Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/«Уже не с такой гордостью, как год назад, говорю, где родился». Призер ЧБ – о том, как из США видится война в Украине и обсуждают ли еще Беларусь

«Уже не с такой гордостью, как год назад, говорю, где родился». Призер ЧБ – о том, как из США видится война в Украине и обсуждают ли еще Беларусь

Расказ экс-футболиста «вышки» Мальцева.

Автор — Tribuna.com
23 мая 2022, 07:38
1
«Уже не с такой гордостью, как год назад, говорю, где родился». Призер ЧБ – о том, как из США видится война в Украине и обсуждают ли еще Беларусь

Рассказ экс-футболиста «вышки».

Игоря Мальцева наверняка еще помнят болельщики «Гомеля», «Белшины», «Городеи» и «Славии», за которые защитник в свое время поиграл. Но вот уже почти шесть лет двукратный бронзовый призер ЧБ и трехкратный обладатель Кубка страны живет в США. Оттуда Мальцев постоянно следит за событиями, которые происходят на Родине, и является категорическим противником режима Лукашенко, о чем и высказался в начале 2021 года.

Сейчас 36-летний экс-футболист следит за новостями из Украины и верит в ее победу в войне, продолжаемой Россией с 24 февраля с использованием территории Беларуси. В интервью Мальцев рассказал о том, как видятся события в центре Европы из США, что думают об этом американцы и почему сейчас он без былой гордости говорит о том, что беларус.   

– Чем ты сейчас занимаешься в США?

– Все идет по тому же сценарию, который я начал практически сразу после переезда. Занимаюсь с ребятами ремонтными работами в жилых домах, работаю со стенами и полами. Но спорт из моей жизни не пропал – каждое воскресенье играем с парнями в футбол. У нас тут есть славянский чат, где пишут ребята из Украины, России, Беларуси. Человек 20 собирается вместе, в четверг вечером и в воскресенье утром играем. Если у меня получается, то, конечно, присоединяюсь. С нами играет Сергей Пшеничный – это украинский футболист, который раньше играл за «Ворсклу», «Карпаты», харьковский «Металлист», «Борисфен» из Борисполя. Он, кстати, создал тут футбольную академию, тренирует детей, и я года полтора ему помогал. А еще в моем городе живет бразилец Эдер, который также играл за «Металлист». 

– То есть у тебя есть определенная связь с Украиной.

– Конечно. Я тесно общаюсь с украинцами. И, конечно, на тему того, что творится на их Родине. То, что мы видим, агрессию со стороны Путина, – вообще не понимаю, как это можно спокойно принимать. Поэтому я даже со многими людьми перестал общаться – они мне пытались втереть что-то, доказать, что все это во благо. Мой мозг отказывается понимать такие вещи.

– Это местные тебе доказывают?

– Нет, русские. Я им в ответ говорю, что пусть собирают чемоданы и уезжают домой – скоро экономику в России нужно будет поднимать, а не сидеть в Америке. Причем русские, как я шучу, такие люди, что хотят уничтожить Америку, но одновременно с этим мечтают выиграть грин-карту, чтобы переехать в США :). Реально, встречаются люди, у которых непонятно что в голове. А война показала, кто человек, а кто не может им называться.

Война – это неправильно, ее не должно быть никогда. Умирают мирные люди, дети, женщины. Нельзя допускать войну из-за того, что какой-то придурок втирает всем, что в Украине якобы нацисты притесняют русскоязычное население. Нацист – тот, кто это говорит.

Мне говорят что-то о притеснении русского языка и культуры в Украине. С моей дочкой в классе учится одна девочка, родители которой сами из Украины. Ребенок хорошо говорит и по-английски, и по-украински – и по-русски. Вопрос: если бы эти украинцы притесняли русский язык, они что, пытались бы научить свою дочь говорить на нем? Может, западная Украина не принимает этот язык, но это их право. Вообще, каждый волен решать. Пожив в Америке, я почувствовал, что такое право, что такое свобода действий и выбора. Если ты хочешь что-то высказать, выйти с плакатом, лозунгом, то никто тебе ничего не сделает. Даже если ты выйдешь с плакатом против Байдена, то будешь стоять спокойно. Украинцы тоже могут говорить и думать, что хотят – это право каждого человека.

Еще мне эти русские говорят: «Ты что, хочешь, чтобы Зеленский бомбил Россию?» Что, о чем вы? Отвечают, что Зеленский якобы сказал, что поставит войска НАТО на границу с Россией. То есть в вашем понимании правильно идти уничтожать братский народ, с которым вместе выигрывали Великую Отечественную войну, только из-за путинской паранойи? Мне кажется, это как минимум тупо.

– Что тебе отвечают на твои доводы?

–  Ох, да ничего… Понимаешь, тут еще в дело вступает пропаганда, которая реально окисляет мозг людей. Я им говорю: «У вас есть доступ в интернет, так посмотрите, что там показывают». В ответ мне задают вопрос, мол, почему я уверен, что там правда. Ребята, вы просто сравните, что говорит ваша пропаганда, а что есть на тысячах ресурсов. И вы тогда поймете, где правда, а где ложь. Сейчас не проблема найти правду.

Многим людям я писал свои доводы, но они меня не понимали, и в итоге мы перестали в принципе общаться. Или бывало так, что мы сидели с людьми за одним столом, и когда они начинали мне что-то говорить в поддержку действий России, я просто вставал и уезжал со словами: «Sorry, нам не о чем больше говорить». Я перестал общаться со многими людьми, но при этом чувствую себя честным. Но меня очень сильно печалит, что многие россияне, которые находятся на Родине, считают, что Россия поступает верно.

– Это влияние пропаганды?

– 100 процентов. У меня такое ощущение, что наши страны – Россия, Беларусь и некоторые другие постсоветские – просто не готовы к демократии, к свободной жизни. В этих государствах сложилось все так, что во главе должен сидеть какой-нибудь дурачок, а перед ним будет бегать куча шавок, которые будут исполнять все, что он скажет. Людям, которые хотят перемен, которые думают о благе страны, просто не дадут жить и реализовывать свои идеи. К сожалению, в последние годы получается так, что люди, которые хотят что-то изменить в лучшую сторону, просто вынуждены уезжать со своей Родины. Головой о стенку биться тяжело.

Но хороших людей, готовых, несмотря ни на что, бороться, помогать Беларуси и Украине, очень много. У меня, например, есть знакомая девочка, с которой я договорился об определенной помощи. Понятно, что я за это ей что-то заплачу. Так она сказала, что любая финансовая благодарность с моей стороны будет направлена в помощь украинским вооруженным силам. Очень рад, что такие люди есть.

Также у меня есть знакомые украинцы, которые, живя в Америке, не кричат о том, как хотят помочь своей родной стране, а делают это молча. Условно говоря, они вернулись в Украину, забрали оттуда своих родителей, родных, но при этом оставили свои машины территориальной обороне. Причем машины дорогие, мощные. У меня еще есть знакомый, который поехал в Украину, пробыл там три недели, много чего закупил, волонтерил, но вернулся в США, потому что нужно работать и зарабатывать деньги дальше. Но он реально много сделал на Родине. При этом люди не афишируют это. Я это только приветствую, респект таким гражданам.

Есть у меня еще знакомый беларус, который живет с семьей в Нью-Джерси, но при этом приютил семью из Украины, сказал в посольстве, что все расходы берет на себя. Этот беларус полностью содержит украинцев, пытается помочь им абстрагироваться от того ужаса, что творится в Украине. Уважаю таких людей, которые делают, а не просто говорят.

– Что, по-твоему, движет такими людьми?

– Мне кажется, что одна из причин, почему те же беларусы в Америке стараются помогать украинцам, это совесть. Мы все-таки тоже причастны к войне в Украине. Поэтому беларусы как-то хотят искупить свою вину, если есть возможность, помогают беженцам.

Я тоже готов принимать украинцев у себя дома, мы даже обсуждали этот момент с женой. Но пока нет возможности помочь, потому что супруга поздно приезжает с работы, а я часто уезжаю по работе в другой штат. И если мы примем украинцев, то они будут предоставлены сами себе. Банально у нас не будет возможности быть с ними, как-то помогать.

– Перед интервью ты говорил, что тебе уже немного стыдно говорить, что ты беларус.

– Когда только приехал сюда и начинал говорить по-английски, меня спрашивали, откуда я родом. Отвечал, что из Беларуси, и для меня было принципиальным, чтобы люди понимали, что не из России. Показывал, рассказывал, что Беларусь из себя представляет, потому что многие американцы не знают даже, где она находится. Объяснял: вот есть Россия, есть Беларусь – это разные страны, разные народы. Сейчас мало того, что не хочу, чтобы меня каким-то образом ассоциировали с русскими, так иногда задумываюсь, стоит ли говорить, что я беларус, уже стесняюсь. Ведь Беларусь – это тоже страна-агрессор, которая причастна к войне в Украине. Честно, я уже не с такой гордостью, как год назад, говорю, где родился. А еще у меня есть знакомые из России, которые против войны, так они не говорят страну своего происхождения, если их спрашивают, откуда они приехали, отвечают «с Урала», «из Сибири». Раньше бы 100 процентов писали Russia, но сейчас они не хотят себя ассоциировать с этой страной. В США некоторым даже стыдно теперь говорить на русском языке.

Мне уже попадались люди, которые, узнав страну моего рождения, сразу заявляли: «О, так вы тоже воюете против Украины». Вот такие уже ассоциации у людей. Но я им объясняю: «Ребята, воюем не мы, не народ. А какой-то ##### [нехороший человек], который сидит у власти и пытается уничтожить всех и все вокруг».

– Собеседники в итоге тебя понимают?

– Не все, но некоторые понимают. Я объясняю, что в Беларуси есть человек, который называет себя президентом и держится за власть уже почти 30 лет. Американцы смотрят на меня большим глазами и удивляются, потому что они не могут представить, как такое возможно. Каждый тут понимает, что если у власти такой большой срок будет один человек, то страна будет идти только в тупик, она будет деградировать.

– Акций в поддержку русского мира в Америке нет?

– Не могу утверждать, что их точно нет, но, по крайней мере, я о них не слышал, их не видел. Уверен, в США такого не поймут. А вот украинские диаспоры собираются, на акциях присутствуют сине-желтые флаги, а еще наш – бело-красно-белый. Такие акции проходят довольно часто.

– Как вообще в Америке преподносится война в Украине?

– Скажу честно, местное телевидение я вообще не смотрю. Обращаю внимание на то, что показывают по ТВ, только когда покупаю кофе, захожу в какое-нибудь кафе. В новостях что-то говорят, но я не заостряю на этом внимание. Читаю в основном беларусские СМИ, украинские. Прекрасно понимаю, что даже независимые СМИ могут преподносить не совсем правдивую информацию, потому стараюсь фильтровать, как-то анализировать. Но вот что касается российской пропаганды, то верить ей, по-моему, просто глупо.

– Американцы обсуждают события в Украине?

– Думаю, им все равно. Да, некоторые люди меня спрашивают, что происходит, слушают. Есть американцы, которые искренне переживают. Но их, откровенно, немного. В целом американцам все равно. Они живут в своей стране, у них своя жизнь, свой быт. Им, по большому счету, все равно, что творится на другом континенте. Тем более это же далеко. 

– Из Европы видится так, что Америка готова очень сильно помогать Украине, в первую очередь вооружением.

– Да, [президент США Джозеф] Байден уже подписал очень много указов, благодаря которым в помощь Украине направлено немало миллиардов долларов и оружия. Я считаю, что эта помощь должна продолжаться, потому что как украинцы без помощи со стороны смогут защитить себя от России? Тем не менее украинцы большие молодцы. Респект каждому солдату, который защищает свою страну. Диктатор думал, что добьется победы за несколько дней, но он ошибся. Я уверен, что Украина победит.

– Как американцы относятся к тому, что Байден постоянно подписывает указы и выделяет финансовую помощь Украине?

– Понятно, что это во многом и налоги граждан. Но дело в том, что тут люди платят налоги и при этом видят, куда они идут. То есть люди ездят по большим ровным дорогам, травка вокруг постриженная, все красиво, отстроено, доступно. Деньги, которые предназначены для развития школ, идут по назначению. Это не то, что в Беларуси: платишь налоги, а они уходят кому-то в карман.

Американцы даже не парятся насчет выделяемых США денег в помощь Украине. Налоги платятся, страна развивается, а если есть возможность кому-то еще помогать, то нет проблем. Хотя я как-то слышал недовольство от одного парня – мол, когда была пандемия, Байден не подписывал документы на второй или третий платеж в помощь американцам, которые платят налоги, а тут с легкостью выделяются миллиарды. Но это так, единичное возмущение.

– Ты встречал американцев, которые поддерживают Россию?

– Поверь, таких людей тут встретить просто нереально. В том же Массачусетсе, где я бываю по работе, украинский флаг висит через дом, ты его увидишь везде. Как я говорил, местные особо не вдаются в подробности, потому что война от них далеко, но украинский народ, страну они поддерживают.

– Общался ли ты с кем-нибудь из беларусских спортсменов, которые сейчас на Родине, на тему войны в Украине?

– Конечно. Но не скажу, что со многими. Это уже бывшие футболисты. Естественно, они осуждают войну, для них это ужас, полный треш. И Беларусь, также причастная к этой войне, опускается в такой подвал жизни, из которого будет выбираться долгие годы. Но люди боятся говорить об этом открыто. Ты же сам понимаешь, что в Беларуси выражать свое мнение, если оно не такое, как диктует пропаганда, очень опасно. Если человек выйдет с плакатом «Нет войне», его заберут на Окрестина и изобьют. И среди моих знакомых есть очень много людей, которые второй раз на Окрестина попасть не хотят, поэтому они молчат.

Сейчас беларусы живут в страхе. После 2020 года об этом можно говорить со стопроцентной уверенностью. Честно, я понимаю, почему человек, живя в Беларуси, выберет промолчать. Никто снова не хочет попадать за решетку за то, что просто выразил свою точку зрения. Но среди моих знакомых и друзей нет ни одного человека, кто поддерживал бы сейчас действующую власть.

Мне кажется, что ситуация может измениться, когда в окружении Лукашенко появится человек, который встанет и прямо заявит, что он против режима, против того, что творится в Беларуси. Он станет лидером народа и его мнения. Но, к сожалению, в окружении Лукашенко сейчас одни шавки, которые боятся что-либо перечить.

– Ты слышал об антивоенной декларации Беларусского фонда спортивной солидарности?

– Нет, если честно. Ее сейчас активно подписывают люди спорта, которые против войны? Я обязательно подпишу – я против войны. Это прекрасная инициатива. Вообще если существуют способы и методы остановить войну, я только за.

– В США еще говорят о том, что происходит в Беларуси, что творит режим Лукашенко?

– Больше внимания обращено все-таки на Украину. Но тут есть беларусские диаспоры, которые доносят до общественности новости из Беларуси.

– Не обидно, что о Беларуси немного подзабыли?

– Давай мыслить объективно. То, что произошло у нас в 2020 году, это, конечно, печально и ужасно. Люди гибли, людей пытали, издевались над ними. Многие до сих пор находятся в тюрьмах. Но в Украине сейчас идет война, там гибнут тысячи мирных, ни в чем не виновных граждан, погибают дети. И, честно скажу, мне бы хотелось, чтобы сейчас все информационные ресурсы и силы были направлены на помощь Украине и украинцам. Тем более я уверен, что после победы в этой стране можно будет говорить о следующем шаге к победе в Беларуси.

– Почему ты так уверен?

– Люди просто покажут, что они реально способны победить и изменить многое, если этого захотят. Мы в 2020 году попытались что-то изменить, но не получилось. Когда украинцы победят, когда они защитят свою страну, это даст беларусам большую веру в собственные силы, придаст импульс для дальнейшей борьбы за свою свободу. Люди увидят, что сдаваться не стоит, что можно своими усилиями свергнуть действующий в Беларуси режим.

– В Америке фамилию президента Украины Владимира Зеленского знают?

– Да, конечно. Самое интересное, что многие украинцы, которые живут в США, довольно скептически относились к нему, когда он стал президентом Украины. Но сейчас поменяли свое мнение. Зеленский – большой молодец, он объединил всю страну. Его в том числе американцы уважают за то, как он себя ведет. В новостях в США Зеленского показывают часто. Лукашенко в Америке не все знают, а вот Зеленский на слуху.

– Один из американских телеведущих недавно сказал: «Наконец-то в США появился президент, которого поддерживают все. И это президент Украины».

– Живя здесь, я ни разу не слышал, чтобы американец мечтал захватить Россию. Это же бред. Никто войны не хочет. Все прекрасно понимают, что ее начала именно Россия. Поэтому уважают Зеленского, и, считаю, заслуженно.

– Американцы поддерживают санкции, которые вводятся в отношении России и Беларуси?

– Конечно. Я, кстати, думал как-то насчет того, справедливо ли отстранили от соревнований спортсменов из Беларуси и России. С одной стороны, атлеты не должны страдать из-за действий руководителей своих стран. Но, с другой стороны, эти дисквалификации – наказание за молчание и бездействие. Почему вы не выступили и не сказали, что против войны, почему не донесли это до общественности? Так что санкции, определенно, должны быть. Если спортсмены по-другому не понимают, то пусть сидят без соревнований.

Фото: Instagram Игоря Мальцева

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты