Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Маскоту «Славии» дали 3 года колонии за участие в протестах: ради сына брался за любую работу, футболисты в курсе, клуб на эту тему старается молчать

Маскоту «Славии» дали 3 года колонии за участие в протестах: ради сына брался за любую работу, футболисты в курсе, клуб на эту тему старается молчать

Мозырянину вынесли приговор сразу после дня рождения.

Автор — Tribuna.com
21 декабря 2021, 11:09
2
Маскоту «Славии» дали 3 года колонии за участие в протестах: ради сына брался за любую работу, футболисты в курсе, клуб на эту тему старается молчать

Вину не признал.

Задержания футбольных фанатов в Беларуси и обвинение их в участии в акциях протеста после выборов-2020 – практика распространенная. Уже к марту силовики отчитались о 65 уголовных делах, заведенных против ультрас. Фамилии большинства из них до сих пор остаются тайной, однако известно, что с тех пор количество задержанных фанатов только выросло.

23 ноября 28-летнего футбольного болельщика Александра Сузько суд Мозырского района приговорили к трем годам колонии общего режима. Ему было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 342 УК РБ («Организация либо активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок»). Парню вменяли, что он стоял в сцепке во время акций протеста 11 августа 2020 года.

Примечательно, что Александр в Мозыре – личность довольно известная. Точнее, известен его творческий образ. Именно Сузько встречал практически каждого болельщика, приходившего на матчи «Славии» на стадион «Юность». С 2016 года и вплоть до задержания в мае 2021-го парень работал маскотом «Славии» – облачался в костюм орла и развлекал публику.

Сейчас Александр за решеткой, а его знакомые пребывают в шоке и не верят в справедливость суда. «Трибуна» рассказывает о том, кто такой Сузько и за что он получил три года колонии.

Был задержан сотрудниками ГУБОПиКа и СОБРа в начале мая, признан политзаключенным

Как рассказали люди, знакомые с Александром, на протяжении многих лет коренной мозырянин ходил на домашние матчи «Славии», ездил на гостевые и пару раз даже пробил «золотые сезоны» (посетил абсолютно все поединки команды).

5 мая 2021 года пресс-служба МВД сообщила о задержании в Мозыре 11 человек, 10 из которых являются участниками «околофутбольной группировки праворадикальной направленности». По версии силовиков, фанаты принимали участие в массовых беспорядках после выборов в августе 2020-го, а также использовали против так называемых милиционеров газовые баллончики, бросали в них камни. В результате пострадал один из сотрудников и были повреждены служебные автомобили. Сотрудникам МВД Лукашенко пришлось стрелять в воздух.

Сузько задержали у подъезда дома 4 мая, когда он собирался на работу. Утром парню позвонили и попросили выйти на улицу, там его уже ждали сотрудники ГУБОПиКа и СОБРа. К Сузько применили силу и доставили в ИВС Мозырского РОВД, где он вместе с другими фанатами провел десять дней, позже их перевели в СИЗО №3 Гомеля. 18 мая правозащитники признали Александра политзаключенным.

Сузько предъявили обвинение по ч. 1 статьи 342 УК РБ. В СИЗО он находился до 30 сентября, пока не начались судебные заседания. За 10 дней до вынесения приговора Сузько и других фанатов снова отправили в Гомель, так как они просили, чтобы им разрешили привести себя в порядок, умыться перед приговором. В ИВС Мозырского РОВД такой возможности не было.

На первом же заседании пострадавший милиционер подал ходатайство о том, чтобы суд проходил в закрытом режиме, так как опасается за свою безопасность и жизнь. Судья Галина Книжонок ходатайство удовлетворила. И до судебных заседаний, и на протяжении почти двух месяцев, пока они длились, Александр свою вину отрицал. Тем не менее суд счел Сузько виновным и приговорил к трем годам колонии общего режима, как того и просила прокурор Юлия Кокорина. Кроме того Александр должен выплатить 1500 рублей морального вреда начальнику отдела ГАИ Мозырского РОВД Валентину Пилеру, которого суд признал потерпевшим. Изначально Пилер просил по три тысячи с каждого фаната, однако суд уменьшил эту сумму. Накануне вынесения приговора Александру исполнилось 28 лет.

Работал в нескольких местах, в том числе маскотом «Славии»

«Трибуна» пообщалась со знакомыми Александра. Они рассказали, что парень на одной из акций сфотографировался с флагом, а когда по стране начались задержания за участие в прошлогодних акциях, не высказывал никаких опасений за свою безопасность. Более того, еще 3 мая 2021 года был оптимистично настроен, строил планы на будущее и говорил о своем четырехлетнем сыне.

Известно, что Александр несколько лет назад разошелся с женой, у них остался общий сын Мирослав. Чтобы иметь возможность баловать ребенка, дарить ему подарки и куда-то сводить, Сузько брался за любую работу, не чурался подработок. Так, в Мозыре он трудился барменом-официантом в нескольких заведения, в том числе в одном из ресторанов и Доме культуры НПЗ. При этом везде Сузько был официально трудоустроен.

При всей занятости и желании проводить как можно больше времени с сыном, Александр успевал работать и на благо «Славии», за которую болел с юных лет. С 2016 года Сузько был официальным аниматором мозырской команды – развлекал болельщиков в костюме орла. Также орла можно было увидеть на городских мероприятиях. В ФК парень был оформлен по договору подряда и получал за это деньги, пусть и совсем небольшие.

Когда Сузько пропал в начале мая, никто не мог понять, где он: ему звонили и из ресторана, и из клуба. Парень всех приучил: что бы ни произошло, на работу он придет. Ближе к вечеру пришли шокирующие новости: Сузько задержал и находится в ИВС.

В сезоне-2021 «Славия» так и не нашла того, кто заменил бы Александра в роли маскота – костюм орла за несколько месяцев примеряли на себя несколько человек.

Как отреагировали на задержание Сузько в команде?

Естественно, проведя рядом с командой несколько лет, мужчина стал среди футболистов своим: с ним общались после матчей, шутили во время ужинов, когда команда ела в кафе ДК НПЗ, а Зусько там работал официантом. И новость о его задержании футболистов шокировала.

– Прекрасно помню Сашу, очень хороший, позитивный паренек, такой активный, – рассказал «Трибуне» один из игроков команды. – Всегда доброжелательный. Ни разу не слышал ни о нем, ни от него чего-то плохого. Всегда веселый, радостный. И со временем он стал достаточно близок с футболистами, более того, иногда даже с нами ездил в автобусе. Со стороны спортсменов к нему было самое позитивное отношение.

– Как в коллективе отреагировали на новости о задержании Александра?

– Да все в шоке были! Никто не мог поверить, что спустя такое время могут задержать. Тем более, общаясь с парнем, мы видели, что он как будто и не предполагал, что его могут в какой-то момент забрать.

– Как команда узнала об этом?

– Кто-то еще в мае узнал, рассказал ребятам, и так информация начала распространяться по коллективу. Если откровенно, эта новость футболистов не прибила, но разговоров было много. А когда все узнали, что у Саши еще маленький ребенок, то шок испытали все.

– С Александром кто-нибудь из игроков переписывается?

– Честно, не знаю. Единственное, мне говорили, что от него приходят письма в клуб, но руководство не афиширует это, вообще старается не поднимать тему задержания Александра, потому что, видимо, боится последствий. Клуб государственный, сотрудник осужден за участие в акциях, так руководство боится, что из-за этого у ФК могут быть последствия. В итоге предпочитает молчать.

Один из задержанных фанатов жаловался на применение насилия, об условиях содержания Сузько пишет в письмах

Как известно, Александра задержали вместе с группой фанатов – каждого забирали по отдельности, но в один день. В сообщении о задержании пресс-служба  так называемого МВД дала информацию, что молодым людям от 18 до 27 лет, шестеро из фанатов безработные, четверо судимы за кражи, грабежи, хулиганство и уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу. Найти всех участников беспорядков удалось по фотографиям.

Троих фанатов вскоре после задержания отпустили из-под стражи под подписку о невыезде. Тем не менее молодые люди до сих пор остаются подозреваемыми по уголовному делу об участии в акциях протеста. А вот Сузько, а также Даниил Скипальский, Павел Дворак (оба признаны политзаключенными) и Александр Тимошенко приговорены к трем годам колонии общего режима, Кирилла Конопацкого наказали лишением свободы на три с половиной года. Отметим, что все, кроме Александра, на суде признавали, что бросали камни во время протестов. 

Сейчас все они находятся в СИЗО №3 Гомеля.

В начале декабря мать Скипальского рассказала журналистам, что ее сын жаловался на избиения сотрудниками милиции в мозырском ИВС. После вынесения приговора молодой человек разозлился и «на эмоциях начал буянить», из-за чего силовики применили к нему грубую силу, избили, чтобы успокоить. Мать Скипальского отметила, что на свидании с Даниилом не заметила на лице сына следов побоев, однако «разговаривает он «в нос». Помимо этого Скипальский рассказал ей, что ему сделали укол, чтобы успокоить, однако что именно ему вкололи, не уточнил. У осужденного появились проблемы с зубами – один из них даже выпал. Стоматолог вместо лечения предложил зубы вырвать, а когда Скипальский отказался, просто ушел.

Что касается условий, в которых сейчас содержатся фанаты, то о них в одном из писем на волю рассказал Сузько.

– Ваше письмо я открыл в темной камере, куда не попадает даже солнечный луч, так как на окнах, кроме решеток, еще металлические пластины, закрывающие от моих глаз прекрасный окружающий мир с такими людьми, как Вы. Ваше письмо было солнцем, надеждой, несущей аромат свободы и счастья, будущей жизни. Этот аромат связан у меня с запахом свежесваренного кофе, который я как бармен умею профессионально приготовить, и в компании любителей футбола выпить этот кофе, – написал Сузько в ответ на письмо одной из беларусок.

Фото: из личного архива Александра Сузько, fcslavia.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты