Tribuna/Биатлон/Блоги/О духе времени/Новая реальность биатлона Беларуси: были лучшими в России, но ее чемпионами не стали, делились своеобразной болью и эмпатией, массово путали стороны госфлага

Новая реальность биатлона Беларуси: были лучшими в России, но ее чемпионами не стали, делились своеобразной болью и эмпатией, массово путали стороны госфлага

...

Автор — Tribuna.com
17 марта 2022, 16:40
Новая реальность биатлона Беларуси: были лучшими в России, но ее чемпионами не стали, делились своеобразной болью и эмпатией, массово путали стороны госфлага

Беларусский биатлон последнюю неделю уживался с новым миром. Сборную на стыке зимы и весны сначала отозвали на Родину, когда Международный биатлонный союз (IBU) запретил представителям страны госсимволику, а затем и вовсе полностью дисквалифицировали из соревнований IBU на неопределенный срок. Все ограничения от IBU – из-за военного вторжения, которое продолжается Россией на территории Украины с 24 февраля, в том числе с территории Беларуси. И, похоже, это надолго – 17 марта состоялось было принято решение начать процедуру полного отстранения национальных федераций России и Беларуси, а решение об участии спортсменов в следующем сезоне Кубка мира примут не раньше сентября.

Пока что же вместо трех завершавших сезон этапов Кубка мира-2021/22 биатлонисты из сборной Беларуси, а заодно и резерва, отправились в Россию – присоединиться к Кубку и чемпионату этой страны в Уфе и Тюмени. Уфимская программа подошла к концу – вот чем беларусская делегация успела там отметиться.

Много раз были быстрее россиян, но чемпионами России так и не стали

В гонках в РБ (Республике Башкортостан, российского региона с центром в Уфе) представители Беларуси взяли целых восемь медалей за шесть гонок. А у мужчин беларусские биатлонисты и вовсе выиграли все три дистанции – спринт и преследование забрал Антон Смольский, большой масс-старт (придуманная в России удивительная гонка со стрельбой на 4 из 5 огневых рубежей) взял Никита Лобастов. Но ни они, ни победившая в преследовании Динара Алимбекова чемпионами России не стали.

Дело в том, что результаты спортсменов в гонках шли сразу в два зачета – Кубка или чемпионата России и оригинального Кубка Союза биатлонистов России. И из протоколов первых соревнований результаты беларусских спортсменов просто вычеркивались. Например, в преследовании первые три места заняли Смольский, Дмитрий Лазовский и Лобастов – они получили свои медали, но исключительно медали Кубка СБР.

А вот в протоколе из чемпионата России осталась другая тройка призеров – ставшие четвертым, пятым и шестым Саид Халили, Кирилл Бажин и Рустам Каюмов. Медали за эти достижения им тоже вручили – один из очень редких случаев, когда золото получил человек с четвертого места.

В мужском биатлоне отдали только две медали – помогла неразбериха россиян с ответственностью за лыжи

Однако то, что соревнования, несмотря на присутствие беларусских спортсменов, в первую очередь считались внутренними, помогло представителям Беларуси с их результатами. Дело в том, что россияне уровня сборной страны не смогли воспользоваться своими лучшими лыжами – глава СБР Виктор Майгуров рассказал, что пары, которые от мировых производителей получила непосредственно федерация, не используются на внутренних стартах, так как там россияне представляют соперничающие регионы страны, и усилять кого-то было бы неправильно. В итоге шеф мужской сборной России Юрий Каминский заявил, что его подопечным пришлось использовать «примерно пятые в очереди» лыжи. Да и обслуживание лыж было тоже на регионах – а среди них оказались готовы далеко не все. Участник ОИ-2022 Даниил Серохвостов выразился емко: «Моя новосибирская команда не приехала. Я здесь как бомж. Лыжи делает одна команда, пристреливает – другая».

Беларусь же приехала как сборная – с лучшими лыжами, с сервис-бригадой, – потому подобных проблем не имела. Это сильно возмутило российского комментатора и многолетнего ведущего «Славянского базара» Дмитрия Губерниева – он, в отличие от протоколов, нарек чемпионат России международным из-за участия беларусских спортсменов, поэтому отринул все аргументы Майгурова.

«Лыжи СБР не должны использоваться на внутренних стартах? Что? Ребята, это старт международный! Если бы это были внутренние соревнования, то коллеги из СБР были бы абсолютно правы. Но это чемпионат с участием спортсменов из Республики Беларусь! А мы лыжи сборникам не предоставили и таким образом сказали: «Беларусь, родная, побеждай Россию!»

Я надеюсь, что в Тюмени, куда тоже приедут спортсмены из Беларуси, этого бардака с лыжами не будет. Иначе нас опять там нахлобучат. Потому что во всех гонках наши спортсмены проиграли в том числе и из-за отсутствия инвентаря», – ярко высказался Губерниев.

Впрочем, проблема точно была не только в лыжах. У женщин тоже жаловались на трудности с ними – а в итоге отдали только золото Алимбековой в преследовании и бронзу Ирине Лещенко в спринте.

Странно обходились с госфлагом, за который подписывались

Бравшие медали беларусские биатлонисты – сплошь подписанты письма за режим, где помимо прочего говорилось о нежелании «менять государственную символику, лишаться чести выступать под флагом страны». И в случаях успехов в контактных гонках подписанты действительно не преминули финишировать с красно-зеленым флагом. Однако обращались с ним для высокопарных слов, под которыми подписались, довольно странно.

Вот золотой финиш Динары Алимбековой в преследовании – ей выдали флаг без древка, и спортсменка, сжав полотно в кулаке, опустила руку вниз, отчего «честь страны» едва не телепалась по снегу оставшиеся метры дистанции. Губерниев под это дело назвал своим другом Анатолия Ярмоленко – соучастника исполнения основанной на речи Лукашенко песни его сторонников «Любимую не отдают».

В аналогичной ситуации Смольскому достался флаг на древке – и до финиша он им домахал более-менее солидно, однако после сразу же опустил намотавшееся на древко полотно куда-то вниз. Лазовский, получивший флаг в кулак, хотя бы поднял руку вверх, но после финиша тоже позволил знамени лечь в снег. Ну а на Лобастова флага просто не хватило.

Еще одной проблемой стало фото с флагами – в камеру представители мужской команды Беларуси демонстрировали полотна изнаночной стороной, и орнамент оказывался не с той стороны знамени, а Алимбекова вообще надела его на себя зеленой полосой вверх.

Как тут не вспомнить справедливую иронию о том, что с симметричным бело-красно-белым флагом такие коллизии невозможны.

Признались, что соревновались через нежелание и травмы, и вообще много чего наговорили

До выступлений в России шла информация, что лидеры сборной Беларуси не горят желанием туда ехать – но в итоге Алимбекова и Смольский отправились в Уфу, а Анну Солу ждут в Тюмени. И первые двое по ходу этапа в Башкортостане признались, что действительно имели проблемы, мешавшие гонкам – да и другого интересного наговорили.

Алимбекова после спринта призналась, что не имела мотивации ехать в Россию и даже прекращала тренировки с намерением «решить пару вопросов по здоровью» – но потом поступил приказ, а спортсменка, как оказалось, готова выполнить любой: «Не собиралась дальше бегать гонки, поэтому не было такой готовности к этим соревнованиям. Сказали ехать – я приехала. У нас рабочие контракты, которые мы обязаны выполнять. Мы профессиональные спортсмены, мы должны думать о карьере и соревнованиях, не лезть никуда. Какая команда будет, то и будем выполнять». Еще своеобразнее, чем исполнительность, проявилась у Алимбековой эмпатия – в то время, как в новостях прописались свидетельства ужасающих разрушений домов и человеческих судеб в Украине, Динара заявила: «Настроение на гонке хорошее, обо всем забываешь, но потом приходишь в гостиничный номер и новости, конечно, немножко огорчают».

Смольский по ходу этапа рассказал, что с осени его беспокоит травма колена – ради подготовки к ОИ он терпел, несмотря на то, что не мог бегать на тренировках слишком долго. «Сейчас оптимальное время для лечения, реабилитации», – заявил спортсмен после гонки преследования – а после нее отбегал еще и длительный большой масс-старт. При этом участие в гонках в России спортмен объяснил якобы собственной волей: «Были мысли об отпуске, я хотел провести восстановление, но решил еще немного посоревноваться». Но больше всего больно, как оказалось, спортсмену не от травмы и не от кадров войны в Украине – а от потери своего места в Кубке мира: «О политических моментах говорить не буду, и так все в курсе. Сейчас очень накаленная ситуация во всем мире, хочется верить, что все успокоится. Отстранение – это неприятный момент. Думаю, люди, которые отстраняли, понимают, насколько это больно. Я занимал высокую позицию в рейтинге. Это был исторический момент». Интересно, думал ли о боли Смольского Сергей Ковальчук, когда сразу после объявления о запрете на госсимволику, еще без отстранения IBU, дал приказ нацкоманде возвращаться в Беларусь?

Другие посты блога

Все посты