Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/МОК рекомендует (по факту требует) игнорить потешную «Олимпиаду» в России – это сложная ситуация для Беларуси

МОК рекомендует (по факту требует) игнорить потешную «Олимпиаду» в России – это сложная ситуация для Беларуси

Возможно, придется «кидать» «союзника».

Автор — bytribuna com
16 ноября, 16:19
МОК рекомендует (по факту требует) игнорить потешную «Олимпиаду» в России – это сложная ситуация для Беларуси

В сентябре 2024 года Россия планирует провести у себя так называемые Всемирные игры дружбы в 27 видах спорта (22 из них олимпийские) – практически сразу после Игр в Париже. На эту инициативу 15 ноября отреагировал Международный олимпийский комитет. Директор департамента организации по связям с национальными олимпийскими комитетами Джеймс Маклеод рекомендовал всем комитетам воздержаться от участия в соревнованиях, «учитывая растущую политизацию мирового спорта».

В России на это отреагировали крайне остро: чиновники и функционеры различного ранга, особо не стесняясь у выражениях, обвинили сам МОК в политизированности, а также в дискриминации россиян. Впрочем, пока что наши воинствующие соседи не сдали назад и все еще держатся намерения собрать нечто, что напоминает собственные Олимпийские игры (на обычные все еще могут и не пустить). Осмелятся ли другие страны участвовать в соревнованиях, а прежде всего - Беларусь, главный союзник россиян в спорте и не только? Об это и не только «Трибуна» поговорила с руководителем международного департамента Беларусского фонда спортивной солидарности, бывшим генеральным секретарем НОК Беларуси Анатолием Котовым.

– Что вы в принципе думаете о так называемых Всемирных играх дружбы?

– По-моему, это попытка повторить советский ответ СССР на то, что сборная не поехала на Олимпийские игры в Лос-Анджелес в 1984 году, когда бойкотировала их. Советский Союз тогда решил провести Всемирные игры дружбы народов и пригласил туда дружественные страны. Ситуация один в один с той лишь разницей, что Советский Союз на тот момент обладал достаточно серьезным политическим весом, имел свою безоговорочную сферу влияния, в том числе в Европе. Поэтому на «альтернативную» Олимпиаду приехал весь восточный блок за исключением Югославии и Румынии. Они позволили себе не участвовать в этом соревновании. Российская современность – это совершенно другая реальность. Влияние России сохранено фактически лишь в нескольких постсоветских странах. И то, поведение Армении и Казахстана в последнее время говорит о том, что не все так однозначно, что и там влияние России уже не столь, как прежде.

При этом есть страны, лояльность которых можно, условно говоря, купить. Например, на африканском континенте. Или союзником России сейчас выступает Сирия, которая, думаю, кого-то на эти Игры пришлет. В общем, подводя итог, могу сказать, что то, что задумали россияне, – бледная копия того, что произошло в прошлом веке.

И еще хочу заметить существенную деталь, которая отличает нынешний турнир от того, что был в 1984 году. Тогда от МОК не поступало рекомендаций или запрета участвовать во Всемирных играх дружбы народов. Сейчас же соответствующие рекомендации есть. И те, кто нарушит их, встретится с каким-то наказанием со стороны МОК, что вполне логично. А если российская спортивная диагональ на заявления Международного олимпийского комитета и дальше будет реагировать так, как сделала это после заявления МОК (мол, комитет сошел с ума и так далее), то вскоре будут озвучены конкретные наказания, которые последуют в отношении тех, кто приедет на мероприятие в Россию. Одно из минимальных наказаний, на мой взгляд, - обрезание финансовой поддержки НОКов, которые нарушат рекомендацию МОК. А потом могут вообще отозвать признание того или иного национального комитета.

– Но МОК рекомендует, а не запрещает. В этом же есть разница?

– Понятия действительно разные, но нужно понимать, что МОК в принципе не может кому-то что-то запретить. Просто не имеет на это полномочий. Поэтому он рекомендует, при этом дает понять, что если рекомендации будут нарушены, то вполне могут наступить определенные последствия для нарушителей. А вот санкции МОК накладывать имеет полное право.

Да, нынешняя ситуация не самая стандартная - озвучена рекомендация, а не прямой запрет. Но, по сути, это просто мягкий запрет, и за его нарушение могут последовать санкции.

Недооценивать и в какой-то мере даже игнорировать рекомендации МОК могут себе позволить только международные федерации, потому что их наказать сложнее, нежели национальные федерации или НОК той или иной страны. Хотя есть у нас пример, когда международная федерация пошла против МОК, и у нее отозвали признание. Речь о Международной федерации бокса, [которая по своей инициативе вернула беларусов и россиян к международным соревнованиям]. И сейчас стоит вопрос о том, будет ли в принципе бокс представлен на Олимпийских играх.

– Рекомендация может как-то напугать олимпийский комитет Лукашенко? Там ведь очень дружат с Россией.

– Вопрос, конечно, интересный. С одной стороны, Беларуси будет неудобно не поддержать союзника. С другой, если пойти против рекомендаций МОК, то у Национального олимпийского комитета могут отобрать признание, наложить еще большей санкций. А это приведет к тому, что ни на летнюю Олимпиаду в Париже, ни на зимнюю в Италию в 2026 году никто от Беларуси не поедет в принципе. И если МОК доведет до беларусской стороны информацию, что могут быть такие последствия, то, скорее всего, страх потерять все на международном уровне окончательно победит желание поддержать союзника в лице России.

Однако, с другой стороны, в НОК может сыграть и другая логика. Вот, мол, отправим где-то 150 человек на соревнования в Россию, они могут привезти до миллиона долларов призовых. Последует запрет на участие в зимней Олимпиаде? Что ж, это [Игры] будет через несколько лет, авось что-нибудь поменяется. Но зато сейчас страна заработает много – куда больше, чем могли бы несколько спортсменов на Играх-2026.

Но, повторюсь, я все же надеюсь, что в НОК Беларуси поймут, что бабло здесь и сейчас менее ценное, чем долгосрочные интересы и признание комитета на международном уровне в будущем. Тем более очевидно, что это мероприятие носит исключительно политизированный характер.

– Бах также заявил: «Российское правительство обвиняет нас [МОК] в несоблюдении политического нейтралитета. В то же время, это же правительство пытается организовать полностью политизированное спортивное мероприятие»

– Глава комитета, уверен, давно понимает, что вообще происходит в России, в мире, но лишь сейчас, фактически первый раз, позволил себе открыто сказать об этом. О том, что он понимает и осознает, что творит Россия сейчас в международном спорте. Это деньги, пропаганда, коррупция, стремление протолкнуть свои политические интересы. Организовывая Игры дружбы, Россия зашла уж слишком далеко, все стало настолько очевидно, что даже Бах не стал отмалчиваться.

Бах решил высказаться – впервые открыто и жестко. Провокаций со стороны России и раньше хватало, но МОК молчат. Сейчас россияне просто перешли все границы. И если бы МОК снова промолчал, то за такой реакцией последовала бы слишком серьезная волна непонимания как внутри Международного олимпийского комитета, так и во всем олимпийском движении. И Бах это прекрасно понимает. Мол, о МОК в открытую вытирают ноги, завтра заявят, что Олимпиада никому не нужна – вместо нее проведут свой офигительный турнир. Приезжайте, звезды, а мы будем платить призовые, которые МОК не может себе позволить. Если бы Бах и его организация сейчас промолчали, то, не исключено, могло бы быть так, как я описал выше. Но, как видим, никто молчать не стал, что, честно, во многом немного удивило, но, с другой стороны, порадовало.

– Ждать ли какой-то реакции олимпийского комитета Лукашенко на рекомендации МОК?

– Думаю, сейчас никаких публичных шагов со стороны Беларуси мы не увидим. Потому что публичная поддержка российской истерии может стоить беларусам окончательного запрета на участие наших спортсменов в Олимпиаде в Париже. А это слишком высокая цена в ситуации, когда перспективы проведения Игр дружбы весьма туманны.

Мне кажется, какая-то реакция последует только после того, как погаснет олимпийский огонь в Париже. Но если будет очевидно, что в Россию не поедут ближайшие союзники хотя бы по постсоветскому пространству, если они последуют рекомендациям МОК (думаю, так и будет), то и Беларусь, вполне возможно, не станет отправлять своих спортсменов. Просто скажут: «Мы, конечно, с вами, но, извините, в данной ситуации поступим, как большинство». Просто для того, чтобы не получить от МОК дополнительных санкций за нарушение рекомендаций.

– По вашим прогнозам, допустят ли беларусов к Олимпиаде в Париже, а если да, то на каких условиях?

– Условия уже сформулированы, они неизменны. Это участие в нейтральном статусе тех, кто никак не связан с вооруженными или силовыми структурами, без флага и гимна. И, конечно, отсутствие со стороны атлетов публичной поддержки войны в Украине. Мы исходим из того, что есть добро на допуск определенного количества латентных Z-спортсменов. И если ничего в ближайшие месяцы в мировом спорте не произойдет, то вряд ли данные критерии изменятся.

– При таких условиях может ли кто-то из беларусских спортсменов, кто поддерживает режим Лукашенко, пролететь мимо Олимпиады?

– На самом деле пролететь может достаточно большое количество спортсменов. Если говорить о сегодняшнем дне, то дорога в Париж пока закрыта для легкоатлетов – из-за жесткой позиции Международной федерации легкой атлетики, [которая по-прежнему не допускает спортсменов из Беларуси и России к международным соревнованиям, где идет отбор на ОИ]. А для Беларуси легкая атлетика – самое многочисленное представительство на Играх. Так что, очевидно, пока за бортом Олимпиады достаточно большое количество спортсменов. Остается, условно, полсотни атлетов. Опять же, если из-за каких-то действия Беларуси не ужесточатся санкции в отношении нашей страны и не последует полный запрет на поездку в Париж.

– То есть может быть и такое, что до Олимпиады не доедут все прорежимные спортсмены?

– Да, и тут все в руках режима Лукашенко. И позиция относительно тех же Игр дружбы в России также имеет значение.

С другой стороны, хочу отметить, что сейчас мы [Фонд спортивной солидарности] ведем активную работу по поводу того, чтобы убедить МОК допустить действующих беларусских спортсменов, не поддержавших режим и пострадавших из-за своей позиции. Надеюсь, удастся убедить МОК, что такие атлеты, даже в нейтральном статусе, имеют право участвовать в Играх. Возможно, до конца года удастся добиться каких-то положительных изменений в этом плане. В общем, посмотрим.

– Олимпийский комитет Лукашенко уже давно под санкциями. По-вашему, как комитету живется в таких условиях, есть ли какие-то проблемы у комитета, кроме того, что Виктор Лукашенко не может участвовать в мероприятиях на международном уровне?

– По сути, отсутствие возможности участвовать во всех мероприятиях под эгидой МОК – это само по себе серьезная проблема. Ведь в глобальном смысле НОК существует для того, чтобы обеспечить участие спортсменов и своих представителей, в том числе руководства, в международных мероприятиях. Но сейчас НОК Беларуси, находясь под санкциями, не выполняет свою основную функцию. Получается, комитет замкнут в рамках страны, никуда двигаться не может. При этом руководители ездят по Беларуси и делают вид, что все не так уж и плохо. Но это просто желание показать хоть какую-то свою значимость и необходимость.

Но, в целом, совсем упаднической жизни в НОК однозначно нет. Не стоит строить на этот счет каких-то иллюзий и сгущать краски. Тем не менее существующее положение комитета далеко от идеального. НОК может все исправить, все в руках чиновников. Просто для этого нужно исправляться, извиняться за ошибки, свои прежние и нынешние действия в отношении спортсменов, процедуры выборов руководства НОК и так далее, и вообще попытаться отделить спорт от политики. Однако для нынешнего комитета это, будем объективны, задачи невыполнимые. Поэтому пока остается все так, как есть. И в руках режима и НОК не сделать себе только хуже.

Фото: belsat.eu

Другие посты блога

Все посты