Tribuna/Гребля/Блоги/Контора пишет/«Бояться не надо, это банальная отсебятина». Минспорта взялось за идеологию – спортсмены в шоке, юрист говорит о беззаконии

«Бояться не надо, это банальная отсебятина». Минспорта взялось за идеологию – спортсмены в шоке, юрист говорит о беззаконии

В самом ведомстве от комментариев отказываются.

Автор — Дмитрий Руто
23 сентября 2020, 06:00
10
«Бояться не надо, это банальная отсебятина». Минспорта взялось за идеологию – спортсмены в шоке, юрист говорит о беззаконии

Под нововведениями можно не подписываться.

Сотни белорусских атлетов и людей, так или иначе связанных с отечественным спортом, продолжают добиваться наказания для силовиков, творивших беззаконие, и проведения новых честных президентских выборов. Открытое письмо спортсменов на данный момент собрало более 600 подписей. А Министерство спорта тем временем активно и упорно борется с теми, кто не согласен с официальной политикой властей. И борется стандартными методами: запугиваниями и увольнениями.

Чиновников не смущают звания и заслуги людей, в отношении которых ведется пресс. Давление и настоятельные просьбы отозвать свою подпись следуют в адрес призеров крупнейших международных стартов, участников и медалистов Олимпийских игр, ведущих специалистов спортсооружений. Одного из топовых белорусских тренеров – фристайлиста Николая Козеко – и вовсе пытаются лишить президентской стипендии и требуют вернуть в казну деньги, выплаченные примерно за год.

Но даже такая показательная порка не пугает спортсменов. Они продолжают открыто выражать свою гражданскую позицию, ходят на воскресные марши и добиваются справедливости. В такой ситуации чиновники от Минспорта проявили фантазию советского типа. Новым способом, который способен, по мнению функционеров, приструнить и «направить на путь истинный» спортсменов, стал приказ министра спорта о знании гимна и правильной госсимволике. Эти документы фактически вынуждают жить атлетов по правилам нынешней власти и налагают ограничения на конституционные права. «Трибуна» узнала реакцию спортсменов на эту причуду, а также попыталась понять, насколько распоряжение Ковальчука законно.

Знать гимн, использовать только госсимволику, не участвовать и не проводить забастовки

В понедельник в сети появились два документа, вызвавшие большой резонанс. Первый – приказ министра спорта о внесении изменений в другой приказ министра. Сергей Ковальчук, возглавивший спортивное ведомство после 14 лет работы в службе безопасности президента, подписал документ на двух страницах, содержащий несколько любопытных пунктов и подпунктов. В контракты спортсменов предполагается внести изменения, которые предусматривают необходимость знать текст и музыкальную редакцию государственного гимна Беларуси, использование во время соревнований только государственных символов (то есть никакого БЧБ и чего-то еще), запрет на выступления в СМИ без согласия нанимателя.

Из одного из подпунктов контракта исключены слова «соглашений и право на забастовку». Можно предположить, что речь идет о лишении права на забастовку. Хотя статья 41 Конституции РБ говорит абсолютно четко: «Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку».

За исполнение приказа отвечает заместитель министра спорта и туризма Александр Барауля. Тот самый чиновник, который проводил встречу со спортсменами и тренерами в РЦОП по легкой атлетике и обещал, что никакого пресса на тех, кто подписал письмо, не будет. Августовская встреча, напомним, вызвала немало споров и возмущения со стороны в том числе топовых спортсменов страны.

Эти правки уже пытаются внедрять в действующие договоры. В понедельник у канала «Белсат» появилась фотография дополнительного соглашения к контрактам, которые заключены с членами национальной команды по фристайлу. Тренерам и спортсменам надлежит знать гимн РБ, воздержаться от комментариев в СМИ и использовать во время соревнований только госсимволику – в общем, полный набор. И, конечно, фристайлистам также запретили участвовать в забастовках.

В Минспорта комментировать что-либо просто некому

Во вторник «Трибуна» обратилась в Министерство спорта и туризма с просьбой прокомментировать приказ и допсоглашение к контрактам.

До недавнего времени за контакты с прессой в ведомстве отвечал пресс-секретарь Владимир Нестерович. Функционер поработал под руководством нескольких министров, но 9 сентября объявил, что уходит со своего поста, так прокомментировав это решение на своей странице в Фэйсбуке: «На этом все. Ушел из спорта и туризма. Силы иссякли. Прихожу в себя». От более детальных пояснений Нестерович отказывается.

Сейчас же, как нам сообщили в справочной Министерства спорта и туризма, функции пресс-секретаря в должности и.о. исполняет Подило Иванна Александровна. 28-летняя сотрудница, закончившая физический факультет Мозырского педагогического университета имени Шамякина, а позже – Академию управления, в свое время работала первым секретарем Мозырского БРСМ, заведующей отделом проектной документации Центрального комитета БРСМ, а в Министерстве спорта и туризма была консультантом в отделе планирования спортивных мероприятий.

Впрочем, помощник министра спорта Елена Стец заявила, что пока функции пресс-секретаря никто не выполняет, а Подило по-прежнему является консультантом в своем отделе, параллельно отвечая за некоторые технические моменты на сайте учреждения. Что же касается каких-либо комментариев от Минспорта, в том числе по нашумевшему приказу и допсоглашениям к контрактам, никто их давать не уполномочен.

«Пусть назовутся министерством любви и работают»

Реакция спортсменов на нововведения чиновников очевидна. Все собеседники, с которыми удалось пообщаться «Трибуне», твердили, что попытка искусственно навязать любовь к Родине и государственным символам вызывает одно лишь отторжение. И что подобные меры больше подходят для армии, чем для спорта.

Подробно изложить свою точку зрения согласились немногие, а те, кто говорил, делали это лишь на условиях анонимности, так как «сейчас оказывается колоссальное давление, постоянно поступают звонки из министерства, и после интервью вообще не дадут ни тренироваться, ни как-либо по-другому работать».

– Мы живем, как в каком-то кино. Иногда ситуации просто доходят до абсурда, – говорит собеседник «Трибуны». – Вот, например, пишут, что нужно знать слова гимна страны. Я, например, его знаю, и, по-моему, ничего сложного в этом нет. Но дело каждого – учить или нет, петь или нет. Но когда это делается из-под палки, с помощью принуждения – все это, конечно, абсурдно. Может, будут заставлять еще и петь? Кто хочет – пускай делает это, а другой, может, стесняется. Я вот не представляю, чиновники будут следить на соревнованиях, кто и как открывает рот во время исполнения гимна? Прочитают по губам, заметят, что человек сделал три ошибки, и за это сократят зарплату? Вот это бред. Мое однозначное мнение: никто не обязан ни знать, ни тем более петь гимн. Мы видим навязывание идеологии и патриотизма. Это ни к чему хорошему не приведет.

Или, вот, например, «использовать на соревнованиях только государственные символы». Так, извините, насколько понимаю, у нас и «Пагоня» не запрещена, нигде же это не прописано. Соответственно, это также государственный символ. Так что его можно использовать. Или, допустим, кто-то привез на соревнования талисман жены, фотографию дочки, хочется им посвятить победу, передать какой-то знак. Или, например, родилась двойня, тогда спортсмен покажет два пальца. Что, за это будут наказывать? По-моему, нынешние приказы и документы показывают низменность чиновников, которые всеми силами цепляются за символы, не хотят покидать систему. Власти почему-то в этом месяце пытаются всех убедить, что бело-красно-белые флаги – фашистские, и что их использование запрещено. Где это написано, покажите!

– Как прокомментируете пункт «не допускать публикаций и выступлений в СМИ без согласования с нанимателем»?

– Это полнейший бред, по-другому не назвать. Даже не знаю, чем Министерство это обосновывает. Могли бы по пунктам расписать, что значит «не допускать», но чиновники сделать этого не могут или просто не хотят, поэтому просто решили запретить. Всё и сразу. И потом представьте ситуацию: я поехал на соревнования, после или во время них у меня хотят взять интервью. Но мне что, журналисту говорить: «Подожди, мне нужно спросить разрешения в министерстве»? А кто там на себя возьмет ответственность, кто даст разрешение? Сам министр или его зам, а, может, заместитель заместителя? Ладно, разрешили, я сказал «Жыве Беларусь!» или что-то такое в этом роде. Все быстро ушло в печать. Журналиста уволят или спортсмена лишат зарплаты? Бред полнейший.

