Tribuna/Гандбол/Блоги/О духе времени/Цилинская думала Конституцию, но говорить об этом не хочет. А вот мнение о поправках других спортсменов (ну где же народный восторг?!)

Цилинская думала Конституцию, но говорить об этом не хочет. А вот мнение о поправках других спортсменов (ну где же народный восторг?!)

Мнения оказались полярными.

Автор — Tribuna.com
10 января 2022, 22:00
2
Цилинская думала Конституцию, но говорить об этом не хочет. А вот мнение о поправках других спортсменов (ну где же народный восторг?!)

Народец не верит в улучшения.

Что беларусов напрягает сегодня больше всего? Нет, не вооруженный захват власти Александром Лукашенко и его силовиками, не абсурдные судебные процессы, где выносятся дичайшие приговоры ни в чем не виновным людям. Конечно же, напрягает не это, а Конституция. Даром что она совсем не работает, но с новой точно заживем лучше.

Ведь там хотят прописать и обязанность быть патриотом, и обязанность трудиться на благо общества, и брак хотят зафиксировать как союз мужчины и женщины, а не что-то другое, что, видимо, непрестанно практикуется в нынешней Беларуси. А, и еще хотят наделить обширными полномочиями так называемое Всебеларусское народное собрание, составленное исключительно из чиновников и прочих лоялистов – чтобы страна не свернула не туда, если вдруг однажды все-таки пройдут честные выборы.

Примерно так видит беларусское процветание Лукашенко. Видимо, он хочет не просто добыть до конца нынешний присвоенный президентский срок (до 2025 года), но и потом еще дважды выдвинуться на пост по обновленной Конституции. А там можно и возглавить президиум ВНС. А можно и вовсе одновременно быть и президентом, и рулить ВНС. Больше должностей, больше Лукашенко! Но разве наше общество нуждается именно в этом?

Поправки в Конституцию, которые стране предложено обсуждать на протяжении января, чтобы в феврале провести самый честный референдум, «Трибуна» на условиях анонимности обсудила со спортсменами. Один – горячо выступает за демократические перемены, другая предпочитает не лезть в политику. Сторонники Лукашенко, в том числе участница так называемой комиссии по разработке поправок в Конституцию Наталья Цилинская (известная в прошлом велосипедистка), от разговора по теме под разными предлогами уклонились.

«Люди выходили на акции не с требованиями изменить Конституцию»

Спортсмен – сторонник перемен

– По-вашему, нужно ли вообще менять в Беларуси Конституцию?

– Насколько помню, в 1996 году в Беларуси меняли Конституцию, в 2004-м, и сейчас это делают. Мне кажется, так часто менять этот документ нельзя. Максимум можно было бы вносить какие-то небольшие правки, минимальные, которые соответствовали бы требованию времени. А вообще, зачем сейчас менять Конституцию, если прежняя совершенно не работает? Не вижу смысла в этих действиях. Тем более если взять то, что сейчас хотят изменить, то, по-моему, в нашей стране во власти станет все еще более непонятно. Если бы меня спросили, что бы я сейчас изменил в Конституции, то ответил бы, что ничего – оставил бы все, как есть. Для начала надо хотя бы исполнять то, что есть – это было бы уже хорошо.

– Что с нынешней Конституцией не так?

– Все, что написано в ней, звучит абсолютно размыто, статьи переворачиваются так, как хочет этого власть. И, по-моему, вся неразбериха пошла с 1996 года, когда в документе прописали, что практически все ветви власти подчинены президенту. Разве это нормально, когда один человек отвечает за работу судов, других структур?

– Можно ли сказать, что в Беларуси Конституция – это основной закон?

– Однозначно нет. Если самые простые законы в стране не исполняются, то о какой Конституции мы говорим?

– Референдум по Конституции – это то, что нужно для урегулирования ситуации в Беларуси?

– Я бы даже задался другим вопросом: разве это то, чего добивались люди, выходя на улицы после выборов? Нет, конечно. Не было со стороны тех, кто хочет перемен, лозунгов «Меняйте Конституцию!» Я их не слышал. Поэтому нынешние шаги власти – точно не то, чего добивались беларусы, не то, ради чего они ходили на акции.

– А это способно снизить градус напряженности в обществе?

– А разве это возможно в свете тех репрессий, которые мы сейчас наблюдаем? После выборов аналитики говорили, что дальше может быть только хуже. Я, честно скажу, не верил им. Но, как видим, они оказались правы. Громадные сроки за один комментарий, показательные суды – все это выбивает из колеи, беларусы видят, что просто не могут выражать вслух свои мысли в родной стране. Самые базовые принципы Конституции нарушаются каждый день. Где свобода мнений, свобода мирных собраний и выражения идей? Все идет к тому, что Беларусь превратится в покорное, глухое, безмолвное стадо. Именно этого добиваются те, кто выносит чудовищные приговоры за смайлики, за обычные комментарии. Лучше от этого, естественно, никому не станет. Просто прогресс и движение вперед в Беларуси остановится.

– И напряжение в обществе останется?

– Думаю, оно будет только нарастать. И какие-то правки в Конституцию это не изменят.

– Вы уже ознакомились с предлагаемыми поправками?

– Да, видел. Гордиться, гордиться… По-моему, больше ничего там и не написали. Только чем гордиться? Как я всегда говорю: насильно любить Родину нельзя, гордиться ей тоже нельзя. Не думаю, что если власть посадила в тюрьму многодетную мать, то ее дети будут любить Родину.

– А что вообще скажете о правках?

– Еще раз повторю: не для этого люди выходили на улицы, не этого они добавились. Не было запроса на смену Конституции, на то, чтобы в ней было прописано, что брак – это союз только мужчины и женщины.

Мне кажется, все эти правки ориентированы на «большого брата», восточного соседа. То есть оттуда был запрос на то, чтобы в Беларуси изменилась Конституция, потому что изначально я не видел, чтобы в нашей стране была необходимость в таких действиях.

– В проекте Конституции много внимания уделено Всебеларусскому народному собранию. Вы вообще понимаете, что это такое?

– Все очевидно: это сбор людей по признаку лояльности, если говорить прямо. Люди поднимают карточки при голосовании точно так же, как во времена СССР, когда собирались заседания ЦК КПСС. Голосуем – кто против, кто за? Единогласно. Аналогия с ВНС очевидна.

– ВНС – это попытка Лукашенко сохранить власть?

– Мне кажется, это больше для успокоения одного человека, который почему-то уверен, что все делает правильно. Он будет думать, что если его все будут поддерживать, то, значит, делается все верно. Получит такой заряд энергии. Кто-то получает его от рукопожатия, кто-то – когда попадает в компанию единомышленников. Когда тебя критикуют, тогда ты анализируешь, думаешь, где и в чем ошибся. А если все вокруг одобряют твои действия, то ты и продолжаешь делать, как ты думаешь, хорошее. Вот на это и рассчитаны, наверное, все действия одного человека.

Но я считаю, что наше будущее – за Парламентом, который будет решать, как и куда нам двигаться. А не за одним человеком, который подчиняет себе всех и все. Я за парламентскую республику, чтобы собирались люди и принимали решения. Потому что при нынешней власти, при сегодняшней форме правления наша стране, однозначно, двигается не в том направлении.

– Вы пойдете на референдум?

– Если буду в Беларуси, то, конечно, схожу. И сделаю то, что мне велит моя совесть и душа. Не будем уточнять – все и так понимают.

– Как вы относитесь к инициативе демократических сил идти на референдум и ставить галочки во всех пустых квадратах, делая бюллетени недействительными?

– Мне кажется, что определенные люди будут считать голоса так, как им захочется. Как было и на выборах в 2020 году. Возможно, лишь спустя время, если бюллетени не сожгут, мы узнаем правду, кто и как голосовал. Но я буду делать именно так, как предлагают демократические силы, которые, к сожалению, пока находятся в изгнании. Не стоит рвать бюллетени, лучше поставить галочки в пустые квадраты, чтобы бланки остались для истории, и спустя время мы все узнали.

«Все равно посчитают так, как им нужно»

Спортсменка – представительница нейтральной стороны

– По-моему, нынешнюю Конституцию все-таки нужно менять. Есть в ней некоторые моменты, которые хотелось бы улучшить, чтобы устраивало людей со всех сторон. Понятно, что найдутся недовольные, тем более все хотят более глобальных изменений в стране и в Конституции. Но мне кажется, что если менять, то делать Конституцию более европейской. Имею в виду, в ней должно быть больше прав и свобод для граждан, для бизнеса.

– Что бы вы поменяли в первую очередь в нынешней Конституции?

– Недавно столкнулась с жилищными вопросами. Живу в однокомнатной квартире, на мне висит кредит, и сама нахожусь в декретном отпуске. Выплачивать все очень тяжело, каких-то улучшенных условий нет. А хотелось бы, чтобы такие вопросы были прописаны в новой Конституции, и чтобы все это соблюдалось. В новой Конституции я бы прописала, что те или иные сферы бизнеса имеют право на пониженные налоги. А вообще главное, чтобы сам документ был направлен на благо людей, чтобы в том числе благодаря ему наша жизнь становилась лучше. Пока не все моменты в Конституции дают возможность об этом говорить.

Ну а еще я встречала мнение, мол, зачем менять Конституцию, если и нынешняя не работает. Полностью согласна с такими словами.

– Референдум по Конституции, изменения в документе – это то, что нужно сейчас стране? Это способно уменьшить градус напряженности в обществе?

– Мне кажется, сразу после референдума, первое время, все будет более-менее спокойно. Многие захотят посмотреть, как на деле будет работать новая Конституция, к чему в первое время способны привести изменения. Скажем так, люди будут жить в ожидании чего-то. А потом, мне кажется, все вернется на круги своя, то есть напряженность снова будет в обществе, появятся недовольные, те, кто захочет снова все поменять. Поколения же все равно будут меняться.

Те, кто и до референдума захотел уехать, сделают это. Уедут из страны и другие. А остальные… Они просто свыкнутся и будут доживать в Беларуси так, как есть, привыкая к новым реалиям.

– Вы на референдум собираетесь?

– Нет, даже не думала об этом. И, скорее всего, не пойду. Потому что, честно скажу, нет времени вникать во все эти нюансы.

– Но наверняка вы слышали о том, что демократические силы призывают идти на референдум и ставить галочки во всех пустых квадратах. Как относитесь к таким призывам?

– Конечно, слышала о таком. Так понимаю, чтобы референдум был признан недействительным, и Конституция не менялась? Я по этому поводу вот что думаю. Произошли у нас определенные события после выборов 2020 года – и что, что-то изменилось в стране? Нет. Как бы ни пытались сторонники перемен добиться своей цели, ничего не получилось. Поэтому мне кажется, что и на референдуме власти сделают то, что им нужно. Будут призывать сторонники перемен к чему-то или нет, бюллетени посчитают так, как необходимо. Потому что все это делают не ради блага людей, а только для себя. Тот же ВНС – чисто пыль в глаза пустить, показать, что есть какие-то изменения, что ведется работа. Типа ради беларусов. Но на самом деле – только ради себя власть все делает.

Фото: currenttime.tv

Другие посты блога

Все посты