируют мучные черви. Они живут себе в мешочке с пшеницей и шепчут в глухое ухо старого мельника Матерна обстоятельные, детальные ответы на разные умные вопросы. Как раздробить компанию? Какую продукцию выпускать? Стоит ли продавать акции? Вопросы задают предприниматели и банкиры, мельник выполняет роль медиума. От Максима Рыженкова никто не требует (да и кто посмеет требовать) сверхподробных ответов на главный вопрос белспорта – как зарабатывать? Но хотя бы обозначить путь – намекнуть, как и чем привлечь в спорт бизнес, – он бы мог. Управленца об этом не раз спрашивали. Жаль, удовлетворительного ответа получить не удалось.

Заявление чиновника о том, что клубы не так зарабатывают, напоминает попытку отделить себя от спортивного сообщества. Хотя, как по мне, советник главы государства по спорту и спортивное сообщество должны быть заодно. Не в каком-то негативном смысле. Заодно – в попытках решить общие проблемы. Пока же мы слышим только о том, что клубы что-то делают не так. А что так делают чиновники? К ним разве нет вопросов?

Рекомендации чиновников основаны на представлении, что бизнес – это просто. Будто предпринимателем может стать каждый. Захотел и начал грести деньги лопатой.

Александр Лукашенко в последнее время поднасел на белорусских дипломатов. Мол, они не просто официальные посланники в зарубежных странах, а еще и торговые представители. Послы крутятся, думают, как сбыть белорусские товары. Может, и с нашим спортивным чиновничеством провернуть такую же штуку? Установить для Минспорта (а может, и за другие ведомства взяться?) план по зарабатыванию денег с упором на президентский спортивный указ. Пускай изворачивается вместе с клубами, а Максим Рыженков помогает. Посмотрим, что да как получится.

Это, конечно, ирония, но все же. Министерство – обычное госучреждение без особых возможностей для заработка. Спортклубы от министерства мало чем отличаются.

Любопытно, но когда государственные мужи говорят про ужесточающиеся нововведения в сфере спорта, они предельно конкретны. Поступления от международных организаций с недавних пор облагаются налогом – понятно. Если хотите, чтобы 50 процентов вашего бюджета составило государственное финансирование, остальные 50 процентов заработайте сами. Вроде как тоже доступно. А вот что касается пряников… Ну, товарищи футболисты, хоккеисты и прочие «тунеядцы», попробуйте заработать в строительстве или, скажем, на оказании туруслуг. Как-нибудь, помаленьку. Еще на Goals.by мы когда-то фантазировали на эту тему.

Вероятно, такие рекомендации основаны на представлении, что бизнес – это просто. Будто предпринимателем может стать каждый. Захотел и начал грести деньги лопатой. Ну-ну. В футболе, даже белорусском, речь идет о миллионах долларов. Причем миллионов долларов не оборота, а чистой прибыли. Парни, кто-нибудь из вас на пустом месте может замутить такое дело за год-другой?

Пространными указами в этом вопросе ничего не решить. Управленцы спортклубов одномоментно не превратятся в бизнесменов и не станут зарабатывать, даже если указом предусмотреть расстрел за невыполнение плана. У нас многие предприятия и заводы не зарабатывают, хотя именно для этого и создавались. Так с чего у клубов должно получиться?

Если клубный управленец способен выстроить эффективную бизнес-схему, он наверняка задумается вот над чем: а на фига мне спорт, если я такой умный?

Здесь, конечно, всем «удружил» БАТЭ. Успешное исключение частенько выдается за правило. Мол, Борисов зарабатывает, а вы чего тупите? Эй, хоккеисты, продавайте игроков! Гандболисты, получайте призовые за Лигу чемпионов! Что не так? Что не понятно? Жесточайше!

Вообще, историй про то, как успешные бизнесмены приходили в спорт, – таких я слышал очень много. А вот историй про то, как спортивные клубы вдруг становились преуспевающими предприятиями за пределами своей сферы (трансферы, телеправа, match-days – это не про Беларусь), слышать не приходилось. Наши клубы, увы, могут заработать, только занявшись чем-то очень неспортивным.

Очевидно, приход бизнеса в спорт (а не наоборот) – более перспективное направление. Наивно рассчитывать, что клубных управленцев разом охватит предпринимательская лихорадка. Да и если клубный управленец способен выстроить эффективную бизнес-схему, он наверняка задумается вот над чем: а на фига мне спорт, если я такой умный? Зачем мне кормить два-три десятка здоровых детин и прочий персонал?

К сожалению, очереди из предпринимателей на вход в спортивную сферу не видно. Истории из разряда «я помогу, только вы никому не говорите» по-прежнему имеют место. Бизнесу связываться со спортом неохота. И это уже вопрос к чиновникам. Особенно к тем, кто курирует отрасль. Что вы сделали для того, чтобы повысить ее привлекательность? Что конкретное, выраженное в цифрах, процентах, вы смогли предложить бизнесу, чтобы он начал смотреть в сторону спорта?

Я ни о чем таком не слышал.

P.S. Здесь вы можете почерпнуть некоторые сведения о том, как поддерживается спорт в других странах. Для сравнения.

Фото: Надежда Бужан

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты