Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/В Бресте снова продают «офис «Динамо» – в прошлый раз это тщетно делали на фоне диких долгов клуба и падения рубля вдвое (в итоге спас Зайцев)

В Бресте снова продают «офис «Динамо» – в прошлый раз это тщетно делали на фоне диких долгов клуба и падения рубля вдвое (в итоге спас Зайцев)

Сейчас за здание хотят еще больше денег.

Автор — bytribuna com
8 ноября 2022, 11:49
3
В Бресте снова продают «офис «Динамо» – в прошлый раз это тщетно делали на фоне диких долгов клуба и падения рубля вдвое (в итоге спас Зайцев)

Не так давно стало известно, что в Бресте 22 ноября пройдет аукцион для продажи здания в центре города площадью 631,8 квадратного метра. В нем всего два этажа, а в следующем году строению исполнится 100 лет – когда-то там было казино, а затем военная комендатура. По имеющимся сведениям, здание пустует около полугода, а до того его сдавали в аренду по небольшим ставкам. Как сообщают местные власти, 27 июля этого года на объект, имеющий статус историко-культурной ценности, наложили арест. Судя по актуальному фото (выше), памятник архитектуры сейчас не в лучшем состоянии, тем не менее продать его рассчитывают минимум за 2,375 миллиона рублей (около 950 тысяч долларов по нынешнему курсу).

Футбольным болельщикам эта новость может быть интересна из-за того, что здание принадлежит общественному объединению «Футбольный клуб «Динамо-Брест». В начале 2021-го ОО проводило собрание, чтобы передать право участия в высшей лиге и товарный знак свежесозданному юрлицу «Учреждение физической культуры и спорта «Государственный футбольный клуб «Динамо-Брест». Это значит, что сейчас выставленный на аукцион объект формально не относится к команде, которая переживает не лучшие времена (лишь в предпоследнем туре ЧБ-2022 спаслась от вылета).

Однако раньше ОО непосредственно заправляло клубными делами, а строение использовалось под офис «Динамо». И да, историческую двухэтажку уже хотели продать, когда клубу было совсем туго – только вот никто ее не купил, и спасали команду по очереди, как могли, фанаты, госструктуры, а затем фирма впоследствии ставшего бигбоссом «Динамо» приближенного к семье Лукашенко Александра Зайцева.

Вот как тогда пытались превратить старинное здание в живые деньги.

Бресткому «Динамо» было финансово плохо всю половину 2010-х. Проблемы начались еще при нынешнем главе АБФФ Владимире Базанове в качестве председателя правления клуба – игрокам платили нерегулярно, а к концу 2012-го, когда Базанов ушел в парламент, сумма долга перед футболистами составляла, по разным сведениям, от 90 до 180 тысяч долларов. В 2013-м клуб из-за долгов перед игроками, другими клубами и налоговыми органами получил отказ в лицензии на сезон ЧБ – впрочем, после апелляции ее все же дали.

Ситуация от этого не улучшилась – и в 2014-м все повторилось с точностью. По ходу сезона того года игроки даже провели акцию протеста – вышли на матч с БАТЭ с опозданием на 10 минут. «Очень тяжело заставлять футболистов работать. От финансовых проблем никуда не денешься», – говорил тренер Сергей Ковальчук. Фанаты писали открытое письмо местным властям с требованием отставки руководства. Команда заняла 11-е из 12 мест в Д1, но из-за расширения вылет был только с последней позиции, потому «Динамо» осталось в «вышке» и на сезон-2015.

В конце 2014-го новым председателем клуба (не правления, это разные должности) стал бывший начальник «Динамо» Владимир Матусевич. Местные журналисты начали «поздравительное» интервью с емкой фразы: «Добро пожаловать в ад». Директор же обрисовал свои планы как «добывание денег, которых в стране немного». В те дни в Беларуси разгорался очередной финансовый кризис – за 2014-й курс доллара и так вырос с 9,5 тысячи до почти 11 тысяч неденоминированных рублей, но падение ускорил российский кризис (там дешевле запланированного продавали нефть и разгребали санкции за аннексию украинского Крыма). Забегая вперед, напомним, что уже в марте 2015-го доллар стоил 15 тысяч, а к концу года – 18,5 тысячи, то есть беларусский рубль обесценился почти в два раза за два года.

В общем, неудивительно, что денег у клуба найти не получилось. В конце января выяснилось, что нет подвижек даже с выплатами задолженностей за 2014-й – они оставались на уровне 3,5 миллиарда рублей (около 300 тысяч долларов по тогдашнему динамичному курсу). Тогда же Матусевич заговорил о возможной продаже офиса на Леваневского: «Сейчас все зависит от возможностей покупателей. Готовятся документы и оценки. Хоть мы и общественное объединение, но получаем дотации от государства на содержание клуба, а в государстве принято такие объекты продавать с аукциона».

