Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Об этом стадионе мало кто помнит, а ведь до войны он был самым большим в Минске и напоминал о белополяках

Об этом стадионе мало кто помнит, а ведь до войны он был самым большим в Минске и напоминал о белополяках

Автор — Tribuna.com
27 декабря 2021, 15:19
7
Об этом стадионе мало кто помнит, а ведь до войны он был самым большим в Минске и напоминал о белополяках

В 1920-е годы в Минске существовал всего один футбольный стадион – тогда еще не было ни «Динамо», ни «Трактора», ни ушедших под воды Свислочи «Трудовых резервов». Единственная арена находилась в нынешнем парке Горького, который тогда считался садом и носил название «Профинтерн». На его территории была площадка, на которой могло собраться всего несколько тысяч зрителей.

При этом интерес минчан к футболу постепенно возрастал – причиной было то, что местные игроки добивались неплохих результатов на уровне СССР. В 1928 году на первой для себя Всесоюзной спартакиаде команда Минска, в которую добавили представителей Гомеля и Полоцка, стала четвертой из 21-го участника. Интересно, что беларусы в Москве дважды играли с иностранными коллективами рабочих, приглашенных на турнир. В 1/8 финала Минск победил Швейцарию, представленную командой Базеля (6:3), а в матче за третье место уступил Финляндии, некоторые игроки из которой потом выступали за свою национальную сборную, – 1:2.

После первых футбольных успехов в столице БССР началось строительство сразу двух стадионов. Один возводили под эгидой ОГПУ (Объединенное главное политическое управление – в 1934-м переименовали в НКВД) возле железнодорожного вокзала – это современное «Динамо». Изначально открыть арену планировали в 1929 году. Строительством занимались штатные сотрудники ОГПУ после основной работы – от каждого требовали провести минимум по 100 часов на стадионе. Из-за этого срок введения в эксплуатацию «Динамо» сместился на пять лет.

Второй стадион, который по вместимости обходил динамовский, строили на окраине города.

Дали конъюнктурное название (история похожа на нынешнее «народное единство»)

В 1920-е годы Минск расширил свои границы – в том числе вошел в городскую территорию лес, который называли Комаровским. На ближней к центру города окраине этого леса и начали работы по возведению стадиона – на площадке, примыкавшей к Борисовскому тракту (современный проспект Независимости). Арена была запланирована на десять тысяч зрителей, часть из которых закрывала небольшая крыша, и с по тем временам солидным преимуществом – буфетом. В 1930-х по обе стороны от стадиона появится два объекта, которые и сейчас являются заметными городскими ориентирами – комплекс зданий Академии наук и центральный парк культуры и отдыха, после названный в честь Челюскинцев.

Стадиону перед окончанием строительства дали длинное название: «Всебелорусский стадион имени 10-летия освобождения Белоруссии от белополяков». Открытие арены запланировали на 11 июля 1930-го – ровно в тот же день, в какой в 1920-м Красная армия заняла Минск во время советско-польской войны. Позже в СССР те события назвали освобождением БССР от Польши – и учредили праздничный день Освобождения. Его в БССР тогда отмечали с особым размахом – конкурировать по масштабам могли разве что мероприятия на день Октябрьской революции 7 ноября. Вот и стадион также не только приурочили к годовщине события, но и назвали в честь него.

История чем-то напоминает современное учреждение режимом Лукашенко Дня народного единства – оно тоже основывается на том, что советские войска заняли территорию, принадлежавшую Польше. В этом случае речь о событиях 1939-го, когда Красная армия практически без сопротивления вошла в Западную Беларусь, что закончилось ее присоединением к БССР и оформлением границ республики в современной конфигурации Беларуси.

Открывать хотели матчем против швейцарцев, но они не дождались – пришлось заменить москвичами

Летом 1930 года Всебеларусский совет физкультуры хотел организовать в Минске футбольный турнир, на котором ожидали команды БССР, Минска, Ленинграда, Украины и Рабочего спортивного союза Швейцарии. Соревнование так и не состоялось, однако швейцарцы все-таки добрались до беларусской столицы. 9 июля они на «Профинтерне» провели матч со сборной БССР, составленной из бобруйских, гомельских и минских футболистов. Швейцария оказалась сильнее – победа 5:3.

11 июля хотели провести второй матч БССР против швейцарских рабочих, а заодно открыть Всебелорусский стадион. К слову, к нужной дате арену не успели достроить до конца – была готова только центральная трибуна, – но переносить ничего не стали.

 

Вот только швейцарцы, уже месяц проводившие спарринги по СССР, дожидаться этого не стали и 9 июля отправились домой. Тем не менее, открытие стадиона обошлось не только торжественными речами, легкоатлетическими стартами и гонками на велосипедах, но и футбольным матчем. Швейцарцев экстренно заменила команда московского завода “Серп и молот”, при аншлаге на трибунах проигравшая БССР со счетом 1:2.

