Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Беларуса впечатлило, что в детском спорте в Литве «все включено» – на Родине годами тратил кучу денег, чтобы карьера сыновей не заглохла

Беларуса впечатлило, что в детском спорте в Литве «все включено» – на Родине годами тратил кучу денег, чтобы карьера сыновей не заглохла

Но, говорит, на взрослом уровне ситуация меняется.

Автор — bytribuna com
31 июля, 20:30
Беларуса впечатлило, что в детском спорте в Литве «все включено» – на Родине годами тратил кучу денег, чтобы карьера сыновей не заглохла

Тысячи беларусских детей, которые по тем или иным причинам покинули Родину вместе со своими родителями, живут за границей и занимаются там спортом. С чем они сталкиваются в секциях? Какую разницу видят, когда приходят на тренировки? Какой уровень подготовки получают?

Telegram-канал «О, спорт! Ты – мир!» изучает отличия подходов в Беларуси и за рубежом. Недавно цикл открылся рассказом о подготовке юного футболиста в Польше.

Теперь – о вольной борьбе. Могилевчанин Андрей Туповский вместе с семьей в конце прошлого года перебрался в Вильнюс и сделал все, чтобы два его сына в Литве продолжили заниматься вольной борьбой. Сейчас он может сравнить подходы к виду спорта с беларусскими. «О, спорт! Ты – мир!» поговорил об этом с мужчиной. «Трибуна» перепечатывает это интервью.

– Младшему сыну Макару девять лет, а старшему Владиславу уже 16. Оба занимаются вольной борьбой, Владислав два года назад стал КМС. Решил отдать их в этот вид, потому что сам в свое время был в спорте. Участвовал в уличных боях «Стрелка» – это когда на открытом воздухе, на песке проводятся драки, – одержал семь побед в семи боях.

Вольная борьба – в моем понимании, царица всех единоборств. Многие бойцы, которые выступают в MMA, UFC – выходцы из вольной борьбы. В этом виде спорта закладываются многие основные моменты, которые потом пригождаются и в смежных видах. Вот и я решил отдать детей в вольную борьбу, чтобы они начали ею заниматься, а уже потом мы бы смотрели, перейти ли в те же единоборства. Однако обоих захватила именно вольная борьба.

– Какие условия сразу предоставили вашим детям для занятий?

– В Могилеве в СДЮШОР нам предоставили бесплатного тренера и зал. Впрочем, на этом все плюсы закончились. Всю экипировку я покупал за свои, это немалые деньги. Плюс на соревнования родители возят детей за свой счет. Я даже сам в Могилеве лет шесть организовывал детские турниры по вольной борьбе, потому что видел, как у детей горели глаза. Все – за свои деньги. Никто не помогал, хотя порой и обращался за этим наверх.

Вспоминаю, как мой старший сын участвовал в каком-то «официальном» турнире между школами. Занял первое место, но пришел домой потухший. А почему? Да потому что даже простой грамоты не дали, не говоря уже о медали. А детям хочется какого-то внимания, какой-то благодарности.

Когда старший сын пошел в УОР, ему выдали два спортивных костюма, пару кроссовок на год. Но этого, конечно, мало, экипировка же изнашивается быстро, а у меня сын постоянно тренировался. Учебный процесс был потерян – мы все отдали спорту, потому что хотели стать чемпионами. В детском возрасте на многих турнирах брали золотые медали, хотелось продолжать побеждать и дальше.

– Даже победы вашего сына не заставляли чиновников помогать хотя бы с той же экипировкой?

– Нет. Выигрывал международные соревнования в Беларуси – и ничего, кроме «спасибо». Тренеры могут как-то морально поддержать, похвалить. Но они зачастую сами ничего не получают, когда их воспитанники побеждают. В итоге голова у них забита тем, где еще подзаработать. Потому что, насколько знаю, тренеры по вольной борьбе в СДЮШОР в Могилеве получали около тысячи рублей.

– Сколько тренеры тратят времени на ребенка, на занятия?

– Тренировки каждый день по несколько часов. Когда старший сын поступил в УОР, у него тренировки начались дважды в день, утром и вечером. Днем – учеба.

– А как в Беларуси тренеры ведут себя по отношению к детям?

– Дети сейчас в большинстве своем ранимые, поэтому специалисты, понимая это, стараются относиться к воспитанникам как к своим детям. Между старшим сыном и его тренером сложились именно такие отношения. И это правильно, потому что иначе тренера просто не будут слышать. К каждому нужно находить подход.

– Какие вы ставили цели в спорте?

– Младший сын занимается всего пару лет, пока о чем-то большом говорить рано. А вот что касается старшего, то хотелось, чтобы как минимум чемпионом мира стал. Сын 10 лет отдал спорту в Беларуси, в 14 лет получил КМС, победив на каком-то соревновании.

– В СДЮШОР это было как-то отмечено?

– Нет. Сказали, что молодец, и на этом все.

– Даже при таком отношении сохранялось желание заниматься?

– Да. Наверное, тут играли мои нереализованные амбиции. Хотелось, чтобы дети побеждали, становились известными атлетами.

– Что вы и ваши дети получили от вольной борьбы в Беларуси?

– Ничего, кроме удовольствия от любимого вида спорта и морального удовлетворения от побед.

– Вы подсчитывали когда-нибудь, сколько денег вложили в спорт для своих детей?

– Нет. Если посчитать, скажут, что ненормальный. Очень большие деньги. То же борцовское трико стоило около 40-50 долларов, но его пару раз в год нужно менять, потому что изнашивается, ребенок растет. Борцовки – 75-100 долларов, их тоже нужно менять, потому что нога растет. Если травмы, мы тоже за свой счет лечились, а переломы у старшего сына были часто.

