Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Лучший футболист Беларуси считает, что молодежь наглеет из-за лимита. Тренеры высшей лиги с ним не согласны, хотя им тоже не нравится лимит – вот по каким причинам

Лучший футболист Беларуси считает, что молодежь наглеет из-за лимита. Тренеры высшей лиги с ним не согласны, хотя им тоже не нравится лимит – вот по каким причинам

Спросили у тренеров высшей лиги.

Автор — Tribuna.com
28 декабря 2021, 14:21
Лучший футболист Беларуси считает, что молодежь наглеет из-за лимита. Тренеры высшей лиги с ним не согласны, хотя им тоже не нравится лимит – вот по каким причинам

Введен бессистемно, польза пока сомнительна.

Лимиты в беларусском футболе – дело уже настолько привычное, что очередные ограничения со стороны АБФФ практически никого не удивляют. Однако это не значит, что тренеры и игроки принимают вводимые ограничения. Так, недавно лучший футболист Беларуси-2021 Андрей Соловей высказался о лимите на молодых – перед завершившимся сезоном было установлено правило, что на поле должен находиться как минимум один игрок 1999 года рождения и младше. Соловей заявил, что категорически против такого подхода, потому что «молодежь от этого наглеет, так как понимает, что будет играть при любых раскладах».

А что думают по этому поводу отечественные тренеры, которые внедряют лимитчиков в составы? Специалисты, работающие в высшей лиге, поделились своим мнением с «Трибуной».

«Всё в беларусском футболе вводится бессистемно»

Главный тренер команды высшей лиги

– Поддерживаете ли вы позицию Соловья, который выступает категорически против лимита на молодых игроков?

– Если говорить на эту тему, то я сразу вспоминаю БАТЭ времен Виктора Гончаренко, когда в его команде появлялись молодые игроки, ярко проявляли себя. При этом в чемпионате не было никакого лимита. Парням давали шанс, в естественной конкуренции они выигрывали место в составе. Но сейчас все это делается искусственно, вводятся лимиты. Естественно, ни к чему хорошему это не приведет.

Или недавний пример – тот же Соловей. Он самостоятельно прошел определенный путь, добился места в составе, стал лучшим игроком Беларуси. И он развивался, когда ему не давали таких поблажек, как нынешней молодежи. То есть перед клубами не стояло условий обязательно выпускать как минимум одного лимитчика. Соловей прошел все ступеньки и добился определенных результатов. А сейчас же молодому футболисту дается шанс играть только потому, что он молодой. Парень таким образом не проходит важный этап взросления, не добивается в жесткой конкуренции места в составе. С этой стороны лимит – дело не очень хорошее.

Но давайте взглянем на ситуацию по-другому. Если молодым футболистам не давать играть, тогда, извините, как мы узнаем вообще, есть ли у нас талантливая молодежь, которая реально может выстрелить. Так что я призываю не смотреть однобоко на ситуацию с лимитом.

Еще отмечу один момент. У нас есть молодые игроки, их хватает, но главная проблема – с ними работают по шаблону, не хватает у тренеров гибкости.

– От клубов требуют результат, но при этом вводятся лимиты, в том числе на молодых.

– Проблема в том, что все это вводится бессистемно. Вот, например, решили ввести лимит – давайте! А потом: «Ой, не получилось, ни к чему не привело». Это то же самое, как когда-то было с сокращением высшей лиги – а вдруг попрет? И что, сократили – поперло? Нет, конечно. В АБФФ просто не думают, к чему могут привести эти лимиты. Они где-то услышали, что те или иные ограничения привели к положительному результату – хорошо, но вы задумались, а какая кроме этого была проделана работа, что предшествовало лимитам, какая была последовательность действий? Нет, не думают. В АБФФ собираются и говорят: «Надо что-то сделать. Давайте сделаем». А что потом будет…

– Вы согласны с Соловьем насчет того, что искусственное внедрение молодых в состав расслабляет молодежь, она становится наглой, понимая, что будет играть в любом случае?

– Нужно понимать, что уже выросло новое поколение футболистов, и к этим игрокам нужно относиться соответствующим образом. Ну, общество такое сейчас, и что нам сделать? Да, молодежь сейчас наглая, расслабленная. А многие сидят и думают: «А вот в наше время». Это бред! В Беларуси сейчас все по старинке: я сказал – ты должен сделать, остальное не волнует. Почему никто не хочет адаптироваться под время?

– То есть молодежь расслабляет не сам лимит как таковой, а просто такое поколение?

– Конечно. Это поколение потребителей, ничего с этим не сделаешь. Опять же, некоторые любят повторять: «В наше время было так и так». Так в наше время ничего нет было. Нужно было усердно работать, добывать. Сейчас что? Можно просто дома сидеть и зарабатывать деньги, находясь за компьютером. Для того, чтобы комфортно жить, можно даже из дома не выходить. Сейчас такое время, и мы должны под него подстраиваться. Если мы говорим о футболе, значит, и футбол нужно адаптировать под современную молодежь. Это тяжело, не каждый захочет изменять своим взглядам, но это необходимо.

И вот ответьте мне на вопрос, почему в Европе нет лимитов, а молодежь растет? Там нет ограничений, но все работает. Наверное, не в лимитах дело, а в работе, в выстроенной системе, в понимании современного мира и тенденций. Можно посмотреть на некоторые чемпионаты, где нет лимитов на молодых, но при этом их коллективы, составленные реально из молодежи, дают результат на международной арене. Тогда как работает это всё? Просто в этих чемпионатах проанализировали свою работу, поняли, что та система, которая была раньше в футболе, недееспособна. Значит, надо ее менять. Сели, подумали, разработали – пожалуйста, идут результаты.

– То есть для того, чтобы молодежь в беларусском футболе росла и прогрессировала, лимит нужно в принципе убрать?

– Да не в лимите дело. Пока не выстроена толковая система воспитания футболистов, никакие лимиты и искусственные ограничения не помогут. «Шахтер», например, забрал у «Славии» Глеба Шевченко, он еще полгода будет «лимитчиком». А кого ставить вместо Шевченко в «Славии»? Работать надо, налаживать систему подготовки подрастающих спортсменов, а не вводить все эти лимиты. Все, что навязывается, «заставляется», ни к чему хорошему не приведет. Займитесь для начала построением системы подготовки, и тогда будет результат!

«Кто хочет растить футболиста, будет это делать, и лимит не имеет значения»

Главный тренер команды высшей лиги

– Я всегда считал и считаю, что любой лимит – будь то на молодых, легионеров или какой-то другой – осложняет нормальную спортивную конкрецию. А это, естественно, не приведет к развитию ни турнира, ни самих футболистов. Не будет и возможностей, чтобы национальная сборная становилась сильнее, чтобы клубы хорошо выступали в еврокубках.

– Вы же понимаете, для чего лимит введен?

– Конечно. Но я, честно говоря, не заметил, что благодаря лимиту наша молодежная сборная стала сильнее. По-моему, это очевидно. Хотят таким образом молодым футболистам дать возможность расти? Так не забывайте, когда наши молодежки пробивались на чемпионат Европы, футболисты являлись лидерами в своих коллективах, они что-то из себя представляли. Парни быстрее росли и прогрессировали за счет того, что работали в конкурентной среде. А сейчас молодым дается место в составе – это точно не пойдет на пользу.

– По словам того же Соловья, это делает игроков наглее, они знают, что все равно будут играть.

– Не скажу, что из-за этого игроки стали наглее. Мне кажется, они, наоборот, ощущают большее давление за счет того, что у них есть определенные роли и функции. Но я неоднократно слышал от специалистов из высшей лиги такие фразы: «Если бы не лимит, никогда бы не поставил того или иного игрока». Да, есть молодые, которые выглядят достойно, но есть те, кто, откровенно говоря, не тянет, но при этом играет. А это на пользу не идет никому. Вспомню о Глебе Шевченко. Он выходил в составе «Шахтера», но вопрос: будет ли у него такая же возможность в следующем году, когда он перестанет быть «лимитчиком»?

К сожалению, сейчас молодых футболистов оценивают не с позиции сильный он или слабый среди игроков основного состава, а с позиции сильный он или слабый среди лимитчиков. Вот как раз Шевченко из этого случая.

– Сейчас молодые футболисты слабее, чем те, что выходили на Евро?

– Не совсем. Надо понимать, что раньше футболист, который проявлял себя на уровне высшей лиги, сразу уезжал в Россию, Израиль, Турцию. Наша молодежь имела спрос за границей. Парни уезжали, их места занимали другие достаточно сильные футболисты, но те, которые не смогли уехать за границу. Конкурировали в рамках вышки с опытными игроками и развивались.

– Команды, которые борются за медали, больше думают о результате, чем о том, как ввести в состав как минимум одного «лимитчика»?

– 90 процентов команд высшей лиги борются за результат. Вопрос лишь в том, какой это результат. Кто-то играет для того, чтобы взять медали, кто-то – чтобы не вылететь. И ни тех, ни других лимиты не устраивают. А клубов, которые могут дать молодых футболистов, могут их воспитать, у нас их один-два. И им все равно, есть лимит или нет. Тот же «Энергетик-БГУ». Если найдут молодого перспективного футболиста, то при лимите или без него будут все равно этого игрока развивать.

Поймите, кто хочет растить футболиста, будет это делать. Вверху находится этот клуб или внизу. И лимит здесь не имеет никакого значения. Все исходит изнутри, все зависит от желания руководства, тренеров.

– Вы говорите, что не замечаете наглости у молодежи. Почему тогда у Соловья сложилось такое мнение?

– Возможно, в «Гомеле» и было так, как сказал Андрей. Считаю, наглость у молодых не потому, что они лимитчики, а потому, что ребята сейчас по-другому воспитаны. Опытные футболисты, бывает, говорят: «Вот мы в их [молодежи] бытность старшим слово не могли сказать, уважали». Но сейчас молодежь другая.

– То есть больше нужно говорить о том, что выросло более наглое поколение футболистов, и не связывать это с лимитом?

– Не то, что наглое поколение. Я бы сказал, что игроки сейчас более раскрепощенные. Молодой может сказать что-то наперекор старшему.

– Если лимит не дает результата, молодежка не стала играть лучше, может, тогда этот лимит вообще стоит убрать?

– Насколько знаю, мало кто из тренеров высшей лиги говорил, что этот лимит нужен. А если тренеры сборной считают по-другому... А будут ли они так же думать, если окажутся на месте наставников команд «вышки» и будут вынуждены работать в условиях лимита? Это не упрек, просто рассуждение. Возможно, молодежка и получила какой-то плюс от лимита, но он настолько минимальный, что невозможно перекрыть все те минусы, которые привнесли эти ограничения. Вреда все-таки больше, чем пользы.

– Неужели в АБФФ это не понимают?

– Это нужно спрашивать уже у руководства федерации. Да и, уверен, если чиновники инициировали эти лимиты, то они в любом случае будут стоять на своем. Какое-то время так точно. В ближайшем будущем изменений в плане лимита на молодых ждать не стоит.

Да, я не сторонник таких ограничений, но при этом очевидно: для того, чтобы делать какие-то выводы, одного сезона недостаточно. Поэтому у людей, которые инициировали этот лимит, есть время, чтобы понять, хорошая эта практика или плохая. Но, повторюсь, если результат все-таки будет отрицательный, очень сомневаюсь, что найдутся люди, которые прямо скажут, что ошиблись.

– Как сделать так, чтобы молодые футболисты в Беларуси все-таки росли и давали результат?

– Нужно менять все в корне, в том числе принципы подготовки, о чем не раз было сказано. Почему в той же Исландии, где население намного меньше, чем в Беларуси, футбол на другом уровне? Да потому что там подход к развитию вида спорта иной. Плюс нет распыления на виды спорта: есть четыре штуки – ими и занимаются. Второе – принцип удовольствия. Ведь чтобы игрок развивался, он должен получать от спорта удовольствие, у него должно быть желание. В Беларуси же, к сожалению, дети к 12-14 годам утрачивают всякий интерес к тому же футболу. Потому что их родители, тренеры гонятся за результатом. Ребенок испытывает давление, а потом у него происходит определенное отвращение от спорта. Тренеры, особенно в государственных школах, получают хорошие зарплаты за достижения, за занятые места. Отсюда и гонка за результатом.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты