Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Проявлял позицию в Беларуси, а теперь судит в США (может уйти ради оконного бизнеса) и ждет танкиста в АБФФ. Экс-арбитр ЧБ – о шоу в МЛС и КНДР в «вышке»

Проявлял позицию в Беларуси, а теперь судит в США (может уйти ради оконного бизнеса) и ждет танкиста в АБФФ. Экс-арбитр ЧБ – о шоу в МЛС и КНДР в «вышке»

«Так понимаю, госгимн еще и темнокожие игроки выучат, чтобы не попасть на сутки».

Автор — bytribuna com
5 марта 2023, 02:35
Проявлял позицию в Беларуси, а теперь судит в США (может уйти ради оконного бизнеса) и ждет танкиста в АБФФ. Экс-арбитр ЧБ – о шоу в МЛС и КНДР в «вышке»

В 2021 году лайнсмен Евгений Пранович, в биографии которого было звание лучшего ассистента сезона во второй (2017) и первой (2019) лигах, а также несколько сезонов работы в «вышке», решил завершить карьеру в Беларуси. Объявил он об этом в открытом письме, в котором рассказал о причинах своего поступка: общая ситуация в Беларуси после выборов-2020, организация дел в отечественном футболе, где о профессионализме уже не думают, давление со стороны АБФФ (в том числе полтора месяца без матчей после отказа надевать красно-зеленую бутоньерку).

Осенью 2021 года Пранович уехал из Беларуси. Как оказалось, вскоре после этого он поселился в американской Филадельфии, где продолжает обслуживать футбольные поединки. Telegram-канал «О, спорт! Ты – мир!» связался с 29-летним судьей, который рассказал о том, почему и когда перебрался в США, не жалеет ли о своем уходе из белфутбола, а также что думает о коллегах, которые его поддержали, но так и остались частью ЧБ. С разрешения канала «Трибуна» перепечатывает это интервью.

– Как изменилась ваша жизнь с тех пор, как осенью 2021 года уехали из Беларуси?

– Сначала я находился в Польше, но уже тогда знал, что, скорее всего, уеду в другую страну. Как-то у меня с Польшей не сложилось. Через некоторое время мы с женой оказались в США.

– Почему не захотели оставаться в Польше?

– Не чувствовал я себя в безопасности в этой стране. Как-то тревожно жилось. Были мысли, что при желании меня могут достать. Близость к Беларуси не давала в полной мере расслабиться, успокоиться. Постоянно оглядывался, обращал внимание на машины. Может, за мной никто и не следил, но все равно тревожно было на душе.

Недели две прожил в Польше, потом пообщался с женой, и мы вместе решили, что нужно уезжать подальше. Рассматривали и другие страны Европы, но так получилось, что попали в итоге в Америку. Вот там я почувствовал себя в безопасности, вдохнул полной грудью. Как будто новая жизнь началась – спокойная. Появилась полная уверенность, что тут со мной уже ничего не случится.

– Как вы с женой смогли попасть в США?

– Я пока занимаюсь оформлением документов, поэтому не хочу об этом рассказывать. Главное, что попали.

– А почему переехали в Филадельфию?

– Во-первых, тут есть знакомые. Во-вторых, Филадельфия – это, можно сказать, русскоязычный город, хотя и с английским у меня особых проблем нет. Плюс с работой тут чуть-чуть попроще, чем в остальных штатах.

– Будучи в Польше, вы говорили, что собираетесь связываться с местной футбольной федерацией. Занимались ли этим?

– Многие мне предлагали помощь, способы связаться с федерациями футбола разных стран, чтобы я смог работать судьей в Европе. Но тогда я уже понимал, что точно уеду в США, так что с европейскими федерациями решил не связываться. Вместо этого нашел компетентных людей в Америке, согласовал все моменты по своей судейской карьере. Мне дали понять, что без официальной легализации полноценно обслуживать матчи, например, МЛС я не смогу. Это не очень хорошо, но уж как есть. В итоге я тут пока обслуживаю не взрослые соревнования и не могу носить лейбл футбольной федерации США.

– Был ли риск, что перемены в жизни поставят крест на судейской карьере?

– Этот риск был очень большим. Даже сейчас неясно, смогу ли возобновить карьеру судьи на профессиональном уровне, да и стоит ли пытаться, если мне через месяц будет 30 лет. Тем более за год жизни в США я добился определенных успехов вне футбола, поэтому не знаю, будет ли мне хватать времени на судейство. Получу документы – буду думать еще.

Вот некоторые мои коллеги, как Виталик Онихимовский, полны сил и энергии. Виталик старше меня, но полным ходом идет в Ла Лигу :). Верю, что у него все получится!

– То есть на профессиональном уровне последний раз вы судили еще в Беларуси?

– Да, незадолго до своего отъезда, в октябре 2021 года. Но футбольная искринка во мне не погасла, хотелось работать на матчах, мне это интересно. Когда переехал в США, сначала работал на линии, а потом организаторы соревнований увидели мой уровень, как я двигаюсь, как действую, плюс у меня профессиональная европейская экипировка. И мне сказали, что можно работать в поле. Ничего сложного – судья должен уметь работать на любой позиции.

– Какие матчи судили в США?

– Локальные соревнования в Филадельфии. Если сравнивать с Беларусью, то это, наверное, лицензирование. Так как тут в школах обучают футболу – то есть, как они говорят, соккеру, – то проводятся соревнования между учебными учреждениями. Играют девушки и парни до 17-18 лет. Есть матчи и среди пятилеток – в общем, можно встретить команды всех возрастов.

При этом все организовано на очень серьезном уровне. Региональная федерация разрабатывает регламент соревнований, назначаются судьи, ответственные, есть сайт, таблицы с участниками, ведется съемка матчей.

– С командами какого возраста вы работали?

– 16-18 лет, 14 и 12. Один раз обслуживал поединок между девочками, а в основном все-таки мужские соревнования.

– Можно ли сравнить 18-летних футболистов в Филадельфии с ровесниками из Беларуси?

– Наши 16-18 летние парни выглядят посильнее и в физическом плане, и в техническом. Думаю, это связано с тем, что в США соккеру уделялось не такое большое внимание, как в Европе, в Беларуси в частности. Тут все-таки в приоритете американский футбол, бейсбол. Поэтому и нет специалистов, которые смогут обучить всем тонкостям соккера.

К слову, так как Америка – это страна мигрантов, то тут открываются русские школы футбола, украинские, приезжают тренеры из этих стран. И когда их команды соревнуются с местными коллективами, то отличия в технике и мастерстве заметны. Команды европейцев определенно посильнее – выигрывают довольно легко, забивают по 6-7 мячей.

– Что скажете об инфраструктуре, атмосфере и болельщиках на этих соревнованиях?

– Слушайте, это вообще другой мир. Даже сравнивать с тем, что мы видим в Беларуси, не стоит. В Америке, когда играют 10-летние ребята, собираются десятки зрителей, аплодируют, кричат, поддерживают, гонят свои команды вперед. Атмосфера просто потрясающая. Когда первый раз увидел, в какой обстановке проходят турниры, подумал: «Что вообще тут происходит?» Стоят палатки около поля, столы, люди приезжают семьями, есть вода, еда, некоторые даже жарят барбекю прямо около стадиона. Все обустроено максимально комфортно. И видно, что люди получают удовольствие, потому что им не важно, какого уровня соревнование – это все равно праздник.

А еще я ходил на один матч «Филадельфии Юнион» в МЛС. Нам до того, что там творится, еще лет 30-40. Уже за несколько часов до матча люди начинают собираться около стадиона, опять же жарят барбекю, веселятся, кто-то на скейте катается. Много способов для развлечений, реально праздник. Арена тоже шикарная, с Беларусью несравнимая. Даже на рядовой матч может собраться до 40 тысяч болельщиков, свободных мест практически нет. Перед поединком – файер-шоу, девушки танцуют, выносят флаги. Я был реально впечатлен. Несмотря на то, что соккер не является самым популярным видом спорта в США, тут все организовано на высшем уровне.

Ну и детские, юношеские соревнования, как я уже сказал, тоже проводятся по высшему разряду. Видно, что люди, ответственные за это, делают все не для галочки, а для зрителей, для болельщиков. Помню, как-то я приехал на машине на матч, был в судейской форме. Около стадиона меня встретил парковщик, увидел, что я в кипе, и сказал, что нужно припарковать машину там и там. Для судей около стадиона забронированы три места – для каждого свое. При этом полей вокруг около 10, но парковки, в том числе отдельно для арбитров, есть везде.

Определенно, тут в соккер вкладываются хорошие деньги. Да и родители, особенно в последнее время, ведут детей в футбольные клубы в раннем возрасте. Одной из причин, мне кажется, стало неплохое выступление сборной США на чемпионате мира – молодая американская команда вышла в 1/8 финала. Не удивлюсь, если на следующих ЧМ сборная США поднимется еще выше, потому что здесь в развитие соккера вкладываются серьезные деньги. И главное – все делается не для галочки, не из-под палки, а для того, чтобы был реальный результат.

– На каких стадионах проходят соревнования, которые вы судили?

– В Филадельфии у каждой школы и колледжа есть свои стадионы для соккера, бейсбола и американского футбола (плюс площадка для баскетбола). Не вспомню ни одной школы без стадиона. Постелены как натуральные поля, так и искусственные, предусмотрено освещение. При этом качеству газона позавидует первая лига Беларуси.

На каких-то стадионах есть небольшие трибуны, как, например, на СОК «Олимпийский» в Минске, где-то без трибун. Но в таком случае американцы приносят свои стулья, столы, ставят их рядом с полем, раскрывают зонтики от солнца и сами себе обеспечивают комфорт, кайфуют.

– Как вы смогли начать там судить?

– Помогли знакомые – как говорится, мир тесен. Оказалось, что в Филадельфии уже много лет живет один беларусский судья, который успел поработать во второй лиге, а потом уехал в США. Я узнал, что он в штате Пенсильвания судит местные соревнования. И вот он меня связал с организаторами турниров. Я объяснил свою ситуацию, рассказал, где работал, отметил, что документы пока не сделал. Судить соревнования среди школ и колледжей мне разрешили без проблем.

– За матчи вам что-то платится?

– В США, наверное, нет такой работы, которая не оплачивалась бы :). Если что-то делаешь, то обязательно получишь за это деньги.

– Можно сравнивать с теми деньгами, которые получали за судейство в Беларуси?

– Если сравнивать с лицензированием в Беларуси, то здесь я получал, наверное, раз в 15 больше. Но не надо забывать, что в Америке уровень жизни другой, и 100 долларов в США и в Беларуси – это совершенно разные деньги. Тем не мене прийти на выходных отсудить пару детско-юношеских матчей – это неплохая подработка. Плюс удовольствие от процесса.

– Судите каждые выходные?

– Тут соревнования не проходят зимой плюс летом, когда очень жарко. Весной турниры возобновляются, и мне уже пришли назначения на ближайшие матчи. Как и в Беларуси, все приходит на электронную почту.

– Есть возможность подготовиться к поединку, изучить команды?

– Да. Как я говорил, есть сайт соревнований, там выложены списки игроков, загружены видео матчей, поэтому можно посмотреть, изучить коллективы. Честно, для меня это вообще удивительно, когда такого уровня соревнования подобным образом освещаются. Реально другой мир.

Я чувствую, что хочу от судейства чего-то большего, уровень матчей детей и юношей я уже давно перерос. Однако пока проблема в легализации и получении документов.

– Если сконцентрироваться только на футболе, на судействе, возможно ли беларусскому арбитру вашего уровня пробиться в МЛС?

– Почему бы и нет? Увидел, что здесь никто палки в колеса вставлять не будет. Шанс дают каждому – и все зависит от тебя. К тому же европейские арбитры, объективно, посильнее американских. Благодаря опыту и умению европейцы могут пробиться в МЛС. Это не Испания, Франция, Нидерланды или Германия, где конкуренция колоссальная. В США же ситуация иная. Главное – стараться, работать и знать английский. Тогда все получится.

При этом хочу отметить, что если бы американские рефери обслуживали матчи чемпионата Беларуси, то были бы точно среди топов.

– Когда началась война в Украине, к вам, беларусу, отношение в США не поменялось?

– Абсолютно нет. Более того, тут есть и украинцы, с которыми я общаюсь, и они никакого негатива ко мне не проявляют, никакой агрессии. Люди прекрасно понимают, что в США за последние годы уезжают по политическим причинам, и явно не потому, что ты за Путина или Лукашенко.

– В начале разговора вы сказали, что за год в Америке добились определенных успехов вне футбола. Чем занимаетесь?

– Если кратко, то занят в оконном бизнесе – производство и установка. Вдаваться в подробности не хочу.

– Это работа для того, чтобы просто жить, получать деньги?

– Когда я переехал в Филадельфию, помогал одному человеку перекупать машины – чистил их, готовил к перепродаже. Вот это была как раз та работа, на которую я ходил, чтобы заработать денег. Но со временем попал в оконный бизнес, которым владеют беларусы, и тут я уже получаю не только деньги, но и удовольствие. Никогда в жизни не думал, что окажусь в США и буду заниматься окнами. Всегда видел себя в футболе, мечтал стать арбитром ФИФА. Но вот так повернулась жизнь. И не могу сказать, что о чем-то жалею. Наоборот, у меня все хорошо, все складывается удачно. Думаю, кто-то сверху мне все-таки помогает.

– С судейством будете прощаться?

– Думаю об этом вечерами, и морально тяжело. Отдал судейству без малого 10 лет. Пока я в таком плавающем состоянии – то ли заканчивать, то ли продолжать. Это будет непростое для меня решение.

– Посещали мысли, что можно было молчать, оставаться в Беларуси – и сейчас, возможно, иметь статуса рефери ФИФА?

– Была только такая мысль: хорошо, что мне в Беларуси не удалось получить нашивку ФИФА. Даже с ней я бы все равно уехал, потому что не смог бы спокойно наблюдать за тем, что творится в Беларуси, в нашем футболе. Морально бы не выдержал. Но статус арбитра ФИФА…

Ай, подумал бы о своем выборе на пять минут дольше :). Но поступил бы все равно по-честному, по-человечески. Для меня совесть все-таки подороже, чем нашивка ФИФА. Карьера в судействе рано или поздно закончится, а совесть будет с тобой всю жизнь. Не сможешь себя простить через 20-30 лет, изнутри тебя будет грызть. Да и как потом людям в глаза смотреть?

– После отъезда вы опубликовали открытое обращение к коллегам, потом говорили, что многие судьи вам писали, поддерживали вас, а некоторые даже хотели последовать вашему примеру. Кто-то из них в итоге покинул Беларусь?

– Уехали из страны Виталий Онихимовский, Серега Чистов. Еще один судья, который был ассистентом рефери ФИФА, но у него забрали лейбл, потому что он ходил на марши и был не такого мировоззрения, как нужно АБФФ, вроде бы переехал в Польшу, где обслуживает матчи, но не знаю, какого уровня.

– Как вы относитесь к коллегам, которые вас поддержали, но остались в Беларуси и продолжили работать на АБФФ?

– Сложный вопрос. Ребята, с которыми мы общались, неплохие. Да и я не знаю точных причин, почему они решили остаться, что ими двигало. Поэтому могу точно сказать, что зла на них не держу. Когда встретимся, протяну им руку, и, может, они расскажут, почему им пришлось остаться и дальше обслуживать чемпионат Беларуси.

Когда началась война в Украине, я призывал ребят прекратить работать в беларусском футболе. Если не будет судей, то не будет и футбола. Но они все равно остались при своем. Что ж, не мне их судить. Каждый принимал свое решение сам.

– Для них карьера хотя бы чуть-чуть, но выше совести?

– Если смотреть правде в глаза, то получается, что так. Нужно же все-таки разделять белое и черное. Опять же, не знаю, что происходит у них, но я бы не смог закрыть на все глаза, молчать и просто судить футбол. Если бы я не смог уехать из Беларуси, то, скорее всего, просто закончил бы карьеру арбитра, не смог бы во всем этом участвовать.

– Сейчас с коллегами, которые остались в Беларуси, поддерживаете контакты?

– Нет, не общаемся. В Instagram можем отреагировать на истории друг друга, потом зацепиться двумя-тремя словами, но так, чтобы тесно с кем-то общаться – нет, без этого. Я уже перестал интересоваться беларусским футболом, из-за этого и с ребятами прекратил контакты.

– Никто из коллег уже не пишет с просьбами как-то помочь с отъездом?

– За последнее время никто не писал. Наверное, те, кто хотел уехать, уже сделали это.

– Как вы думаете, во времена, когда футбол в Беларуси стал больше идеологией, чем спортом, как будут работать арбитры, у которых осталось немного совести?

– С учетом того, как работала федерация последние годы, вряд ли что-то кардинально изменится. Имею в виду, что на определенные матчи назначались нужные судьи – думаю, так эта практика и продолжится. А те ребята, у которых с совестью еще более-менее в порядке, будут обслуживать рядовые поединки. И они честно будут выполнять свою работу. А что при этом будет внутри, в душе, – этого я уже понять не смогу.

– В 2021-м вы отказались надевать на матч красно-зеленую бутоньерку. Если федерация опять скажет арбитрам надеть такие, как думаете, найдутся те, кто откажутся?

– Вряд ли кто-то осмелится на отказ. Меня и моих коллег, кто тогда отказался, федерация пожурила немного – месяц не назначала на матчи высшей лиги. Но сейчас же времена другие. И если ты не наденешь бутоньерку, когда тебя еще показывают по телевидению… Боюсь, сейчас режим может приписать за такое неуважение к госсимволике, если не измену государству, и закроют потом надолго.

Я бы посоветовал ребятам 10 раз подумать, прежде чем что-то делать. Слишком велика цена сейчас.

– Как вы относитесь к тому, что в новом сезоне в белфутболе у всех команд на майках на груди должен быть красно-зеленый флаг?

– Когда я прочитал об этом, думал, что это какой-то прикол :). Ну, какая-то Северная Корея. Я так понимаю, скоро будут следить за тем, поют ли гимн футболисты. Еще и темнокожие игроки выучат, чтобы не попасть на сутки :).

Если серьезно, то это просто катастрофа. Чиновники думают не о футболе, а непонятно о чем. Флаг, гимн… Знаете, в Америке тоже все с флагами ходят, на домах они висят. Но это делается по собственной воле, непринужденно. А когда обязывают… Заставить любить Родину невозможно.

– Отъезд вас и некоторых ваших коллег стал дополнительной возможность для молодых судей, которые хотят чего-то добиться в Беларуси?

– Можно сказать и так. К тому же уровень чемпионата страны сильно упал, соответственно, не вырос и уровень судейства. А учитывая, что департаментом до сих пор руководит Франц Летяго… Когда я еще работал в Беларуси, у нас при нем нормативы сокращались, на многое закрывались глаза. Плюс сборы проводились не в Турции, а в Бресте, например. Сейчас в качестве сборов турнир «Белазовец»? Ну, это вообще катастрофа. При таком подходе к делу молодые судьи могут за пару лет дослужиться до высшей лиги, вот и будут, наверное, пользоваться этим моментом те, кому важна карьера.

– Через несколько недель в АБФФ пройдет отчетно-выборная конференция. Как думаете, будут какие-то изменения?

– Мне вообще все равно, что там решат, что будет происходить. Сейчас футболом все недовольны, поэтому, наверное, чиновники какую-то рокировку сделают, поменяют шило на мыло – и снова начнут говорить, что в 2028 году у нас все будет хорошо, мы выйдем на чемпионат мира.

Будет ли хуже? А куда уже хуже? Лучше – сомнения большие. Толковых специалистов в Беларуси хватает, но вряд ли они полезут в этот футбол и будут им заниматься. А даже если полезут, вряд ли им это дадут.

Был во главе АБФФ артиллерист – поставят танкиста. Базанов за несколько лет хоть понял, как выглядит футбольный мяч, что такое бутсы… Новый руководитель – танкист или гэбист – точно будет не лучше.

Фото: из личного архива Евгения Прановича

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты