Tribuna/Футбол/Блогі/О духе времени/Брутальным был до первого слова, дружил с Пудышевым, многим игрокам помог стать своими в БАТЭ. Каким был Федорович – настоящая легенда белфутбола

Брутальным был до первого слова, дружил с Пудышевым, многим игрокам помог стать своими в БАТЭ. Каким был Федорович – настоящая легенда белфутбола

О Федоровиче – те, кто с ним играл и работал.

Аўтар — Tribuna.com
28 траўня 2022, 13:43
Брутальным был до первого слова, дружил с Пудышевым, многим игрокам помог стать своими в БАТЭ. Каким был Федорович – настоящая легенда белфутбола

Справедливый. Добрый. Невозмутимый.

5 января 2022 года беларусский футбол потерял одну из своих самых ярких и харизматичных легенд. На 49 году жизни скончался Александр Федорович. Человек, который вписал себя в историю БАТЭ, проработав в структуре клуба четверть века. С 1996-го по 2007-й выходил на поле и провел за «желто-синих» 155 матчей, в которых пропустил 144 мяча, помог команде четырежды стать чемпионом, взять Кубок в 2006-м. С 2008-го и до конца жизни практически без перерыва работал тренером вратарей – то в основном составе, то в дубле. Во второй половине 2014-го пять месяцев занимал в Борисове должность спортивного директора.

Телеграм-канал «О, спорт! Ты – мир!» поговорил с представителями беларусского футбола, которые играли и работали с Федоровичем. Чтобы все могли понять, какой это был человек.

«Пудышев дал ему кличку «Справедливый»

Алексей Бага, главный тренер «Сумгаита»

– Если говорить о футбольных качествах, спортивных, то при воспоминании о Федоровиче сразу всплывает такое слово как трудолюбие. Не имея каких-то сумасшедших данных, подходящего для вратаря роста, достиг фантастических результатов, показателей.

Что касается человеческих качеств, то, как уже тысячу раз было сказано, это человек очень добрый, умел дружить, умел выбирать друзей. Ни под кого не стелился, не искал выгоду, и к кому душа лежит, с тем дружил и общался.

Помню, Юрий Алексеевич Пудышев, царство ему небесное, дал Александру Владимировичу прозвище «Справедливый». Потому что мог он любую ситуацию разрулить. Не то, что кого-то просто поставить на место и этим закончить спор или закрыть вопрос, а все решить по справедливости и при этом высказать свое мнение. И всегда действовал по принципу «В чем сила, брат? В правде». Говорил, кому как нужно поступить. Самое интересное, что никто Федоровича особо не называл «Справедливый», но в народе прозвище все равно крутилось.

Я с ним очень много прожил на сборах в номере и помню, как он любил порядок, очень следил за ним. Вещи сложены на полочках, бутсы никогда в комнату не заносил – стояли в коридоре. Любил порядок, строго следовал расписанию. А еще любил тихий час на базе в Дудинке. Там же, на природе, спалось прекрасно, так он проветривал и засыпал. Если долго спал, потом говорил, что у него аж два тихих часа :). Он и меня, кстати, заставлял соблюдать порядок и следовать расписанию.

Помню, когда мы с ним жили, еще будучи игроками, он часто пролистывал каталоги с домами, мебелью. Когда он с женой Ольгой хотели приобрести себе хоть какую-то загородную недвижимость, купить на кровно заработанные, он «прорабатывал» каталоги. Когда дом появился, цель – автомобиль. И снова – каталоги, журналы. Часто листал их, изучал. Когда появился интернет, уже там просматривал и искал то, что ему надо. А еще в свободное время любил смотреть КВН, в том числе на базе. Мы часто с ним смотрели, а потом он любил вспомнить шутку какую-нибудь в разговоре, вставить ее – получалось смешно. Он вообще всегда любил шутить.

Кто прошел БАТЭ, сразу скажет, что Александр Владимирович никогда не любил проигрывать – что игроком, что тренером. И, самое главное, он любил футбол в себе, а не себя в футболе. Многое отдал клубу, поэтому я даже не скажу, есть ли какие-то отличия Федоровича-игрока от Федоровича-тренера.

«Брутальным был только до первого слова»

Николай Сигневич, нападающий «Аполлона»

– Первая ассоциация с Александром Владимировичем – доброта. И еще то, что он всегда скрывал эмоции, если его что-то беспокоило. Помню, когда его перевели из основы БАТЭ в дубль, естественно, это по нему ударило, он расстроился. Но при этом никогда не показывал то, что чувствует, никакого негатива. При общении был спокойным, уравновешенным, старался шутить. И даже в таких ситуациях старался ребятам подсказывать, помогать так, по-отечески. Очень много было с ним душевных разговоров. А еще это вообще незлопамятный человек, отходчивый.

Знаешь, есть такие люди, которые при общении с тобой будто пожирают твою энергию, такие энергетические вампиры. А есть совершенно противоположные люди. Владимирович, наоборот, всегда отдавал, ему всегда хотелось помочь, выслушать. Реально светлый человек. И при этом, повторюсь, если существовали у него какие-то проблемы, скрывал все в себе, не давал плохим эмоциям выйти. Думаю, это сказывалось на здоровье. Но, возможно, с женой и детьми он делился проблемами, высказывался, но вот когда был в БАТЭ, я такого не заметил.

И еще скажу, что пусть он выглядел брутальным, но, как говорится, брутальным был до первого слова. Когда начинался разговор, он только произносил первое слово – и всё, ты таял. Сразу проникался к человеку уважением, хорошим отношением. Брутальный до первого слова :).

Последний раз с Владимировичем мы общались в декабре 2021 года. Я с семьей прилетел из Египта, с отдыха. Когда был в Минске, Федорович мне набрал, мы пообщались, и тогда заметил, что он необычно грустный. Честно, даже не понял, что произошло, в чем дело, тем более он же сам ничего не рассказывал, не афишировал, что он болел. Когда я готовился к вылету, был на чемоданах, мне Женя Яблонский сказал: «Ты знаешь, что Владимирович болеет? Он в больнице, с ним связаться невозможно – он в тяжелом состоянии». И пообщаться с Федоровичем мы не успели, не увиделись, хотя он постоянно говорил, что нужно бы встретиться. Я ему говорил, что обязательно увидимся, но не получилось. И сейчас такое чувство внутри, ощущение чего-то неоконченного.

Но воспоминания о нем только самые приятные. Мы с женой ездили к нему в гости на дачу, прочувствовали его гостеприимство. Он тоже к нам приезжал в гости. Скажу честно, было немного людей, кто пришел, и Владимирович оказался одним из них.

И еще один момент. Он хорошо относился ко всем ребятам, но к брестским – почему-то особенно хорошо. Когда я пришел в БАТЭ в 2014 году, сразу ощутил себя как дома. Но лучше всех относился именно Федорович. Он мне помогал в адаптации, все рассказывал. К брестским у него было особенное отношение :). И к Олехновичу, и к Гайдучику, и к Мозолевскому, и к Сане Володько.

«Федорович часто посещал командные мероприятия, с игроками всегда был на равных»

Виталий Гайдучик, экс-защитник БАТЭ

– Федорович – это человек суперпозитивный, супероткрытый, он всегда вызывал только улыбку. И что бы ни случилось, он всегда приходил на помощь. Помню, когда я только подписал контракт с БАТЭ, поехал с командой на сбор в Испанию. Понятно, некоторых ребят я знал, особенно брестских, но все равно не до конца уютно себя чувствовал в коллективе. А Федорович просто как-то подошел и предложил после тренировки вдвоем вернуться на поле и поиграть в «перекладину». Я тогда подумал: «Блин, меня Федорович зовет. Вот это круто!» Но все очень легко и на сплошном позитиве. Это добрейшей души человек. Любил футболистов к себе на дачу приглашать. И все тогда убеждались, какой он открытый, гостеприимный. У него и жена такая же.

Федорович еще часто посещал командные мероприятия, то есть с игроками всегда был на равных. Уверен, никто о нем плохого слова даже не скажет. Он же даже на тренировках, насколько помню, никогда не повышал голос на игроков, на вратарей, с которыми работал. По крайней мере я такого никогда не слышал. Наоборот, всегда старался сгладить ситуацию. То есть, представь, вратарь пропускает мяч, начинает заводиться, психовать – а Федорович сразу же включался и успокаивал игрока.

Да, еще он очень любил с вратарями по выходным ездить играть в баскетбол. Владимирович обожал этот вид спорта. И по этому поводу вспоминаю одну историю, по-моему, было это в 2013 году. В БАТЭ играл еще латвиец Герман Малиньш и вот он в компании Федоровича и, вроде бы, Андрея Горбунова поехали играть в баскетбол. А потом оба вратаря вернулись в команду с повреждениями. Оба хромали :). Александр Ермакович, может, наедине дал нагоняй, но точно не при команде. Да я вообще не думаю, что Владимировичу что-то высказали. Тренерский штаб был очень дружен, вместе же в свое время играли. Поэтому были в прекрасных отношениях.

«Спокойно садился в автобус, читал «Прессбол» и не загонялся»

Дмитрий Мозолевский, экс-нападающий БАТЭ, экс-тренер «Динамо-Брест»

– Федорович – это доброта, спокойствие, порядочность. У меня этот человек ассоциируется именно с этими чертами характера. Какая бы ситуация ни были – проигрываем мы или выигрываем, – у Федоровича одно выражение лица. Невозмутим был в любом случае. Вот честно, если не знаешь ход матча, не видел счет на табло, то по лицу Владимировича никогда не угадаешь, что происходит на поле.

После победы в раздевалке мог просто улыбнуться, но всегда был сдержан. Он вообще в тренерском штабе был самым спокойным. Сейчас, когда я уже сам побывал на тренерской скамейке, понимаю, что лучше эмоции выплескивать – и злиться, и радоваться. Чтобы легче все переживалось. Но Федорович так не умел – всё держал в себе. Возможно, это и сказалось в итоге на его здоровье.

А еще у него была традиция: когда нас со станции метро «Уручье» забирал автобус, он неизменно по вторникам приходил с «Прессболом». Спокойно садился, читал всю дорогу и не загонялся. Помню, там же выставляли оценки после каждой игры, так я, бывало, видел, что мне поставили – несправедливо, по моему мнению, – психовал. Федорович обращался ко мне и так спокойно говорил: «Димон, ну чего ты нервничаешь? Это не стоит того. Один журналист видит так, другой приехал бы и поставил другую оценку. Это же все так субъективно». Федорович всегда был на таком спокойняке, но меня успокоить ему не удавалось :).

Он всегда успокаивал игроков, если они психовали, что не попадали в стартовый состав. Или на тренировках, бывало, бьешь по воротам, а мяч никак не хочет лететь в «рамку». Из-за этого – нервы. Так Федорович подходил и старался успокоить, любил повторять: «Не делай ты из этого никогда проблему. Пройдет – будет только лучше».

Да, и он всегда с игроками держался на равных. Когда парни с базы уезжали на машинах, он подсаживался к ним, общались всю дорогу. На даче часто собирал футболистов, но я, к сожалению, за время карьеры в БАТЭ там так и не побывал. Федорович, кстати, опытным игрокам даже разрешал обращаться к нему на «ты». Понятно, что в раздевалке или в автобусе такого не было, но в личных беседах или на той же даче, как рассказывали пацаны, такое позволялось.

И еще один момент, характеризующий Федоровича. Он никогда не повышал голоса на игроков, но если что-то ему не нравилось, он мог так посмотреть на футболиста, что тот сразу понимал, что поступает неверно, что нужно что-то поменять. Хватало одного взгляда.

«Одно из лучших качеств Федоровича – умение разговаривать с вратарями, с футболистами, с тренерами»

Андрей Дрозд, экс-тренер по вратарям БАТЭ

– Честно говоря, даже спустя полгода мне не верится, что Владимировича нет с нами. Мне все время кажется, что он просто куда-то далеко уехал – жить или в отпуск. Туда, куда не дозвониться. Не могу осознать произошедшее. Все случилось так внезапно. Понятно, что люди уходят, все болеют, но чтобы так рано… Для меня это был шок. Тем более я, если честно, не знал, что у Федоровича были какие-то проблемы со здоровьем. Всегда, когда встречались, он был в хорошем настроении, добрый, внимательный и общительный.

Одно из лучших качеств Федоровича – умение разговаривать с вратарями, с футболистами, с тренерами. Его доброта, искренность, отношение к людям меня подкупали.

Историй, связанных с ним, было немало. Расскажу одну. Как-то мне Федорович позвонил, попросил приехать с компьютером и помочь разобраться по рабочим вопросам: как составлять планы, тренировки и так далее. Еще он мне сказал, что будет долгий серьезный разговор, но приезжать нужно не на своей машине, а лучше на такси. Пригласил в свое любимое кафе «Берлога». Приехал я, открыл компьютер, и только мы начали разговаривать, Владимирович говорит: «Андрюха, давай покушаем сначала, а потом уже будем заниматься вопросами». И мы как закрыли компьютер, больше в тот вечер его и не открывали. Он позвал в кафе, проявил свое гостеприимство, и у нас в итоге была долгая душевная беседа – о жизни, футболе, молодых вратарях БАТЭ.

С голкиперами он никогда не вел себя как-то жестко или грубо. Единственное, любил пошутить, как-то подколоть их, потому что сам по себе добряк. Но никаких оскорблений. И он еще всегда защищал молодых вратарей. Когда я перешел в основу БАТЭ, мы с ним даже договорились, что будем защищать молодых голкиперов. Вот он это всегда и делал.

«С Ермаковичем друг друга называли «стариками»

Игорь Криушенко, экс-главный тренер БАТЭ

– Федорович – это искренность, доброта, преданностью футболу и, конечно, хорошее человеческое доверие.

При мне он еще играл, был участником и даже отдал голевой пас в том легендарном матче, где мы в Кубке Беларуси по пенальти обыграли «Славию». Федорович же и сам реализовал 11-метровый. Как игрок он был достаточно рассудительным, лидером и на поле, и в раздевалке. Любой спортсмен не любит проигрывать, но у Саши это было особенно заметно. Он всегда заводил ребят, гнал их вперед, потому что для него поражение было сродни трагедии. Как это проявлялось? Вроде бы, Саша сам по себе добрейшей души человек, но если кто-то неудачно где-то сыграл, то в раздевалке мог напихать футболисту. А вот если нужна была поддержка, то всегда был рядом, помогал. А еще, помню, я иногда мог пошуметь в раздевалке, так Саша ко мне обращался: «Николаевич, не надо шуметь». Когда был игроком, мог успокоить :). Я сам мог с ним посоветоваться по каким-то вопросам, что-то спросить. Но при этом он всегда чувствовал грань между игроком и тренером, не переходил ее. Саша никогда не навязывал свое мнение, не использовал свой авторитет. Хотя по возрасту был, наверное, самым старшим в команде.

В коллективе, как я сказал, он был лидером, отличался добротой и открытостью. Не зря же он был в близких отношениях с покойным Юрием Алексеевичем Пыдушевым. По характеру они были очень близки – добряки и любители пошутить. При всем при этом, несмотря на любовь к шуткам, Федорович никогда не опаздывал, всегда к делу относился максимально профессионально. Он молодежи мог напихать за опоздание – всех приучал к распорядку. За счет профессионализма он столько лет играл, а потом и тренировал. И, конечно, за счет того, что был предан футболу, любил именно вид спорта, а не себя в футболе.

Я еще помню, что у него были хорошие отношения с Сашей Ермаковичем. Когда вместе играли, называли друг друга стариками. Вроде, и немного обидно, но все это было так по-доброму, что никто ни на кого не обижался.

«Когда увидел Федоровича, подумал: «Нифига себе мне повезло»»

Александр Гутор, экс-вратарь БАТЭ

– До сих пор не могу поверить, что этого человека с нами больше нет. Он сыграл очень важную роль не только в моей жизни и карьере, но и в жизни и карьере многих других футболистов. Человек всегда вкладывал душу, старался чем-то помочь, первым приходил на выручку, никогда не забывал о ближнем. Многие ребята, которые приходили только в команду, могут подтвердить, что он сразу же брал их под опеку. О Федоровиче можно говорить долго и много, потому что это был настоящий Человечище.

Вспоминаю наше первое с ним знакомство. Мне было 16 лет, я тренировался в БАТЭ-РМ, и на одной из тренировок ко мне подошел тренер и сказал, что завтра поеду в основную команду БАТЭ. Честно, подумал сначала, что это шутка. Но на следующее утро поехал на станцию метро «Восток» и сел в наш старый добрый «Икарус». Меня посадили впереди, а в конце салона сидели ребята постарше. Когда увидел Федоровича, еще игравшего, подумал: «Нифига себе мне повезло». На тренировке я работал с открытым ртом, поэтому, наверное, много мячей залетело :). И тогда я познакомился с Владимировичем, он сразу добродушно ко мне отнесся. На самом деле он всегда умел найти подход к любому человеку. Я его не боялся – было сплошное уважение.

Еще был интересный момент. Когда Виктор Михайлович [Гончаренко] был тренером дубля, меня отправляли на матчи этой команды, и там иногда играл Владимирович. Меня ставили за ворота, чтобы я учился, как Федорович подсказывает партнерам по команде. Я хочу сказать, что грамотный подсказ может нивелировать 50 процентов атак соперника. Владимирович умел хорошо руководить партнерами.

Откровенно, я рад, что Федорович стал тем тренером, который, по сути, дал мне путевку в профессиональный футбол. Давай вспомним, наверное, важнейший в истории беларусского футбола матч – с «Левски», после которого БАТЭ вышел в группу Лиги чемпионов. Федорович нашел подход, как перед игрой раскрепостить меня, 19-летнего паренька, который до этого футбол смотрел с лавки запасных. Не помню, что он точно сказал, но именно после его разговоров стало полегче, я раскрепостился. А еще в один из дней Владимирович меня сводил в клуб «Овертайм» выпить по паре бокалов пива. Чтобы я не загонялся, не волновался :).

На тренировках у Федоровича всегда царила дружелюбная веселая атмосфера, но при этом все было профессионально. Он знал, как достучаться до ребят, расслабить их. И даже не вспомню, чтобы он кому-то напихал, повысил голос. Тренировки с ним были в удовольствие, Владимирович действительно вложил много в мое становление.

«С ним на тренировках мы кайфовали по максимуму»

Артем Сороко, экс-вратарь БАТЭ

– Первая ассоциация с Федоровичем – атмосфера на тренировках вратарей. Он умел создать такой коллектив из голкиперов, какой мало кто мог сделать. Если кратко, то атмосфера была очень крутая :). Вратари, которые с ним работали, были единым целым, никто никогда не делал подлянки. И это заслуга именно Федоровича. Мы кайфовали с ним на занятиях по максимуму. Плюс он был такой человек, что можно было позвонить в любой момент – всегда готов был выслушать, прийти на помощь.

Что касается непосредственно работы на тренировках, то отличительной чертой Владимировича было то, что он всегда знал, где нагрузить игрока, где расслабить, в том числе психологически. Мы никогда не тряслись в «рамке», потому что знали, что в любом случае Федорович будет за нас.

Я же при нем дебютировал за основу БАТЭ. В Кубке Беларуси вышел на матч со «Слуцком» и сразу отыграл 120 минут (БАТЭ проиграл в 1/8 финала 1:2 – прим). По-моему, Федорович тогда сказал: «Ничего страшного, не переживай. Выходи и играй в свое удовольствие». Хлопнул по плечу – и это такой ментальный заряд дало, такое спокойствие. Никакого лишнего давления, но при этом не было излишней расслабленности. Владимирович как-то умудрялся попадать в золотую середину, чтобы максимально четко настроить вратарей в психологическом плане.

Еще он для нас был таким вожаком. На базе есть два поля – нижнее и верхнее. А между ними – лавочки. И Федорович сядет на эти лавочки, приподнимет кепочку, которую всегда летом на тренировки надевал, и наблюдает за всеми пацанами, кто как себя ведет, кто что делает. Настоящий вожак.

Фото: fcbate.by, hvali.by

Найлепшае ў блогах
Больш цiкавых пастоў

Іншыя пасты блога

Усе пасты