Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Лучший пловец Беларуси – о мировом рекорде, уходе мужа Герасимени, ошибке НОК и о будто бы провале в Токио

Лучший пловец Беларуси – о мировом рекорде, уходе мужа Герасимени, ошибке НОК и о будто бы провале в Токио

А также об изменениях в себе.

Автор — Tribuna.com
10 ноября 2021, 18:20
Лучший пловец Беларуси – о мировом рекорде, уходе мужа Герасимени, ошибке НОК и о будто бы провале в Токио

После ОИ Илья Шиманович на пару месяцев остался без возможности зарабатывать.

Несколько дней назад в Казани завершился чемпионат Европы по плаванию на короткой воде. На этом соревновании отличился 27-летний беларусский спортсмен Илья Шиманович: на дистанциях коронным брассом взял два золота (200 м и 50 м) и серебро (100 м). При этом на «полтиннике» Илья повторил еще и мировой рекорд – 25,25 с.

У Шимановича и без того была богатая медальная копилка – правда, в основном на короткой воде, где у пловца теперь 12 медалей уровня чемпионатов мира и Европы. В 50-метровом бассейне же успехи спортсмена скромнее: он двукратный победитель Универсиады-2017 и серебряный призер майского ЧЕ в Будапеште. Дебютная для Шимановича Олимпиада в Токио также не принесла большого успеха – на единственной личной дистанции 100 м брассом пловец дошел до финала, но там финишировал последним, восьмым. Однако для мужского плавания независимой Беларуси это наивысшее личное достижение за все время участия в Играх – Шиманович стал первым, кто вообще вышел в финал, до того самым высоким было 12-е место Игоря Коледы в Сиднее-2000.

Спустя несколько месяцев после Олимпиады для телеграм-канала «О, спорт! Ты – мир!» Шиманович проанализировал свежий чемпионат Европы, высказал мысли о том, почему не удалось приблизиться к пьедесталу ОИ, а также рассказал о преградах от системы и отношении к уходу из сборной мужа Александры Герасимени Евгения Цуркина.

– Поздравляю с успешным чемпионатом Европы. Как сам расценишь итоги турнира – идеальным ли он стал?

– Конечно, нет. Есть свои нюансы. Но я всегда радуюсь тому, что имею. Не расстраиваюсь, а делаю выводы, работаю над ошибками и иду дальше. А так чемпионатом Европы я доволен.

– О каких нюансах речь?

– На дистанции 50 м брассом реализовал себя на все 100 процентов, на 200 м – тоже, а вот на «сотне» были свои недочеты, которые позволили взять только серебро.

– Учитывая, что в финал стометровки квалифицироваться тебе удалось с лучшим временем, логично предположить, что в финале рассчитывал только на золото.

– Не ориентировался на место, не думал о медалях, в финале старался просто улучшить квалификационное время. Но финал есть финал, от психологии и нервов в спорте никуда не уйдешь. Возможно, это сыграло свою роль. А, возможно, и то, что в квалификации устал, потому что быстро проплыл. Вообще финал – вещь такая непредсказуемая: кто-то перегорает, а кто-то, наоборот, добавляет.

– Перед финалом ты думал, что являешься одним из фаворитов заплыва?

– Понятно, что такие мысли так или иначе в голове проскакивали, но я стараюсь все это откинуть, потому что это на самом деле сильно сбивает в психологическом плане.

– В следующих двух заплывах ты взял золото. Насколько ожидаемым стал для тебя такой результат?

– Когда ты едешь на соревнования в роли фаворита, понимаешь, что есть все шансы стать первым. Но при этом не стоит забывать, что можно и проиграть, не взять ничего. Для меня было приятно, что я снова выиграл какой-то титул. До этого побеждал на Универсиадах, после были только серебряные и бронзовые медали. Очень рад, что удалось порадовать и себя, и тренера. Но, признаюсь честно, любое золото все равно в какой-то степени неожиданное, тем более на крупных международных соревнованиях. Я стараюсь, кстати, на этот счет никогда не загадывать, потому что, по крайней мере, раньше сильно расстраивался, если не удавалось выполнить поставленную цель. Размышлял, корил себя. А сейчас, независимо от итогового места, стараюсь оставаться на позитиве и не загружать себя плохими мыслями.

– Это пришло с опытом?

– Да. На своей шкуре опробовал это состояние, побывал в нем, вел себя по-другому, из всего делал выводы, анализировал, видел, когда мне лучше, а когда – не очень. Наверное, осознанно перестал загоняться в последний год, хотя периодически бывало, что срывался, делал старые ошибки. Но вот после Олимпиады, можно сказать, вырос, стал умнее, опытнее. И стал думать немного по-другому. Тренер [Елена Малюска] также заметила во мне эти изменения, но она сама иногда не может отвлечься от плохих мыслей, тогда мне приходится с ней работать. У нас обоюдный тандем :).

– В заплыве на дистанции 200 м брассом ты опередил ставшего вторым голландца Арно Каммингу на одну сотую секунды. Что ты испытываешь в такие моменты?

– Было одновременно и неожиданно, и очень приятно, потому что соперник довольно сильный, серебряный призер [токийской] Олимпиады на данной дистанции. Самое интересное, что еще до старта мы обсуждали с тренером, поплыву 200 м в принципе или нет. Если готов, то хорошо, если откажусь – ничего страшного. У нас, честно скажу, даже не была в планах эта дистанция. Я решил, что можно заявиться, потом, если что, просто сняться с заплыва.

Я настроился, вышел на финал и думал, что мне нужно просто постараться улучшить свои личные показатели. По ходу дистанции начал понимать, что реально конкурентоспособен, могу взять медаль. Плыл спокойно, размеренно, видел соперников на поворотах, при выполнении элементов и понимал, что могу побороться, но после финиша все равно был приятно удивлен. Во-первых, победил, а во-вторых, улучшил свой результат. Это, наверное, было более приятно, чем золото.

– На 50 м брассом ты также победил и повторил мировой рекорд. Не расстроился, что не удалось улучшить это время?

– Вообще ни капли. Для меня вообще этот результат, если брать все дистанции, был одним из самых недостижимых, никак не удавалось мне приблизиться к этим показателям. Да и вообще никто не мог этого сделать больше 10 лет. А тут мне удалось показать это время – и это уже очень хорошо. А так мне куда больше приятно, что я улучшаю собственное время, прогрессирую. Поэтому понимаю, что могу устанавливать мировые рекорды.

– Судя по чемпионату Европы, можно сказать, что ты на пике формы?

– Скорее всего, да. Хотя этот вопрос лучше задавать не мне, а тренеру. Она меня готовит, а я просто выполняю установки.

– Наверное, обидно, что пик формы пришелся на осенний чемпионат Европы, а не на летнюю Олимпиаду.

– Мы много анализировали, почему не получилось удачно выступить в Японии, думали, размышляли. На выступлении на Олимпиаде сказалось много нюансов. Понимаю, что для многих в Беларуси я провалился на Играх, не улучшил свой результат, что для меня неприятно. С другой стороны, для нашей страны это был первый олимпийский финал в истории отечественного мужского плавания, это раз. Второе – не считаю, что восьмое место на Олимпийских играх, тем более моих первых в карьере, это что-то провальное и плохое. Показанным временем недоволен, но все равно рад, что съездил на Игры, попал в финал. Сделал определенные выводы и работаю дальше, а эту тему отмел и стараюсь ее не вспоминать.

– Как часто после Олимпиады ты прокручивал в голове заплывы?

– Наверное, недели две не покидали эти мысли. Спустя это время, когда начал вкатываться в сезон, пошли активные тренировки, соревнования, мысли об Олимпиаде сами собой уходили далеко. Об Играх я вспоминал, когда были какие-то разборы выступления беларусов в Японии, например, в Министерстве спорта. Послушал отчет, согласился – и дальше пошел работать.

– В олимпийской квалификации на «сотне» ты показал девятый результат – 59,33 с, более чем секунду уступив своему лучшему времени.

– Да, далеко от лучших показателей, были такие мысли. С другой стороны, успокаивал себя тем, что все равно прошел в финал, а там уже может быть все что угодно. То есть можно в «предвариловке» показать не самое лучшее время, а в решающем заплыве «выстрелить». Так что мысли о не самом хорошем времени откидывал. Еще у спортсменов есть такая особенность, когда организм сам входит в режим экономии, поимая, что на полную нужно будет выложиться чуть позже. У меня такое часто бывает перед стартами: в предварительных заплывах показываю не лучшие результаты, а в финале проплываю так, что сам думаю: «Ни фига себе, в какой я форме». Не исключал, что такое могло произойти и на Олимпиаде.

– Но в финале ты показал время еще хуже (59,36 с) и стал восьмым.

– Я потом анализировал все это и понял, что перед финалом у меня было лучшее состояние, какое могло быть, то есть меня в себе устраивало абсолютно все: дозировка адреналина, мысли в голове, настрой. Наверное, это было одно из идеальнейших состояний, которое может быть перед заплывом. Что случилось на дистанции, это уже неизвестно…

– Какой-то парадокс: готов выходить, побеждать, а в итоге становишься последним.

– Случается такое, это спорт. От победившего британца Адама Пити я отстал на две секунды – довольно много по меркам плавания.

– После первых 50 метров ты шел в тройке потенциальных призеров. Что случилось потом?

– Без понятия, если честно. Просто силы меня покинули. Такое бывает, вторая половина дистанции отсутствовала напрочь. Видимо, были допущены какие-то ошибки в подготовке. А на самом деле много факторов, которые не хотелось бы поднимать и обсуждать.

– Когда после первой половины силы тебя покидают, ты плывешь для того, чтобы просто финишировать, или стараешься все равно побороться до конца?

– Конечно, хочется показать свой максимум, но выше головы прыгнуть все равно не получается. Так что показываешь максимум такой, какой возможен на данный момент. Руки я не опускал, азарт никуда не пропал, я старался, пока не коснулся бортика. Руки опустились, когда посмотрел на табло.

– Пресс-служба НОК заявила, что ты показал лучший результат на Играх для мужского плавания Беларуси за последние 20 лет.

– Вообще-то за все время участия нашей страны в Олимпиадах. В мужском плавании никто из беларусских пловцов, кроме меня, до решающих заплывов на Играх не добирался. Так что в НОК нужно быть немного повнимательнее :).

– После финала случился эпизод, который с учетом твоей открытости для СМИ сильно удивил – ты отказался давать комментарии. Что тогда произошло?

– Потом думал над своим поступком. Наверное, был на эмоциях. Сам понимаешь, пять лет подготовки к старту, а там – последнее место в финале. Конечно, ты будешь расстроен, недоволен. Вот и поступил так, как поступил. В тот момент ни с кем не хотелось разговаривать, не хотел давать комментарии, интервью. Банально хотелось закрыться. В общем, был в таком неприятном эмоциональном состоянии, с которым не удалось справиться.

– Тебе не хотелось ответить болельщикам, сказать, что выход в финал Олимпиады – это достижение для беларусского мужского плавания?

– Нет. С «диванными критиками» я сталкивался много раз, их хватает и от них никуда не деться. Многие люди в тех или иных вопросах до конца не разбираются, но все равно высказывают свое мнение, показывают, что они такие крутые, могут что-то сказать. Таким доказывать что-то не хочется, просто не вижу в этом смысла. Реагировать на бездумную критику, вбросы – удел слабых. Хотя первое время такие комментарии волновали, как-то трогали, но потом понял, что не стоит на них реагировать.

– Некоторые специалисты говорят, что причина твоего неудачного выступления на Олимпиаде – это недостаточное количество стартов перед Играми.

– Действительно, чем больше у меня стартов, соревнований, тем быстрее я набираю форму и дольше ее удерживаю. Так что специалисты правы. При этом даже если деньги для поездок выделяли, то мы не могли поехать в ту или иную страну, потому что коронавирус этого сделать просто не позволял.

– Перед Олимпиадой в 2021 году у тебя было всего четыре соревнования: чемпионаты Латвии и Беларуси, чемпионат Европы на длинной воде и Кубок Беларуси.

– За полгода это довольно мало стартов. По-хорошему, в месяц нужно участвовать минимум в одном-двух соревнованиях. Две-три недели идет подготовка, специальная работа, потом – соревнование. После – очередные две недели тренировок и старт, чтобы мы понимали, что и как мы делаем, над чем стоит поработать.

– На Олимпиаде-2020 провально выступила вся беларусская сборная, семь медалей – антирекорд для нашей страны. Не думал, почему так вышло?

– Понимаю, к чему ты клонишь :). За всех спортсменов сказать не могу, но если отвечать чисто за нашу сборную [по плаванию], то были определенные моменты, которые повлияли на выступление на Олимпиаде. Например, финансирование со стороны государства было далеко не в той мере, в какой было запланировано.

– На Олимпиаде сборная Беларуси по плаванию также приняла участие в трех эстафетах, но везде занимала 12 места. Как расценишь этот результат?

– Для нашей страны это, в принципе, неплохо, даже, можно сказать, достижение для нашего плавания.

– Твой партнер по сборной Евгений Цуркин на днях рассказал, что покинул команду.

– Об этом я узнал раньше, еще после Олимпиады. Отношусь к его решению нормально, понимаю, что у человека есть свои проблемы, объективные и всем понятные, есть семья. Да и он сам по себе уже далеко не молодой спортсмен (9 декабря Цуркину исполнится 31 год – Tribuna.com). Это нормальный возраст для окончания карьеры. Спорт не вечен, все это прекрасно понимают, а жизнь нужно продолжать, заниматься семьей.

Илья Шиманович первый слева, Евгений Цуркин третий слева

– Сборная Беларуси без Цуркина стала слабее?

– На самом деле у нас не только Женя завязывает со спортом, а новое поколение пока не сильно обновилось. Есть перспективные ребята, молодежь, но они все равно на недостаточно высоком уровне. И от этого немного печально.

– После чемпионата Европы ты сразу отправился в Нидерланды, где с 11 по 25 ноября пройдет плей-офф Международной лиги плавания. В этой связи хочу спросить: как ты относишься к инициативе чиновников запретить беларусским спортсменам участвовать в коммерческих стартах?

– А я сам уже с этой проблемой столкнулся. Два месяца сидел без коммерческих стартов, соответственно, без денег, потому что документы для поездки на эти соревнования не были сделаны в срок. А, может, просто кто-то не хотел делать нужные бумаги. Благо, все разрешилось.

– Ты никогда не загадываешь наперед, не делаешь прогнозы, но Олимпиада-2024 входит в твои планы?

– Вообще, да. Все будет зависеть от здоровья. Если оно будет позволять плавать, то буду дальше тренироваться, соревноваться и поеду на Олимпиаду. Что касается медалей в Париже, то будем смотреть уже на месте.

Фото: из личного архива Ильи Шимановича

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты