Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/«У Лукашенко и Путина просто нет сердца». Поигравший в ЧБ бразилец увез семью из Украины, но готов вернуться и воевать за ставшую родной страну

«У Лукашенко и Путина просто нет сердца». Поигравший в ЧБ бразилец увез семью из Украины, но готов вернуться и воевать за ставшую родной страну

К обычным людям из двух стран претензий нет.

Автор — Tribuna.com
15 июля 2022, 00:06
1
«У Лукашенко и Путина просто нет сердца». Поигравший в ЧБ бразилец увез семью из Украины, но готов вернуться и воевать за ставшую родной страну

Обычных людей из Беларуси и России ни в чем не винит.

Бразильский нападающий Нивалдо немало отыграл в высшей лиге – суммарно 80 матчей за «Гомель», брестское «Динамо», «Белшину» и «Ислочь». В ЧБ форвард оформил 14 голов и 5 ассистов, в Кубке Беларуси в пяти встречах еще по разу забил и отдал.

После не слишком яркого выступления в «Ислочи» в 2020 году нападающий уехал из Беларуси – в Украину, откуда родом его жена, теннисистка Анна Караваева. С ней он познакомился десяток лет назад на параллельных сборах в Турции, с тех пор у пары появились две дочки и сын. В сезоне 2021/22 Нивалдо продолжил карьеру в украинском Д3 – играл за «Чайку» из Петропавловской Борщаговки, что под Киевом, теперь в печально известном Бучанском районе. А 24 февраля этого года Россия начала войну в Украине с использованием территории Беларуси – и футбол не возобновил сезон, а бразилец с семьей срочно эвакуировались из страны.

«Трибуна» связалась с 34-летним Нивалдо и вспомнила его беларусский этап карьеры, а также поговорила о войне в Украине и изменении отношения к странам, ее развязавшим.

– Где вы сейчас живете и чем занимаетесь?

– Сейчас вместе с семьей живу в Великобритании, точнее, в Англии, недалеко от Манчестера. Собираюсь начать играть за одну из команд пятого дивизиона [Англии]. Очень рад вернуться в футбол и наслаждаться игрой после небольшого вынужденного перерыва.

– Вспоминаете ли беларусский этап карьеры?

– Конечно. Помню, что когда впервые, в 2017 году, ехал в Беларусь, предполагал, что между вашей страной и Россией, где уже играл до этого, особой разницы нет – разве что уровень футбола в Беларуси немного ниже. Тем не менее, когда подписал контракт с «Гомелем», не пожалел об этом. Мне было очень легко адаптироваться в команде, найти общий язык с футболистами, тренерским штабом. Плюс в «Гомеле» тогда было классное руководство. Мы провели относительно неплохой первый круг под руководством Вячеслава Геращенко, мне удалось сыграть в более чем 10 матчах.

Уже в июле я отправился в брестское «Динамо», где также провел замечательное время. Именно этап в Бресте больше всего запомнился, потому что там я встретил много друзей, а также мне удалось сыграть в [квалификационном раунде] Лиге Европы. Это был удивительный и уникальный опыт.

– Против какой команды в Беларуси было тяжелее всего играть?

– Безусловно, это БАТЭ. У борисовчан была по-настоящему мощная команда, с которой было и интересно, и одновременно тяжело играть. Но я прекрасно помню, что нам не раз удавалось обыгрывать БАТЭ – это еще один приятный момент беларусского этапа карьеры.

Я с удовольствием вспоминаю всех партнеров, с которыми пересекался в коллективах, а также игроков, которым противостоял на поле. Не выделю кого-то одного – все были по-своему интересными. И, конечно, профессионалами, у которых я многому научился. А еще я так сблизился с некоторыми фанатами всех команд, за которые играл, что до сих пор общаюсь с ними. Как-то привязался к тем, кто меня в Беларуси всегда поддерживал.

– В 2021-м вы оказались в «Чайке» из пригорода Киева. Что это за команда?

– После того, как уехал из Беларуси, был сосредоточен на учебе на тренера в Польше, поэтому об игре особо не думал, на нее просто не всегда хватало времени, да и накопилась усталость. Хотелось и отучиться, и немного отдохнуть, побыть с семьей. Таким образом, у меня случился небольшой перерыв в карьере.

Спустя несколько месяцев со мной связались представители [многократного медалиста чемпионата Киевской области] команды «Джуниорс». Поиграл за этот коллектив немного, а потом понял, что хочу вернуться в профессиональный футбол. Сам связался с президентом «Чайки», предложил свои услуги. Мы заключили контракт, и я стал играть во второй лиге Украины.

Сравнивать команду, инфраструктуру и уровень турнира с Беларусью, конечно, не буду. В этих моментах все чуть скромнее, и домашний стадион «Чайки» не похож на какую-либо арену в Беларуси. Но я все равно провел замечательное время в команде.

– Какие цели ставила команда?

– Понятно, что каждый в чемпионате мечтал пойти на повышение, попасть в первую лигу. Но как сейчас говорить об этих планах? Я вообще не знаю, что будет дальше с «Чайкой». Когда началась война, спорт, естественно, отошел далеко на задний план. Тем более многие люди, в том числе из команды, были вынуждены покинуть свои дома, опасаясь попадания ракет. Это просто ужас.

Я никогда не мог предположить, что мы будем спокойно ездить на стадионы, играть, тренироваться, а потом чемпионат прервется из-за войны, которую начала Россия в Украине. Мне даже сейчас нелегко играть, когда понимаешь, что твои друзья и те, с кем пересекался на поле, воюют, с оружием в руках защищают Родину от захватчиков, которые убивают детей и пожилых людей, не имеющих возможности и сил себя защитить. Просто невозможно это все осознать.

Никогда не мог предположить, что в XXI веке начнется война в центре Европы. Не могу поверить, что есть люди в этом мире, у которых настолько много злобы в душе и сердце. Как люди могут быть настолько жестокими? Это просто дьяволы. Люди, которые поддерживают войну, уже ментально мертвы, у них нет ничего человеческого внутри.

– Каким вы запомнили день начала войны, 24 февраля?

– Вспоминаю, как мы не слушали своих друзей, которые предупреждали, что война все-таки может начаться. Они говорили, что нам стоит уехать, но я не верил, что Россия вторгнется в Украину. Поэтому мы спокойно жили в Киеве и надеялись на лучшее. Но наступило 24 февраля…

Я в то утро проснулся от взрывов. Одна из ракет попала совсем недалеко от нашего дома. Естественно, и я, и вся моя семья были очень напуганы. Мы не знали, что делать, куда бежать. Наступило какое-то отчаяние. В итоге мы в спешке взяли кое-какие документы, немного одежды и уехали из дома. При этом мы даже не понимали, куда едем, сколько все это будет продолжаться. По сути, ехали в никуда. До границы с Польшей добирались несколько дней, а потом еще четверо суток провели на погранпереходе. Слава Богу, что удалось уехать.

– Не было мыслей еще до начала войны уехать в Бразилию?

– Мой дом – Украина. С этой страной меня очень многое связывает. Моя семья – украинцы, дети родились в этой стране, крестные дети – тоже украинцы. В Украине у меня очень много друзей, которым я могу позвонить в любое время, которые мне всегда помогут. С ними я всегда был на связи в первые дни войны, они очень поддерживали меня и мою семью.

– Ну а с родными из Бразилии есть какая-то связь?

– Конечно. Более того, когда мы уехали из Украины и обосновались в Европе, я на два месяца все-таки слетал в Бразилию, потому что мои родители очень волновались – побыл немного рядом, чтобы их успокоить. Рассказывал о том, что творилось в Украине, потому что в Бразилии говорят не обо всем, там люди многого не знают.

– Вы несколько сезонов выступали в России. Каково сейчас ваше отношение к этой стране и россиянам?

– Когда началась война, мне начали звонить друзья из России, спрашивали, все ли со мной в порядке, нужна ли какая-то помощь мне и семье. И я очень благодарен друзьям за то, что они не остались в стороне. И к другим россиянам у меня отношение особо не поменялось. Я понимаю, что это не их вина.  Все мои друзья из России против войны, они понимают, что это в буквальном смысле геноцид украинского народа.

Но Россия навсегда войдет в историю как страна-террорист, которая без пощады и стыда уничтожает соседнее государство, президент которой практически собственными руками убивает людей и разрушает прекрасную страну. Честно, я даже не могу назвать все происходящее войной. Это в буквальном смысле массовое убийство украинского народа, бойня, которую захотел осуществить один человек. Но я верен, что украинцы, которых я считаю фантастическими людьми, выгонят со своей земли этих трусливых россиян.

– А что скажете о беларусах? К ним отношение не поменялось из-за того, что с территории Беларуси шли войска и продолжают лететь ракеты в Украину?

– Снова же, прекрасно знаю, что все мои друзья из Беларуси против войны, они мне это прямым текстом говорили. И тоже звонили, предлагали свою помощь. Это и обычные болельщики, и футболисты. Но я осознаю, что в Беларуси открыто выступать против войны очень опасно. Люди молчат, потому что их просто могут арестовать, если они выскажут то, что не понравится властям. И это очень страшно.

Повторюсь, я ни в чем не виню людей ни в Беларуси, ни в России. В войне виноваты в первую очередь Путин, а также Лукашенко, который позволяет российским войскам находиться на территории своей страны и атаковать оттуда. Эти два человека сделали свой выбор, и им жить с ним до конца дней. У меня даже не хватает слов, чтобы их как-то адекватно охарактеризовать. Как по мне, у них просто нет сердца, потому что только так можно посылать совсем молодых мальчиков на войну, в которой реально не было и нет необходимости. Путин придумал какие-то поводы, чтобы начать вторжение, которое просто бессмысленно.

Я очень надеюсь, что война закончится как можно скорее, потому что мне хочется вернуться в Украину. Я уехал оттуда только ради своей семьи, увез жену и детей в безопасное место. Супруга – человек сильный, но и она очень испугалась. Мы прекрасно понимаем, что должны бороться ради наших детей, и сейчас мы делаем все возможное, чтобы с ними не случилось ничего плохого. Но, повторюсь, ждем момент, чтобы вернуться домой, в Украину. И если для этого понадобится, чтобы я пошел на войну и защищал страну, то я это сделаю.

Фото: Instagram Нивалдо

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты