Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/«Динамо» – любимый клуб Бреста, где протесты шли во всю мощь, а сейчас десятки политзеков (в том числе фанаты). Некоторые футболисты смогли через них переступить

«Динамо» – любимый клуб Бреста, где протесты шли во всю мощь, а сейчас десятки политзеков (в том числе фанаты). Некоторые футболисты смогли через них переступить

...

Автор — Алесь Коваль
6 июля 2021, 11:24
«Динамо» – любимый клуб Бреста, где протесты шли во всю мощь, а сейчас десятки политзеков (в том числе фанаты). Некоторые футболисты смогли через них переступить

В городе силовик Лукашенко убил безоружного протестующего – и был признан пострадавшим.

Новость дня 5 июля – подписи под провластным письмом из брестского «Динамо». В клубе долго не хотели поддерживать обращение с благодарностью режиму Лукашенко – но, как оказалось, продержались на своей позиции до первого серьезного давления. Впрочем, есть и игроки, не изменившие своим идеалам – подписант за честные выборы Дмитрий Байдук и Виталий Гайдучик покинули клуб, узнав о случившемся. А в Минспорта, говорят, все равно недовольны – мол, мало футболистов основы поддержали систему.

Есть серьезные подозрения, что отсутствие подписей за Лукашенко было серьезным фактором для болельщиков брестчан, чтобы продолжать поддерживать клуб на трибунах. Брестское дерби с «Рухом», за который даже по оценке его тренера Кирилла Альшевского болело немногим более 3% аудитории, собрало рекордные для этого сезона 6116 зрителей – сколько придет на следующий матч, после новостей о пополнении режимного списка, остается лишь гадать. А ведь и обычные горожане, и фанаты «Динамо» после выборов познали систему на полную – суды по резонансным делам, заведенным на протестовавших, идут до сих пор.

9 августа в Бресте силовики заранее перекрыли все подходы к центральной городской площади Ленина – пара сотен человек мирно собрались на пешеходной улице Советской, но вскоре на них пошел ОМОН в полной боевой экипировке. Далее приведем воспоминания находившегося тогда в городе бывшего тренера вратарей брестского «Динамо» Василия Хомутовского: «9 августа возле моего дома в центре летали гранаты. Мне нужно было просто окно открыть, чтобы это увидеть. Я спустился вниз, вышел в арку дома и увидел, что творилось на пересечении Гоголя и Советской. Летали светошумовые гранаты, хватали людей, паковали в микроавтобусы».

Далее в Бресте творились еще более страшные вещи. 10 августа силовики снова постарались перекрыть весь центр, но на Советской к восьми вечера собралось несколько тысяч человек, которые периодически хлопали в ладоши. В один момент люди начали кричать «Жыве Беларусь!» – тогда ряды силовиков стали надвигаться на простых граждан. Люди отошли, но ненамного. Так повторялось еще пару раз. В итоге живая цепь из людей и боевое построение ОМОН некоторое время просто стояли друг против друга, не предпринимая никаких активных действий, однако же другие силовики при этом продолжали задержания отдельных людей по непонятному принципу. Вскоре собравшиеся решили пройти своей колонной по городу, успев достичь перекрестка бульвара Космонавтов и проспекта Машерова.

Там-то и развернулась активная фаза действий – силовики пошли на протестовавших со щитами и дубинками, а в ответ некоторые из людей с подручными средствами перешли в контрнаступление. Силовики с помощью дубинок легко отбились, а вскоре к ним подоспело подкрепление – и тогда по людям, не разбираясь, кто в чем виноват, стали выпускать резиновые пули и светошумовые гранаты. В рядах протестующих появились серьезно раненные. Оставшиеся в строю пытались построить баррикады из скамеек, но силовики снова применили оружие и рассеяли единую группу протестующих на несколько. Однако протест продолжался до глубокой ночи – местные жители выходили на улицы своих районов, а к силовикам прибыло подкрепление из армейских сил специальных операций. На следующий день представитель ССО капитан Роман Гаврилов выстрелил в брестчанина Геннадия Шутова – тот вскоре скончался, но брестским судом был посмертно признан виновным (якобы безоружный сам пытался убить человека в гражданском) вместе со своим выжившим товарищем Александром Кордюковым (получил 10 лет колонии усиленного режима). Ну а Гаврилова признали пострадавшим.

Акции протеста продолжались, и 16 августа, как и во многих других городах Беларуси, в Бресте прошел самый массовый мирный митинг, куда пришло около 30 тысяч человек. Протестовавшие требовали расследования жестокости силовиков и освобождения арестованных. Административных осужденных действительно стали отпускать, но уже 17 августа СК выложил видео под названием «Массовые беспорядки в Бресте 10-11 августа 2020 года», где были собраны редкие случаи активного сопротивления митинговавших. Тогда же начали задерживать подозреваемых – среди них хватало несовершеннолетних, а также был таксист, которого, возвращавшегося с работы, пять раз подстрелили резиновыми пулями. Суды над фигурантами продолжаются и поныне – им предъявляют нанесение ущерба, не дотянувшего до 30 тысяч рублей, и три десятка пострадавших милиционеров (с легкими телесными повреждениями и «побоями»). Большинство из подсудимых признаны политзаключенными, в основном они признают только факт выхода на улицу в августе, но никак не насилие или бросание предметов. Однако в Бресте уже вынесли 21 приговор – абсолютно все осужденные были отправлены в колонию на срок от 3 до 5 лет. Продолжается суд еще по 24 людям.

Второе дело, по которому в Бресте тиражируют сроки, в прессе прозвали «хороводным». Суть его в том, что на очередном воскресном митинге 13 сентября на том же самом пересечении бульвара Космонавтов и проспекта Машерова несколько сотен человек завели хоровод на проезжей части. Вскоре их разогнали водометом, а система расценила случившееся как «групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок», определила ущерб городскому транспорту аж в 660 рублей и принялась за суды. Они продолжаются с начала 2021-го – фигурантов около сотни, их судят партиями и в основном приговаривают к «химии» (дома либо в специальном учреждении), однако четверо из 59 уже осужденных отправились в колонию.

 

В Бресте живет и несгибаемая акивистка Полина Шарендо-Панасюк. Ее приговорили к двум годам колонии за оскорбление ворвавшихся в ее квартиру силовиков и удар по плечу одного из них, но на суде Шарендо-Панасюк заявила, что «дать отпор бандиту – честь», спрашивала у судьи, признает ли он свое участие в политических репрессиях, благодарила международное сообщество за введенные санкции и так общалась со свидетелями обвинения.

 

Не обошло стороной преследование и футбольных фанатов, которых издавна заносили в милицейские базы даже без каких-либо правонарушений. Бреста это тоже коснулось – в феврале одного из фанатов «Динамо» взяли в Москве, обвиняя в беспорядках в первые послевыборные дни, а в начале июня ГУБОПиК заявил о задержании пяти людей с атрибутикой брестского клуба в Жабинке. И, конечно, самая известная история – в марте силовики заинтересовались известнейшим в Беларуси фаном брестчан Васей «Пешеходом» Николаевым. Благо для него, удалось убедить милицию в мнимом намерении сотрудничать – так Николаев получил «отсрочку» от заключения, за время которой успел покинуть Беларусь.

Знают ли обо всем этом подписавшиеся за режим игроки «Динамо»? Да уж наверное. Но, похоже, набившая оскомину необходимость кормить семьи и платить кредиты и для них актуальнее страданий других беларусов.

Вот только аналогичный пример из «вышки» мягко намекает, что подход может не сработать.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты