Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/«Не будут же у нас уточнять, есть желание или нет». Спросили людей белспорта, готов ли он раствориться в российском, – и получили очень разные ответы

«Не будут же у нас уточнять, есть желание или нет». Спросили людей белспорта, готов ли он раствориться в российском, – и получили очень разные ответы

От «категорически против» до «это единственный выход».

Автор — Tribuna.com
6 августа 2022, 02:30
«Не будут же у нас уточнять, есть желание или нет». Спросили людей белспорта, готов ли он раствориться в российском, – и получили очень разные ответы

От «категорически против» до «единственный выход».

Когда спорт России и Беларуси подвергся международному бану в ответ на войну, с 24 февраля продолжаемую Россией в Украине с использованием территории Беларуси, функционеры двух стран-соагрессоров нашли в этом прекрасный повод, чтобы проводить совместные соревнования. Примеров хватает: пятиборцы уже провели совместный Кубок Леднева, биатлонисты готовятся к Кубку содружества, чиновники от гандбола поспешили организовать единую лигу. В других видах спорта есть участие представителей Беларуси в российских соревнованиях или, по крайней мере, разговоры о чем-то подобном.

«Трибуна» решила узнать, что в белспорте думают по поводу совместных с Россией чемпионатов и о том, как международные санкции влияют на отечественный спорт. Комментарии были взяты анонимно в целях безопасности спикеров.

«Как можно объединяться с теми, кто открыто поддерживает войну?»

Представитель легкой атлетики

– Как бы вы оценили нынешнее состояние беларусского спорта?

– Все выглядит очень плачевно. Хотя бывают какие-то единичные случаи чего-то хорошего и интересного, моменты, которые радуют. Вот Илья Карнаухов недавно побил рекорд Беларуси на дистанции 1500 м, державшийся 30 лет. На уровне Беларуси – это очень хорошо, тем более парень же молодой. Хотя если результат проецировать на недавно завершившийся ЧМ, то показатель, может, и не такой уж особенный. 

А если говорить в целом о спорте, то какого-то света в конце тоннеля я не вижу. Да и как может быть по-другому, если от спортсменов в первую очередь требуют сидеть ровно, не дышать и ничего не говорить? Перспектив по исправлению ситуации я не вижу. По крайней мере в ближайшие несколько лет перемен не жду. Все прекрасно понимают, что должно произойти в Беларуси, чтобы все исправилось, но пока этого нет. Даже на горизонте улучшений ни в жизни, ни в спорте не наблюдаю.

– Легкую атлетику, как и многие другие виды спорта, затронули международные санкции, спортсмены отстранены от международных соревнований. Что вы думаете по этому поводу?

– По-моему, все справедливо. Единственное, я не ожидал, что санкции коснутся спортсменов, которые и так уже пострадали за свою гражданскую позицию. Честно скажу, неприятно удивлен. Не знаю, кто будет, и будет ли вообще, рассматривать этот вопрос, но если до Нового года не решится проблема с недопуском тех, кто за перемены в Беларуси и против войны в Украине, то я уже и не знаю, чего ожидать дальше.

– К таким спортсменам нужно подходить индивидуально?

– Повторюсь, считаю санкции справедливыми. Но давайте все же разберемся с теми, кто уже пострадал от режима Лукашенко. Помимо того, что система не дала жизни, так еще и международные федерации, МОК забанили. В легкой атлетике не так много таких спортсменов, можно поименно всех узнать – и пойти по пути наделения таких спортсменов нейтральным статусом.

– В условиях международного бана Россия и Беларусь начали проводить совместные соревнования. Как вы относитесь к этому?

– Я к этому отношусь сугубо отрицательно. Чиновники говорят, что атлеты от этого ничего не потеряли, мол, это прекрасная замена международным стартам. Да бред полнейший. Единственное, для не самых сильных ребят такие совместные соревнования – это благо, потому что спортсмены могут где-то урвать какую-то копейку. А для тех, кто привык ездить за границу и соревноваться там, нынешнее положение вещей точно не идет во благо. Уверен, что будет идти деградация.

Кстати, вы заметили, что в легкой атлетике даже не говорят о каком-то совместном турнире в России? Если беларусы поедут на подобный турнир в случае его организации, то таких атлетов на четыре года точно отстранят от всех международных соревнований (связано с давним баном Всероссийской федерации легкой атлетики из-за допинг-скандалов – прим. Tribuna.com). А в легкой атлетике, насколько знаю, многие спортсмены все-таки верят, что бан снимут, поэтому никто не хочет подвергать себя дополнительной дисквалификации. И если чиновники придумают провести что-либо вместе с Россией, то, мне кажется, большинство атлетов откажется в этом участвовать.

А даже если бы не было этой ситуации, то я бы не хотел проводить что-то совместное с Россией. Я говорю не только о легкой атлетике, а в принципе о спорте. Зачем? Пусть россияне у себя соревнуются и нас не трогают.

– Сейчас периодически раздаются разговоры в принципе об объединении Беларуси и России, не только в плане спорта. Как вам такая перспектива?

– Категорически против. Ради чего? Чтобы что? Беларусь просто окончательно лишится независимости. Чиновники кричат, что мы какие-то братья и сестры, но, считаю, мы от россиян все же отличаемся. Да и как можно объединяться с людьми, которые открыто поддерживают войну в Украине?

«Мнением народа и спортсменов никто интересоваться не будет»

Представитель беларусского хоккея

– Как бы вы оценили нынешнее положение беларусского спорта?

– Судя по всему, изоляция сказывается на результатах. Нет достойной конкуренции у атлетов, потому что они не посещают международные турниры. А развитие возможно только через участие в топ-турнирах, а не сугубо в рамках чемпионатов страны. Так что на данный момент о развитии говорить не приходится.

– Как вы относитесь к решению чиновников проводить совместные с Россией соревнования?

– Отношусь к этому как к единственному выходу, другого на данном этапе просто нет. Соревноваться в любом случае надо. Это хоть какой-то международный уровень, и не придется сидеть в своей «консервной банке». Хотя, объективно, те турниры, в которых наши атлеты участвовали раньше, это не заменит ни в коем случае.

– Профит от этого всего будет?

– Сложно сказать, как это все будет выглядеть, к чему приведет. Думаю, для российских спортсменов такие соревнования – однозначный шаг назад. А вот беларусы в каких-то моментах смогут подтянуться.

– Сборные Беларуси и России по хоккею из-за санкций вынуждены проводить матчи между собой. Как вы расцениваете эту ситуацию?

– Ситуация, конечно, неприятная. И для россиян, как уже сказал, это шаг назад. А вот беларусы, наоборот, провели несколько матчей с топовым соперником, каковым Россия является. Какой-то позитив беларусы из этого вынесли. Но в любом случае ни один товарищеский матч не может заменить участие в чемпионате мира или в других турнирах под эгидой ИИХФ.

– А тем более если эти матчи проводить с одним и тем же соперником.

– Естественно. К тому же я смотрел состав российской сборной – там не приехали многие сильнейшие. Оно и понятно – кто будет выставлять против сборной Беларуси на 100 процентов оптимальный состав? Уровень команд понятен, поэтому россияне проводили эксперименты.

– В 2023 году Беларусь и Россия снова не смогут принять участие в чемпионате мира.

– Я бы сказал, что до этого турнира еще далеко, поэтому все может поменяться. И многое будет зависеть от того, как скоро закончится война [в Украине].

– Вы представляете, в каком состоянии беларусский хоккей и сборная вернутся из изоляции?

– Пока не представляю. Но много молодых беларусских хоккеистов играют за океаном. Минское «Динамо» будет играть в очередном сезоне КХЛ. Хотя мне кажется, что называть ее второй лигой в мире – заблуждение, и практически все европейские чемпионаты сильнее. В общем, посмотрим. Хотелось бы, конечно, чтобы изоляция побыстрее закончилась, и наша [сборная] команда вновь смогла участвовать в международных турнирах.

– Какие эмоции вы испытаете, если беларусский спорт вольется в российский?

– Я расстроюсь, потому что наш спорт после развала СССР шел в направлении независимости, показывал неплохие результаты во многих видах. Да, где-то был регресс, но во многих видах мы наблюдали очевидный прогресс. Поэтому не хотелось бы, чтобы беларусский спорт вдруг стал частью российского.

Тем более, будем откровенны, клубам из Беларуси просто не позволят занимать высокие места в России. Это такой политический момент. Я вижу, как к «Динамо» относятся в КХЛ – и судьи, и все остальные.

– Сейчас раздаются разговоры о том, что Беларусь может в принципе стать частью России. Что вы думаете по этому поводу?

– Мне кажется, уже можно говорить о свершившемся объединении, настолько Беларусь и Россия близки. В последние годы это предельно очевидно. Окончательное объединение двух стран не выглядит чем-то нереальным. Однако это политика, и решать вопрос будут наверху – никто не будет интересоваться мнением народа и уж тем более спортсменов.

«Это будет первенство бани, друг другу медали будут раздавать»

Представитель беларусского футбола

– Как бы вы оценили нынешнее состояние беларусского спорта?

– Конкретную оценку дать тяжело. Слава Богу, что какие-то виды спорта еще допускаются к международным соревнованиям. Но если и это ограничить, то беларусский спорт просто ляжет не то, что на дно, а на дно дна. Одно дело – работать и тренироваться, чтобы показывать себя на международной арене, а другое – просто тренироваться и не выезжать из Беларуси. Люди, посмотрев на это, просто перестанут заниматься спортом.

– То есть беларусы не будут видеть перспектив, поэтому не пойдут в спорт?

– Да. Ну, будешь ты, например, самым быстрым бегуном в Беларуси. А что с этого? Нет ни всемирной любви, ни славы в Беларуси, потому что спорт в стране уже никому не нужен.

То же самое касается и игровых видов спорта. Когда БАТЭ не играл в группах еврокубков, команду никто, можно сказать, и не любил, кроме Анатолия Капского. Но как только борисовчане привезли «Реал» и «Ювентус», все, даже те, кто раньше не обращал внимания на команду, вдруг сказали: «Вот это БАТЭ!».

– Вы видите какие-то перспективы для беларусского спорта в условиях изоляции?

– Все будет становиться только хуже и хуже. Если бы не война [в Украине], в которую Беларусь тоже ввязалась, возможно, наших спортсменов санкции и не коснулись бы. Но ситуация такая, какой мы ее видим. Не исключаю, что весь беларусский спорт закроют.

– Международная изоляция влияет и на беларусский футбол?

– Думаю, да. Хороший легионер сейчас не поедет в Беларусь. Иностранец посмотрит на карту, увидит, что страна находится рядом с Украиной – вряд ли рискнет ехать в страну, которая рядом с войной, где еще и спорт подвержен международным санкциям. Следовательно, уровень чемпионата и в принципе футбола будет падать. Да он уже сейчас падает. Не в обиду легионерам, которые сейчас играют в Беларуси, но раньше уровень иностранцев в чемпионате был на порядок выше.

– Как вы относитесь к намерению чиновников проводить с Россией совместные соревнования?

– Это будет первенство бани, друг другу медали будут раздавать. Мы им – беларусские, они нам – российские.

Для беларусского спорта совместные турниры будут плюсом, потому что в России чемпионаты посильнее. Но россиянам это зачем? С таким же успехом они могут объединить Д1 и Д2, если мы говорим о футболе.

– А вы вообще верите, что беларусские команды вдруг могут заиграть в чемпионате России?

– Мне кажется, такого не будет. Только если Россию закроют полностью, тогда для разнообразия они организуют какой-то турнир.

– В целом, вы бы хотели, чтобы беларусский спорт объединился с Россией?

– Если честно, мне вообще пофиг :). Чиновники захотят – объединимся. Пойдет ли это на пользу – вот у них и будем спрашивать. Не будут же у спортсменов уточнять, есть у них желание или нет.

– Сейчас иногда говорят, что Беларусь вообще может войти в состав России. Что думаете по этому поводу?

– Я всегда говорил, что наша страна – это наша страна. Беларусь – страна, где я родился, живу и буду жить дальше. Зачем мне объединение с Россией или с кем-то другим? После развала СССР у всех появились свои границы, каждый живет, как хочет, каждое государство носит свое имя.

Кто-то скажет: «Давайте объединяться, это круто, будем жить, как в Москве». А вы видели, что творится в 100 км от Москвы? Одна нищета. И Беларусь будет в таком же виде. Так что я никогда не приму объединение. Мы беларусы, ими будем и в Африке.

Другие посты блога

Все посты