Tribuna/Футбол/Блогі/ЧестнОК/Зампред парламента Шотландии стал «крестным отцом» Ивулина. Узнали у любящего футбол депутата, что именно и почему он делает в этой роли

Зампред парламента Шотландии стал «крестным отцом» Ивулина. Узнали у любящего футбол депутата, что именно и почему он делает в этой роли

Блог — ЧестнОК
Аўтар — Сабiна Алiева
6 снежня 2021, 15:28
Зампред парламента Шотландии стал «крестным отцом» Ивулина. Узнали у любящего футбол депутата, что именно и почему он делает в этой роли

На днях стукнуло полгода, как за решеткой находится Александр Ивулин, журналист «Трибуны», автор YouTube-канала «ЧестнОК» и футболист «Крумкачоў». 4 июня он был осужден на 30 суток ареста. В конце этого срока было предъявлено обвинение по 342-й статье УК РБ (организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок) и избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Уже несколько месяцев подряд срок содержания продляется. Статья 324, по которой проходит журналист, предполагает полугодовое содержание под стражей до суда, иными словами, Ивулин может остаться за решеткой до 3 января. Журналисту угрожает до пяти лет химии или лишение свободы до 3 лет.

Ровно за месяц до президентских выборов в Беларуси 9 августа 2020 года, когда в стране уже начали появляться политзаключенные (теперь их больше 900), немецко-швейцарская неправительственная правозащитная организация Libereco запустила кампанию солидарности #Westandbyyou. В рамках кампании европейские политики берут на себя роль «крестных родителей» для политзаключенных в Беларуси и работают над их освобождением. В октябре Александра Ивулина взял под покровительство заместитель председателя парламента Шотландии Лиам МакАртур: «Я присоединяюсь к своим коллегам, избранным представителям, как в Шотландии, так и по всей Европе, в осуждении авторитарного государства в Беларуси за его жестокое подавление основных свобод. Я призываю правительство Беларуси уважать основные права человека беларусского народа и освободить всех, кто был незаконно задержан».

Мы поговорили с МакАртуром о том, почему он решил опекать Ивулина и в чем это заключается, об отношении к Лукашенко и политическому кризису в Беларуси. Депутат поделился мнением о том, должен ли быть «спорт вне политики», а также рассказал о футболе в его жизни и том, почему в Великобритании настолько ценится этот вид спорта.

– Европейские политики выступают в роли «крестных отцов» для политзаключенных в Беларуси. Что это значит? Политики являются союзниками тех, кто лишен свободы, и их голосами на международной арене?

– Верно. Конечно, то, что можно сделать [для поддержки политзаключенных], сильно ограничено, учитывая обстоятельства. Я пишу Саше Ивулину письма, также, используя свои каналы в социальных сетях, выражаю там ему поддержку. Тем, кто изолирован в Беларуси и кто борется каким бы то ни было образом, важно знать, что их истории услышаны и поняты. Я полностью понимаю это, поэтому и подписался на оказание такого рода поддержки. Буду очень рад помочь в этом.

– Почему вы решили стать «крестным отцом» именно для Ивулина?

– Со мной связались из правозащитной организации Libereco. Я обращался к ряду политиков здесь, в Шотландии, по всей Великобритании, чтобы проинформировать их о ситуации [в Беларуси]. Я думаю, эффективнее всего это делать  с помощью личных историй. Я немного увлекаюсь футболом, и очевидно, что Саша – человек, который тесно связан со спортом, что было важно для меня. Важно выразить ему поддержку. А также и тем, кто борется в Беларуси за права человека. Потому я распространяю информацию, делюсь историей Саши и делаю то, что возможно в пределах Великобритании.

– Как относитесь к политическому кризису, который продолжается в Беларуси уже долгое время?

– Наверное, не решусь изображать из себя эксперта в том, что происходит в Беларуси, но, думаю, история Саши говорит о многом. Прежде всего – о действиях властей, которые попирают фундаментальные права человека. Все, что мы видим, является причиной для беспокойства. Думаю, вы видели широкое освещение в средствах массовой информации того, что происходит в связи с миграционным кризисом, ситуацией с посадкой самолета [Афины – Вильнюс в Минске]. Эти вещи, очевидно, остаются в головах людей, их цепляют заголовки – именно так создается общее представление о ситуации. Администрация в Беларуси глубоко нездорова с точки зрения ее воздействия на людей в Беларуси, а также на соседние страны.

– Вы уже упомянули кризис на границе Беларуси и ЕС. Как вам кажется, зачем это Лукашенко? 

– Понять, что происходит в голове у кого-то вроде Лукашенко, очень сложно. Можно только предположить, что это было сделано для того, чтобы попытаться дестабилизировать ситуацию в регионе и создать проблемы – вероятно, первоначально в Польше. Но важно помнить, что речь о пути в Европейский союз. Мы видели предыдущие случаи кризиса с беженцами в связи с вооруженными конфликтами на Ближнем Востоке. Видели разногласия, которые возникли между государствами-членами ЕС и между ЕС и соседними государствами, например, Турцией. Похоже на то, что Лукашенко пытается создать что-то похожее ситуацией на беларусской границе [с ЕС]. Это выглядит наиболее очевидным объяснением. Но такой подход очень опасен. И в каком-то смысле я думаю, что это также говорит о том, как Лукашенко относится к правам человека, ведь он использует людей в глубоко политических целях. 

– Каково ваше мнение о Лукашенко?

– Повторюсь, я не эксперт в беларусской политике, но, думаю, судить о людях нужно по их поступкам. Исходя из того, как обошлись с Сашей Ивулиным и другими политзаключенными, с учетом миграционного кризиса и посадки самолета [Афины – Вильнюс в Минске], это действия человека, который абсолютно не имеет права находиться у власти. Это нехорошо для народа Беларуси, это нехорошо для соседних стран, на которые абсолютно точно влияют его действия.

– Насколько тема Беларуси интересует простых шотландцев?

– Думаю, есть осознание того, что происходит, учитывая [вышеупомянутые] новости. Люди понимают, что такое поведение властей в Беларуси заслуживает осуждения. Истории Саши и других политзаключенных сильно помогают в информировании населения о том, что происходит в Беларуси.

 – А что вы знаете о беларусском спорте? 

– Если я попытаюсь назвать белорусских спортсменов, то наверняка искажу их имена так сильно, что вы и не узнаете. Помню, когда был намного моложе, минское «Динамо» было действительно мощной силой в европейском футболе. [Эдуард] Малофеев руководил «Хартсом» в Эдинбурге – на этот счет, я бы сказал, у меня смешанные воспоминания.

– Вы сами связаны с футболом. Это главная причина, по которой вы решили стать «крестным отцом» Ивулина?

– Это трудно назвать футбольной карьерой, но когда я был молод, играл за команду Шотландского университета. Потом был в Брюсселе в течение пары лет и там тоже играл. Я поддерживаю Сашу не только из-за страсти к футболу. Хотя опыт, который он переживает, мне более понятен, потому что он также тесно связан с любовью к футболу и с любовью к общению о футболе. Я знаю, что он рассказывал о профессиональном и полупрофессиональном футболе у себя в блоге, что он искал наиболее интересные способы донести спорт до людей. Это здорово. Между нами много общего в том, что касается страсти к футболу.

 

– В Беларуси часто сейчас можно услышать фразу «спорт вне политики». Как вы относитесь к такому подходу? Возможен ли он в Шотландии?

– Это очень трудный вопрос, хотя прямой ответ – нет. Я не думаю, что кому-то в Шотландии можно просто сказать заткнуться, сесть, помолчать. И я полагаю, что иногда существует хрупкий баланс в том, как спорт взаимодействует с политикой. Если люди оказались спортсменами, но у них существует страсть к политике в целом или в частности, я не вижу абсолютно никаких трудностей с использованием платформы, которая у них есть, чтобы внести ясность и попытаться показать свою поддержку. И вы можете увидеть пример Маркуса Рэшфорда, футболиста «Манчестер Юнайтед», который написал открытое письмо премьер-министру Борису Джонсону с просьбой предоставить детям бесплатные обеды на каникулах. И он добился этого, используя свое положение, охват в социальных сетях, связи. Но, я думаю, что если бы такое происходило слишком часто и влияло на [спортивные] результаты, то его, возможно, отстранили бы от занятий спортом. [Активная общественная деятельность] – это не для всех.

Іншыя пасты блога

Усе пасты