Или чиновники хотят, чтобы спортсмены, которые, например, подписали письмо, молчали? Так напишите сразу: таким-то говорить с прессой нельзя, а, допустим, Мирончик-Ивановой – можно. Давайте так сделаем. И, повторюсь, с кем согласовывать, у кого брать разрешение? В наше время даже министр побоится брать на себя ответственность, а если и разрешит, то наверняка проинструктирует, что можно говорить, а что нельзя. Мы реально превращаемся в Северную Корею. Всех обязывают ходить по струнке, служить, исполнять. И чем больше власть вгоняет людей в рамки, чем больше душит, тем больше мы будем оказывать сопротивления.

– В документе прописано также, что слова «соглашений и право на забастовку» нужно исключить.

– Так, подождите, это право прописано же в Конституции! И что, хотят убрать это право у нас своим приказом? Мы что, не можем соблюдать Конституцию? Это стыд на весь мир. Белорусские власти в очередной раз показали, что в нашей стране основной закон не работает.

Повторю, искусственное навязывание идеологии и любви к Родине только отталкивает. Джордж Оруэлл в своей книге «1984» писал о министерстве любви. Пусть наше минспорта так называется. Чиновники не понимают, что у людей уже совсем другая психология, другое сознание. Да, есть граждане с рабской психологией, которые согласятся со всем, что им будут навязывать и что будут приказывать. Такие люди боятся, не хотят покидать систему. Но, слава Богу, мы видим, насколько больше белорусов, которые хотят творить, процветать и добиваться перемен.

«Никаких последствий за неподписание быть не может»

«Трибуна» обратилась за комментарием к юристу с 40-летним стажем Королевой Марии Васильевне. Юрист специализируется на гражданском, трудовом и уголовном праве, состоит в штате Минской городской коллегии адвокатов.

– Естественно, ни о каком законе мы тут не говорим, а уж тем более о трудовых нормах и правах, – начинает Мария Васильевна. – Покажите мне хоть один контракт, где прописано, что работник должен знать гимн страны? В законодательстве это никак не прописано, соответственно, и в трудовом соглашении такое писать просто бессмысленно. Какое-то навязывание идеологии.

– Использование на соревнованиях только государственной символики – из той же оперы?

– Безусловно. Есть у нас документы, где прописаны символы, которые не разрешено использовать в публичных местах, в том числе на соревнованиях. Например, нацистские приветствия, эмблемы, песни (с полным республиканским списком экстремистских материалов можно ознакомиться здесь). Но вы же сами понимаете, какие цвета, флаги и символы пытаются у нас запретить такими приказами. Тот же бело-красно-белый. Он же не несет какого-преступного подтекста. В общем, такие пункты, как, например, использование «только государственной символики», это сказки Венского леса.

– В контрактах отныне прописано, что спортсмены не должны допускать публикаций своих комментариев и интервью в СМИ без согласования с нанимателем.

– Формально можно такое прописать, это нормально и, по-моему, используется в мире спорта (во многих клубах интервью действительно согласуются с пресс-службой – Tribuna.com). Но, с другой стороны, о какой свободе слова мы тогда говорим? Чисто формально решили ограничить медийность спортсменов в связи с нынешними событиями в Беларуси. Чиновники страхуются, опасаются последствий, но, если взглянуть на документ, нигде нет ссылок на тот или иной закон, на какой-нибудь конкретный пункт трудового, административного кодекса. Ссылайтесь, и тогда о чем-то можно говорить. Получается, в приказах пишут то, что хотят. Банальную отсебятину.

– И еще один интересный пункт: исключены слова «соглашений и на забастовку» – видимо, речь о лишении права на забастовку...

– Это просто смешно, извините меня. Этот пункт прямым образом противоречит Конституции. Там же прописано, что каждый человек имеет право на выражение своего мнения, точки зрения и может устраивать, а равно и участвовать в забастовках. При этом стоит понимать, что есть и мирные забастовки. Пусть конкретно в министерстве прописывают, какие забастовки нельзя проводить. Если все, то, повторюсь, Конституция это разрешает делать. А если чиновники боятся другой формы забастовок, то пусть так и пишут.

А так, в целом, могу сказать, что подобные документы противоречат трудовому законодательству. И если кто-то из спортсменов или тренеров не захочет подписывать дополнительное соглашение, никаких последствий быть не должно. К работникам никто не имеет права применять какие-то санкции, если человек не захотел ставить свою подпись. Бояться ничего не надо. И все будет по закону.

Другие посты блога

Все посты