Пока суд да дело, «Динамо» как могло экономило – провело все сборы в Беларуси, отказалось от организации собственного предсезонного турнира. Однако в марте Ковальчук заявил о том, что долги за семь месяцев 2014-го никуда не делись, а игроки собрались подавать на клуб в суд. 9 марта из клуба ушло письмо в адрес главы Брестского облисполкома Анатолия Лиса, в котором футболисты и сотрудники заявили, что, несмотря на обещания руководителей, в 2015-м денег вообще не видели, и попросили их выделить. «Год назад думал, что хуже быть не может. Оказывается, может», – говорил Ковальчук.

20 марта «Динамо» в очередной раз отказались выдавать лицензию на ЧБ из-за «задолженностей перед сотрудниками, социальными фондами и налоговыми органами». Однако 1 апреля апелляционный комитет АБФФ лицензию предоставил – на основании «соглашений с сотрудниками о продлении сроков оплаты оставшейся части задолженностей, а также документов, подтверждающих наличие судебных разбирательств». За это время «Динамо» сыграло в четвертьфинале Кубка с «Белшиной» (которую прошло), а после первого матча Ковальчук объяснял непривычный номер Романа Василюка: «Это форма прошлогодняя, дублирующего состава. Майка с 10-м оказалась мала Роме, он и взял 20-й». Впрочем, пресс-секретарь клуба Анатолий Левонюк рассказывал о полученных гарантиях – и снова о планах по продаже офиса: «Заместитель руководителя области Леонид Цуприк заверил, что клуб перед началом сезона без денег не оставит. К помощи нам подключены предприятия. Плюс берем кредит, чтобы рассчитаться. Также работаем над возможностью продажи клубного офиса. Здание стоит довольно значительную сумму. Полученных денег хватит, чтобы рассчитаться с долгами и закончить строительные работы на нашей базе».

Вопреки проблемам, «Динамо» выиграло три из четырех стартовых матчей ЧБ и оказалось на втором месте к началу мая, но деньги получать это не помогало. В конце апреля Кирилл Премудров заявил, что из долгов за 2014-й «вернули половину и не всем», а за 2015-й выплачивают только «бюджетную часть» – то есть лишенный надбавок за результат оклад в 2 миллиона рублей (около 140 долларов). В начале мая Василюк заявил, что в клубе «все равны – не платят никому», а игроки отдали клубу и контракты, и «гарантийные письма» – и больше документов не видели. Команда также продолжала играть в старых футболках с перебитыми фамилиями – это надоело фанатам, которые 12 мая приехали на базу клуба и подарили игрокам новый комплект, купленный на собственные деньги.

18 мая председатель клуба Матусевич и председатель правления клуба Владимир Сашко подали в отставку. Сашко на прощание заявил, что клубу «никто не помогает, поэтому человеческий ресурс уже исчерпан». На смену Матусевичу пришел еще один экс-начальник «Динамо» Андрей Степаненко, а пост Сашко занял глава брестского отделения ФСЗН Александр Коледа. А 26 мая сайт клуба сообщил, что новые руководители «приняли решение о продаже» офиса на Леваневского уже вместе с гаражом клуба. «Сколько планируем выручить? Пока неизвестно. Имуществу будет дана экспертная независимая оценка. Тогда и станет ясно», – заявил Левонюк. Получалось, что с января, когда о подготовке к оценке заявлял Матусевич, дело не двигалось.

15 июня уже Коледа заявил, что предпринимает «непопулярный первый шаг» к спасению клуба, имея в виду как раз продажу офиса. Она, по словам главы правления, позволяла «рассчитаться с долгами, закончить строительство клубной базы и войти в следующий сезон». Правда, на вопрос о покупателях Коледа лишь туманно ответил, что «есть интерес». Ждать развязки не стал кипер клуба Валерий Фомичев – и в те же дни расторг контракт. «После победы над минским «Динамо» [5 июня] руководство сказало, что денег нет и не будет. Единственное, на что можно надеяться, – продажа офиса клуба. Но там только первый аукцион запланирован на 8 июля, а сколько их будет? Пока нам даже два миллиона могут не заплатить вовремя. Медикаментов нет. Тренерский штаб берет ссобойки. У Клопоцкого травма – никто не мог помочь, только за свои деньги. Ковальчук мне давал в долг. Был уговор играть и терпеть, но я дальше не могу», – жег кипер в прощальном интервью.

В начале июля стало наконец известно, во сколько оценили офис «Динамо» со списком инфраструктуры – не только гаражом, но и коммуникациями (вода, электричество), заборами, воротами и даже «покрытием асфальтобетонным». Общая сумма составила 13 миллиардов 395 миллионов 243 тысячи 39 рублей, что тогда равнялось 870 тысячам долларов. За такие деньги (как неожиданно) желающих приобрести 92-летнее здание с «допнагрузкой» не нашлось. Тогда же Коледа признал, что долги «Динамо» «по зарплате – около пяти миллиардов рублей» (около 325 тысяч долларов), «в общей сложности – не больше 10 миллиардов», а со спонсорскими поступлениями тяжело из-за «состояния страны в целом».

Вскоре «Трибуне» стало известно, что игрокам клуба предложили на 30-40 процентов сократить полные зарплаты, которые, как оказалось, составляли по 14-16 миллионов рублей (950-1100 долларов). Игроки отказались, но покинули команду в открытое трансферное окно единицы – с деньгами было не ахти везде, и большого спроса не наблюдалось.

В итоге от совсем плачевного состояния «Динамо» спас трансфер Кирилла Премудрова в минское «Динамо» – за него заплатили миллиард рублей (около 65 тысяч долларов), из которых вернули деньги за полгода лишь самому Премудрову. Заодно зарплаты футболистов все-таки сократили на 40 процентов по методу: «Не хотите – пишите заявление и уходите». Это подтвердил клубный босс Степаненко, вспомнив и об офисе: «Решили продать – не получилось. Впрочем, заинтересованность со стороны покупателя еще есть».

Но наступила осень, а тональность новостей из «Динамо» не изменилась. Степаненко говорил, что не может вспомнить, когда игрокам выплачивали полную зарплату в срок, игрокам запретили давать комментарии о финансовых проблемах клуба, из-за чего уже тогда в белфутболе проявился жанр анонимного интервью, где описывались прежние поступления лишь в два миллиона, а Коледа всерьез предлагал АБФФ простить команде заявочный взнос. Параллельно возникло подозрение, что очередной матч «Динамо» в чемпионате (0:4 от «Гомеля») носил неспортивный характер – впрочем, несмотря на бедовость клуба, подтверждений тому по итогам расследования не обнаружили.

По поводу прощания с долгами снова была одна надежда. «Реально рассчитаться с долгами можно будет после того, как мы продадим офис. С помощью председателя горисполкома Александра Рогачука мы очень близки к соглашению с одним покупателем. Ориентировочно в первой половине ноября мы можем подписать все документы по продаже здания. Тогда до конца года реально можно будет рассчитаться по долгам с футболистами», – говорил Коледа в конце октября.

Но прошел ноябрь, а здание все еще было на балансе ОО. Параллельно закончился ЧБ, в котором «Динамо» набрало лишь 24 очка и стало 12-й из 14 команд (из ЧБ снова вылетала лишь одна), и случилась легендарная просьба о «триджике» от брестской пресс-службы, которая стала лучшей иллюстрацией финансового положения.

1 декабря спортчиновник облисполкома Николай Глушня заявил, что продажи не происходит, потому как «обе стороны выжидают: одна – в надежде на более приемлемые цены, другая – на их рост», но даже «половина стоимости здания вполне погасит сумму долгов клуба». В середине декабря появилось очередное объявление о продаже имущества за прежнюю сумму (в долларах она, правда, из-за роста курса уменьшилась до 734 тысяч), но и это ничего не изменило. 22 января 2015-го Степаненко заявил, что в клубе ждут «волшебника в голубом вертолете».

К тому моменту «Динамо» заинтересовало непонятных инвесторов, которых представляли как «бизнесменов из России», но их отпугнули долги клуба, которые оценивались в 500 тысяч долларов (в итоге проект возник в «Белшине» и вскоре схлопнулся). Ну а брестчан, насчет которых ходили слухи о добровольном спуске в Д3, поехал спасать глава АБФФ Сергей Румас – в конце января при личной встрече глава облисполкома заверил, что «Динамо» будет в «вышке», а вскоре клубу выделили из бюджета 500 миллионов рублей (к тому моменту превратившиеся в 24 тысячи долларов) «для оперативных нужд команды и погашения сиюминутных текущих задолженностей». К тому моменту больше десятка футболистов, выступавших за брестчан в 2015-м, выиграли у них суды на возврат долгов.

Тогда Коледа в очередной раз заявил, что все долги клуб не закроет «никакими другими финансовыми средствами, кроме продажи офиса», и анонсировал «агрессивную рекламную кампанию на рынке соседних государств». В итоге очередной аукцион с теми же условиями и на ту же сумму (в долларах ставшую эквивалентной 665 тысячам) был запланирован на 31 марта – со все тем же результатом.

Впрочем, клуб перестал совсем уж бедствовать и без продажи – в мае 2016-го игрок брестчан Александр Демешко рассказывал: «Долги за прошлый год есть, но, думаю, потихоньку мы выйдем из непростого положения. Думаю, зарплаты у нас самые маленькие в высшей лиге, но теперь футболистам платят. Форма есть, на этой неделе обещают новую экипировку. Жизнь налаживается». Ну а в июне 2016-го на горизонте вдруг возник «волшебник»: клуб подписал соглашение с группой «Сохра», которая будто бы была причастна и к «Белшине», но в Брест пришла без российских менеджеров – а с изображавшим шейха из ОАЭ сотрудником Полем Даэром. В итоге оказалось, что это проект Зайцева, а у «Динамо» начались золотые времена, пиком которых стал чемпионский титул-2019.

Остается надеяться, что новый аукцион по старому офису не станет знамением нового тотального кризиса брестчан.

Другие посты блога

Все посты