Tribuna/Хоккей/Блоги/Хоккейная площадка/У Грабовского проблемы с головой: слишком опускал ее в НХЛ, имеет свой черный день, завершил карьеру из-за последствий

У Грабовского проблемы с головой: слишком опускал ее в НХЛ, имеет свой черный день, завершил карьеру из-за последствий

Пытался вернуться два года.

Автор — Tribuna.com
26 октября 2022, 12:00
2
У Грабовского проблемы с головой: слишком опускал ее в НХЛ, имеет свой черный день, завершил карьеру из-за последствий

Сотрясение мозга – одна из распространенных травм хоккеистов. Из-за проблем с головой некоторым приходится досрочно завершать карьеры. Известный пример – Михаил Грабовский. Свой последний матч будущий адепт режима Лукашенко провел в 32 года, когда еще мог рассчитывать на несколько сезонов в НХЛ.

Вспоминаем историю Грабовского и его сотрясений мозга.

В первый раз все обошлось

Грабовский имел опыт нахождения в списке травмированных «Монреаля», «Торонто» и «Вашингтона», но серьезных повреждений хоккеисту удавалось избегать – до 2014-го. Первые проблемы с головой хоккеист испытал 16 октября того года. В пятом матче на старте регулярного чемпионата форвард «Айлендерс» успел отыграть всего пять смен, так как во время последней испытал на себе хит нападающего «Сан-Хосе» Джона Скотта. Грабовский долго не мог подняться со льда, а затем покинул площадку в сопровождении врача. При этом судьи не нашли причин наказывать Скотта за силовой прием.

В раздевалке доктора зафиксировали у хоккеиста симптомы сотрясения мозга. Однако после углубленного обследования диагноз не подтвердился – был зафиксирован лишь вывих плеча. Уже через несколько дней Грабовский начал тренировки на льду, а вскоре присоединился к общей группе. В своем первом матче после простоя длиной чуть больше недели Михаил ассистировал в двух шайбах в ворота «Далласа».

Из-за сотрясения пропустил ЧМ, но вернулся

Здоровье Грабовского заметно ухудшилось после эпизода под конец регулярки того же сезона. В феврале 2015-го в матче против «Нэшвилла» против Михаила в середине первого периода жестко сыграл Эрик Найстром. Нападающий «Айлендерс» некоторое время не мог подняться, на лед принесли носилки, однако в итоге он все же сумел уйти, не воспользовавшись ими. Арбитры снова не нашли в эпизоде нарушения правил. С такой трактовой эпизода согласились и ряд болельщиков «Айлендерс» – считали, что Грабовский виноват сам, не показывая готовности к жесткой игре в НХЛ.

«Второй раз в этом сезоне Грабовский получает травму из-за собственной безалаберности! Кажется, парень всегда открыт к хитам. Надо бы держать голову повыше, а то такие моменты случаются слишком часто», – критиковал нападающего в интернете один из фанатов «островитян».

«Не был готов к силовому приему. Получил шайбу, думал, никого вокруг нет, а Найстром подловил», – признавал позже сам Грабовский.

Новая травма хоккеиста оказалась куда серьезнее. В больнице у Михаила диагностировали сотрясение мозга и временную потерю памяти из-за сильного удара головой. Примерно до пяти утра после того столкновения Грабовский ничего не помнил. После этого врачи каждый день делали тесты хоккеисту, задавая по два десятка вопросов.

Через несколько недель Грабовский вышел на лед, но долго не протренировался из-за плохого самочувствия. Продлив паузу, нападающий все-таки вернулся к занятиям в общей группе через два месяца после травмы – ко второй половине апреля 2015-го, когда начались матчи Кубка Стэнли. Грабовский не хотел упускать возможность второй раз в карьере попробовать свои силы в плей-офф НХЛ. Всего весной 2015-го Михаил пропустил 28 матчей своей команды, которые не всегда удавалось увидеть с трибун – аншлаги на играх «Айлендерс» были такими плотными, что даже в ложах не было свободных мест, а к обычным болельщикам Грабовский выходить не хотел, чтобы не отвлекаться, поэтому смотрел встречи по телевизору в раздевалке. Сигнал запаздывал – о голах своих партнеров нападающий узнавал по реву зрителей, а уж потом видел на экране, как была заброшена шайба.

Грабовскому удалось сыграть в Кубке Стэнли-2015. Форвард успел выйти на лед в трех заключительных матчах серии первого раунда с «Вашингтоном». Но «островитяне» выбыли в напряженной борьбе из семи поединков, а Михаил результативных баллов не набрал.

Однако травма не отпускала. Проблемы с головой оказались систематическими. К примеру, стало скакать внутречерепное давление.

«Такая травма, что ты не контролируешь, что происходит. Можно, конечно, отдыхать больше, но непонятно, помогает это или нет. По руке или по ноге все видно – как они заживают, какова динамика. А здесь...» – рассказывал Михаил.

До последнего не было понятно, сможет ли Грабовский помочь сборной на чемпионате мира-2015. Нападающий хотел сыграть в Чехии, но решающее слово по его участию было за клубом. Пока тогдашний министр спорта Александр Шамко говорил, что Михаил на 99,9% прилетит на ЧМ, сам хоккеист проходил медобследование в «Айлендерс». Командные врачи посчитали, что Грабовский не до конца восстановился после сотрясения.

«Клуб был не в восторге от моих намерений. Но дело даже не в этом. Все же чувствовал, что последствия сотрясения еще не вполне меня оставили. И в таком состоянии можно было, во-первых, не принести сборной ощутимой пользы, и, во-вторых, нарваться на рецидив и потом пропустить сезон-другой. Все-таки я уже не молодой игрок. В общем, решили не форсировать», – объяснялся Грабовский.

На том ЧМ сборная в последний раз на данный момент вышла в плей-офф, где вылетела в четвертьфинале, проиграв Канаде 0:9. Сам же Грабовский больше не сыграл за Беларусь ни матча.

Не выдержал второго хита в одну дату

Регулярку-2015/16 Грабовский провел вполне нормально – набрал 25 (9+16) очков за 56 матчей и ждал третьего в карьере плей-офф. Но в феврале 2016-го в матче против «Нью-Джерси» Михаил попал под очередной силовой прием – на этот раз от Ли Стемпняка.

Грабовский после снова винил себя: «Сам опустил голову, неудачно ударился в борт». Хотя сначала вообще не казалось, что случилось нечто серьезное – тот матч Грабовский доиграл до конца, а о травме заявили только перед следующей встречей. Когда стало ясно, что произошло, один из американских журналистов предложил запретить Грабовскому выходить на лед 19 февраля – столкновение с Найстромом произошло в ту же дату.

«Ха, я больше скажу: не ступать на лед арены в Нью-Джерси. Она для меня как проклятая: сколько травм уже на ней получил. Точно логово «дьяволов», – поддержал шутку Грабовский.

Михаил вскоре приступил к тренировкам, но уже на первой ему стало плохо. «Айлендерс» уехал на выездную серию, а форвард остался в Нью-Йорке восстанавливаться. На лед нападающий вернулся чуть меньше, чем через месяц, – и сразу в первое звено на матч с «Питтсбургом». Однако к концу первого периода хоккеист понял, что ему далеко до приемлемых кондиций.

«Очень хотелось играть, так что дотерпел до конца матча. Но понял, что поторопился с возвращением. Ой, неприятно вспоминать... Ощущения сложно передать словами: меня поймут только те, кто переживал сотрясения», – рассказывал Грабовский, который в той игре провел на льду 17 минут и не отличился набранными баллами. Как оказалось, это был последний матч в профессиональной карьере Михаила.

Хотел вернуться и даже перешел в новый клуб

Вскоре появилась информация, что для Грабовского сезон завершился досрочно. В Кубке Стэнли «Айлендерс» без форварда впервые за 13 лет прошел первый раунд.

«Тяжело смотреть, как твоя команда уступает в серии «Тампе», видеть, что нам не хватает как раз скорости, которую мог бы добавить, – а ничего не можешь сделать. Насколько обидная эта травма? Главный вопрос – почему они случаются. Вот здесь нужно крепко поразмышлять и найти ответ. Что-то надо менять», – рассуждал хоккеист.

Летом 2016-го Грабовский продолжил восстановление после сотрясения, которое врачам удалось диагностировать не разу. Параллельно форвард пропускал турнир за турниром: сначала не отправился на возрожденный Кубок мира в составе сборной Европы, а затем не смог помочь уже Беларуси в квалификационных матчах на Олимпиаду, хотя Дэйв Льюис до последнего держал Михаила в своем списке потенциальных игроков.

Следующая информация по здоровью нападающего появилась перед стартом сезона-2016/17. Грабовский прибыл в расположение «Айлендерс», но клубные врачи полностью запретили хоккеисту занятия на льду, разрешив лишь тренажерный зал. Чуть позже Грабовского включили в список травмированных, что делало невозможным его участие в играх НХЛ минимум до конца 2016-го. Доктора даже разрешили Михаилу улететь в Минск, где хоккеист начал восстановление в рядах «Юности». Однако головные боли не отпускали спортсмена, а врачи не могли найти для пациента эффективного лечения. Из-за этого возвращение Михаила на лед вместо января 2017-го стали ждать вообще лишь в следующем сезоне. Форвард продолжал искать способы восстановиться, а тем временем контракт с «Айлендерс» подходил к концу.

Со временем Грабовский поставил перед собой цель просто вернуться на лед – даже хотя бы в чемпионате Беларуси. Летом 2017-го для этого были позитивные новости: визитов к врачам становилось все меньше, а в восстановление нападающего поверили в новосозданном «Вегасе», куда и перебрался хоккеист. Перед стартом сезона-2017/18 Грабовский прибыл в тренинг-кэмп «рыцарей» и начал проходить там медицинские тесты. Но никаких сведений об их результатах не было, а хоккеист пропустил предсезонные спарринги, а затем и первые игры регулярки. Чуть позже стало известно, что минимум до конца 2017-го Грабовский точно не выйдет на лед.

Как оказалось, боли в голове все еще не позволяли игроку даже нормально тренироваться на льду. «Самочувствие до сих пор непонятное. Так-то нормально, но под нагрузками часто «плыву». Врачи в один голос говорят, мол, такая травма, что прогнозировать что-то сложно», – объяснял в то время Грабовский. «Вегас» проводил прекрасный сезон, где добрался до финала Кубка Стэнли, нападающий рвался на лед, но врачи не давали такого разрешения.

Хотел Грабовский попасть и на ЧМ-2018, однако попытка подготовиться к нему стала окончательным сигналом для завершения карьеры в НХЛ. «Снова хотел играть, а тело не хотело. Я тренировался, но чувствовал себя плохо…» – вспоминал форвард. Тогда Грабовский признал, что в НХЛ ему уже «ничего не светит». А возвращение в КХЛ и вообще на уровень ниже исключил – заявил, что мотивация у него есть только при играх в топ-лиге, а еще отказывался идти на неоправданный риск ради нормальной жизни вне хоккея. На ЧМ-2018 в Данию Грабовский все-таки полетел, но уже в новом для себя качестве – помогал Дэйву Льюису проводить тренировки.

Еще сезон, хоть все было очевидно, Грабовский не сообщал о своем статусе, но летом 2019-го все же объявил о завершении карьеры. А осенью того же года нашел мотивацию для игр, где никакого риска нет – за команду Лукашенко.

Фото: Gettyimages.com/Mike Stobe/NHLI, Patrick McDermott/NHLI

Другие посты блога

Все посты