Tribuna/Футбол/Блогі/О духе времени/Беларус, который против Путина, Лукашенко и войны, мечтал о «Дакаре» и был готов выложить за это 35+ тысяч евро, но пока не судьба (так паспорт влияет на спорт)

Беларус, который против Путина, Лукашенко и войны, мечтал о «Дакаре» и был готов выложить за это 35+ тысяч евро, но пока не судьба (так паспорт влияет на спорт)

Допускают только к локальным стартам, могут отказать в последний момент.

Аўтар — Tribuna.com
29 кастрычніка 2022, 00:01
1
Беларус, который против Путина, Лукашенко и войны, мечтал о «Дакаре» и был готов выложить за это 35+ тысяч евро, но пока не судьба (так паспорт влияет на спорт)

Допускают только к локальным стартам, могут отказать в последний момент.

В 37 лет беларусский инженер-системотехник Дмитрий Мазанов вывел свое увлечение мотоциклами на новый уровень и стал гонщиком. За четыре года, что минули с той поры, он успел поучаствовать во множестве международных соревнований, где становился и победителем, и призером.

В 2023-м Мазанов надеялся впервые стартовать в ралли «Дакар» и готов был потратить на это более 35 тысяч евро из своего бюджета. Но, кажется, не судьба, даже несмотря на то, что мужчина готов без раздумий подписать декларацию против войны в Украине, чего не могут сделать представители государственной беларусской команды «МАЗ-СПОРТавто», которая пролетает мимо ралли как раз по этой причине.

Участвовать в «Дакаре», да и во многих других гонках, Мазанову сегодня мешает беларусский паспорт. При этом в феврале-2022 гонщик покинул Беларусь – как он сам говорит, из-за своих политических взглядов.

Во сколько обходится увлечение мотогонками, почему в европейском спорте неудобно быть беларусом и чем это мешает участию в «Дакаре» – об этом Дмитрий Мазанов рассказал «Трибуне».

– До 37 лет, по сути, никаких спортом я не занимался, работал инженером-системотехником. Сначала на одном из дочерних предприятий Беларусской железной дороги (настраивал компьютеры, ПО, локальные сети), потом фрилансил в этой же области. Трудился сам на себя. Сейчас делаю оборудование для мотоспорта, в частности, для ралли-рейдов. Например, приборы навигации. По сути, я инженер-гонщик: сам себе даю техническое задание, сам изобретаю, сам проверяю в боевых условиях. За год-полтора разработки, тестирования в соревнованиях, проб и ошибок получилось создать несколько коммерческих моделей одометров (так называется прибор для измерения количества оборотов колеса – Tribuna.com) с «человеческим лицом», то есть удобные для спортсмена и выдающимися характеристиками, которые уже запускаю в серию (мелкосерийные образцы уже хорошо разошлись среди спортсменов разных стран), параллельно разрабатываю приборы для судейства и безопасности, чтобы мой спорт развивался и не требовал космических денег.

А мотоспорт требует немало вложений. Если говорить о гонках уровня чемпионата мира по кросс-кантри ралли, то купить или построить мотоцикл, который способен финишировать 10-дневный ралли-марафон, нужно отдать около 30 тысяч евро. На обслуживание мотоцикла при активном участии в гонках нужно отдать еще 5-10 тысяч евро в год. Может выйти и больше, в зависимости от того, как проезжать, какие есть крушения.

Возвращаясь к биографии, в 37 лет купил себе мотоцикл КТМ [с двигателем] 690 «кубов», чтобы, как говорится, ездить в лес и слушать пение птиц. Со временем меня мотоциклетное дело увлекло, захотелось гонять, соревноваться, поэтому начал смотреть обучающие видео на YouTube, следил за турнирами. И вот так вот получилось, что где-то в 2018 году начал принимать участие в гонках. Сначала – в чемпионате Беларуси по эндуро (дисциплина мотоспорта и велоспорта, предполагающая агрессивный стиль езды по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, начиненных бревнами, валунами и другими препятствиями, в зависимости от сложности соревнования – Tribuna.com). Но мой мотоцикл, откровенно, все-таки не подходил под такой тип соревнований, поэтому я спустя год переключился на ралли-рейды. Пример таких гонок – знаменитый «Дакар».

Первые мои соревнования в этом классе были в 2019 году, в Херсонской области, Baja Ukraine. Гонял по пескам, по пустыням, еле финишировал и занял второе место с конца. Но, проявив упорство на следующих этапах чемпионата, занял итоговое третье место в том году. В общем, постепенно начал все чаще участвовать в подобных соревнованиях по всей Европе, купил раллийную Husqvarna 450, брал медали, побеждал. Три года подряд брал призовые места на чемпионате Украины Baja Ukraine. А в 2022 году решил, что хочу принять участие в «Дакаре». Просто так туда попасть невозможно, даже если ты заплатишь стартовый взнос. В классах автомобилистов и грузовиков все проще, а у мотогонщиков нужно пройти квалификацию, потому что на «Дакаре» печальная статистика: в среднем полтора гонщика за соревнование погибают. Поэтому организатору нужно в течение года, предшествующему «Дакару», показать, что я умею гоняться, не убьюсь в первый же день.

Для этого я планировал проехать несколько топ-соревнований: этапы чемпионата мира и Европы по бахам, чемпионат мира по кросс-кантри-ралли. Ну и опыт уже довольно большой, за плечами много соревнований, побед. В общем, шансы попасть на «Дакар» были. Однако когда началась война в Украине, все мои планы и мечты пошли прахом.

– Почему?

– А меня просто перестали допускать к этапам ЧМ и ЧЕ. Если допускали, то только в зачет национального чемпионата. Например, в августе я так ехал Hungarian Baja. Финишировал в районе первой шестерки, мог бы получить баллы в зачет чемпионата мира, но… Как уже сказал, меня до такого уровня не допустили, я гонял только в зачет национального первенства, а на это при отборе на «Дакар» особо не смотрят.

– Насколько понимаю, проблемы именно из-за беларусского паспорта?

– Именно так. Чтобы вы понимали, расскажу, как ситуация развивалась с самого начала. В марте Международная федерация мотоспорта из-за войны выпустила решение, что мотоциклисты из Беларуси и России не могут участвовать в соревнованиях под эгидой федерации. Также была приостановлена выдача международных лицензий для федераций Беларуси и России. По сути, я уже тогда оказался лишен практически всех возможностей участвовать в топ-турнирах на уровне чемпионатов мира и Европы, ездить в зачет ЧМ и ЧЕ. Три последних года получал украинскую национальную лицензию, потому что она более универсальная, чем беларусская, подходит для всех видов мотоспорта. Будь то мотокросс, эндуро, супермото или ралли. Но даже с ней меня допускали к гонкам только в зачет стран. Так произошло и в Венгрии.

И вот на днях стартовал этап чемпионата мира в Португалии. Я подумал, что в зачет ЧМ меня не пустят, поэтому заявлюсь в чемпионат страны, постараюсь там показать хороший результат и потом будет что предъявить организаторам «Дакара». Отправил заявку в Португалию, организаторы приняли ее, я заплатил стартовый взнос в 865 евро. Все было хорошо, но за пару дней до соревнований мне сообщили, что Португальская федерация мотоспорта против моего участия. Попросил какое-то юридическое обоснование – никакого ответа, ничего мне не предоставили. Все на уровне слов. То есть не допустили, а еще и стартовый взнос до сих пор не вернули.

– Вы предполагаете или вам сказали, что причина отказа в том, что вы беларус?

– Когда подавал заявку, сразу предупредил организаторов, что я – беларус, выдал сканы своих документов. Показал, что у меня паспорт Беларуси, мотоцикл зарегистрирован в Беларуси, водительское удостоверение получал там же, но национальная лицензия – украинская. Мне сказали, что проблем не будет, единственное, я смогу поехать только в зачет национального чемпионата, а не ЧМ. Я к этому был, конечно, готов. Но, как уже сказал, за несколько дней до соревнований мне позвонили и сказали, что федерация против моего участия, организаторы вынуждены подчиниться. Ну а причина – именно то, что я беларус.

Когда гонял в Румынии и Венгрии, понимал, что в Португалии, скорее всего, повторится такая же история. Но кто мог предположить, что все окажется еще хуже.

– Ваши взгляды и гражданская позиция не играют в этом случае какую-то роль?

– Нет. Против Путина ты и Лукашенко, против войны ты – если у тебя беларусский паспорт, никакие подписи под антивоенными декларациями или письмом свободных спортсменов тебе не помогут. Я ничего пока из этого не подписывал просто потому, что не знал о наличии таких писем, да и не считаю себя каким-то известным спортсменом. Тем не менее никогда не скрывал свою гражданскую позицию, ни разу не голосовал за Лукашенко, а после событий-2020 выступал за перемены, помогал тем, кто пострадал в Беларуси. Старался как-то помогать и украинцам после начала войны.

– Вас вообще спрашивали о вашей гражданской позиции?

– Нет. Руководители Португальской федерации мотоспорта увидели, что я беларус, значит, никак нельзя. Даже под нейтральным флагом меня не хотели допускать. Главное препятствие – это гражданство. При этом в той же Румынии или Венгрии чиновники шли навстречу, допускали. Единственное, я помню, как в Венгрии на торжественном старте, когда я выехал на подиум, не говорили название страны. На всякий случай, наверное, опасались реакции публики. Плюс на табло напротив моей фамилии не было флага. А по венгерскому телевидению (не знаю, специально это или случайно) код страны BLR расшифровывали как Болгария.

– Получается, вы пропускаете соревнования в Португалии и, соответственно, лишаетесь последней возможности попасть на «Дакар»?

– Да. Из-за войны мне удалось принять участие только в двух более-менее крупных соревнованиях, показал там неплохое время. Хотелось еще проехать чемпионат в Португалии, чтобы улучшить время и это предъявить организаторам «Дакара». Но шанса меня лишили. И, уверен, теперь никто меня, проехавшего два соревнования за год, не будет даже рассматривать в качестве потенциального участника «Дакара».

– Если бы вы проехали в Португалии, но в рамках национального чемпионата, почему вас стали бы рассматривать для участия в «Дакаре»?

– Скажем так, не факт, что стали бы. Но я надеялся, что проеду очередное соревнование, а потом просто предъявлю, что я никак не мог гонять в рамках зачета ЧМ, потому что беларусскую федерацию лишили возможности выдавать международные лицензии. Возможно, пошли бы навстречу.

– По-вашему, с вами поступили справедливо?

– Считаю, что нет. Нельзя наказывать всех беларусов за действия одного человека.

Допускать к старту с условием подписания антивоенной декларации (как делает FIA) куда более разумно, чем банить абсолютно всех (как FIM), поскольку в первом случае по количеству подписей гораздо лучше видно, что большинство против войны. А во втором не видно ничего, и начинает казаться, что все недопущенные топят за войну. Реально, если бы мне сказали подписать письмо против войны, чтобы допуститься к стартам, я бы сразу это сделал.

– К слову, сколько стоит участие в «Дакаре»?

– Стартовый взносы – что-то в районе 35 тысяч евро. Но бюджет гонки обычно составляет 60 тысяч. Это проезд, доставка техники, прочие траты. И это если ты приехал без механика, который помогает тебе ремонтировать мотоцикл во время соревнований. Я как раз и хотел заявиться так – все делал бы сам. Готов был все оплатить, если бы меня допустили. Но дорога к мечте удлиняется.

– Может, вы общаетесь с гонщиками из других стран? Что они думают о вашей ситуации?

– Те, с кем я общался, не разделяют позицию Международной мотофедерации, которую копирует Португальская федерация. Говорят, что это непонятная глупость.

– Россиян тоже не допускают?

– У них такая же ситуация, как у беларусов, и с международными лицензиями, и с допуском на определенные соревнования. И, снова же, интересно, что Федерация автомобильного спорта требует от беларусов и русских подписать письмо против войны, чтобы участвовать в соревнованиях под своей эгидой. Я знаю, что те россияне, которые не проживают на Родине, делают это. А те, кто живет в России, опасаются подписывать бумаги, потому что за это можно получить срок за дискредитацию армии.

– Обращались к каким-нибудь организациям за помощью? Например, к тому же Фонду спортивной солидарности?

– Весной, когда по просьбе Украины забанили беларусских спортсменов «из-за того, что они создают положительный имидж своей стране», предлагал украинской федерации выступать под украинским флагом и создавать положительный имидж Украине (тем более я наполовину украинец по отцу). Но там резко были против. А в ситуации с Португалией я не успел куда-то обратится, так как отказали за пару дней до старта.

– Вы единственный беларус, который не допускается к соревнованиям?

– В моей дисциплине есть еще девушка Анастасия Ленёва, но она после начала войны даже и не заявлялась на соревнования. Видимо, решила не терять время и не сталкиваться с этими проблемами. Плюс несколько беларусов гоняют в супермото. Одного завернули в Латвии, второго недавно в Бельгии. Причем не допускают даже до национальных чемпионатов.

– Как в мотосообществе Беларуси реагировали на события в Беларуси-2020 и на войну в Украине?

– В 2020 году обсуждали, что творится, осуждали. Потом, когда начали привлекать администраторов домовых чатов, то все потерли, в чатах не обсуждали ничего. Только на кухнях. То же самое и о войне.

– По-вашему, может поменяться ситуация в мотоспорте?

– В первую очередь надеюсь, что война скоро закончится. Это самое главное, что мне сейчас хочется. Что касается спорта, надеюсь, чиновники и федерации пересмотрят свои взгляды, поймут, что, наверное, не стоит банить всех беларусов поголовно, а стоит подходить к вопросу индивидуально, выяснять, у кого какие взгляды.

– Насколько знаю, как раз из-за своих взглядов вы вынуждены были уехать из Беларуси.

– Да. Жить в стране и постоянно молчать я не хотел. А высказывать свою позицию в Беларуси опасно. Уехал в феврале 2022-го. Сразу как началась война, понял, что вряд ли что-то хорошее будет в стране.

– Отношение украинцев к вам не поменялось?

– Большинство из тех, кто меня знает, отношение не поменяли. Но в начале войны, наверное, на эмоциях люди пытались на меня наезжать, говорили, что из моей страны летят ракеты, а я бездействую. Отвечал им, что в Беларуси нельзя выйти на площадь и потребовать от правительства прекратить запуск ракет. Все это чревато проблемами со здоровьем и свободой. Поначалу люди не понимали, но со временем я начал сравнивать Беларусь с оккупированной Херсонской областью, где точно так же невозможно выйти на улицы с требованиями прекратить обстрел Николаевщины.

– Как вы относитесь к бану, который наложен на беларусскую команду «МАЗ-СПОРТавто»?

– Не стоит забывать, что на МАЗ наложены санкции еще с 2020 года, поэтому не думаю, что даже если бы пилоты подписали бумагу против войны, они бы поехали на «Дакар».

К счастью, у меня не так все плохо с санкциями, как у «МАЗ-СПОРТавто», поэтому я продолжу развиваться. Теперь у меня чуть больше времени, чтобы сколотить команду на «Дакар». Один в поле не воин, даже если речь идёт о зачете moto original – там гоняют без поддержки механиков. Все равно нужны спонсоры, менеджер команды, да и просто компаньон на бивуаке, который поддержит добрым словом…

И поддержка подписчиков в соцсетях очень важна (instagram/tiktok @madzanov), чтобы дойти до «Дакара» и финишировать вместе со мной. Вы все мне очень нужны.

Фото: из личного архива Дмитрия Мазанова

Іншыя пасты блога

Усе пасты