Tribuna/Прочие/Блоги/О духе времени/«Федерация Беларуси и спортсмены никак не выступили против войны в Украине». За что могло прилететь биатлонистам («нарушили гуманитарные обязательства»)

«Федерация Беларуси и спортсмены никак не выступили против войны в Украине». За что могло прилететь биатлонистам («нарушили гуманитарные обязательства»)

Все из-за нарушений «гуманитарных обязательств».

Автор — Tribuna.com
30 марта 2022, 07:31
1
«Федерация Беларуси и спортсмены никак не выступили против войны в Украине». За что могло прилететь биатлонистам («нарушили гуманитарные обязательства»)

Алимбекова, Сола и Смольский лишены возможности участвовать в соревнованиях.

На фоне войны в Украине, продолжающейся уже больше месяца, беларусский спорт наравне с российским продолжает подвергаться санкциям. Отстранение от соревнований коснулось и биатлонистов, проводящих довольно мощный сезон. В начале марта Международный союз биатлонистов (IBU) запретил спортсменам из Беларуси и России стартовать на международных соревнованиях. Это предопределило досрочное завершение борьбы в Кубке мира для Анны Сола, Динары Алимбековой, Антона Смольского и других представителей РБ.

29 марта санкций в отношение биатлона Беларуси и России стали еще более жесткими: IBU вовсе приостановила деятельность федераций двух стран. Кроме того, беларусским и российским спортсменам запретили подавать индивидуальные заявки для участия в соревнованиях, по сути, лишив их единственной надежды как-то обойти ограничения.

За что на федерации Беларуси и Росси наложен такой бан? К чему это может привести? И в каком случае санкции могут снять? «Трибуна» попыталась разобраться в вопросе.

Как и на основании чего IBU приняло решение о бане?

29 марта Международный союз биатлонистов опубликовал итоги заседания исполкома организации. Исполком единогласно принял решение, вступившее в силу незамедлительно, о приостановке деятельности Беларусской федерации биатлона (БФБ) и Союза биатлонистов России (СБР).

– Обе федерации нарушили гуманитарные обязательства федераций-членов в соответствии с Конституцией IBU. Эти нарушения со стороны СБР и БФБ наносят ущерб репутации IBU и биатлонного спорта, а их активное членство подорвет усилия IBU и его членов по продвижению своих конституционных принципов и целей с доверием, – говорится в заявлении.

В IBU посчитали несправедливым, что организации, базирующиеся в странах-агрессорах, пользуются всеми правами членства в международной структуре, в то время как деятельность украинской федерации остается парализованной.

Решение исполкома еще должно получить одобрение Конгресса IBU, который пройдет с 15 по 19 сентября.

Также в IBU уточнили, что беларусские и российские спортсмены не смогут подавать индивидуальные заявки для участия в международных соревнованиях (обычно спортсменов заявляет на турниры национальная федерация).

– Спортсмены должны быть зарегистрированы для участия в соревнованиях через наших членов – национальные федерации, они не могут быть зарегистрированы как частные лица или частным образом, поэтому на данный момент такие индивидуальные заявки не предусмотрены, – говорится в заявлении.

Это означает, что беларусские и российские биатлонисты не смогут участвовать в международных турнирах, пока санкции с национальных федераций не будут сняты.

Что означает решение IBU и как на него реагируют в Беларуси?

Союз биатлонистов России уже подал апелляцию на решение IBU в Международный спортивный арбитраж (CAS). Об этом сообщил президент СБР Виктор Майгуров. А вот беларусская сторона пока никак не отреагировала на происходящее. Молчат и беларусские спортсмены, хотя именно они наиболее пострадают от международных санкций. «Трибуна» неоднократно предлагала биатлонистам высказаться по теме, в том числе на условиях анонимности, однако все предложения пока игнорируются – сообщения читаются, но остаются без ответа. Впрочем, сейчас у членов сборной есть возможность сослаться на занятость – многие из них готовятся к чемпионату России в Тюмени. С 30 марта по 3 апреля там выступят Анна Сола, Ирина Лещенко, Дарья Кудаева, Юлия Ковалевская, Аделина Сабитова, Дмитрий Лазовский, Никита Лобастов, Александр Кошин, Илья Авсеенко, Степан Данилов и Иван Тулатин.

«Трибуна» пообщалась с биатлонным специалистом из Беларуси, который разъяснил мотивы решения IBU, а также рассказал, в каком случае отечественные спортсмены смогут принимать участие в соревнованиях.

– По большому счету, такие шаги IBU были вполне ожидаемы. Вспомните, как союз отреагировал на события в Беларуси в 2020-м – этап Кубка мира был перенесен из «Раубичей». На фоне допинговых скандалов с российскими спортсменками статус СБР также был понижен в свое время. Так что и нынешнее решение IBU ожидалось.

– Что значит приостановка деятельности федераций?

– Во-первых, федерация не может заявлять спортсменов на международные соревнования, выдвигать своих кандидатов на какие-нибудь должности в IBU, вносить предложения или голосовать в Конгрессе, проводить соревнования под эгидой IBU и так далее. Прав довольно много, и все они расписаны в Конституции IBU. А сейчас, по сути, у федерации нет никаких прав, остаются только обязанности. Какие именно? Соответствовать требованиям, прописанным в Конституции IBU, например, обеспечивать развитие биатлона в стране. В общем, в таком плане.

– IBU объяснил свое решение тем, что федерации биатлона Беларуси и России нарушили гуманитарные обязательства. Что это значит?

– Это настолько размытая формулировка, что под нее подвести можно все, что угодно. Мне кажется, решение о приостановке членства назревало, и чтобы хоть как-то обосновать свои шаги, IBU написало, что были нарушены некие гуманитарные обязательства. Поймите, нет конкретного перечня гуманитарных обязательств.

– Также IBU добавил, что беларусские и российские спортсмены не могут подавать индивидуальные заявки для участия в соревнованиях.

– Все спортсмены выступают как члены федераций, а не как частные лица. Соответственно, если у федерации приостановлено членство, то заявлять своих биатлонистов они не могут. Но при этом возможны некоторые исключения, например, если будет принято решение только сократить стартовые квоты, а не ввести полный запрет на участие.  В таком случае спортсмены могут быть допущены к соревнованиям, пусть и в усеченном составе. Этот вопрос будет решаться, насколько понимаю, в сентябре, на заседании Конгресса Международного союза биатлонистов.

Тогда же будет решен главный вопрос – сохранять ли в силе решение Исполкома IBU по приостановке деятельности федераций Беларуси и России. То есть, по сути, решение исполкома IBU действует до середины сентября, если сам исполком не захочет отменить его раньше. Но я могу сказать, что, скорее всего, решение о приостановке деятельности федераций будет одобрено Конгрессом. Вспомните, как страны принимали резолюцию ООН по войне в Украине, когда практически все члены ООН ее одобрили. Такое же, думаю, случится и на Конгрессе IBU. Или за, или воздержатся. Вряд ли кто-то проголосует против.

– Федерации в принципе могут исключить из IBU?

– Вряд ли. Это был бы беспрецедентный шаг. За 30 лет существования IBU такие вопросы даже не поднимались.

– СБР уже подал апелляцию на решение исполкома IBU. Как думаете, беларусы последуют примеру?

– Насчет России могу отметить, что эта страна настолько уже испортила себе репутацию, что с ней никто не будет разговаривать. До войны россияне еще могли бы надеяться на пересмотр дела, но сейчас – нет. Что касается Беларуси... Если беларусы не подадут апелляцию, то это будет означать, что они полностью согласны с решением IBU. А подача апелляции – это попытка сымитировать работу, обозначить несогласие, желание что-то делать. Хотя все в БФБ понимают, что вряд ли решение CAS будет в ее пользу.

– Беларусские биатлонисты сейчас участвуют в чемпионате России. Это не нарушение санкций IBU?

– Нет. Чемпионат России – это, по сути, внутреннее соревнование, в котором могут участвовать зарубежные биатлонисты из любой страны. Сейчас отстранение касается только соревнований, проводимых под эгидой IBU. Чемпионат России не является таковым.

– В каком случае членство Беларусской федерации биатлона может быть восстановлено?

– Или по истечении действия срока простановки членства, или в случае устранения нарушений. Просто максимально размытая формулировка о гуманитарных обязательствах не дает четкого ответа, что же это за нарушения. Соответственно, не понятно, что нужно исправить.

Мое предположение – наказание прилетело за то, что федерация Беларуси и спортсмены никак не выступили против войны в Украине. По сути, все молчат, а молчание сейчас равно поддержке. А тем более сборная поехала участвовать во внутрироссийских соревнованиях, показывая тем самым, что «да, мы с ними заодно». Если бы было другое поведение, то, думаю, IBU не приостанавливала бы членство БФБ.

Как я уже сказал, Конгресс, скорее всего, одобрит решение исполкома IBU, приостановка членства будет продлена. И беларусский биатлон очень серьезно потеряет позиции в мировом биатлоне, спортсмены же выступать на международных соревнованиях, скорее всего, не смогут. Соответственно, будут потеряны квоты, все придется начинать с нуля.

А так, если объективно, до сентября еще столько времени… Может, к этому месяцу вопрос по БФБ будет уже неактуален. Неизвестно, будет ли на тот момент Беларусь самостоятельным суверенным государством. Такое развитие событий тоже исключать не стоит.

Что говорят в IBU?

Кроме заявления, размещенного на официальном сайте, Международный союз биатлонистов никак не комментирует свое решение. «Трибуна» отправила запрос в IBU с просьбой ответить на несколько вопросов. В частности: каким образом Беларусская федерация биатлона нарушила свои гуманитарные обязательства перед IBU и EBU и в чем это выразилось? В каком случае меры в отношение Беларусской федерации биатлона могут быть пересмотрены?

Получить оперативный комментарий нам не удалось. Если ответы от IBU все придут, они обязательно будут размещены на «Трибуне».

Другие посты блога

Все посты