Принимал матчи союзного уровня, на которые заполнялись 300% мест

В первой половине 1930-х Всебелорусский стадион был самой крупным в БССР, что автоматически делало его главной ареной республики. До старта первого клубного чемпионата СССР (в 1936 году) в Советском союзе раз в несколько лет проводили футбольные турниры между городами – победителями и призерами республиканских и региональных соревнований. От Беларуси в 1932 году участвовал Минск, который принимал домашние матчи как раз на Всебелорусском стадионе.

Турнир проходил в плей-офф из одного матча, начиная со стадии 1/4 финала. В августе в беларусскую столицу приехала вторая по силе команда УССР «Донбасс», составленная из футболистов городов Сталино (нынешний Донецк) и Горловки. Минчане в четвертьфинале считались фаворитами, но неожиданно уступили 0:4. В протокол игры внесли цифру в 30 тысяч зрителей – это при вместимости трибун в 10 тысяч.

 

Следующий всесоюзный турнир прошел в 1935-м. Минчане оказались во Второй группе (Д2) – чтобы выйти оттуда в плей-офф, нужно было выиграть группу с командами Воронежа, Егорьевска и Смоленска. Все матчи проходили с 20 по 24 июля на Всебелорусском стадионе. Хозяева справились с задачей, победив в трех поединках с общим счетом 11:4. Четвертьфинальный матч с командой Курска минчане провели там же и обыграли соперника со счетом 4:0, но вылетели в следующей стадии от Казани (1:2 в дополнительное время), с которой играли на выезде.

С началом чемпионатов СССР Беларусь на союзном уровне начало представлять «Динамо», которое принимало матчи на достроенном одноименном стадионе. На Всебелорусский стадион футбольный поединок уровня СССР заглянул стадион всего раз. В первом розыгрыше Кубка СССР в 1936-м в Минске домашнюю встречу проводил смоленский ДКА (Дом Красной армии), относившийся к Беларусскому военному округу. Хозяева в 1/64 финала обыграли московскую «Энергию» со счетом 4:1. Вот с таким отчетом по игре вышла минская газета «Чырвоная змена», почему-то назвавшая ДКА не смоленской, а минской командой, и обещавшая в Минске и следующий кубковый матч.

 

Но 24 июля минская публика не увидела соперников из «Красной зари». На несколько дней позже запланированного ДКА провел матч в Смоленске, где в 1/32 финала проиграл ленинградцам со счетом 2:3.

Хотели реконструировать, но началась война, а потом и вовсе забросили из-за отсутствия денег

В конце 1930-х власти решили реконструировать Всебелорусский стадион. Проект обновленной арены подготовил молодой архитектор из Москвы Аршавир Андриасян. Как можно заметить по плану, у стадиона должно было быть два яруса, колонны возле центрального входа и общая вместимость в 23 914 мест, что было бы, судя по посещаемости прежних матчей, вполне уместно.

А вот так стадион выглядел на эскизе художников. На рисунке можно увидеть упомянутые колонны на центральном входе вместо верхнего яруса трибун. Перед улицей Пушкина (так назывался современный проспект Независимости с конца 1930-х) планировалось установить памятник. Также на стадионе хотели возвести две вышки.

 

Однако проект так и остался проектом – сначала с его реализацией не спешили, а потом началась война. Красная армия, занявшая Минск в 1944 году, увидела практически разрушенный стадион. В 1947 году архитекторам поручили создать проект новой арены, но реализовывать его не стали – послевоенные экономические возможности республики не позволяли сделать этого. Все силы бросили на восстановление стадиона «Динамо» в центре города. К тому же после войны Польша уже стала союзником СССР, и воспевание перехода Минска от поляков к БССР потеряло свою актуальность. 

На месте стадиона и сейчас играют в футбол

После войны на площадке, где был стадион, начали возводить жилые дома вдоль улицы Советской (это еще одно название нынешнего проспекта Независимости). Но и о спортивной жизни в районе когда-то главной арены БССР забывать не стали. Чуть глубже во дворах построили стадион Института физкультуры (современное натуральное поле СОК «Олимпийский»), на котором крупных соревнований уже не проводилось. В советские годы максимум здесь играл дубль минского «Динамо». В 2021 году домашние матчи на этом стадионе принимали «Крумкачы».

В 1961 году рядом появился Дворец водного спорта. В годы независимости Беларуси рядом возвели комплексы по фристайлу и пляжному футболу и постелили искусственный газон – практически на том же месте, где было поле Всебелорусского стадиона. Так что можно сказать, что футбольные традиции там восстановлены.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты