Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Почему в Беларуси загибается футбол и как это можно исправить. Мнение игрока, у которого накипело (громит чиновников и сам не может болеть за сборную)

Почему в Беларуси загибается футбол и как это можно исправить. Мнение игрока, у которого накипело (громит чиновников и сам не может болеть за сборную)

Накипело.

Автор — Tribuna.com
21 февраля 2022, 10:39
5
Почему в Беларуси загибается футбол и как это можно исправить. Мнение игрока, у которого накипело (громит чиновников и сам не может болеть за сборную)

«Не покидает ощущение общей обреченности».

К молчанию беларусских футболистов болельщики уже привыкли. Игроки, что бы не происходило в стране, не хотят открыто высказывать позицию и, даже если чем-то серьезно недовольны, помалкивают, опасаясь (не без оснований), что за «неправильным» высказыванием последует пресс со стороны чиновников от спорта.

Но это не значит, что все футболисты согласны с действиями режима и не хотят перемен. «Трибуна» пообщалась с одним из игроков высшей лиги, у которого накипело. Спортсмен, немало поигравший в высшей лиге, объяснил, почему, на его взгляд, футбол в стране опускается все ниже и ниже, и поделился мнением, как исправить ситуацию. Он понимает болельщиков, которые не болеют за сборную, потому что и сам не может за нее болеть, а еще – не верит в скорые перемены, потому что оружие находится у плохих людей. Интервью футболист дал на условиях анонимности с учетом рисков, которые сейчас несут в Беларуси любые публичные высказывания.

– Я давно являюсь частью беларусского футбола, и сейчас меня не покидает ощущение, что я попал в ситуацию какой-то безысходности и общей обреченности. Футбол загибается, но ни ты лично, ни кто-то другой ничего не может сделать. На самом деле такие мысли появлялись и раньше, но когда федерация начала все менять, вводить какие-то новшества – те же лимиты на зарплаты, на молодых, запреты на зарубежные сборы – чувство обреченности стало посещать намного чаще.

– При этом ты остаешься в футболе и выполняешь свою работу, как и прежде.

– На самом деле переквалифицироваться можно в любое время любому человеку. Научиться чему-то новому никогда не поздно. Но давай взглянем на другие сферы жизни в Беларуси. В медицине – откровенный застой, то же самое в образовании. Наверное, так можно взять любую сферу. И люди все равно продолжают работать, получать маленькие зарплаты, выполнять какие-то странные поручения сверху. И никуда не уходят. Почему? Не знаю… Наверное, потому что в стране не так много возможностей, чтобы безболезненно перейти из одной сферы в другую, получив соответствующее образование. А, возможно, люди просто не хотят пробовать что-то новое. Сидят там, где привыкли, и не хотят двигаться.

И по этому поводу у меня есть реальные опасения за страну, за ее будущее. Тяжело представить, что будет дальше. Если вернемся к футболу, то мы видим, что везде в мире вид спорта прогрессирует сумасшедшими темпами, а в Беларуси... Никакую статистику по молодым, по тому, кто уехал за границу, не веду, но яркий показатель уровня нашего футбола – это национальная сборная. Это отражение работы всех: футболистов, тренеров, федерации. И какие результаты у команды, мы все видим.

– Даже после провального 2021 года АБФФ говорила, что волноваться не стоит, виден прогресс, есть куда стремиться.

– Так потому что чиновники не могут признать, что они ошиблись. В Беларуси вообще мало кто свои ошибки способен признать. То же самое касается людей из футбола.

– Ты согласен, что болельщики критикуют сборную по делу?

– Болельщик, если откровенно, имеет право на все, что угодно. Человек может не ходить на матчи, может ходить и при этом ругать команду, потому что ему не нравится ее игра. Это нормально. Да и, честно, я сам по себе сужу: когда смотрю, как выступает сборная, думаю, как можно за нее болеть. Может, кто-то скажет, что у меня нет солидарности с коллегами, но, извините, такие мысли проскакивают. Что уж говорить о болельщиках.

С другой стороны люди, наверное, не до конца понимают, что происходит в беларусском футболе. Многие смотрят на все происходящее поверхностно.

– А объясни, что происходит в беларусском футболе?

– Вот скажи мне, сколько у нас в стране частных футбольных клубов? Их практически нет. А взять те же «Крумкачы». Им дают развиваться? Нет, это очевидно. А если появится еще какой-то частный клуб, то когда он начнет развиваться, прогрессировать, туда сразу влезет государство, захочет внедриться и проводить свою политику. По-моему, отсутствие удачных моделей развития частных клубов – это следствие того, что государство не дает таким структурам жить.

И вот ты спросил, что происходит в беларусском футболе. Отвечу вопросом: как беларусский футбол может в принципе развиваться, если его полностью контролирует власть? При этом контролируют не всегда компетентные люди. А частникам так вообще не дают жить. Как по мне, нужно пригласить нормальных специалистов, которые посмотрят на вид спорта в стране, составят план подготовки, расскажут, как футбол нужно развивать. Может, тогда что-то получится. Но не будет такого в Беларуси пока, потому что власть всё хочет держать под контролем. И пока государство контролирует футбол, он будет жить только по той модели, которую избрали власти. Мое мнение такое: пока всё будет контролироваться государством, ни о каком развитии говорить не стоит. Хотя чиновники при этом постоянно повторяют, что они вкладывают средства в футбол. Да, вкладывают, но это же средства налогоплательщиков. Поэтому люди и недовольны, они не зря говорят, что не хотят спонсировать «футболистов-бездельников». Людей можно понять. Реально, люди не должны спонсировать то, что не хотят.

Я просто призываю власти отпустить немного футбол, убрать этот жесткий контроль. Давайте посмотрим, что тогда произойдет. Может, футбол совсем умрет. А может, все станет намного лучше. Почему бы не посмотреть на всё это? Но в Беларуси, к сожалению, пока такое невозможно. Власти, наоборот, с каждым днем контролируют все еще жестче.

– То есть, по-твоему, чтобы футбол как-то изменился (в лучшую или худшую сторону – это покажет время), нужно его отдать в частные руки?

– Я бы сказал, что для начала нужно понять, что нельзя контролировать вид спорта на 100 процентов. Плюс дать возможность развиваться каким-то частным инициативам. И всем дать абсолютно равные условия для жизни. Но возможно ли такое в Беларуси?..

У нас что, дают бизнесменам развиваться? Да, сначала дают, но как только человек достигает чего-то, тут же появляются чиновники и чуть ли не заставляют делиться с ними. То же самое и с футболом. Уверен, если на начальном этапе дадут свободу частным клубам, дадут им возможность расти, то через какое-то время подключится власть и начнет успешные проекты душить.

Может, власть просто боится, что какие-то частные структуры могут пойти против нее. И пока нынешняя система существует, частный футбол, частные клубы в Беларуси просто невозможны. Чтобы на что-то рассчитывать, нужно в стране очень многое менять.

У нас любят говорить, что медицина развивается. Но, извините, она это делает такими маленькими шажками. В поликлиниках электронные талоны появились – это прогресс. Но при этом, чтобы сделать МРТ, который позволит человеку быстрее выздороветь, нужно на это МРТ записаться, получить направление, потом ждать процедуру неизвестно сколько. За свои деньги в частных клиниках – это все дорого. Да так в любых сферах. Образование, сельское хозяйство… В деревнях нечего делать, работы нет.

– Чиновники гордятся тем, что удалось сохранить советское наследие.

– Да это все пыль в глаза.

– Имеешь в виду, что когда нет развития, лучше говорить о том, что что-то удалось сохранить?

– Конечно, так всегда делается. Какие-то факты, и не всегда достоверные, транслируются по громкоговорителю, люди слушают и делают какие-то выводы. Но что говорят? Например, вчера мы собрали такой-то урожай. Молодцы. Но то, сколько могли собрать, – об этом речи не идет. В таком случае люди не могут сравнивать потенциальные итоги и то, что получилось здесь и сейчас.

Так же и с футболом. Если у какого-то клуба получится нормально выступить, неплохо сыграть на международной арене, чиновники сразу же скажут: «Вот, смотрите, все же работает. Не зря введены лимиты». А как оно могло быть при другом подходе – об этом не говорят.

– Когда клубы терпят неудачи, они подвергаются жесткой критики со стороны власти. А когда чего-то достигают, то чиновники сразу приписывают этот успех себе. Хотя в обоих случаях вклад властей одинаковый.

– Власть себя ругать не может, она не умеет признавать ошибки. Зато если будет какой-то успех, то сразу же припишет это себе, создаст видимость работы. Красота! Посмотри на Олимпиаду. Взяли беларусы две серебряные медали – чиновники сразу начали говорить, что спорт в Беларуси развивается. А что на самом деле происходит… Признавать свои ошибки чиновники не будут.

– Скажи, для чего вообще в Беларуси существует профессиональный футбол, что он несет в себе?

– Наверное, так изначально сложилось: вот, везде есть чемпионаты, значит, и у нас должен быть свой. Плюс это все-таки социально важная вещь. Когда были еврокубки, когда сборная показывала результат, люди ходили на стадион, мы увидели, что у нас довольно много любителей футбола.

– Но сейчас, когда нет ни результата, ни зрителей на стадионах, для чего существует футбол в стране?

– Для государства, которое его полностью контролирует. Что касается людей, то я полностью понимаю, почему они не ходят на матчи, почему практически все отвернулись от команд. Могу понять и фанатов, почему они уже не ходят на сектор. Фанатов у нас так вообще после всех событий августа-2020 начали подозревать в самых тяжких грехах. Поэтому прекрасно понимаю поведение людей. Плюс беларусам не нравится, что футболисты молчат, несмотря на то, что происходит в стране. Не нравится, что игроки подписывали провластные письма. В общем, повторюсь, людей, которые отвернулись от нас, прекрасно понимаю. И получается, что в таком случае футбол нужен только государству для какой-то отчетности о своей деятельности.

– Когда ты выходишь на поле и видишь практически пустые трибуны, какие испытываешь эмоции?

– В ситуации, в которой оказалась наша страна, по сути, так и должно быть. Футбол для людей далеко не на первом месте, у человека хватает своих проблем. А ходить поддерживать то, что тебе не нравится – нет, так нельзя. Поэтому у нас пустые стадионы. Когда выхожу на поле и вижу мизерное количество людей, то, конечно, эмоции только негативные. Ведь без болельщика нет нормального футбола. И глобально мне очень обидно, что я ничего не могу с этим сделать. Нет, один я могу что-то сделать, но что поменяется от этого? Просто не дадут играть, я уйду – это будет красивая история. Но футбол в таком виде, как сейчас, все равно останется.

– Почему футболисты молча принимают все, что с ними делает государство? Никто же открыто не выступил против тех шагов, которые совершает АБФФ, чиновники.

– Если говорить лично обо мне, то мне хочется достичь еще несколько целей в футболе и уйти из профессии. Я не стремлюсь таким образом оправдаться, просто у меня есть незавершенные дела. Что движет остальными ребятами, почему они молчат, не могу сказать.

Хотя мы видим, что не все согласны с тем, что происходит сейчас в беларусском футболе. И поэтому люди уезжают в другие чемпионаты, даже на более скромные деньги. Они хотят играть, любят футбол. Не все футболисты лентяи. Просто в Беларуси нет серьезных возможностей, чтобы развиваться. Их и так было немного, а сейчас – еще меньше. При этом требования государства остались на прежнем уровне.

– Отток футболистов из чемпионата Беларуси текущей зимой – это свидетельство чего?

– Некоторые просто хотят уехать из Беларуси, поэтому согласны даже на скромные условия за границей. У некоторых это вынужденная мера. Не секрет, некоторым футболистам запрещают играть в нашем чемпионате по политическим причинам. Людям, высказавшим свою гражданскую позицию.

– Ты говорил, что многие футболисты просто мечтают вырваться из ЧБ, рвут одно место для этого, но не получается, потому что они, эти футболисты, ограничены. Что ты имел в виду?

– Люди растут, воспитываются в беларусской контролирующей всё системе. Под наблюдением тренеров, в строгом режиме. И это нужно менять, потому что, очевидно, что такой подход не работает. При этом власть, может, это и понимает, но что она делает? Она не меняет все в лучшую сторону, а, наоборот, режет, еще больше контролирует, закручивает гайки.

Понимаешь, у нас есть молодые парни, которые хотят играть. Но когда они попадают в команды высшей лиги, они сразу же оказываются в совершенно ограниченном мире: туда нельзя, это нельзя, запреты что-то говорить. При этом такое может быть даже в команде среднего уровня, где не самые лучшие условия. То есть ограниченный мир в не самой сильной команде. Как развиваться? Впрочем, нормальный адекватный футболист будет делать все, чтобы вырваться оттуда. Не верю, что для человека пределом мечтаний может быть команда среднего уровня, когда нужно ездить на тренировки, которые проходят на сухом неровном поле, жить в каком-нибудь общежитии. Нормальный спортсмен точно будет стараться вырваться из этого.

– Но есть и те, кого всё это устраивает, люди играют в одном клубе многие годы.

– Думаю, есть такие игроки у нас. Я к таким футболистам, если честно, отношусь плохо. Просто люди получают зарплату, пусть и небольшую, не стремятся никуда… Это ненормально.

– Как ты относишься к словам болельщиков, которые говорят, что хватит спонсировать из народного кармана футбол, а деньги лучше направить на медицину, образование или другие сферы?

– Это правильно, поддерживаю такое мнение. Но проблема в том, что деньги не пойдут на те сферы, о которых ты говоришь. Вот скажи мне, что у нас за 26 лет развилось так, что мы можем гордиться? Я говорю о тех сферах, которые контролируются государством. Да практически ничего! Футбол – в их числе.

– То есть ты не веришь, что если забрать часть денег из футбола, они пойдут на развитие социально важных сфер жизни?

– Даже если и пойдут, то ситуацию, в которой оказалась страна, это не исправит. Условно говоря, на футбол выделяют миллион долларов. Ладно, направят это на медицину. И что, сразу купят аппарат МРТ? Нет.

Понимаешь, если бы власти хотели развивать ту же медицину, они бы делали это и в нынешних условиях. Забрать из футбола деньги? Так игроки не получают большие зарплаты. Да, по сравнению с некоторыми другими сферами, – возможно. Но ты мне скажи, сколько у нас профессиональных футболистов, а сколько чиновников в стране и какая у них зарплата? Говорят, что они получают небольшие деньги – это бред. При маленьких зарплатах они бы точно не держались за свои места. И сейчас мы говорим о том, что если забрать из футбола деньги, то другие сферы начнут развиваться? Нет.

– Мне кажется, у тебя нет надежды на то, что ситуация в стране улучшится.

– В ближайшее время – нет. Это касается не только футбола, а вообще всей жизни. Почему? Потому что оружие у плохих людей. Понимаешь?

– Люди в твоем окружении понимают твою позицию?

– Конечно. Так получилось, что у меня нет среди друзей людей с кардинально противоположным мнением. Есть те, кто работает на госпредприятиях, но и они далеко не в восторге от того, что происходит в Беларуси.

– Ты веришь в перемены?

– Понимаешь, в нашей стране кран полностью перекрыт. У людей нет возможности развиваться, жить, что-то делать свободно. Любой шаг человека контролируется. Может, скоро полностью запретят выезжать из страны, Беларусь по-настоящему превратится в Северную Корею. И вот пока этот кран перекрыт, ничего хорошего не получится.

– Коль мы начали футболом, им и закончим. Скажи, футбол в Беларуси сейчас жив или находится в полумертвом состоянии?

– Жизнь вида спорта в стране искусственно поддерживается. Зачем это делается? Я мысли людей, кто этим занимается, не знаю.

– Может ли так случиться, что искусственная поддержка исчезнет, и футбол умрет окончательно?

– Любительский футбол будет все равно :). А профессиональный на какое-то время умрет. Если государство поймет, что нужно что-то менять и, главное, даст людям и виду спорта возможность развиваться, тогда, надеюсь, пойдут улучшения.

– Но те результаты, которые показывали на международной арене наши клубы и сборные…

– Этого в ближайшее время не будет и близко. Понимаешь, все наши клубы – если взглянуть на комплектование, на их работу – просто неконкурентоспособны на европейской арене. Ты же видишь, что команды вылетают в первых раундах. «Шахтер» показал, что не может пройти даже команду из, на первый взгляд, нефутбольного Люксембурга.

– То есть падение продолжиться и с этим нужно смириться?

– Если все останется так, как есть, то дальнейшее падение неизбежно. А смириться ли? Не знаю. Мне лично не хотелось бы, чтобы футбол умирал. Но так уж сложилось, что наши игроки – заложники ситуации, в которую государство загнало футбол своим тотальным контролем. Поэтому у нынешнего поколения футболистов уже точно ничего не получится. Что будет со следующим? Считаю, если есть возможность уезжать из Беларуси, из нашего футбола, то это обязательно нужно делать.

Фото: dinamo-minsk.by

Другие посты блога

Все посты