Tribuna/Прочие/Блоги/О духе времени/Интерес упал, результаты просели, много детей с болезнями. Физрук – о том, жив ли спорт в беларусской школе

Интерес упал, результаты просели, много детей с болезнями. Физрук – о том, жив ли спорт в беларусской школе

Автор — Tribuna.com
26 января 2022, 15:08
8
Интерес упал, результаты просели, много детей с болезнями. Физрук – о том, жив ли спорт в беларусской школе

Просевшие результаты на Олимпийских играх подталкивают к очевидным вопросам. Один из них – а достаточно ли в стране «материала», чтобы готовить из его атлетов топ-уровня? Пропаганда любит рассказывать о том, как беларусы повально занимаются физкультурой и вообще крайне спортивные ребята. Но так ли это на самом деле? Своим мнением с «Трибуной» на условиях анонимности поделился учитель физкультуры одной из школ Брестчины. Он почти каждый день наблюдает спортивность сегодняшних школьников – будущих олимпийцев – и способен оценить, как она меняется год от года.

Фото имеет иллюстративный характер

– Какие условия для занятия физкультурой в вашей школе?

– Если говорить про базу, то стадиона как такового нет. В нашем городе мало площадок, нет свободного места. Хотя сейчас строят новые школы, где по спортивной инфраструктуре все более-менее развито. У нас же осталось все, что было 10-20 лет назад. В принципе, можно заниматься. Наша школа небольшая – один зал есть. Но не жалуюсь, этого хватает для проведения уроков.

Что касается инвентаря, то если чего-то не хватает, то администрация всегда идет навстречу. Такого нет, чтобы чего-то не было. Последние года два повыдавали лыжи в большом количестве.

– У современных школьников существует интерес к спорту? 

– Честно говоря, ситуация плачевная. Замечаю, что с каждым годом интерес угасает. Обвинил бы в этом планшеты и телефоны. Дети на переменах не играют, не просят мячи для футбола или волейбола – просто сидят в телефонах.

Есть дети, которым интересен спорт, но их, как правило, родители с детства уже приводят в секции. Вот у них существует интерес ко всем видам. Школьная программа подразумевает знакомство со всеми видами на протяжении обучения. К примеру, первая четверть может быть легкая атлетика, вторая – волейбол, третья – баскетбол, четвертая – футбол.

Но сейчас детей труднее найти, они реже проявляют инициативу. К сожалению, сегодня нужно именно больше заставлять. Желания заниматься как такового нет. Процентам 20 от класса интересен спорт. В основном это мальчики. Девочки к классу восьмому вообще интерес теряют. Любят придумывать оправдания, чтобы не заниматься.

Фото носит иллюстративный характер

Плюс очень много детей с заболеваниями – подготовительная группа, ограничения в двигательной активности. Если поднять статистику, то это большая проблема. Допустим, в 10-11 классах уже 50 процентов детей нельзя допускать к соревнованиям из-за болезней. В основном, это сколиоз, зрение и так далее.

– А если говорить про физические качества детей? Заметна ли разница с их сверстниками 15-20-летней давности?

– Если брать в целом, то разница чувствуется. И она существенна. Но все равно есть сильные дети, которым если давать нагрузку, то они будут развиваться на таком же уровне, что 10-20 лет назад. Но все зависит от интереса к спорту, которого уже нет. Наверное, если бы в школе существовало какое-то ограничение по гаджетам, то они бы искали занятия в том же физкультурном зале.

– Что скажете по результатам на межшкольных соревнованиях?

– Результаты упали по всем показателям. И это касается не только секунд, но и техники исполнения. Сейчас трудно детей чему-то научить.

– Физкультурные нормативы в школах тоже снижаются?

– На мой взгляд, здесь изменения в другом плане. Каждый год что-то убирают, что-то меняют или добавляют. В принципе, все нормативы плюс-минус остаются на одном и том же уровне. Если высший балл, то, естественно, необходимо показывать высокие результаты для определенного возраста. Поэтому не сказал бы, что кардинально что-то изменилось по требованиям.

Если 11-классник захочет все нормативы сдать на десять баллов, то он должен как минимум посещать спортивную школу или секцию на протяжении нескольких лет. Ну или самородок, который и гранату метнет, и подтянется сколько нужно. Есть такие дети, которым физкультура дается легко. Тем более если они занимаются самостоятельно. Но это скорее исключение из правил – детям нормативы даются тяжело. Сложнее всего с силовой подготовкой – она сейчас на нулевом уровне. Это не бег на короткую дистанцию, где можно легко выполнить норматив. Практически никто не умеет подтягиваться. Если кто-то для себя занимается, то у таких детей проблем не возникает. Остальные – нет. Поэтому раньше девяток и десяток по нормативам было куда больше, чем сейчас.

Фото имеет иллюстративный характер

– Вообще есть ребята, которые после занятий физкультурой ушли в спортивные секции?

– Это единичные случаи, я бы так сказал. И то все зависит от заинтересованности родителей. Если у них есть желание, то ведут ребенка в секцию и даже не спрашивают его об этом. Даже так бывает.

Однако все индивидуально и упирается в разные аспекты. Кому-то родители не разрешают заниматься спортом, кому-то добираться далеко до тренировок. Многое зависит от местоположения спортшколы. Если, условно, ехать в другой конец города, то до пятого-шестого класса родители вряд ли разрешат заниматься детям. Хотя я знаю ребят, которые хотят себя попробовать в спорте, но не получается из-за расписания.

– Какой сегодня статус в школе у учителей физической культуры? Как идеология сказывается на вашей работе?

– Практически ничего не поменялось после выборов. Как было, так и осталось. Каких-то существенных изменений после событий 9 августа не заметил. Мы находимся на таком уровне, что как жили, так и живем. Поэтому не скажу, что что-то поменялось в лучшую или худшую сторону.

– Если сравнивать учителей физкультуры и воеруков в школьной иерархии, то кто сейчас выше?

– Понимаете, ввели новую должность – руководитель военно-патриотического воспитания. Получается, что сегодня военрук – это заместитель директора по идеологической работе. Статус им подняли.

Если сравнивать с другими учителями, то все находятся на примерно одном уровне. Руководитель школы и работники – в принципе, никакого ущемления прав нет. Конечно, если говорить про заработные платы, то все остается без изменений. Сейчас, на мой взгляд, произошла неграмотная ситуация с изменением способов оплаты бюджетников. Определенную сумму ты получишь в любом случае, а премия  – на усмотрении руководителя. Это большой минус. Если раньше понимал, что сделаешь определенную работу и тебе за это дадут премию, то сегодня все зависит от желания директора. На первый план выходят взаимоотношения между руководителем и подчиненными.

Премиальный фонд упал. Из-за этого зарплата вообще нестабильная. Ты можешь получить одни деньги, а в следующей месяц – совершенно другие. Стабильной суммы нет. Да и по сравнению со средней зарплатой в стране она низкая. Чуть ли не в два раза [ниже]. В наших реалиях сегодня учитель без подработки нормально существовать не сможет, поэтому приходится искать дополнительные источники заработка.

Другие посты блога

Все посты