Tribuna/Футбол/Блогі/О духе времени/Кто угрожает Беларуси, ждут ли нас в ЕС и что делать с Россией? Спортсмены – о том, как жить дальше

Кто угрожает Беларуси, ждут ли нас в ЕС и что делать с Россией? Спортсмены – о том, как жить дальше

От вступления в НАТО до умения сидеть на пяти стульях.

Аўтар — bytribuna com
23 кастрычніка, 16:45
2
Кто угрожает Беларуси, ждут ли нас в ЕС и что делать с Россией? Спортсмены – о том, как жить дальше

Сегодня Беларусь практически заморозила отношения с западным миром и находится в тотальной экономической зависимости от России. А как хотелось бы в идеале? Где место нашей страны – в Европейском союзе, Союзном государстве или где-то еще? А кто угрожает нашему суверенитету и как его защитить? Об этом Telegram-канал «О, спорт! Ты – мир!» поговорил с представителями беларусского спорта. Двое живут в Европы и выступают открыто, а третий находится в Беларуси и согласился говорить только на условиях анонимности. «Трибуна» перепечатывает эти разговоры.

«Военная угроза для Беларуси может исходить только от России»

Артур Удрис, волейболист

– Беларусь – это Европа?

– Конечно, Европа. Во-первых, географически. Во-вторых, по ментальному укладу беларусы очень похожи на европейцев. При этом у нашей нации есть особенности. Главная - это скромность, такая невычурность. Если беларусы находятся в другой стране, то ведут себя, как в гостях. Без вызова. Хотя, конечно, бывают разные индивидуумы.

Плюс сказал бы, что сейчас наше общество расколото на две группы. Условно говоря, консерваторы, которые представлены людьми постарше, и либералы – это молодое поколение. Консерваторы говорят, что раньше, во времена СССР, было лучше и так далее. А либералы больше про толерантность, про взгляд в будущее, изменения. И я бы сказал, что как раз либералы похожи на европейцев, а вот консерваторы – на россиян.

– Какими вы видите идеальные отношения Беларуси с соседями?

– Главное – наша страна не предоставляет свою территорию для нападения на соседнее государство, а также напрямую не участвует в войне. Вообще, тут нужно говорить о грамотных и хороших дипломатических взаимоотношениях, когда к соседям можно въехать без визы или хотя бы по какой-то упрощенной процедуре. Когда налажена взаимная торговля и никто ни с кем не меряется, грубо говоря, своими достижениями.

– В какую сторону должна двигаться Беларусь – в Евросоюз, в союз с Россией или быть сама по себе?

– До 2022 года я бы сказал, что Беларусь может оставаться сама по себе. И по результатам соцопросов примерно так же думало большинство беларусов – мол, наша страна должна со всеми дружить, но ни к кому не присоединяться. Но сейчас я бы сказал, что Беларусь должна быть и в ЕС, и в НАТО. Потому что неизвестно, когда произойдут изменения в России, а это достаточно опасный сосед, который однажды может с нашей страной сделать то же самое, что делает с Украиной. Россия может решить так: «Что ж, Украину не завоевали, а СССР нужно возрождать, поэтому давайте тогда попробуем через Беларусь». Соответственно, будут все вытекающие: диктатура, автократия и так далее. Защититься Беларусь сама не сможет, а НАТО – это хоть какой-то гарант безопасности.

А ЕС – это банально какие-то возможности для развития. Та же молодежь сможет ездить по европейским странам, свободно работать в Германии, Франции и так далее. Беларусь же, чтобы удерживать кадры у себя, будет создавать приемлемые условия для работы. А такая конкуренция непременно создаст благоприятную почву для развития внутри страны.

– Как думаете, к какому варианту сегодня склоняется большинство белорусов?

– Убежден, что большинство молодых людей, тех, кому до 30, склоняются к союзу с Европой. Что касается остальных, в частности лукашистов, то на них, конечно, сильно действует пропаганда, поэтому они придерживаются иного мнения. Но в каком соотношении сегодня представлены тот и другой лагерь, сложно сказать.

– Как выстраивать отношения с Россией и надо ли нам отгораживаться от нее?

– Зависит от того, какая это будет Россия. Если демократичная, то отгораживаться не вижу смысла.

Вообще, я против того, чтобы клеймить россиян, считать их всех каким-то неправильными людьми, испорченными. Русские тоже есть разные, хотя согласен, что у многих из них присутствуют имперские амбиции, даже у представителей оппозиции. Я два года прожил в России и заметил, что 90 процентов русских считает, что в Великой Отечественной войне победили исключительно они, русские, а развал СССР – это просто отделение от России каких-то регионов. И их имперские амбиции не позволяют думать по-другому. Но, при этом, повторюсь, есть и те русские, которые мыслят по-другому, адекватно. Поэтому не склонен грести всех под одну гребенку.

– Кого сегодня считаете большой угрозой белорусскому суверенитету – Евросоюз или Россию?

– Вообще не вижу, как ЕС может угрожать суверенитету Беларуси. А вот Россия – это страна, которая просто так может привести на нашу территорию свои войска, разместить у нас ядерное оружие. Мне кажется, в таком случае говорить о каком-либо суверенитете Беларуси очень сложно. Власти говорят, что он есть, но очень сложно оценить, сколько же его осталось на самом деле. Поэтому, отвечая на вопрос, скажу, что главная угроза суверенитету Беларуси исходит однозначно от России. И тут же можно вспомнить о субсидиях, кредитах от России, то есть об экономической зависимости Беларуси от соседней страны.

– Как считаете, существует ли сегодня военная угроза для Беларуси?

– Мне кажется, военная угроза для Беларуси может исходить только от России. Если на нашу территорию может заехать неограниченное количество военной техники соседа, то что это, как не военная угроза? Плюс тот же «Вагнер» размещался. Даже если по телевизору всех пытаются убедить, что это все согласовано, будто бы по обоюдному желанию. Естественно, что там еще могут сказать. Так что, однозначно, военная угроза от России исходит, и она вполне осязаема.

«Неплохо было бы сначала обрести независимость и посмотреть, на что мы годны»

Александр Николайчук, тренер по фехтованию

– Беларусь – это Европа?

– Конечно, считаю нашу страну частью Европы. Даже в географическом плане нет никаких сомнений в этом. У нас и в Полоцке стоит памятник – «Географический центр Европы».

При этом, конечно, мы остается беларусами, и у нас есть отличительные черты. Наш народ долгое время находился и, наверное, находится под гнетом тем или иных обстоятельств, и у нас сформировался свой ген, такая особенность нации. Сказал бы, определенный страх, который заставляет быть спокойным, терпеливым, памяркоўным народом. Мы, к сожалению, несвободны, зависимы, это сидит внутри нас. Мне кажется, это самое главное наше отличие от европейцев.

Есть определенные отличия и от россиян. В первую очередь, наше население все-таки умнее, образованнее, поэтому у нас и нет дурацких имперских амбиций. В голове у беларусов что-то все-таки присутствует.

– По-вашему, какие должны быть идеальные отношения Беларуси с соседями?

– Соседи должны быть в первую очередь партнерами. Мы живем у себя, они – у себя, но при этом мы как партнеры делимся друг с другом технологиями, ресурсами, помогаем друг другу и идем дружно вперед. Живем и наслаждаемся жизнью именно как соседи, которые уважают друг друга.

– В какую сторону, на ваш взгляд, должна двигаться Беларусь – в Евросоюз, к партнерству с Россией или быть сама по себе?

– Все-таки мы не пожили в независимом статусе. И для начала неплохо было бы обрести независимость, попробовать пожить в ней и посмотреть, на что мы на самом деле годны, можем ли мы чего-то добиваться сами. Уже спустя время, когда поживем, определимся, чего хотим, где мы и что мы, тогда можно решать, с кем в союзе идти дальше. И, в принципе, нужен ли нам с кем-то этот союз.

Помню, кто-то сказал, что Беларусь на самом деле может быть маленькой Швейцарией. Она тоже не в ЕС. И что, плохо живет? Или второй пример – Албания. Страна, которая нас уже в футболе обыгрывает. При слове Албания 10 лет назад у меня возникали ассоциации, что это государство, где поселились какие-то цыгане и непонятно что делают. А теперь это страна, куда беларусы ездят отдыхать, где построены курорты, где все замечательно и все развивается. И Албания тоже не в Евросоюзе. Возможно, они вступят в ЕС когда-нибудь, но пока живут своей нормальной жизнью, развиваются, и все там не на самом плохом уровне. А футбол для меня лакмусовая бумажка. Если футбол развивается, значит, и в остальных сферах все хорошо.

Так что, повторюсь, сначала Беларуси нужно пожить в независимом статусе, понять, что мы можем и что мы хотим, а уже потом принимать решения по возможным союзам. Лично меня привлекает союз Беларуси, Украины, Польши и Литвы. Во-первых, соседи. Во-вторых, ВКЛ все равно дает о себе знать, оставило определенный след в истории. Почему бы нам не вернуться к тем истокам?

– Как думаете, к какому варианту сегодня склоняется большинство беларусов – к ЕС или России?

– После событий 2020 года, после моего отъезда из Беларуси прошло, кажется, совсем немного – всего несколько лет. А мне кажется, что я уже просто и не знаю, чем дышит страна. Хочется думать, что у беларусов осталась европейская направленность мысли, но что-то мне подсказывает, что что-то поменялось – в сторону интеграции с восточным соседом. Просто многие из лучших беларусов уехали, а когда их нет рядом с теми, что живет в Беларуси, то определенный слой населения поддается пропаганде, каким-то призывам. И мне кажется, хотя могу и ошибаться, что многие беларусы действительно склоняются к союзу с Россией, как об этом и говорят по телевидению.

– А как тогда выстраивать отношения с Россией? Или, возможно, стоит от нее отгородиться?

– От нынешней России, конечно, стоит отгородиться. Но Россия нам этого просто не даст сделать, потому что мы полностью от нее зависимы, во многим аспектах. Как можно отгородиться от страны, которая не дает это сделать?

Если же Беларусь когда-то станет независимой, уверен, что в этом случае и Россия уже будет другая. В таком случае, возможно, и не нужно будет отгораживаться. Мы будем выстраивать добрососедские отношения.

– Кого вы считаете большей угрозой суверенитету Беларуси – ЕС или Россию?

– Исходя из предыдущего ответа, можно сделать вывод, что, конечно, Россию, которая банально не дает Беларуси быть независимой, не дает жить в суверенитете. По сути, наша страна просто стала частью России, губернией. И это давно нужно признать.

– Существует ли сегодня для Беларуси военная угроза?

– Нет, такой угрозы нет. Со стороны ЕС – понятно. Россия? А зачем ей на нас нападать, если Беларусь, по сути, уже часть этой страны? Россия и так нас контролирует. Сама на себя она нападать не станет.

Вообще, вспоминаю свое детство, отрочество и юность, и то, как нас всю жизнь кормили тем, что на нас хотят напасть и так далее. Эти же слова звучат до сих пор. Постоянно на нас кто-то хочет напасть. О чем вы? Актер Артур Смольянинов, кстати, сказал интересную мысль: «Чтобы россияне поняли, кто на кого хочет напасть, их нужно свозить в Европу на несколько дней. Тогда они поймут, что никто на Россию не собирается нападать – Европе это просто не надо». То же самое касается и беларусов – им тоже нужно увидеть, что происходит за пределами Родины, и тогда они поймут, что все эти разговоры о нападениях – полный бред. Но пока, к сожалению, активно работает пропаганда, которая влияет на умы народов.

– Украина сейчас стремится в НАТО. А Беларуси туда надо?

– Снова же, если у нас будет независимость, суверенитет, который нужно будет защищать, то, конечно, мы будем думать о том, в какой союз вступать, чтобы быть в безопасности, чтобы не было такого, как в Украине. Но так как у нас нет суверенитета, куда мы будем вступать? Пока все гипотетически.

«Основная угроза нашему суверенитету – мы сами»

Спортсмен, который живет в Беларуси

– Беларусь – это Европа или нет? И чем мы отличаемся от европейцев и россиян?

– Беларусь – это Европа, европейская нация. Была, есть и будет. Всегда мы смотрели на соседей с Запада как на пример для развития.

Отличаемся, скорее, от некоторых народов, проживающих в ЕС, например, от французов или испанцев. Но мы довольно близки ментально с поляками, чехами, словаками. Так называемой славянской группой народов. Тут нельзя провести такое «агульное» сравнение. Слишком Европа разношерстна.

Так же мы схожи и различаемся и с россиянами. Мы довольно близки с людьми, проживающими вдоль нашей границы, так называемой европейской счастью России. А вот насчет башкиров, коми, марийцев, карелов, удмуртов, бурятов, аварцев, осетин, чеченцев, чукчей, якутов и так далее мне сложно назвать, что нас объединяет ментально. Что дополнительно подтверждает: мы – европейская нация.

– Какими вы видите идеальные отношения Беларуси с соседями?

– Беларусь должна в целях собственного благополучия и последовательного развития научиться «сидеть на пяти стульях одновременно». Мы должны максимально быть открытыми со своими соседями. В идеале – быть хабом, который объединит их. Надо концентрировать в себе все лучшее, что есть у наших соседей.

– В какую сторону должна двигаться Беларусь – в Евросоюз, к партнерству с Россией или быть сама по себе?

– Желательная, на мой взгляд, стратегия нашего развития – быть максимально нейтральным государством. Быть открытым в коммуникациях, поддерживать добрососедские отношения со всеми странами.

Что касается членства в Евросоюзе, мы не готовы к этому. Наш народ и наше государство не готовы к настоящей рыночной экономике. Мы еще очень молодая страна, получившая свою независимость 30 лет назад. А основные страны ЕС сотни лет развивались и шли к демократии, построенной на соблюдении прав человека. Та же Испания избавилась от диктатуры только в конце 1970-х. Возможно, через несколько десятилетий наша экономика и наши люди будут готовы пройти путь интеграции в ЕС. Эта тема точно не сегодняшнего дня для белорусского народа.

– Как думаете, к какому варианту сегодня склоняется большинство белорусов?

– Думаю, большинство белорусов склоняется к нейтралитету с добрососедскими, взаимовыгодными отношениями с близлежащими странами. В основном влияют на мнения и симпатии людей текущие события. Например, война забрала большой процент сторонников союза с Россией. Санкции и закрытие границ, остановка транспортного сообщения уменьшило количество сторонников ЕС. И такие качели будут постоянно.

– Как выстраивать отношения с Россией? Надо ли нам отгораживаться от нее?

– Что касается партнерства с Россией, то у нас выбора уже нет. Мы тотально зависим от ее ресурсов и рынка. Но, в любом случае, иметь добрососедские отношения мы обязаны. Давайте признаемся: мы не готовы платить за газ три тысячи долларов. Наши предприятия просто не выдержат этого. Куда девать людей с закрывшихся заводов? Как пенсионеры со своей пенсии смогут оплатить коммуналку в сотни долларов? Кто купит продукцию нашу, если закроется граница с Россией? И таких вопросов можно задать сотни. И главный из них – готовы ли мы окунуться одновременно во все эти тяготы и ради чего?

Плюс вскрылась проблема санкций, что они не заставляют режим меняться, а больше загоняют нас в зависимость от России. А вырваться из нее будет потом очень сложно, если этот рубикон уже не пройден... Но если думать стратегически, если в России пройдут демократические перемены, то и нас затянет в эту воронку автоматически тоже. Но на данный момент что имеем, то и имеем.

– Кого вы сегодня считаете основной угрозой белорусскому суверенитету – Евросоюз или Россию?

– Мой ответ, может, прозвучит немного удивительно, но основная угроза нашему суверенитету – это мы сами. Делясь на «правильных» или «неправильных» белорусов, мы только ослабляем себя. И этой слабостью и разобщенностью в будущем могут воспользоваться. Но на данный момент я не вижу угроз с Запада. Что касается России, то мы уже и так с ней интегрированы практически во все, что можно, и зависим от нее экономически. Смысла захватывать военным путем власть нет – только врагов наживать. Тем более во время войны с Украиной это им не нужно точно.

– Украина сегодня стремится в НАТО. Надо ли туда стремиться и Беларуси?

– НАТО – это тема еще более далекая тема, чем членство в ЕС. Не факт, что Украина туда еще вступит, учитывая «единство» членов в нем. А для нас на данный момент наиболее выгодна нейтральная позиция. Этот вопрос [с НАТО] будет решать уже другое поколение беларусов.

Іншыя пасты блога

Усе пасты