– Получается, в вольной борьбе в Беларуси успеха можно добиться только за счет вложений родителей спортсмена?

– Конечно. В Беларуси во многих видах спорта так.

– Как искали возможность продолжить занятия в Вильнюсе?

– 6 декабря 2022 года мы приехали в Вильнюс, заселились к знакомому. В тот же день занялись поисками мест, где можно заниматься вольной борьбой. Как? Пошли с детьми в министерство образования, науки и спорта Литвы. Вахтеру, который говорил на русском, я объяснил, зачем мы пришли. Пошли на третий этаж, где нас встретил президент федерации бокса Литвы. Ему объяснили ситуацию – и он позвонил президенту федерации борьбы Литвы. Передал мне трубку, а там функционер сказал, что скажет связаться с нами старшему тренеру национальной сборной. Пока мы ждали звонка, президент федерации бокса нас угостил обедом. Я обалдел от такого приема.

Проходит 20 минут – звонит старший тренер сборной Литвы. Рассказал, куда нужно приехать к пяти вечера. Мы приехали в зал, познакомились с тренером, сыновей определили в группы по вольной борьбе согласно их возрастам. Вот так все хорошо сложилось.

– Какие условия для занятий?

– Ежедневные тренировки. Зал – так, похуже, поменьше, чем в Могилеве. Остальное – кардинальные отличия от Беларуси. Экипировка – поговорил с тренером, что у детей все с беларусской госсимволикой, и он через три минуты принес ребятам борцовское трико и борцовки уже с литовскими символами. На соревнования спортивная школа возит детей за свой счет. Я поначалу спрашивал, что нужно, какие деньги – мне отвечали, что ребенка нужно привезти к такому-то времени к автобусу, все.

Старший сын был сейчас в летнем спортивном лагере в течение двух недель. Перед отправлением мне принесли бумаги, чтобы я расписался. По-литовски не понимаю, вижу – написано «50 евро». Подумал, надо сдать – ну ладно, нормальная сумма, дал сыну. Он вечером принес обратно. Оказалось, ничего сдавать не надо, это отчетность – в бумаге написано, что на неделю на питание ребенка тратят 50 евро, родители расписываются, что ознакомились.

– Вы вообще платите что-нибудь за занятия своих сыновей?

– За общественный транспорт, на котором они доезжают до спортивной школы :). Да и то это только летом – во время учебного года проезд для школьников бесплатный. В Беларуси старший сын ходил в УОР, где тренировался и учился, а тут, так как мы еще не оформили все документы, приходится ходить в общеобразовательную школу, а после нее заниматься спортом. Но на успеваемость детей никто в спортивной школе не смотрит.

– Сколько в Беларуси и Литве ребят приходится на одного тренера?

– В Вильнюсе – 12-15 человек, в Могилеве – около 30. Но, скажу честно, чем больше, тем лучше, то есть в этом плане Беларусь выигрывает. Почему? У одного тренера в группе занимаются дети разных весовых категорий, а спарринг-партнеры нужны одного с тобой веса. Когда в группе 30 человек, найти соперника легче. Плюс ты имеешь возможность спарринговать с разными людьми. Если заниматься все время с одним и тем же человеком, то прогресса не будет.

Вообще в Литве много внимания уделяется баскетболу, футболу. А борьба – это чисто для поддержания физической формы, в этот вид спорта больших денег не вкладывается. Более того, насколько понял, государство особо не заинтересовано в успехах своих борцов на международной арене, то есть больших поощрений на взрослом уровне нет. Отсюда и теряется мотивация у ребят. Разговаривал как-то с одним спортсменом, так он говорил, что на чемпионате Европы стал пятым, а после этого решил закончить. Почему? Говорит, что для Литвы это хороший результат, он сам доволен, но нет желания дальше заниматься видом спорта, на который государство особо внимания не обращает. Пойдет работать в пожарные, чтобы обеспечивать семью.

В Беларуси же в этом плане все совсем по-другому. Например, у меня есть знакомые, которые побеждали на взрослых чемпионатах Европы, и им за это назначали стипендии по 800 рублей, в течение года добавляли к основной зарплате. То же самое и по юниорам.

– То есть на детском уровне в Беларуси государство не вкладывается в развитие спортсмена, но начинает это делать с юниорского возраста?

– Да. А в Литве на вольную борьбу особо внимания не обращают, она больше на любительском уровне. В этом плане, конечно, преимущество у Беларуси.

– Как проходят тренировки у детей, на каком языке?

– Несмотря на то, что тренеры литовцы, русский они знают. Плюс мои сыновья, хоть и единственные беларусы в своих группах, очень быстро нашли общий язык с другими ребятами. Уже после второй тренировки местные дети пошли показывать Вильнюс, что-то рассказывали. По-настоящему сплоченный коллектив.

– А в Беларуси как?

– Там тоже старались поддерживать коллективизм. Разницы с Литвой в этом плане нет, что радует.

– Какого возраста тренеры в двух странах?

– В Беларуси – около 30 и выше, в Литве – 40+. Но, мне кажется, возраст тут не важен. На Родине есть один тренер, которому уже больше 70, но он дает результат, поэтому на годы никто не смотрит. Главное – любить детей, находить к каждому спортсмену индивидуальный подход.

– Учитывая все, что вы увидели в Литве в вольной борьбе, все, с чем столкнулись в Беларуси, скажите, в какой стране больше перспектив добиться успехов в этом виде спорта?

– Конечно, в Беларуси. Да, в детстве все ложится на плечи родителей атлетов, но на взрослом уровне все намного лучше, чем в Литве, и в плане финансов, и в плане поддержки государства.

Фото: из личного архива Андрея Туповского

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты