Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/Помощник Ташуева – про ссору с Гуренко, бегство Каньяса, боссов «Шахтера» и странное в белорусском футболе

Помощник Ташуева – про ссору с Гуренко, бегство Каньяса, боссов «Шахтера» и странное в белорусском футболе

Адель Сасси запомнился многим в том числе спорами с тренерами и судьями.

Автор — Дмитрий Руто
15 ноября 2019, 06:30
17
Помощник Ташуева – про ссору с Гуренко, бегство Каньяса, боссов «Шахтера» и странное в белорусском футболе

Адель Сасси считает, что Брест заслужил чемпионство.

Тренерский штаб Сергея Ташуева покинул солигорский «Шахтер» после матча с брестским «Динамо». Вместе с россиянином из Беларуси уехал и его помощник Адель Сасси. Тунисский специалист, владеющий пятью языками, в «Шахтере» выступал в качестве переводчика, а также изучал соперников и потенциальных новичков. Но многим Сасси запомнился своими эмоциональными перепалками с тренерами других команд и наездами на судей.

В интервью «Трибуне» Адель рассказал об этих конфликтах и их последствиях, отношениях с руководством клуба и игроками, поделился впечатлениями от белорусских стадионов и болельщиков, а также рассказал, может ли вместе с Ташуевым вернуться в Беларусь.

– В статусе WhatsApp у вас написано: «Анжи»! В сердце навсегда!» Такая любовь к махачкалинскому клубу?

– Да, очень люблю эту команду. Провел там почти четыре сезона, эти годы были одними из лучших в карьере. Плюс чемпионат России – это солидный турнир, там интерес к футболу большой. «Анжи» – топовый клуб, где созданы все условия для нормальной работы тренеров, футболистов. К тому же вы понимаете, что тот регион мусульманский, он близок мне по духу. В общем, очень хорошие впечатления остались от работы в «Анжи».

– А о солигорском периоде карьеры можете так сказать?

– Если честно, больше положительного осталось после «Анжи». Хотя и в «Шахтере» удалось многое сделать. У меня появились друзья, были все возможности для работы, качественная инфраструктура. И все задачи, прописанные в контракте, мы пытались выполнить. Все в «Шахтере» было хорошо.

– Из Солигорска уезжали с положительными  эмоциями?

– Нет. Положительных эмоций при расставании не бывает никогда. Когда я уходил из донецкого «Металлурга», никакой радости не испытывал, ведь пришлось покинуть клуб из-за войны на востоке Украины. К «Анжи» привык, но начались какие-то проблемы в клубе – пришлось уйти. Из Солигорска уходил с огорчением. Не из-за каких-то отношений с руководством, а просто потому, что пришлось уйти. Для меня это [расставание с клубом] – всегда боль.

Тем не менее хочу поблагодарить руководство клуба за представленную возможность поработать в Солигорске, за испытанные эмоции. От имени всего тренерского штаба благодарю зрителей за поддержку. Беларусь – хорошая страна с замечательными людьми. Может, еще увидимся.

– Вы расстроились, что с тренерским штабом Сергея Ташуева расторгли отношения еще до окончания сезона?

– В футболе все бывает. Но скажу так: в контрактах были прописаны задачи, руководство поставило цели, но для их достижения нужно больше времени. Одного года или двух лет не всегда хватает. Наверное, и нам нужно было время. Тем не менее «Шахтер» при нас показывал неплохой качественный футбол, считаю, результаты у нас были хорошие. Не знаю, как руководство, но мы, тренеры, своей работой были довольны. Знали, куда идем, как развиваться. Но, повторюсь, для достижений всех целей нужно время, терпение. Так во всем мире, во всех чемпионатах.

– Одной из задач, прописанной в контракте, был выигрыш чемпионата?

– Да, конечно. Также мы должны были выиграть Кубок Беларуси, что успешно и сделали, и выйти в групповой этап Лиги Европы.

– Как тогда свою работу можно называть хорошей, если удалось выполнить одну задачу из трех?

– Так я же говорю: для достижения всех целей нужно время, это длительный процесс. Мы пытались, старались, были уверены, что все наши усилия обязательно принесут плоды. Но так получилось, что в нынешнем сезоне не удалось всего достичь.

– На тренерский штаб «Шахтера» оказывалось давление со стороны руководства клуба?

– Нет. Можешь верить, можешь нет, никакого давления не было. Мы спокойно работали, для этого были созданы все условия. В том числе в плане инфраструктуры. Но, я так понял, о задачах и дальнейшем сотрудничестве с тренерами в «Шахтере» говорят по окончании сезона. Не выполнили – расстаемся, выполнили – давайте переговорим, обсудим и, возможно, продолжим совместную работу.

– Вы говорите о созданных для работы условиях. А как же тогда объяснить слова Ташуева?

– Он ничего плохого не сказал. Тренер просто обозначил моменты, которые нужны для того, чтобы выиграть чемпионат. В частности, должна быть проведена хорошая селекционная работа. Об этом не раз заявлял и Гвардиола, другие топовые тренеры. Сергей Ташуев также изложил свою точку зрения и указал, что нужно для достижения целей. И, если откровенно, тренер был прав в своем интервью. Хотя, повторюсь, руководство сделало все для нашей качественной работы.

– Только селекционные вопросы решались не совсем профессионально?

– Не хотелось бы рассуждать в таком русле. Не все трансферы бывают удачными, но, поверьте, никто не хотел приглашать плохих футболистов. Просто бывает так, что ты следишь за игроком, он, вроде, качественный, должен подойти команде, но ты привозишь его, а он не адаптируется к новым условиям или не может жить далеко от семьи, как это было с Каньясом. И получается, что это неудачный трансфер. Я знаю о чем говорю, сам занимался в других клубах селекцией.

– Может, кого-то порекомендовали Ташуеву в «Шахтер»?

– Нет, в этом клубе в вопросы селекции мы не лезли. Могли сказать, какой игрок нам бы подошел, футболиста с какими качествами мы бы хотели видеть в коллективе. Но в основном такими вопросами в «Шахтере» занимались специальные люди.

– На место Ташуева пришел украинец Юрий Вернидуб.

– Я прекрасно знаю, как он работал в Украине. Успешно трудился в Луганске. Но Вернидуб должен понимать, что уровень чемпионата Украины немного выше чемпионата Беларуси. И, не в обиду вашим футболистам, в Украине игроки более подготовлены, особенно это касается детско-юношеского спорта. В Солигорске Вернидубу будет тяжелее, чем в Луганске. Тем не менее желаю ему успехов, чтобы он выиграл чемпионат Беларуси. В городе давно этого ждут. Пожелаю, чтобы тренер с командой успешно выступил в Лиге Европы. Он, думаю, может достичь поставленных задач. Только нужна поддержка и доверие.

– Найти общий язык с руководством «Шахтера» тяжело?

– Если честно, абсолютно нет. Нормальные люди, которые идут на контакт. И у нас с руководством клуба проблем не было. Просто, повторюсь, решение задач – это длительный процесс. И на все нужно время.

***

– Матч с брестским «Динамо» стал для тренерского штаба Ташуева последним в «Шахтере». Могли предположить такое развитие событий?

– Если честно, Сергей Абуезидович этого не чувствовал. Он всегда был уверен, что мы доработаем до конца. Мне нравится в нем эта уверенность и максимализм. В разговорах с командой даже после поражений он говорил, что мы все равно лучшие, сильнейшие, что мы выиграем чемпионат. И, общаясь с нами, своими помощниками, он выражал уверенность, что мы дойдем с «Шахтером» до конца сезона. Но у меня, если честно, были сомнения по этому поводу. Я читал комментарии, новости, плюс друзья иногда говорили, что слышали о скорых изменениях в клубе. Мол, руководство решило менять тренера. И случится это после матча с «Динамо». За две недели до поединка с брестчанами я уже знал, что нас не хотят видеть в команде.

– После матча в Бресте вы сказали интересные слова: «Полное доминирование. Мы чемпионы. В понедельник можем спокойно ехать домой». Что вы имели в виду?

– Мы были довольны игрой, и, откровенно, те слова были произнесены на эмоциях. Я хотел сказать, что, мол, видите, как команда играла на протяжении двух сезонов, какой футбол показывала. Один из лучших в чемпионате. Мы доминировали и, мне кажется, заслуживали чемпионства. Поэтому так и сказал.

– Как вам сам матч в Бресте?

– Наше полное доминирование :). А если серьезно, поединок получился очень хорошим. И «Динамо» могло выиграть, и мы. Смотрибельный матч. Чемпионату Беларуси не хватает таких матчей. Желаю, чтобы в вашей стране было больше подобных поединков. По два-три в каждом туре. Тогда и сборная будет лучше выглядеть, и чемпионат. Может, инвесторы обратят внимание на турнир, придут в белорусский футбол со своими деньгами, начнут вкладывать финансы, и тогда улучшится инфраструктура.

– В курсе, какой судейский скандал сейчас тянется после вашего матча с Брестом?

– Да, читаю новости. Но, понимаете, судьи ошибаются везде, в каждом чемпионате, во многих матчах. Это нормальный процесс. Не дали пенальти в наши ворота? Так до этого не раз арбитры не указывали на «точку» в штрафной наших соперников. И когда мы смотрели обзоры, анализировали поединки, смеялись, как можно было не заметить нарушение. Мне кажется, уровень судейства зависит от уровня футбола. Если он быстрый, арбитры быстрее принимают решения, всегда успевают за моментами. Все зависит друг от друга. Посмотри, как арбитры работают в Англии, Германии. Команды быстро и качественно играют – судьи так же выполняют свою работу.

Но все равно, повторюсь, матч с «Динамо» мне очень понравился. Вообще, в Бресте приятно играть. И отдельно хотелось бы отметить развитие этого клуба. Я долгое время жил и работал в Украине, видел, как развивался донецкий «Шахтер» при Ренате Ахметове. И «Динамо» похоже на донецкий клуб в начале своего пути. Если брестчане продолжат работать в таком же стиле, руководство будет заинтересовано в развитии команды, тогда удастся достигнуть многого. Я буду следить за клубом и радоваться за него. Тем более в городе любят футбол, постоянно ходят на матчи. Это важно.

– В следующие выходные «Динамо» может стать чемпионом Беларуси. Заслуженно?

– Если смотреть на весь сезон в целом, то брестчане выступали наиболее стабильно, ровно. И их возможное чемпионство, конечно, заслуженно. Были моменты, когда «Шахтер» навязывал конкуренцию, мы с «Динамо» шли плечом к плечу, но в итоге выпали из гонки из-за того, что испытывали проблемы с составом. То Бакай травмируется, то еще кто-то. А у «Динамо» скамейка побольше, и проблем в плане ротации команда не испытывала.

***

– Помните домашний матч «Шахтера» с БАТЭ и в частности то, как трибуны поддерживали Ташуева?

– О да, конечно. Такая реакция зрителей была приятна не только главному тренеру, но и всем его помощникам. Поведение болельщиков говорит о том, что мы неплохо работали, переживали за клуб, за результат, выкладывались на 100 процентов. Скажу, что мы каждый день приезжали на базу в девять утра, а уезжали только в девять вечера. И всегда была работа, не просто так приезжали и сидели. Реально, постоянно работали. Когда я рассказываю это друзьям, они  удивляются, как так можно проводить каждый день. Может, из-за этого, из-за самоотдачи болельщики нас и полюбили. Плюс мы привили команде агрессивный атакующий футбол. Мы вернули на стадион зрителей. Насколько знаю, раньше болельщиков было меньше. Спасибо им большое.

– В Солигорске некоторые болельщики никогда не досиживают до конца матчей и уходят со стадиона за минут 10-15 до финального свистка.

– Я видел такое, но, по-моему, это случалось нечасто. А так, на самом деле, подобное поведение встречается во многих чемпионатах. И в Англии, и в Германии, и во Франции. Уходят, например, когда уверены в результате матча. По-моему, это нормальное явление.

– Как вам в принципе поддержка и атмосфера на матчах в Солигорске?

– Всегда чувствовали поддержку зрителей. И даже когда мы проигрывали, люди все равно верили в команду. После матчей подходили, благодарили игроков. Вопросов нет.

– На каком стадионе в Беларуси вам больше всего понравилась атмосфера?

– Футбол – это театр, это картинка. И всегда приятно работать там, где много болельщиков, хорошая инфраструктура, стадион. Отдельно выделю матчи с «Динамо» в Минске, с БАТЭ в Борисове и, конечно, в Бресте. И еще финал Кубка Беларуси.

– С негативной стороны вы отзывались о матче в Смолевичах.

– Да, было такое. Понимаете, если вы хотите развивать чемпионат, футбол в стране, то нужно улучшать инфраструктуру. В России пять-шесть лет назад была одна картина, после чемпионата мира по футболу – совершенно другая. Новые красивые стадионы, качественная инфраструктура – это способствует развитию вида спорта, сами игроки прогрессируют, они работают в комфорте.

– «Шахтер» играл еще на искусственном поле в Бобруйске. Какое впечатление оставил стадион имени Прокопенко?

– Пусть «Смолевичи» не обижаются, но этот стадион получше. Мы играли с «Энергетиком-БГУ» на Семашко. Тоже не самое лучшее впечатление. Если хотите развивать чемпионат, от таких арен нужно избавляться. Картинка ведь тоже важна.

И самое главное, что я заметил в Беларуси. Например, в Витебске стадион неплохой. Но почему-то снимают именно с трибуны, где сидят все зрители. Снимают пустоту. На таких аренах камера должна стоять напротив болельщиков, чтобы картинка была красивая. В Солигорске снимают трибуну со зрителями – и ощущение совсем другое.

***

– Давайте поговорим об игроках «Шахтера», с которыми вам довелось поработать. Вы уже вспомнили Каньяса. Это, скажем так, самый странный легионер в команде?

– Ну, как странный… Мы просто не успели с ним толком поработать, не поняли всю ситуацию. Наш тренерский штаб приехал в «Шахтер», Каньяс провел с нами несколько туров и уехал. Неожиданно и быстро покинул команду? Каньяс очень скучал по семье. К тому же жена каждый день прессовала его, говорила, что ей одной дома с детьми тяжело, просила вернуться в Колумбию. И игрок был в постоянном стрессе.

– Кого еще из футболистов можете отметить?

– У нас все игроки были отличные. И возрастные, и молодые. Удалось создать классный коллектив. Даже те, кто не играл, никогда не возмущались. Мы, тренеры, разговаривали с футболистами и объясняли, почему они не выходят на поле. Контакт со всеми был налажен.

– С кем из игроков «Шахтера» вам лично было наиболее приятно общаться?

– Честное слово, со всеми. С молодыми мы говорили об их росте, развитии, поведении на поле, в жизни, с девушками, в институте, в армии. Давали советы, что нужно делать для прогресса. В общении с возрастными игроками также всегда хватало тем. И не важно, легионер это или белорус. Легко находили общий язык со всеми.

– Вы как-то отметили, что, работая в «Шахтере», втихаря от Сергея Ташуева решали какие-то нюансы, чтобы у футболистов было хорошее настроение. Что это за нюансы?

– Случалось так, что игроки приходили на тренировки и были чем-то недовольны. Некоторые иногда хотели пообщаться с главным тренером, решить какие-то вопросы. Я всегда старался объяснить игрокам, как лучше поступить в той или иной ситуации. Вообще, весь тренерский штаб старался находить общий язык с футболистами. И, скажу честно, Сергея Абуезидовича, где бы он ни работал, игроки уважают. Он настоящий босс для всех. Но были моменты, когда мы, помощники, сами решали все вопросы.

***

– Вы не раз в интервью отмечали, что являетесь довольно эмоциональным человеком.

– Да, без эмоций никуда.

– В этой связи не могу не вспомнить несколько инцидентов, в которые вы угодили за время работы в Беларуси. Это все эмоции?

– Безусловно. Но хочу отметить, что потом я всегда извинялся за свое поведение. После матча с «Динамо» я подходил к Сергею Гуренко и извинялся. Правда, сказал ему, что он ведет себя, как расист, хоть и поиграл, поработал за границей. Но это тоже эмоции. Никаких обид на него нет. Пусть приезжает на отдых в Тунис, я его приму в любой момент, пока нахожусь тут.

В матче с БАТЭ в Борисове этим летом я предъявлял претензии судьям, злился на них. Но затем подошел к арбитрам, извинился. Пообщался с Амином Кургхели, который был в том поединке дополнительным помощником рефери. Обнялся с ним, объяснил свое поведением нахлынувшими эмоциями. Мы друг друга поняли, ничего страшного.

– Виталия Жуковского, тренера «Ислочи», в гости примете?

– Конечно. Честное слово, очень уважаю этого тренера. Помню, после матча в Минске я подошел к нему, мы пообщались. Это нормальный пацан. Просто и он переживает за результат, за свою команду. У всех есть эмоции. Скандалы, может, и были, но они остались в прошлом. И если мы с Жуковским встретимся, пожмем друг другу руки.

– Это вы говорили, что «Ислочь» – команда крутая, но ее тренер – говно?

– Нет, не я. Была другая ситуация. После одного из матчей я подошел к нему и спросил: «Виталий, вы в прессе оскорбили одного из помощников главного тренер «Шахтера». О ком вы говорили? Обо мне?» Он мне ответил, что нет. Обнялись с ним, пообщались и расстались.

Вообще, матчи с «Ислочью» получились классными. Это достойная сильная команда, которую создал Жуковский. Против «волков» не так просто играть. Их результаты в матчах с БАТЭ, брестским «Динамо» говорят о многом. И сила «Ислочи» – в большей степени заслуга главного тренера.

– С Зайцевым я никогда не ругался, а с Василием просто друг друга не поняли. Да, оба вспылили, погорячились, но потом обнялись, все решили. И, поверьте мне, когда я встречался на следующих матчах с теми, с кем повздорил ранее, улыбался. Мы вместе смеялись и рассуждали о том, какие мы дети, раз себя так ведем. Когда идет матч, у всех эмоции. И это нужно понимать.

– Был один конфликт, второй, вы поддавались эмоциям. Но неужели не делали выводы и не старались быть посдержанней?

– Ты так говоришь, будто я плохо вел себя в каждом матче. Иногда бывали конфликты. Но, может, на меня больше внимания обращали, все-таки иностранец. Скандалят все, но на кого-то чаще смотрят, на кого-то реже. А скандалы – это нормальный процесс в футболе. Посмотри на Моуриньо, как он себя ведет.

***

– Сейчас вы отдыхаете, в том числе и эмоционально?

– Да, стресс снимаю. Нахожусь с семьей в Тунисе, с родителями. Прекрасная погода. Недели две побуду тут, а потом уеду на стажировку в Англию. Есть возможность попасть на неделю или в «Тоттенхэм», или в «Ливерпуль». И, конечно, решаю вопросы продолжения карьеры.

– Остаетесь в штабе Сергея Ташуева?

– Думаю, да. Мы вместе давно работаем и сейчас ищем варианты.

– Если появится вариант в чемпионате Беларуси, согласитесь вернуться?

– Опять же, смотря какой вариант.

– Например, БАТЭ, минское «Динамо».

– Думаю, да. В принципе, вариантов сейчас достаточно, есть из чего выбирать. Но мы всегда открыты для обсуждения.

– А вы в какой стране хотели бы сами поработать?

– Я насколько привык к вашему региону, к СНГ, что мне без разницы, в какой стране тренировать. Россия, Украина, Беларусь. Главное, чтобы условия для работы были хорошие. Как, например, в «Шахтере». И чтобы были задачи. Не просто работать для того, чтобы получать деньги, а хочется идти к большим целям, испытывать эмоции.

У меня, если честно, варианты продолжения карьеры есть всегда. Все-таки языки знаю, есть категория PRO. Например, арабский футбол для меня открыт – Катар, Саудовская Аравия, Тунис. Но я пока не спешу. Тем более, как уже сказал, привык к вашему региону.

Другие посты блога

Все посты