Tribuna/Футбол/Блогі/О духе времени/Эта прыгунья плачет не из-за войны в Украине, а из-за бана: заработала больше адептов Лукашенко, заблочила Тимановскую, лучшая подружка – муж-подписант

Эта прыгунья плачет не из-за войны в Украине, а из-за бана: заработала больше адептов Лукашенко, заблочила Тимановскую, лучшая подружка – муж-подписант

...

Аўтар — Tribuna.com
7 красавіка 2022, 11:39
3
Эта прыгунья плачет не из-за войны в Украине, а из-за бана: заработала больше адептов Лукашенко, заблочила Тимановскую, лучшая подружка – муж-подписант

В конце марта на госТВ вышел сюжет об Ирине Жук – обладательнице рекорда Беларуси в прыжках с шестом, который улучшает уже несколько лет (в начале этого года достигла высоты 4,80 – уровень около пьедестала ОИ), и дипломированной юристке. Там легкоатлетка, которая ранее заявляла о своих «характере и воле», неожиданно призналась в том, что в ее жизни недавно было «пара дней слез».

Что же так расстроило спортсменку? Нет, не жуткие кадры войны в Украине, которых и до Бучи было предостаточно, а международный бан беларусских легкоатлетов, ставший ответом на эту войну. Более того, Жук не считает бан справедливым и даже выставила ответные обвинения: «Мы не сдаемся и у нас есть вера, что все-таки мы будем выступать на международной арене, потому что были нарушены многие наши права Олимпийской хартии. Я верю в наш НОК, что он будет нас защищать до последнего. Все, что я могу делать, – это верить и продолжать и дальше идти к своей цели».

Что ж, цитата, достойная продолжать цепочку циничности в беларусской легкой атлетике – а ведь Жук каких-то полгода назад говорила про «лучшее утро» в компании украинской соперницы, уроженки Харькова Марины Килипко.

А что еще известно о Жук? Собрали факты из биографии 29-летней прыгуньи.

Мастер спорта по гимнастике

Первые 24 года своей жизни проведшая под фамилией Яколцевич Ирина родилась 26 января 1993 года в Гродно. Спортсменка рассказывала, что ее мама – учитель русского в школе, а вот род занятий отца не раскрывала, но говорила, что до армии он подавал надежды в велоспорте, а в дочери будто бы «воплотил все свои нереализованные мечты: возил на тренировки, забирал, недосыпал». В 2021-м Жук делилась, что отец уверяет ее: «Все завидуют, что у меня такая дочь». Интересно, что, как рассказала Ирина, возраст ее старшего брата совпадает с длительностью отношений ее родителей.

Начинала будущая спортсменка вовсе не в легкой атлетике, а в спортивной гимнастике – по ее словам, туда ее в 7 лет привели родители ради укрепления здоровья девочки, страдавшей частыми простудами. План сработал, болеть она перестала – а еще «влюбилась в труд, в мышечную боль, в тренировки до изнеможения и бессонные ночи в мечтах об олимпийских играх». В гимнастике Яколцевич стала мастером спорта, но в итоге ушла, так как тренер «требовала полного подчинения, подавляла «я». «Мне было 13 лет, а у меня не было друзей, знакомых, хобби. Все это заменял спорт, и когда он закончился, я столкнулась с реальной жизнью, где я одна», – вспоминала Жук.

От такой жизни Ирина ушла в прыжки с шестом – вдохновилась примером рекордсменки мира Елены Исинбаевой, которая до легкой атлетики также занималась спортивной гимнастикой. Девочка с мамой отправились на гродненский стадион, где как раз тренировал детскую группу Юрий Ковальчук – с тех пор он является бессменным тренером спортсменки, которая, считая, что «совсем не рождена для великих побед», в итоге с шестом стала мастером спорта международного класса. «Он для меня как отец, мы с ним неразлучны. Он прошел со мной путь с нуля. Это уже не просто тренер, а человек, без которого я не представляю своей жизни», – восхищалась прыгунья своим наставником.

Замужем за прорежимным подписантом, которого считает единственной подружкой

В 2017-м Яколцевич сменила фамилию, выйдя замуж за другого подопечного своего коуча – десятиборца Виталия Жука. С ним Ирина познакомилась на тренировке в гродненском УОР, куда парень приехал из деревни Рожанка на Щучинщине, но отношения возникли не сразу – до свадьбы длились всего пару лет. Виталий браком доволен – заявлял, что живут «без ссор, конфликтов и разногласий». «Не требую от Иры готовки борща после тяжелой тренировки, она не просит вбить условный гвоздь, если видит, что я уставший. Это ли не семейная идиллия?» – рассуждал десятиборец.

«Женой спортсмена быть легко, потому что он тебя понимает. Если ты устала, он не будет заставлять готовить, убирать. Кто больше устал, тот отдыхает, кто меньше — занимается домашними делами», – рассказывала о семейной жизни Жук. «Знаю, для супруга я — главное в жизни. В ответ дарю ему любовь, стараюсь быть для него вдохновением. В Виталике нашла все, что искала», – также признавалась спортсменка. А в интервью месячной давности на вопрос о наличии подруг Ирина ответила так: «Нет у меня подружек, у меня муж – подружка!»

Поддержкой мужа Жук объясняет и свой прогресс в результатах за последние годы. Но жена – не единственный объект поддержки Виталия Жука: в декабре 2020-го он подписался за режим Александра Лукашенко.

Злилась, что ей предпочитали россиянку – но другую натурализацию одобрила

Рекорд Беларуси в прыжках с шестом, который увеличивает Жук, с 2010-го принадлежал натурализованной россиянке Анастасии Шведовой. Ее уровень был далек от мировых топов, но сильно опережал беларусский – до Шведовой рекорд нашей страны составлял 4,05 метра, а иностранка сразу прыгнула 4,35, а позже и 4,65. Но Ирине, которая тогда была подававшей надежды юниоркой, эта ситуация крайне не понравилась. «Тогда я очень сильно разозлилась. Я на тот момент прыгала 4 метра, но меня так отодвинули и пригласили ее», – делилась Жук.

Интересно, что в 2020-м в аналогичной ситуации в мужских прыжках с шестом Жук весьма последовательно выступила за натурализацию россиянина Матвея Волкова. «Поздравила Матвея лично с таким выбором и шагом. Знаю, здесь ему будут рады. У нас подрастает пара-тройка молодых ребят, но закрыть данный вид в следующем году кому-то нужно. Один хороший шестовик в стране – хорошо, два – еще лучше», – заявила прыгунья, как-то не думая о чувствах упомянутых «молодых ребят».

Спорила с Девятовским о том, что в нее якобы никто не верил

Тема о том, что у Жук якобы были препятствия в карьере, не нова для нее в обсуждениях. Еще в 2018-м, когда Ирина поставила свой первый рекорд Беларуси, в помещениях, она выдала пост благодарности своему тренеру с такими словами: «В нас никто не верил, но мы шли и идем к своей цели, несмотря ни на что».

Посылу удивился тогда глава беларусской легкой атлетики Вадим Девятовский, пришедший в комментарии к посту. Спортсменка и ему ответила эмоционально – Девятовский же написал, что все было не так, но не обвинил во лжи, а просто выразил сожаление и не стал раздувать конфликт. А Жук уже в 2021-м рассказывала, что перед бронзовым выступлением на ЧЕ в помещении звонила Девятовскому за советом.

Называла красно-зеленый маникюр «патриотическим порывом», а за его фото может угодить за решетку

Жук не раз гордо демонстрировала на стадионах беларусский госфлаг – правда, типичная проблема, фотографировали ее в такие моменты в анфас, потому полотно запечатлевали наизнанку. Но этим демонстрация любви к красно-зеленым цветам не ограничивалась – Жук на несколько стартов делала соответствующий маникюр и хвастала им в Instagram, называя это «патриотическим порывом».

Ох, вы уже заметили нависшую над Жук опасность? Да, в ее аккаунте до сих пор выложено в открытую фото с логотипом TUT.BY. А ведь эта символика решением представителей любимого Жук красно-зеленого флага объявлена экстремистской. И вне зависимости от времени публикации подобного контента его сохранение в общем доступе силовиками и судами при желании трактуется как распространение – а за такое можно получить как штраф, так и 15 суток ареста.

Кайфовала «от каждого дня» в то время, когда истязали беларусов

В августе 2020-го для Беларуси наступили страшные дни – за сфальсифицированными выборами последовало бесчеловечное насилие в отношении как вышедших на улицы недовольных этим, так и случайных прохожих со стороны силовиков, оголтело защищавших режим Лукашенко. В те дни ленты соцсетей наполнялись контентом с подтверждениями зверств и свидетельствами мирных митингов – все остальное для большинства отошло на второй план. Впрочем, бывали и исключения, в том числе и в белспорте.

Жук же просто выключилась из Instagram – после поста 3 августа про обновление нацрекорда до 4,72 метра была пауза до 11 сентября. Тогда спортсменка поблагодарила всех за сообщения и заверила, что с ней все хорошо – более того, уже две недели тренируется так, что «действительно кайфует от каждого своего дня». Выдала тогда спортсменка и собственную философию: «За это долгое время отсутствия в Инстаграм я поняла, что жизнь – это здесь и сейчас! Это не то, что было вчера или месяц назад, и это не мечты о будущем. Жизнь – это именно эта секунда, и я выжимаю ее на максимум!».

Впрочем, удивляться тут нечему. Жук открыто заявляла, что всегда выбирает себя и считает это своим сильнейшим качеством, а делать приоритетом исключительно свое счастье – для нее не эгоизм. Вот и подводя итоги 2021-го, в котором в Беларуси догромили независимые СМИ и некоммерческие организации и перманентно увеличивали количество политзаключенных, Жук написала, что не стала бы ничего менять в этом году.

В Токио показала худший результат за два года, зато в 2021-м заработала больше Недосекова и Мирончик-Ивановой

Хотя даже со спортивной точки зрения принятие 2021-го для Жук выглядит несколько странно. Ведь в начале прошлого года она говорила о преимуществе для себя престижной Олимпиады перед коммерческой «Бриллиантовой лигой»: «Сейчас я уже думаю о том, как готовиться к ОИ. Пытаться собрать как можно больше призовых – это не мой вариант. Вероятнее всего, буду выступать на этапах «Бриллиантовой лиги», но не из-за денег. Важно соблюсти баланс. Деньги для меня никогда не были приоритетом в жизни. Я столько лет потратила на достижение главной цели, что точно не поддамся сиюминутным соблазнам».

Сложилось же для Жук все ровно наоборот. На Олимпиаде она вышла в финал, но там смогла покорить планку лишь на высоте 4,50 метра, что стало ее худшим результатом с июня 2019-го (тогда было 4,40 и 4,45). Это достижение принесло лишь 8-е итоговое место, разделенное с еще четырьмя спортсменками. А вот в «Бриллиантовой лиге» было и серебро этапа в Италии, и другие успехи – в итоге Жук заработала за год 9500 долларов, став лучшей представительницей Беларуси по этому показателю. Второе и третье места в этом своеобразном рейтинге заняли адепты Лукашенко Максим Недосеков и Анастасия Мирочник-Иванова. А вот в нынешнем году денег не предвидится – спортсменов из Беларуси отстранили и от «Бриллиантовой лиги».

Открестилась от Тимановской после скандала на ОИ – теперь бегунья предлагает прыгунью на роль стукача

Впрочем, самой громкой новостью из беларусской легкой атлетики на последних летних ОИ в любом случае стал не какой-либо результат, а отстранение от старта и попытка насильно вывезти в Беларусь спринтера Кристины Тимановской. Теперь бегунья, увидев интервью Жук про слезы и реакцию на него многоборки Яны Максимовой, вспомнила прошлое лето – и заявила, что Жук одной из первых порвала с ней контакты после скандала и отличалась иной риторикой.

А еще Тимановская посоветовала сделать Жук «капитаном» по идеологии, которых хотят ввести в беларусские нацкоманды. Впрочем, при наличии в легкой атлетике Недосекова и Мирончик-Ивановой представить себе иных капитанов сложно.

Умеет плакать еще и от кино

Международные санкции – не единственный повод, заставлявший прыгунью плакать. Так, в ноябре 2020-го легкоатлетка поделилась с подписчиками впечатлениями о фильме «Молчание моря» – «о войне, а точнее о ее бесчеловечности» (да-да, изображение войны в кино Жук все же может взволновать), – после просмотра которого «просто рыдала».

Еще один момент, который для Жук оказался сильнее человеческих трагедий, – бронза мужа на ЧЕ-2018. «Плакала я, когда его награждали. Стою и просто вытираю слезы», – вспоминала Ирина.

Не говорит на беларусском

В недавнем интервью «Прессболу» выясняли в числе прочего, чем Жук занимается в свободное от спорта время – она не в первый раз заверила, что много читает, «вот недавно перечитала всего Ремарка». После этого последовал вопрос, говорит ли спортсменка по-беларусски – Жук ответила: «Нет, но экзамен по белорусскому языку в университете сдавала» (вот уж интересно, как у нее это получилось). Зато заявила, что «пришлось выучить» английский – мол, без него при разговорах с соперницами «выглядела как глухонемая».

Видит предназначением женщин рожать

На камеру госТВ в свежем разговоре с Жук порассуждали о том, что женщины в белспорте несколько успешнее, чем мужчины. У легкоатлетки оказалось готово объяснение этому. «Девушки – они по природе своей сильнее. Мы созданы для того, чтобы рожать детей, именно поэтому мы сильнее. Мы более целеустремленные, что ли – быть первыми, быть лучшими», – сказала нерожавшая 29-летняя девушка. Один зампред АБФФ явно поставил бы лайк из прошлого.

У Жук, впрочем, был и более подробный пост о том, в чем она видит прелесть женщин – оказывается, это «четыре стихии, переплетающиеся между собой» и «нереальные полеты настроения от +10 до -10 в промежутке пяти минут».

Іншыя пасты блога

Усе пасты