Tribuna/Прочие/Блоги/О духе времени/В Польше начали Евроигры, освистав президента. В 2019-м открытие было в Минске из другой жизни – с «Пагоней», выступлением против войны и беларусским от иностранца

В Польше начали Евроигры, освистав президента. В 2019-м открытие было в Минске из другой жизни – с «Пагоней», выступлением против войны и беларусским от иностранца

На стадион пустили только честных беларусских спортсменов.

Автор — bytribuna com
22 июня, 09:44
В Польше начали Евроигры, освистав президента. В 2019-м открытие было в Минске из другой жизни – с «Пагоней», выступлением против войны и беларусским от иностранца

21 июня на мейским (то есть городском) стадионе в Кракове прошла церемония открытия третьих Европейских игр. Ровно за четыре года до того такое же мероприятие состоялось в Минске – 21 июня 2019-го официально стартовали вторые ЕИ. Сейчас кажется, что то было в прошлой жизни: Беларуси, к сожалению, гораздо хуже, чем тогда – страна, которая с 2020-го переживает максимизацию насилия от силовиков Лукашенко, еще и с 24 февраля 2022-го втянута в войну, которую ведет Россия в Украине.

Из-за этого беларусских (как и российских) атлетов на нынешних ЕИ нет. Однако на открытие Минспорта Польши пригласило беларусскую делегацию – вместе с одним из лидеров демократических сил Павлом Латушко на стадион прибыли бывший генеральный директор БАТЭ Михаил Залевский, легенда сборной Беларуси Александр Хацкевич, чемпион ЕИ-2015 в самбо Степан Попов, кикбоксер Иван Ганин и лучница Карина Козловская, которая начинает выступать за Польшу. Сидели легитимные для польских властей представители нашей страны на отличных местах у самого поля.

Что касается самой церемонии, она была довольно похожей на беларусскую четырехлетней давности. Главное отличие – пожалуй, размах сцены: если в Минске ее ставили посреди поля, то в Кракове выступления были сбоку. По оценкам местных СМИ собралось около 20 тысяч человек. Это не аншлаг – в трансляции были видны свободные места.

В Кракове, как и в Минске в 2019-м, в самом начале церемонии объявили, что на стадионе присутствует президент страны. В Беларуси так называли Александра Лукашенко – четыре года назад он еще не был одиозным для целого народа персонажем, его встретили более-менее приветливо. А вот Анджея Дуду сейчас на арене освистали. Еще больше потом досталось вице-премьеру Польши Яцеку Сасину – с трибун также кричали «Воры» (ЕИ в стране критикуют за сильное, в 2-2,5 раза, превышение обещанных расходов).

Далее был поднят флаг страны-хозяйки (как и в Минске), а потом началась художественная часть – с представления семи сюжетов о легендах и важных событиях из польской истории.

В Беларуси было примерно так же – разве что после широкого представления первой истории, о празднике Купалья, начинался выход атлетов из разных стран, которые во время остальной части представления уже могли его смотреть. В Польше же спортсменов на стадион выпустили гораздо позже. После сюжетов началась музыкальная часть – несколько польских исполнителей и групп дополнили украинские победители «Евровидения»-2022 из Kalush. Поддержку Украины, которую Польша во время войны оказывает последовательно с самого начала, подчеркивали вообще разными способами – в том числе приглашением оркестра из Львова.

В Беларуси в свое время за открытие отвечала команда российского продюсера и музыканта Игоря Крутого – а он подтянул на выступление своих протеже и коллег, в частности, казахстанского певца Димаша и российскую оперную диву Анну Нетребко. Ее тогда назвали «звездой мирового уровня» и пригласили вместо попсовых артистов.

Однако стоит отметить, что и беларусские исполнители тогда были широко представлены – и не только прорежимные: в программе участвовали и оперные певцы Маргарита Левчук и Илья Сильчуков, которые в 2020-м приняли сторону народа.

В польском представлении музыкальные выступления перемежали программу. Так, после «Калуша» на стадионе представили талисманов – дракона Кракусека и саламандру Сандру. Придумали их две польские девочки, которые и вывели фигуры на сцену. В Минске такого не было – лисенком Лесиком инфопространство завалили задолго до игр.

Следом пошло представление известных людей Польши – вот так, например, выглядел «парад планет» в честь астронома Николая Коперника, который первым понял, что они вертятся вокруг Солнца.

Упомянуты были композитор Фредерик Шопен, обладательницы Нобелевской премии по химии и физике Мария Склодовская-Кюри и по литературе Вислава Шимборская, Папа Римский Иоанн Павел II и другие. В Беларуси четыре года назад вспоминали даже больше – не только Евфросинью Полоцкую, но и князя Витовта (в честь которого показывали «Пагоню»), не только Франциска Скорину, но и несвижского мецената и книгоиздателя Николая Радивилла Сиротку, не только Марка Шагала, но и лучшего театрального декоратора Европы начала XX века Льва Бакста. То представление вообще было удивительно для режима направлено на освещение беларусского наследия – сейчас, при максимальном наклоне системы к России, это кажется невозможным.

А еще в беларусском представлении отдельный блок был посвящен ценности жизни – фигура зубра рассказывала о необходимости беречь природу, а беларусский рушник, оберег от всего худого, был заявлением против войны. Спустя два с половиной года режим втянул Беларусь в эту самую войну – ну а за подобный рушник «силовики» Лукашенко явно бы дали минимум 15 суток за решеткой.

Теперь антивоенная тема широко звучала на польском открытии – но не отдельным блоком: просто почти каждый, кто выступал, вспоминал и об Украине, желая ей успешно защитить себя. А рокер Муник Стащик посвятил украинцам, которые борются за свою свободу, выступление с песней 2001 года с такими словами: «Во всем мире есть фашисты, которые ненавидят чужих. Только не говори, что это ты ненавидишь. Нет, ты не можешь убивать». А на стадионе с большим одобрением встретили выход украинской сборной.

Перед выходом команд в Польше также показали специальный видеоролик о лучших спортсменах в истории страны. В Минске обошлись без подобного – тех, кого режим считал самыми достойными на тот момент, просто позвали поучаствовать в церемонии вживую.

После выхода спортсменов в польской церемонии, как и в концовке беларусской, наступила официальная часть – клятвы спортсменов, тренеров и судей, поднятие флага Европейских олимпийских комитетов, выступления официальных лиц. В отличие от Минска, в Польше выступали и губернатор региона, в котором находится Краков, и мэр этого города – причем им почти не свистели, в отличие от представителей центральной власти. Выступил и глава ЕОК Спирос Капралос – правда, по-польски грек почти ничего не сказал. То ли дело его предшественник, ныне покойный Янез Кочианчич – в 2019-м он, хоть и с ошибками, говорил по-беларусски больше минуты.

После того, как Дуда объявил об открытии Игр, оставалось только зажечь огонь. В Беларуси четыре года назад все было пафосно – один за одним по кругу присоединялись к процессии с факелами олимпийские чемпионы Дарья Домрачева, Алексей Гришин, Максим Мирный, Юлия Нестеренко, Роман Петрушенко, Надежда Скардино, Дмитрий Довгаленок. Каждый из восьми встал в итоге у маленькой чаши-папоротика – а оттуда полетели «огненные стрелы» в бОльшую чашу, которая в итоге зажглась.

В Польше все было гораздо проще. Сначала с факелами к лестнице, которая вела к большой чаше, прибежали пятеро – олимпийские чемпионы Роберт Корженовский, Давид Томала, Зигмунт Смальцеж и вице-чемпионы Мая Влощовска и Мариан Воронин. У лестницы факелы приняли три другие спортсмена – обладатель премии Пушкаша за лучший гол 2022-го, футболист без ноги Мартин Олексы и олимпийские чемпионы Януш Пычак-Печак и Анита Влодарчик. Они просто поднялись и зажгли три малых чаши у основания большой. В той из-за этого тоже появился огонь – вот и вся история.

Возможно, это выглядело недостаточно вычурно для кульминационного момента – но, нам кажется, вполне неплохо.

Закончилось все традиционно – салютом (правда, в 2019-м он был еще и в начале). В Минске фейерверки отгремели быстро – под конец патетичной музыки на зажжение большого факела.

А вот в Польше и под салют сделали отдельный музыкальный номер – в очередной раз на сцену вышел варшавский диджей Николай Трибулец под псевдонимом Tribbs. Он специализируется на «освежении» старых когда-то популярных польских песен – а на концовку открытия ЕИ оставил свой ремикс на хит 1980-х Кшиштофа Кравчика «Последний раз станцуешь со мной». Переделка Tribbsa, между прочим, за год набрала 84 миллиона просмотров на YouTube – таких успехов за спиной локальных исполнителей на минском открытии точно не было.

А сам салют, в отличие от 30-секундного минского, длился почти две минуты.

Но и церемония в 2019-м все-таки получилась вполне достойная. Эх, были времена! Сегодня возможны только диктаторские игры. Впрочем, и тогда они были диктаторскими, но это не так бросалось в глаза.

Другие посты блога

Все посты