Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/В его Беларуси дали бы $12 млн за медали Евроигр и все болели за Россию. Портрет министра спорта, слышавшего от Лукашенко «мозгов нет»

В его Беларуси дали бы $12 млн за медали Евроигр и все болели за Россию. Портрет министра спорта, слышавшего от Лукашенко «мозгов нет»

...

Автор — Алесь Коваль
7 ноября 2020, 16:00
6
В его Беларуси дали бы $12 млн за медали Евроигр и все болели за Россию. Портрет министра спорта, слышавшего от Лукашенко «мозгов нет»

В белспорте, как и во всей Беларуси в принципе, продолжается борьба за право на собственное мнение и называние вещей своими именами. К сожалению, полномочия, в том числе и силовые, пока у стороны, всецело выступающей за молчание или принятие крайне спорных положений на уровне аксиом. Методы – массовые «командировки» по местам службы (многие белорусские спортсмены формально состоят на зарплате в армии и других подобных структурах), непродление (лишение) стипендий и контрактов. От такого не спасает даже именная лицензия на Олимпиаду – иногда не до лицензий, как говорится.

Помочь выдавливаемым атлетам можно вот по этой ссылке. А мы вспомним о центральной фигуре другой стороны – министре спорта Сергее Ковальчуке. Бывший охранник Александра Лукашенко до получения нынешней должности не был известен от слова совсем, так что анализировать в любом случае возможно только последние два с лишним года. Вот чем запомнился на данный момент чиновник, который искал мотивацию на месте концлагеря, утверждал, что за Россию болеет вся Беларусь, слышал от Лукашенко «мозгов нет» и критиковал забастовки.

Вышел из силовой сферы

В свое время Ковальчук окончил Одесское высшее артиллерийское командное училище, в котором, по словам чиновника, установил вечный рекорд на полосе препятствий, и поехал служить аж на Чукотку – но вскоре вернулся в родную Брестскую область, откуда дослужился до белорусского Генштаба. А в 2004-м перешел в Службу безопасности президента – и сведения в открытом доступе предсказуемо теряются до 2018-го, момента назначения министром спорта (ну разве что известно, что офицер помогал обеспечивать безопасность хоккейного ЧМ-2014). Ковальчук признавался, что не без труда согласился на должность, Александр Лукашенко оптимистично говорил: «Должность расстрельная, но, поскольку ты военный человек, тебе не привыкать. Генерал не сработал, поэтому брали пониже» (так родилось предположение, что Ковальчук – полковник). На посту, как вы поняли, стал не первым из людей в погонах.

Взял КМС в военном спорте – там среди прочего кидают гранаты

Рассказывая вскоре после назначения о личном отношении к спорту, Ковальчук показал себя сторонником разнообразия: «С детства занимался легкой атлетикой – бегал на длинные дистанции. Бегаю на лыжах два раза в неделю. На горных лыжах катаюсь, играю в бильярд. Во все игровые виды спорта: футбол, баскетбол и так далее. Я спорт люблю, с детства им занимаюсь», – а позже добавил к списку еще и настольный теннис. После такого перечня Ковальчук удостоился комплимента от сотрудника госТВ: «Вы, наверное, будете самый спортивный министр белорусского спорта».

О конкретных успехах в этих видах известно только по отношению к бильярду – в 2017 году занял третье место в чемпионате органов нацбезопасности СНГ. Однако есть у Ковальчука еще один спортивный успех, добытый в молодости – звание КМС в военном троеборье. И это не просто придумка армейцев, а вполне официальный вид в классификации Минспорта, развитие которого поручено спорткомитету ВС – в него входит бег на 3 км с оружием, стрельба и метание гранат на точность. Так что если по воскресеньям омоновцам и прочим их товарищам уж очень понадобится усиление – они знают, кого могут попросить.

Был обвинен Лукашенко в отсутствии мозгов – тем не менее, пережил две возможные отставки

Как и любой белчиновник высшего эшелона, Ковальчук периодически подвергался критике Александра Лукашенко. Так, в конце 2018-го Лукашенко заявил, что министр «за государственную собственность ответит головой», а также возмутился жалобой Ковальчука на малое количество 50-метровых бассейнов, спросив, зачем об этом рассказывают при отсутствии результатов сборной по плаванию на ЧМ. А пожалуй, самый эпичный разнос министр получил в 2019-м – обращаясь к нему на лыжероллерной трассе, Лукашенко жесточайше вспомнил о биатлоне: «Почему вы в Раубичи отвезли то стрельбище [«Минской лыжни»]? Мозгов у вас нет! Зачем оно в Раубичах, объясни мне? Ты должен был снять и поставить там, где оно надо. Сюда должен был отвезти сразу же».

Все это не мешало позже Ковальчуку хвалить Лукашенко (например, он «лично контролировал, наставлял, подсказывал, что необходимо сделать» под ЧЕ-2020 по биатлону), а Лукашенко – дважды оставить Ковальчука в должности после отставок правительства, которые случились 4 июня и 19 августа.

Хотел платить по олимпийским стандартам за медали Евроигр – а после них «слышал» о проведении в будущем ОИ в Беларуси

При Ковальчуке в Беларуси случились очень важные для белорусских властей соревнования – Европейские игры. А для пущей мотивации в конце 2018-го министр предложил денежную мотивацию – увеличить призовые за медали ЕИ до уровня олимпийских, которые в Беларуси составляют 150 тысяч долларов за золото, 75 тысяч за серебро, 50 тысяч за бронзу. Спортсмены-то были только за, но белорусский бюджет нехило поиздержался бы – при задаче в 46 медалей белорусом досталось 69, причем некоторые завоевывали командно. Но в итоге предложение Ковальчука не приняли, призовые составляли примерно в 30 раз меньше – а по методике министра пришлось бы выложить 12,2 миллиона долларов!

Само же проведение ЕИ кого-то сильно впечатлило – и Ковальчук слышал от них, что Беларусь готова к большему. Сразу после закрытия министр сказал, что слышал от «международных представителей», а летом 2019-го и 2020-го – от «своих коллег» одно и то же: Беларусь готова принимать Олимпиаду. Но не стоит забывать, что на Евроигры можно было поднастроить «удобные» виды спорта, а для ОИ только футбольных стадионов высшего класса нужно семь.

Призывал «успокоиться с переизбранием» – правда, речь шла о минском «Динамо»

Не раз доставалось от Ковальчука находящемуся на особом положении в стране хоккею. Летом 2018-го (после вылета сборной из элиты ЧМ) министр говорил, что работать над его проблемами нужно вплоть до Минобра с региональными властями, признавая, что система не дает результата – «почему-то». В начале этого года риторика несколько изменилась, но более радушной не стала: «Говорить о том, что у нас нет хоккеистов, мы не можем. Мы же 20 лет готовились, у нас 20 лет школы есть, хоккеисты есть. Надо их мотивировать, надо с ними работать».

При этом насчет минского «Динамо», которое предыдущие два сезона провело в подвале КХЛ, Ковальчук призывал не делать резких движений – очень актуальная гостема сегодня далеко не только для хоккея: «Если посмотрим на хоккей сквозь призму минского «Динамо», мне кажется, что надо немножко остановиться, успокоиться с переизбранием, переназначением руководителей в первую очередь. Каждый год у нас новое руководство, каждый год у нас на 50-60% меняется состав команды. Это ни к чему хорошему не приводит».

Видел мотивацию в посещении бывшего концлагеря

Ковальчук регулярно говорит о необходимости мотивации для людей спорта. Про хоккеистов упомянули выше. «На каждом уровне специалисты есть. Их надо только найти, поставить во главу, мотивировать. И будет тогда результат», – это о тренерах из 2018-го. Биатлонистка Анна Сола рассказывала, как Ковальчук замотивировал ее продолжить карьеру с помощью того, что запомнил ее имя.

На нынешнее 9 мая нашел министр и особую мотивацию. Делегация спортсменов и чиновников отправилась в мемориальный комплекс «Тростенец» на месте немецкого концлагеря. «Для наших спортсменов посещение таких мест должно быть дополнительной мотивацией, чтобы еще лучше тренироваться и выступать на соревнованиях, прославлять нашу страну в дань памяти тем людям, которые погибли сражаясь», – заявил тогда Ковальчук. Впрочем, для нашего спорта и такой стиль не нов – вспомним хотя бы Андрея Фомочкина и его проводы в музее ВОВ молодежной хоккейной сборной на «поле битвы, которым для вас является ледовая площадка».

Помог отмене легионерского статуса для белорусов в российском спорте – от души болеет за него (говоря за всех), а белорусский клуб в РПЛ считает интересной идеей

Именно при Ковальчуке была официально совершена много лет проговаривавшаяся отмена легионерского статуса для белорусов в РПЛ и КХЛ, так что запишем это министру в заслуги. Вскоре после этого провели совместное заседание коллегий Минспорта России и Беларуси, где Ковальчук поблагодарил россиян за «оперативное решение вопроса». «После подписания легионерского статуса наших хоккеистов больше в российских клубах не стало. Те, кто играли, показывали результаты, на том же уровне практически и остались», – заметил белорусский министр.

Вообще Ковальчук питает теплые чувства к росспорту, причем не раз обобщал их чуть не до народного уровня. «Поддержка российской сборной в Беларуси обеспечена на 100%. Когда футболисты забивали Египту, радостные крики были слышны и в квартирах, и в кафе, и на улицах», – уверял министр во время ЧМ-2018. «Когда белорусский спортсмен не выходит в финал каких-то соревнований, то мы болеем за россиян», – уточнял спустя полгода. А летом 2019-го заявил, что идет обсуждение возможности участи белорусского футбольного клуба в РПЛ, назвав это «очень интересной темой», ведь, по мнению министра, «если бы здесь были, как в советские времена, «Зенит», «Спартак», ЦСКА, то болельщиков было бы больше на трибунах».

Приятельствует с Вергейчиком и помогал ему влиять на футбольные топ-клубы

К футболу Ковальчук питает теплые чувства с давних пор. «С детства очень любил футбол: мог часами играть сам с собой. Рисовал на сарае разметку футбольных ворот и отрабатывал удары. Бывало, смотрел матч, а потом пытался повторить за игроком какой-нибудь финт», – вспоминал Ковальчук. Смотреть на белорусский футбол как министру ему было явно грустно – к финалу ЧМ задавался вопросом, почему же Хорватия с 4 миллионами жителей намного круче Беларуси в футбольных делах, а уж о поражении от Люксембурга чиновник однозначно заявил, что это признак каких-то не таких действий, и «в советские времена такого никогда бы не было». Но плотно в сферу самого популярного вида спорта планеты Ковальчук поначалу не лез – ведь федерация напомнила о независимости (а недопустимость госвмешательства прямо прописана на уровне ФИФА).

Однако с 2019-го Ковальчук стал ближе к АБФФ – там прошли выборы, в результате которых главенствовавший тандем Румас-Сафарьян уступил дорогу дуэту Базанов-Вергейчик. И поговаривают, что все фактическое управление федерацией с тех пор осуществляет именно легенда солигорского «Шахтера». А министр с Вергейчиком, в свою очередь, находятся в отношениях как минимум хороших приятелей – способствует этому то, что их жены прекрасно ладят. И за последнее время фигура Ковальчука в футбольных делах стала действительно более заметной. Особенно ярко это проявилось в конфликте начала года, когда белорусские топ-клубы отказались отпускать некоторых игроков в сборную на матчи вне официальных «окон». Министр быстро объяснил бунтарям, что к чему – брестскому «Динамо», БАТЭ и «Шахтеру» пригрозил лишением госфинансирования, жестко декларировав их обязанность отпускать футболистов в нацкоманду (по сути, то самое прямое вмешательство, но международные федерации не отреагировали). В итоге был найден компромисс, а вот подготовиться к плей-офф Лиги наций спорные «товарняки» так и не помогли – из-за коронавируса все отложилось на полгода.

Одобрял проведение футбольного чемпионата в пору коронавируса

Один из самых спорных вопросов белспорта весной был график футбольного ЧБ – он практически не претерпел изменений, когда футбол закрывался по всему миру, и на какое-то время остался единственным в Европе. При этом никто не собирался запрещать даже допуск зрителей, без которых многие топ-лиги играют по сей день. И вот в этот процесс Ковальчук вмешиваться никак не стал – ограничился вот таким апрельским заявлением об ответственности, собственно, зрителей: «Если ситуация будет ухудшаться, будут более жесткие меры по приостановке чемпионата. Сегодня нет оснований закрывать высшую лигу. Никто никого на стадион не загоняет. Можешь идти на стадион, можешь не идти». Впрочем, такая позиция характерной оставалась, по сути, для всего высшего уровня госвласти.

Летом Ковальчук только похвалил то, что все шло по плану: «Я думаю, что мы абсолютно правильно поступили в этой ситуации и проводим чемпионат. Последствий для футбола практически никаких не случилось». Карантин дзержинского «Арсенала» и «Минска» и появившиеся к моменту заявления сведения о серьезных проблемах по крайней мере в «Торпедо-БелАЗ» и «Ислочи», видимо, не считались. АБФФ, напротив, удостоилась еще одной похвалы – за заработок на трансляциях.

Помогал получить, а потом позволял терять международные турниры

При Ковальчуке Беларусь получила право на несколько крупных турниров. Причем министр не только подписывал окончательные бумаги – за право на шахматную олимпиаду он ездил лично бороться в Грузию, например. Однако в октябре международная федерация внезапно заявила, что Минспорта «не смогло предоставить необходимые авансовые платежи и страховку». Так Беларусь потеряла это соревнование, а затем и еще два, полученных тоже при Ковальчуке – ЧЕ по фехтованию и командный ЧЕ по легкой атлетике. А вот ЧМ по хоккею может войти в историю только как при Ковальчуке отобранный – о месте проведения было впервые объявлено еще в 2017-м.

Критиковал протесты и забастовки

Вскоре после выборов, когда Беларусь захлестнули волны сначала насилия силовиков, а затем мирного ответа граждан в виде огромных протестных акций и массовых выступлений рабочих, Ковальчук дважды раскритиковал народные методы борьбы с беззаконием. Сначала он открытым письмом обратился к работникам отрасли – заявил, что страну «пытаются расшатать», и призвал «прекратить поддаваться на провокации, лозунги и призывы к забастовкам и стачкам», назвав их «путем в тупик» (каких-либо логических аргументов этому приведено не было). А затем в телеэфире сказал: «Сегодня мы не на акции должны выходить, не на протесты, не на забастовки, а должны на спортивных площадках выяснять отношения. Спортсмены должны показать, как надо дружить».

Что ж, как бы там ни было, а поддержка Свободного объединения спортсменов Елены Левченко при ее аресте на практике исполнила то, чего хотел Ковальчук – испытание лишением свободы дружба прошла блестяще.

Подписал ключевые решения по репрессированным спортсменам после выборов

Ну а за словами Ковальчука при все увеличивающемся количестве подписей под письмом спортсменов за честные выборы и против насилия пошли действия. Приведем краткий список:

  • 17 августа рассказывал коллективу РЦОП по легкой атлетике, что митинг за Лукашенко, на который за день до того приезжали группами на автобусах и даже специальными поездами, был «спонтанным и добровольным», заявил, что протестующих якобы организовали «люди, которые целенаправленно обзванивали других», а ОМОН выполнял свой долг – Ковальчука неоднократно перебивали не выдерживавшие такой речи собравшиеся, а 25 августа главу РЦОП Геннадия Тапунова уволили по решению Ковальчука;
  • «После интервью Николая Козеко до выборов, в котором он сказал, что еще не определился, за кого будет голосовать, нас с ним вызвали к министру. Николай Иванович заявил: «Я же не сказал ничего плохого». А ему в ответ: «Вы не сказали ничего хорошего», – это вспоминал экс-глава РЦОП по фристайлу Вадима Кривошеева. Ковальчук снял с должности и его, когда фристайлисты стали ясно высказываться после выборов;
  • Минспорта был выпущен приказ, лишающий великого тренера фристайлистов Николая Козеко именной стипендии с требованием вернуть суммы за прошедший период в почти год – а позже Ковальчук еще и обвинял тренера в неискренности и требовал возврата «по моральным основаниям»;
  • 18 сентября Ковальчук подписал самый нашумевший приказ, по которому спортсмены должны знать гимн, согласовывать высказывания и не использовать «не ту символику», а также лишаются права на забастовку (что после предыдущего подзаголовка и неудивительно);
  • проигнорировал попытки диалога легкоатлеток с именными лицензиями на ОИ Ольги Мазуренок и Дарьи Борисевич – обе готовятся к грядущему разрыву контрактов;
  • поручил обеспечить ежедневное проведение идеологических бесед со студентами БГУФК, устраивавшими молчаливые акции протеста;
  • и это мы, уверены, еще всего не знаем.

Неудивительно, что еще в сентябре Белорусский фонд спортивной солидарности со статусом «безоговорочно» внес Ковальчука в список лиц, которым будут добиваться запрета въезда в страны Евросоюза.

Ну а ситуацию все еще трудно описать лучше Сергея Щурко – не будем и пытаться.

Фото: mst.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты