Tribuna/Прочие/Блоги/О духе времени/МАЗ имел реальный шанс выступить на «Дакаре-2023» – правда, без флага и осудив войну. Но чиновники против такого варианта, плюс санкции закрыли доступ к запчастям

МАЗ имел реальный шанс выступить на «Дакаре-2023» – правда, без флага и осудив войну. Но чиновники против такого варианта, плюс санкции закрыли доступ к запчастям

Сейчас трудно понять, для чего существует «МАЗ-СПОРТавто».

Автор — Tribuna.com
21 сентября 2022, 01:29
МАЗ имел реальный шанс выступить на «Дакаре-2023» – правда, без флага и осудив войну. Но чиновники против такого варианта, плюс санкции закрыли доступ к запчастям

Сейчас трудно понять, для чего существует «МАЗ-СПОРТавто».

Практически гарантированно  уже второй ралли-рейд «Дакар» пройдет без беларусов. С 2012-го команда «МАЗ-СПОРТавто» неизменно участвовала в одной из главных гонок в мире автоспорта, а в 2018-м и 2020-м экипаж Сергея Вязовича в зачете грузовиков попадал на пьедестал – брал серебро и бронзу соответственно.

Однако «Дакар-2022» беларусы пропустили из-за санкций, наложенных Евросоюзом на МАЗ в связи с репрессиями режима Лукашенко. Предстоящей зимой гонка, скорее всего, также останется без представительства беларусов, так как Россия при поддержке режима Лукашенко ведет войну в Украине. От «МАЗ-СПОРТавто» требуют осудить войну, но команда на это идти не собирается, о чем прямо заявил руководитель коллектива Вязович.

Что в таком случае ждет «МАЗ-СПОРТавто»? Может ли нынешняя ситуация привести к роспуску команды? И на что вообще надеются члены коллектива? Об этом мы хотели поговорить с Вязовичем, однако пилот все наши попытки с ним связаться оставил без внимания. Поэтому «Трибуна» на условиях анонимности поговорила с человеком, который глубоко осведомлен о делах в коллективе.

– Давайте сразу определимся в главном: «МАЗ-СПОРТавто» будет выступать на «Дакар-2023»?

– Нет, и эта информация 100-процентная. Организаторы ралли уже сейчас требуют от команды конкретного ответа по отношению к войне в Украине. Соответственно, от этого можно будет отталкиваться в вопросе участия беларусов. Конкретного ответа со стороны МАЗ никто дать не может. Мы слышим только какие-то размытые формулировки, фразы и странные комментарии. Ни капитан «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович, ни руководители команды не могут назвать вещи своими именами. А организаторы «Дакара» именно этого и хотят.

При этом я скажу, что беларусам предоставили возможность поехать на «Дакар-2023», но при двух условиях: если команда подпишет бумаги, где осуждает войну в Украине. Второе – выступать коллектив будет без флага. На все это «МАЗ-СПОРТавто» и, прежде всего, беларусские чиновники, отвечающие за команду, не идут.

– То есть слова Вязовича о письмах – правда?

– Да, так все на самом деле и есть. От беларусов требуют осудить войну, то есть проявить ту же позицию, что и весь адекватный мир. Но МАЗ не пойдет на это (я тут прежде всего говорю о заводе, в подчинении которого находится гоночная команда). МАЗ – это государственная структура, действующая только так, как укажут сверху. Ну а в нашем случае власти, понятное дело, не позволят заводу осудить войну.

Может ли Вязович выступить лично? Он этого не сделает, потому что ему после такого просто некуда будет идти. В Беларуси – без шансов найти новую команду, в других странах коллективы уже укомплектованы, мест попросту нет. Если Вязович выскажется, то, объективно, вынужден будет уехать из страны, ну а за границей продолжить свою карьеру он не сможет. Вязович живет автоспортом, «Дакаром», поэтому сейчас придерживается позиции властей Беларуси, чтобы сохранить свое место. И он будет действовать и говорить так до конца – пока есть какой-то шанс выступать дальше.

Хотя при этом могу отметить, что Вязович уже сталкивается с определенными проблемами. Например, осенью в России должно пройти легковое ралли, по сути, чемпионат страны. Вязович хотел там выступить в качестве пилота, но ему не удалось найти себе штурмана. Люди банально отказывались. Причем и штурман, который всегда ездит с Вязовичем, и остальные парни – никто не согласился ехать в Россию.

– Люди не хотят ехать в РФ из-за того, что страна ведет войну с Украиной, или дело в личных отношениях с Вязовичем?

– И то, и то. После событий 2020-го и того, как Сергей поступил с некоторыми своими коллегами по команде, как отзывался о режиме, отвернулись многие. Реально, люди стали плохо к нему относиться. Я видел не один ролик, где поклонники Вязовича рвали плакаты с его изображением, потому что разочаровались в нем как в человеке.

– Также Вязович говорит о том, что российских и беларусских перевозчиков не пускают в Европу, перевозка грузов по территории ЕС на автомобилях, зарегистрированных в Беларуси и России, запрещена, поэтому участие в «Дакаре» невозможно.

– Это просто отмазки. Он озвучил написанный кем-то наверху текст. А причина на самом деле одна – никто на предприятии МАЗ не хочет подписывать документы с осуждением войны в Украине. Потому что нет такого указания от властей страны.

А вторая причина, по которой «МАЗ-СПОРТавто» не будет участвовать в «Дакаре-2023», – команде просто не на чем туда поехать.

– Что имеете в виду?

– Начнем с того, что на летнем «Шелковом пути» в России МАЗ выставил всего два экипажа, хотя имеет в арсенале три. Поехали Сергей Вязович и Алексей Вишневский. Второй получил более новую машину, потому что ездит аккуратнее коллеги по команде. Руководители команды решили так для снижения рисков – вдруг осенью пройдет еще какая-нибудь гонка, тогда в распоряжении есть более-менее новая машина. Руководители берегут транспорт, потому что приобрести запчасти невозможно из-за санкций. Покупается все в ЕС по безналичному расчету, а в нынешних условиях сделать это просто невозможно. Можно было бы купить у русских, но у них у самих практически ничего нет. Поэтому «МАЗ-СПОРТавто» столкнулся с жестким дефицитом запчастей, необходимых для обслуживания машин.

– На самом заводе невозможно произвести детали?

– Нет, мы же все-таки говорим о комплектующих в спортивных машинах, тем более грузовых. Эти детали производятся индивидуально, по заказу. Это не серийное производство. Да даже такие мелочи, как масло, фильтра – это не что-то классическое или что можно найти или произвести в Беларуси. Всё – из Европы. На бортах машин есть наклейки G-Energy. Это масло «Газпрома». Но на самом деле наклейки – просто рекламная кампания. В машины заливается исключительно европейское масло, которое подходит для гоночных грузовиков. Сейчас беларусы достать его не могут. То же касается и деталей.

– То есть, по сути, машину для участия в гонке банально не из чего собрать?

– Да. Хотя на МАЗ сейчас пытаются как-то улучшить старые детали, исправить их. Но разве это спасение? Конечно, нет. Это можно сравнить с ситуацией, когда вы разбили экран айфона и решили заменить его аналоговым, который гораздо дешевле. Естественно, проблемы возникнут намного быстрее. То же самое касается машин. Но тут детали – это жизнь человека, риски слишком высоки. Пилоты гоняют на пределе своих возможностей, выжимают из машины максимум, поэтому нужно использовать хорошие спортивные детали, которые предназначены именно для этих нагрузок. Какие-то мелочные детали в процессе гонки просто не выдержат нагрузки и сломаются. А если мы говорим о подвеске и тормозной системе? Возьмите аналог, то есть не то, что предназначено конкретно для спорта, – и это может привести к трагедии. На такие риски никто, естественно, идти не хочет, а другой возможности решить вопрос нет – комплектующие из Европы не достать.

– Сколько в процентном соотношении зарубежных деталей в машинах, на которых гоняет «МАЗ-СПОРТавто»?

– Чтобы вы понимали, практически все машины, участвующие в том же «Дакаре», одинаковы по своим характеристикам. Соревнуются не автомобили, собранные из европейских комплектующих, а именно пилоты. Поэтому машины отличаются незначительными деталями. По сути, из своего у экипажей только дизайн, эмблема, какие-то детали, связанные с визуалом машины. Ну и какие-то инженерные моменты, направленные на улучшение аэродинамики автомобиля, на смещение веса или что-то такое. В остальном – все у всех практически одинаково. Так что, отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что машины «МАЗ-СПОРТавто» почти на 100 процентов состоят из зарубежных специальных деталей. Так что ездить команде сейчас просто не на чем.

– Однако, как вы уже сказали, Вязович и Вишневский приняли участие в «Шелковом пути».

– Их просто отправили, а пилоты и не сопротивлялись. Понимаете, сейчас очень многие представители беларусского автоспорта не хотят ездить в Россию, которая ведет войну в Украине. Люди здравомыслящие, они понимают, что если засветятся на соревнованиях в стране-агрессоре, то больше никуда их не пригласят. Зачем рисковать лишний раз? Поэтому люди и не едут в РФ. Ну а Вязович и Вишневский поехали.

По поводу Леши [Вишневского] не могу сказать, о чем он думал. Возможно, не все так однозначно, у него были причины, чтобы поехать. А что касается Сергея [Вязовича], то это такой человек, который ради автоспорта пойдет на все. Даже если кто-то из его близких попадет под самые жесткие репрессии, он все равно будет в стороне, будет максимально нейтрален, потому что испугается потерять возможность гонять. Вязович живет автоспортом, и сделает для него все.

А вот если кто-то из зарубежных команд пригласит его, поверьте, риторика Вязовича сразу же очень сильно изменится. Начнет рассказывать, как его заставляли говорить то и то беларусские власти, как он осуждает войну. Но никто не приглашает, и он ретранслирует позицию режима, готов пойти на все ради возможности гоняться.

– Как было в ситуации с другим пилотом команды Александром Василевским, который случайно попал в 2020-м под хапун силовиков, но не нашел поддержки у Вязовича.

– Именно так. К слову, в 2020-м команду покинул Дмитрий Вихренко. Он был в коллективе с 2010 года, с момента основания, являлся начальником конструкторского отдела и штурманом Василевского. По сути, на нем очень многое держалось, потому что он был по-настоящему гениальным механиком. Но на его решение в первую очередь повлияла позиция Вязовича относительно ситуации в стране и то, как он поступил в ситуации с Василевским.

– Что сейчас с Василевским?

– Он по-прежнему в команде, но находится, скажем так, в стороночке. Его держат на подхвате, потому что если не он, то третий экипаж просто не из кого сформировать. Объективно, сейчас никто не хочет идти в команду «МАЗ-СПОРТавто». Василевский числится в коллективе, работает, но к гонкам его уже не привлекают.

– Что насчет денег, выделяемых на содержание команды?

– В этом плане мне непонятна позиция главного спонсора – IBА Group. Многие сотрудники этой IT-компании попали под репрессии в Беларуси, прошли через тюрьмы, но в то же время компания продолжает финансировать команду, которая находится под патронажем властей.

Ну и чтобы вы понимали, как сейчас живет «МАЗ-СПОРТавто». Учитывая, что команда нигде, по сути, не гоняет, за все приходящие от спонсоров финансы отвечает уже завод, а не сама команда. Деньги под контролем директора завода – они поступают на расчетный счет предприятия.

– Много спонсоров отказалось от поддержки «МАЗ-СПОРТавто», учитывая, что команда нигде не выступает?

– Дело в том, что контракты со спонсорами были заключены несколько лет назад, соглашения долгосрочные. И разорвать контракты не так просто, поэтому спонсоры остались. Но, повторюсь, сейчас нужно учитывать, что все деньги идут на расчетный счет завода, а не непосредственно в «МАЗ-СПОРТавто». И определенное количество финансов государство просто забирает себе – на содержание силовиков, армии и так далее.

Хотя одного спонсора команда все-таки потеряла. Но это «благодаря» властям. И речь идет о разгромленном интернет-портале TUT.BY.

– Какие перспективы у команды?

– Пока все складывается так, что гонок в этом году больше не будет. Хотя в «МАЗ-СПОРТавто» рассчитывают, что россияне вдруг что-то организуют, в Казахстане что-нибудь пройдет. Весной проходит гонка «БАХА-1000», но ее могут сместить на осень или на зиму. Однако это все пока на уровне разговоров.

– По сути, следующая крупная гонка у «МАЗа» – это «Шелковый путь» летом 2023-го?

– Да. И тут тоже нужно заметить, что самая главная гонка в течение сезона – это все-таки «Дакар». Остальные можно назвать тренировочными. «Дакара» нет, причем второй год подряд. Для чего тогда содержать команду? «МАЗ-СПОРТавто» не гоняет, завод находится под санкциями…

– Какое вообще настроение в команде сейчас, на что надеются пилоты?

– Да ни на что не надеются. Все понимают, что это конец. Или, по крайней мере, конец очень близок. После того, как в первый раз команда пропустила «Дакар», ее не решились распускать. Надеялись, что все улучшится, ситуация исправится. Но мы видим, что дальше становится только хуже – пропускается второй «Дакар». В сезоне остается одна более-менее серьезная гонка – «Шелковый путь». Ради нее кормить весь год команду? Это бессмысленно.

Но у пилотов и сотрудников «МАЗ-СПОРТавто» сейчас очень интересная жизнь. Им ничего не нужно делать, они просто приходят на завод, играют, условно говоря, в домино и получают за это зарплату. Но такая ситуация вряд ли долго будет устраивать власти. Тем более автоспорт в Беларуси – это не хоккей, не футбол. Автоспорт никому не нужен. И когда власти решат, что денег нет, то одной из первых пострадает именно команда «МАЗ-СПОРТавто», которая, по сути, уже непонятно для чего существует.

Фото: dakar.com

Другие посты блога

Все посты