Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Триатлет из Беларуси готовится к старту на ЧМ и при этом успел выпустить клип, в котором запели Витовт, Быков, Колас и другие. Вот как он всё успел

Триатлет из Беларуси готовится к старту на ЧМ и при этом успел выпустить клип, в котором запели Витовт, Быков, Колас и другие. Вот как он всё успел

Впереди – около 5 часов пахоты.

Автор — bytribuna com
17 августа, 19:30
Триатлет из Беларуси готовится к старту на ЧМ и при этом успел выпустить клип, в котором запели Витовт, Быков, Колас и другие. Вот как он всё успел

Более 15 лет Юрий Юрченко занимался футболом и даже выступал за младшие сборные Беларуси, но сегодня он куда больше известен как триатлет, видеоблогер и автор песен под псевдонимом Пiлiп Беспамылковы.

В эти дни Юрченко готовится к новому вызову для себя – к участию в чемпионате мира по триатлону IRONMAN 70.3, куда не так давно отобрался. Соревнования среди любителей триатлона пройдут в финском Лахти 26-27 августа. Беларус среди двух тысяч участников проплывет 1,9 км, проедет на велосипеде 90 км и пробежит 21,1 км (эта дистанция - половина от классического IRONMAN).

Телеграм-канал «О, спорт! Ты – мир!» поговорил с Юрченко об отборе на ЧМ и о впечатляющем клипе на песню «Толькi наперад!» (виртуально в нем поучаствовали классики беларусской литературы от Винцента Дунина-Марцинкевича до Василя Быкова, а также ряд исторических фигур - князь Витовт, Анастасия Слуцкая и прочие).

– Как давно занимаешься триатлоном?

– Заканчивается седьмой сезон. Когда начинал заниматься, каких-то глобальных целей и задач - например, попасть на чемпионат мира - не ставил. Более того, когда мне товарищ на работе рассказал, что есть такой вид спорта, я даже не знал, какие дисциплины в него входят. Впрочем, заинтересовался, решил попробовать, испытать себя. Но далеко все равно не заглядывал.

– Но постепенно амбиции ширились?

– В целом, да. Сперва захотелось пройти полный Ironman (плавание – 3,86 км, велогонка – 180,25 км, бег – 42,195 км), потом – выбежать «половинку» из пяти часов. То есть такие, промежуточные, цели ставил себе. И достигать мне их удавалось. В итоге сегодня у меня за плечами три полных Ironman плюс три экстремальные гонки.

– Вспомнишь свою первую «полную» гонку?

– Первый Ironman был 23 сентября 2017 года в Италии. Все было спокойно, без больших волн. На велогонке был ветер, но, в целом, все нормально. Не могу сказать, что тот старт отложился у меня в памяти как нечто особенное. Вообще же, задача на первый Ironman была простой – финишировать и сохранить желание заниматься триатлоном дальше. У меня это желание сохранилось. А какое было время? Из 10 часов я точно не выбежал. Более того, до сих пор не могу преодолеть эту временную отметку. Лучшее время – 10 часов 49 минут.

– Потом были у тебя еще две «полные» гонки и еще три – экстремальные.

– Да, экстрим был в Швеции, Словакии и Сибири. Дистанции даже чуть больше, чем на Ironman. Экстремальными такие гонки считаются из-за температуры воды (она очень холодная), плюс велоэтапы проходят в горах, поэтому имеет место большой набор высоты. Бег также в горах, нужно подниматься. В Словакии, например, стартовали вообще в полночь. Плывешь в темноте с привязанными светящимися буйками, потом велоэтап среди ночи. Ну и бег по горам. Кстати, на некоторых гонках даже не перекрываются дороги, когда ты едешь на велосипеде. То есть в буквальном смысле приходится преодолевать дистанцию, когда по трассе ездят автомобили.

Но главное отличие экстремальной гонки от Ironman в том, что в гонках Ironman участвует около двух тысяч человек, попробуй еще свой велик найти в таком потоке людей. А вот в экстремальных гонках – по 40-50-100 человек. Перед стартом тут можно со всеми познакомиться, налаживается семейная атмосфера.

– Лучшее время у тебя на Ironman – 10 часов 49 минут. Как сам оцениваешь этот показатель?

– Это время установил еще в 2018 году на гонке в Барселоне. Естественно, хочется пробежать быстрее. Но нужно отметить, что последний Ironman у меня был аж в 2020 году в Сочи. Тот самый, где я финишировал с фотографией Максима Знака.

После не выступал на «полных» [Ironman], потому что к ним нужно хорошо готовиться, уделять много времени тренировкам, а последние сезоны я не готов был к такой концентрации. Участвовать ради того, чтобы просто отметиться, не хотелось.

– Почему не удавалось полноценно тренироваться?

– Не то, что не удавалось, а просто не ставил себе такую цель. Прекрасно понимаю, сколько на это нужно времени, какой объем подготовки и так далее. Просто не было цели работать в таком ритме.

– У тебя никогда не было цели попасть на чемпионат мира по Ironman.

– Нужно разделять эти гонки. Есть те, где участвуют профессиональные спортсмены, а есть те, где соревнуются любители, к которым я как раз себя и отношу. Когда смотришь на профессионалов, это по-настоящему захватывает. Сумасшедшие скорости, люди на грани человеческих возможностей бегут, крутят педали и плывут. Что касается любительских гонок, то пока я туда не попал, это дело будущего. Сейчас приму участие в чемпионате мира IRONMAN 70.3, то есть в «половинке». Он будет проходить 26 и 27 августа в Финляндии. В первый день стартуют женщины, во второй – мужчины.

– Как туда попал?

– В течение сезона на нескольких десятках гонок Half Ironman выделяется определенное количество слотов на чемпионат мира. Они делятся по возрастным группам. Например, трем первым финишировавшим в своей возрастной категории дают путевки на ЧМ. Но бывает так, что призеры уже имеют слот или медалист просто отказывается от поездки на чемпионат (такое тоже бывает), и тогда путевка переходит к тому спортсмену, кто финишировал ниже. Почему отказываются? Например, гонка будет в Австралии, а туда добраться нелегко, нужно много денег, есть вопрос с визами. Вот люди и отказываются от путевки. В таком случае, как я говорю, слот спускается ниже.

– Как тебе досталась путевка на ЧМ?

– В середине июня участвовал в Half Ironman в Норвегии, занял 12-е местов в своей возрастной категории (30-34 года) и общее 67-е (время – 5.01,19). Еще тогда мог претендовать на путевку на чемпионат мира, но в итоге в распределении слотов не участвовал. Дело в том, что на гонку я заявлялся по беларусскому паспорту, а по регламенту спортсмены с паспортами Беларуси и России участвовать в гонках могут, но на путевку на ЧМ они не претендуют. То есть, по сути, мы соревнуемся вне конкурса. После гонки подходил к организатору, и он мне сказал, что я как бы финишировал, но система меня не видит, потому что я заявлялся как беларус.

– Заранее знал о таких условиях?

– В целом, да, знал. Но так как я давно не живу в Беларуси, думал, что этот вопрос можно будет уладить на месте. Например, показав документы, доказывающие, что я живу в другой стране, что я на Родину не езжу и так далее. Но организаторы по итогу мне сказали, что в распределении слотов я участвовать не могу.

В итоге на следующую гонку, в Швеции, я зарегистрировался по своему польскому документу. На самом деле уже хотел отобраться на чемпионат мира, и понимал, что у меня нет выхода, кроме как вбивать себя по польскому документу. Таковы правила. В середине июля финишировал даже хуже, чем в Норвегии, но так как люди, которые преодолели дистанцию лучше меня, уже имели слоты, в итоге он дошел до меня.

– В этом году ты твердо решил попасть на чемпионат мира?

– Не скажу, что ставил себе целью поехать туда во что бы то ни стало, но в голове все равно жила идея – было бы круто попасть на ЧМ. Тем более он в Финляндии, не так уж далеко. В следующем году он будет проходить в Новой Зеландии, туда добраться гораздо сложнее. Так что Финляндия – отличный вариант, старт должен получиться классным.

– Почему у тебя возникла такая цель?

– Аппетит приходит во время еды :). В какой-то момент подумал: «А почему бы и нет?» Это чемпионат мира среди любителей, у меня есть шансы туда попасть. Так почему бы этими шансами не воспользоваться?

– В Швеции ты выступал как поляк?

– В какой-то степени. Над стартовым номером у меня был изображен польский флаг. Честно говоря, сам я не заострял на этом внимание, никакого дискомфорта не было, потому что понимал, что это издержки правил, такая вот сейчас ситуация. И если хочешь попасть на ЧМ, то нужно принимать существующие реалии.

– Расскажи, как прошла дистанция в Швеции.

– Очень сложно, потому что это была моя третья «половинка» за пять недель. Сначала был в Азербайджане, потом – в Норвегии. И в июле – в Швеции. Все – за пять недель. Очень жесткий график, плюс постоянные перелеты, жара. В Швеции меня во время бега накрыло, начало сводить ноги, сказалась накопленная усталость. Беговой этап был на грани. В какой-то момент перестал смотреть на часы, следить за пульсом, но бежал и понимал, что просто нужно финишировать. Преодолевал дистанцию из последних сил, боролся до конца.

– В итоге ты занял общее 191-е место (время – 5.11,01) и 35-е в своей возрастной категории. После финиша понимал, что претендуешь на попадание на ЧМ?

– Нет, если честно. Видел, что время не самое лучшее, сама гонка далась тяжело. И когда шел на розыгрыш слотов, были лишь призрачные надежды, что могу в итоге попасть в число их обладателей.

– Как проходит этот розыгрыш?

– На церемонии награждения называют людей, которые заняли три первых места в своих возрастных категориях. И если они забирают слоты, то все, больше никому они не достаются. Если кто-то из призеров отказывается по тем или иным причинам, тогда этот слот переходит к тому, кто финишировал четвертым. Если и он не берет, тогда идем дальше. И так получилось, что в итоге слот дошел до меня. Кстати, некоторые даже не хотели брать его, потому что понимали, что подвести себя к чемпионату мира за полтора месяца будет тяжело. Ну а я не отказался :). Когда услышал свою фамилию, естественно, выдохнул, был очень рад.

– Сколько людей участвует в чемпионате мира?

– Какие лимиты будут в каждой возрастной группе, еще не знаю, но общее количество среди мужчин должно быть около двух тысяч человек. У женщин, насколько мне известно, будет примерно столько же.

– Ты единственный беларус, кто поедет на ЧМ?

– Один еще точно будет. Больше не знаю.

– Но для того, чтобы стартовать в чемпионате, недостаточно просто взять слот. Нужно же заплатить стартовый взнос?

– Конечно. На «половинке» – 700 евро, на «полном», соответственно, в два раза больше. Тебе предоставляется стартовый пакет (рюкзак, майка финишера, медаль, сувениры, что-нибудь еще. Плюс на трассе питание, перекрытие дорог, зоны восстановления, массаж, какие-то плюшки от организаторов.

– Но за проживание и дорогу ты платишь сам?

– Безусловно. Где-то за пару дней до старта прилечу в Финляндию, размещусь, а во вторник, думаю, улечу. Сколько в общем уйдет денег? Если искать жилье в Лахти, где будет чемпионат мира, то, конечно, придется отдать много денег, там уже почти все разобрали. Например, 500 евро в сутки. Я решил жить в Хельсинки, где подешевле, но до старта буду добираться на электричке. В целом, чисто проживание, питание и так далее обойдется в районе 1500 евро плюс стартовый взнос в 700 евро.

– Знаю, что ты собираешься организовать сбор для участия в соревновании.

– Да, насчет сбора у меня возникла идея. Дело тут в первую очередь не в деньгах, а больше в вовлечении людей в триатлон. Последнее время много общался с друзьями из Европы, Америки, и они мне рассказали, что на Западе популярна идея с такими донатами – то есть поддержка спортсменов со стороны тех, кто следит за ними, либо просто сам вовлечен в тот или иной вид спорта. Так вот, я пообщался с ребятами, мне они сказали, что было бы полезно через организацию сбора вовлечь людей в триатлон, во всю эту движуху. Как это будет выглядеть в техническом плане, пока не знаю, занимаюсь этим вопросом.

– Чтобы было понятно, этот сбор направлен в первую очередь не на помощь тебе, а именно на привлечение людей в триатлон?

– Конечно, то, что удастся собрать, пойдет на оплату проживания, размещения, стартового взноса для участия в чемпионате мира. Поеду на соревнование, сниму очередной сюжет в блог, произведу контент и представлю нашу страну. Да, пусть я буду стартовать под польским флагом, но везде транслирую, что я именно беларус. И вот таким вот образом хочу привлечь людей в вид спорта, заинтересовать их триатлоном. Мои западные друзья сказали, что это неплохая идея, которая позволит людям соприкоснуться со спортом.

Никого не буду заставлять делать донаты, все исключительно по своему желанию. Если человек захочет благодаря мне стать частью чемпионата мира, то может помочь финансово. Обещаю, что от меня будет крутой контент с чемпионата мира, возможно, устрою розыгрыш каких-то призов.

– Сейчас проходит много сборов на помощь беларусам, недавно был марафон в помощь политзаключенным. Почему, думаешь, будут помогать финансово тебе?

– Уверенности нет, но мне кажется, что это все равно будет интересно людям. Безусловно, понимаю, что многим деньги нужнее, в том числе семьям политзаключенных, но все равно есть надежда, что и мой сбор людей заинтересует.

– Но не стоит исключать, что сбор не увенчается успехом?

– Безусловно. Есть некоторые сомнения в том, что удастся собрать всю сумму, тем более сейчас действительно есть и другие, наверное, даже более важные, сборы. Но от своей идеи все равно не отказываюсь. Интересно, как все пройдет.

– Расскажи о своей подготовке к чемпионату мира.

– Подготовка идет очень активная. После Швеции была неделя на восстановление, а уже за пять недель до ЧМ начал «пахать». Где-то по 17 часов в неделю тренируюсь. Шесть дней, один – выходной. Бывает по две тренировки в день, бывает по одной. По 3,5 часа велосипеда, час – бег. Плюс плавание, ОФП. В целом вот такие у меня дни.

– На обычную жизнь, вне спорта, хватает времени?

– Из-за триатлона времени, конечно, стало меньше, потому что в приоритете у меня чемпионат мира, хочется к нему хорошо подготовиться. Но и на остальную жизнь не забиваю. Есть у меня работа, по-прежнему в маркетинге. Помогаю в YouTube-проектах, участвую в создании сценариев, оптимизации видео.

– Какой-то диеты придерживаешься?

– В целом, нет, но чем больше тренируюсь, тем больше хочется прислушиваться к организму, тем меньше хочется есть всякую фигню. Хотя алкоголь могу себе позволить, например, пиво в воскресенье. При этом нет такого, что какие-то продукты я мог себе раньше позволить, а сейчас запрещаю. Что хочет организм, то и употребляю. Вообще, триатлон – это такой вид, где можно есть все, что хочешь. Мне некоторые так и говорят, что идут в триатлон, чтобы есть всё :). На тренировках сжигаешь огромное количество калорий.

– Какая у тебя цель на чемпионате мира?

– Побить свой личный рекорд, а он у меня на «половинке» 4 часа 46 минут. В идеале круто было бы выбежать из 4,40. В мировом масштабе это средненькое время. Но это же любительский спорт, тут каждый сам себе ставит цели.

– Смотрю, что у мужчин мировой рекорд на «половинке» – 3.26,06. Его установил бельгиец Мартен Ван Рил в 2022 году в Дубае.

– Нужно понимать, что это все-таки профессиональный спортсмен, он реально машина. А вот у любителей высокие показатели – это ближе к четырем часам.

– А какое место хочешь занять?

– Во-первых, не знаю, сколько точно будет участников. А, во-вторых, на место не ориентируюсь. Тут для меня важнее именно показанное время. Это же любительский спорт, и тут каждый ставит цели сам для себя. У меня – временные показатели, а не итоговая позиция.

– Готовишь какой-нибудь перфоманс, как, например, на Ironman в 2020-м, где ты финишировал с фотографией Максима Знака?

– Пока не думал над этим, но точно буду снимать на видео свою гонку. К тому же, как говорил, хочу показать максимально хороший результат, а в таком случае о перформансе нужно забыть. Впрочем, ничего не исключаю.

– Сейчас ты активно тренируешься, успеваешь работать, но при этом еще и занимаешься творчеством. 16 августа вышел клип на твою песню «Толькi наперад!». Расскажи об этом.

– На самом деле песня была давно записана, больше года назад, просто все это время лежала в столе, скажем так. Мне казалось, что не было подходящего момента для релиза. Песня ориентирована на подъем, хочется ею поддержать борьбу беларусов в разных местах. Каждый борется сам, но цель у нас у всех одна.

– Как появилась песня?

– Даже не вспомню, потому что прошло достаточно много времени. Точно был какой-то повод, тогда еще была очень распространена фраза «Пахне чабор!» Ее я тоже включил в песню. Но, повторюсь, ждал для релиза подходящего момента. И, как ты заметил, презентовал именно 16 августа – все помнят, что было в Беларуси три года назад в этот день. И мне показалось, что эта дата как нельзя лучше подходит для выпуска композиции. Дата для всех беларусов символическая.

– Как создавался клип?

– Была идея попробовать сделать видео с помощью искусственного интеллекта, современных технологий, воссоздать образы исторических деятелей Беларуси, причем разных времен. Клип создавал сам, все картинки и анимация были на мне. Времени, скажу честно, это заняло немало. Музыку мне написали. В целом, работой доволен. То, что хотел передать, передал.

– Что именно?

– Что бы ни происходило, нужно продолжать рухацца толькi наперад и не сдаваться. Понятно, что всем тяжело, мы разбросаны по разным странам, но борьбу нужно продолжать. Это такой призыв к движению вперед. И хочется, чтобы люди, у которых, возможно, опустились руки, послушали песню и с новыми силами пошли дальше.

– Ты специально распределял определенные слова по конкретным персонажам?

– Нет, такой цели не было. Делал разные варианты, образы говорили разные слова. Но финальный вариант мне показался наиболее удачным. Вижу, что есть уже отзывы, причем положительные. Значит, видео и песня зашли.

Фото: из личного архива Юрия Юрченко

Другие посты блога

Все посты