Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Сборную возглавил испанец, которого точно не удивит Беларусь: работает там, где был геноцид, а диктатор любит спорт и набирает под 100% на выборах

Сборную возглавил испанец, которого точно не удивит Беларусь: работает там, где был геноцид, а диктатор любит спорт и набирает под 100% на выборах

Свой человек.

Автор — bytribuna com
8 августа, 11:01
Сборную возглавил испанец, которого точно не удивит Беларусь: работает там, где был геноцид, а диктатор любит спорт и набирает под 100% на выборах

Малоизвестный 48-летний испанец Карлос Алос возглавил сборную Беларуси по футболу. Сам он играл в низших испанских лигах, а как тренер имеет очень скромные достижения. Наивысшая точка – победа в Кубке Казахстана с «Кайратом», а в последнее время Алос работал в сборной Руанды, с которой не так давно продлил контракт, несмотря на очень и очень посредственные результаты. Чем такой специалист мог привлечь Дом футбола в Минске помимо факта того, что является иностранцем? Как минимум согласием работать в одиозных странах, которые очень трудно назвать демократическими. Беларусь Алоса ничем не удивит после того, что он видел в Руанде.

Дело не в том, что с африканской командой со 139-го места в рейтинге ФИФА тренер имеет одну победу в 11 матчах, и ту в «товарняке». Просто Руанда – страна, где режим сильно напоминает лукашенковский по методам. Ну а уж в 1994 году там случилось что-то похуже, чем приход к власти экс-руководителя совхоза, и даже хуже того, что сейчас происходит в Беларуси – крайне масштабный физический геноцид народа. Расскажем подробнее, откуда в нашу страну приехал тренер для сборной.

К геноциду в Руанде привел многолетний конфликт двух основных народов страны – тутси и хуту. В XX веке, когда территория была колонией сначала Германии, а затем Бельгии, были возвышены тутси – хуту оказались практически рабами. Однако в начале 1960-х при получении Руандой независимости к власти пришли хуту – и стали жестоко мстить, расправляясь над неугодными тутси. Они сотнями тысяч покидали страну из-за опасности, которая не ослабевала. Правда, в 1973 году власть в Руанде через военный переворот захватил высокопоставленный силовик Жювеналь Хабьяримана, который хотя бы не рвался убивать всех тутси – к ним просто относились как к людям второго сорта. Это не устраивало тех, кто успел уехать в соседние страны – тутси за пределами Руанды начали готовить военные силы с расчетом когда-нибудь с их помощью вернуть себе былую власть.

В 1988-м в соседней Уганде тутси организовали «Руандийский патриотический фронт» – фактически собственную армию. В 1990-м она вторглась в Руанду – захватить крупные города не смогла, но на территории страны осталась и продолжала партизанские вылазки. В высших кругах режима Хабьяриманы ответили на это пропагандой, в которой, в частности, предателем объявлялся любой хуту, который вел дела либо имел любовные связи с тутси. Но сам Хабьяримана был не настолько кровожадным – согласился на переговоры с РПФ, пустил в страну миротворческую миссию ООН.

В итоге соратники президента внесли его в свой «список предателей» и начали действовать сами – массово вооружали хуту, а также запустили более жесткую пропаганду. «Свободное радио и телевидение тысячи холмов» стало прямо призывать хуту физически уничтожать тутси, когда «придет время». Мысль о полном истреблении неугодного народа превратилась фактически в цель. Кстати, владельца того «медиа» Фелисьена Кабуга задержали только в 2020-м – передали в Гаагу, но в марте этого года приостановили судебные заседания из-за деменции 90-летнего подсудимого.

6 апреля 1994-го радикальные хуту решили, что время пришло. Самолет с Хабьяриманой (и президентом соседнего Бурунди заодно) возвращался с очередных переговоров о мире – и был сбит несколькими ракетами перед самой посадкой. Позже расследование установило, что место запуска ракет контролировали хуту. Все, кто был в самолете, погибли – а военная верхушка из хуту обвинила в этом тутси из РПФ. Этого было достаточно для начала резни – режимные организации (особенно усердствовали аналоги лукашенковских «народного ополчения» и «БРСМ») и все хуту, которые поддались пропаганде, бросились убивать тутси, а то самое «радио» направляло палачей в определенные места, узнавая, где прячутся неугодные.

В это время миссии ООН из головной организации запрещали применять оружие – не смогла защитить она даже премьер-министра, которая оказалась неугодной для военных и потому была ими убита. В итоге за первые шесть недель после гибели Хабьяриманы было уничтожено от 500 тысяч до миллиона тутси, что сопровождалось изнасилованием перед убийством женщин, издевательством над трупами и другими отвратительными вещами. Останавливался геноцид только тогда, когда в определенном месте больше просто уже не оставалось тутси.

РПФ в это время в попытке спасти представителей своего народа продвигалась в сторону столицы, но получалось это не так быстро. Впрочем, 4 июля организация заняла столицу Руанды Кигали, а вскоре – и всю страну. За это время около двух миллионов хуту сбежали из страны, резонно предположив, что с ними могут поступить так же жестоко, как это делали сами хуту. Однако глава РПФ Поль Кагаме решил выполнить заключенные при Хабьяримане мирные соглашения – формально было создано коалиционное правительство, а президентом даже стал «умеренный хуту». Впрочем, де-факто страной рулил Кагаме, который занял должность вице-президента.

В начале 2000-х Кагаме вышел на первый план и де-юре – стал президентом сам («избрали» в подконтрольном парламенте) и развернул диктаторские методы: «зачистил» все политическое поле от неугодных, посадив и своего предшественника. В 2003-м якобы с поддержкой в 93% голосов на «референдуме» была принята новая конституция – там сами слова «тутси» и «хуту» были заменены на «руандийцы», но вдобавок вводились крайне простые возможности запретить любые политические партии и другие «нежелательные» организации. Срок президентства был прописан на семь лет, а через пару месяцев на «всеобщих выборах» Кагаме и «избрали», написав в результатах 95% голосов. Правда, зачем-то было оставлено ограничение в два срока – но когда дело подошло к третьему, в стране будто бы «сами по себе» возникли масссовые прошения к Кагаме никуда не уходить, а он «милостиво согласился» и вынес вопрос на еще один «референдум», где за его возможность править до 2034 года проголосовало якобы 98,3%.

На двух последних выборах главными соперницами Кагаме оказывались женщины. Перед голосованием 9 августа (да-да) 2010-го на авансцену вышла активистка Виктуар Ингабире – но еще в апреле ее арестовали, придумав поводом речь о геноциде. За это запретили участвовать в выборах, а потом обвинили в «терроризме» и «угрозе безопасности» режима и посадили на 15 лет (вышла через восемь – Кагаме «помиловал» противницу). На тех выборах, перед которыми запретили около 30 неугодных режиму газет, а также убили (без раскрытия преступлений) оппозиционных политика и журналиста, Кагаме «получил» 93% голосов.

В 2017-м противостоять системе попыталась бизнесвумен Диана Руигара. В ответ сначала в интернет слили ее обнаженные фото, потом обвинили в «неправильных» подписях, из-за чего не допустили к выборам (как и других неугодных кандидатов). А уже после «элегантной победы» Кагаме с 98,8% голосов женщину задержали, обвинив в неуплате налогов (что-то очень знакомое, не правда ли?).

Руигаре «повезло» – отпустили всего-то через год с небольшим, а в конце 2018-го внезапно оправдали, но на политической сцене о ней больше ничего не было слышно. Ингабире же осталась в оппозиции, но живет под наблюдением и не имеет права выходить из дома без разрешения режимников. В 2019-м был убит не первый из ее верных сторонников (режим не нашел виновных), в тюрьмах остаются еще 16.

Виктуар Ингабире

При Кагаме Руанда, согласно статистике, достигла некоторого экономического прогресса, резко снизила коррупцию и повысила число тех, кто получил образование. Но простым людям намного легче не стало: по данным Всемирного банка, в 2021 году доход на душу населения в стране оценивался в 822 доллара – вот только не в месяц, а в год. Несмотря на такую ситуацию, руандийское правительство находит внушительные деньги на рекламу – причем через топовые футбольные клубы. Известно, что Кагаме – болельщик «Арсенала», и как раз с этим клубом государственный Совет развития Руанды в 2018-м заключил договор на рекламу (надпись «Посетите Руанду» на рукаве формы плюс пакет более мелких активностей), обязавшись перечислять в Лондон по 10 миллионов фунтов в год.

Ирония была в том, что Великобритания тогда перечисляла 64 миллиона фунтов в год в качестве экономической помощи Руанде («сотрудничество» дошло до того, что африканское государство стало местом, куда островитяне могут законно выслать неугодных претендентов на беженство – интерес максимально практичный). Но на критику что «Арсенал», который обвинили в сотрудничестве с диктатурой, что сама Руанда особо не реагировали – в стране только заявили, что реклама способствует туризму. И в 2019-м подписали аналогичное соглашение с «ПСЖ» (недавно его продлили до 2025 года). Тут было дополнительное продвижение – в Руанду ездили и сообщили об этом в соцсетях такие звезды клуба, как Серхио Рамос, Юлиан Дракслер, Кейлор Навас и не только. Вряд ли они задумывались о том, какой режим этим поддерживают.

Кагаме же не хочет ограничиваться футболом в продвижении через спорт – в 2025-м в Руанде запланирован ЧМ по шоссейным велогонкам. И вряд ли его вдруг отзовут из-за статуса режима – разве только африканский диктатор вдруг решит принудительно посадить какой-нибудь самолет на своей территории.

Другие посты блога

Все посты