Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/«Разочаруются и, не исключено, уйдут из спорта». Логика тренера, который огорчен отменой лимита на молодежь в белфутболе

«Разочаруются и, не исключено, уйдут из спорта». Логика тренера, который огорчен отменой лимита на молодежь в белфутболе

«Три сезона с лимитом – очень маленький срок, чтобы делать выводы».

Автор — bytribuna com
14 декабря, 07:00
1
«Разочаруются и, не исключено, уйдут из спорта». Логика тренера, который огорчен отменой лимита на молодежь в белфутболе

12 декабря прошло очередное заседание исполкома Беларусской федерации футбола, где было принято решение, что с сезона-2024 в чемпионате страны не будет лимита на молодых футболистов. То есть тренеры смогут выпускать игроков любого возраста. О том, что лимит, введенный еще при прежнем руководстве федерации в 2021 году, следует отменить из-за его бесполезности, много говорилось в последнее время. Главный аргумент – молодежь получает чересчур льготные условия и не готово к полноценной конкуренции, что очень важно в профессиональном спорте. АБФФ – редкое дело – прислушалась к мнению футбольных специалистов.

Подавляющее число тренеров рады отмене, однако «Трибуна» отыскала в высшей лиге специалиста, который считает, что лимит не стоило убирать – якобы без него беларусский футбол ждут еще бОльшие проблемы. Попробовали понять логику этого человека.

– Кто-то говорит, что лимит на молодых игроков – не самое лучшее решение, которое было принято федерацией, но я считаю, что в нем было немало положительного. Это хорошая идея, просто недоработанная. Со стороны федерации следовало, мне кажется, ввести какое-то поощрение за то, что соблюдается лимит на молодых, что выпускаются подрастающие спортсмены. То есть нужно было сделать так, чтобы сами тренеры и клубы хотели соблюдать правила. К тем клубам, которые упорно отказывались бы это делать, возможно, стоило применять какие-то санкции. А так получилось, что тупо ввели лимит – а вы соблюдайте, как хотите. Так нельзя. Повторюсь, тренеры должны быть мотивированы работать с молодыми и давать им практику. По факту же тренеры выпускали «лимитчиков», потому что этого требовал регламент.

– А что мешает АБФФ стимулировать использование молодых без лимитов?

– Это вопрос к федерации, к ее политике работы с детско-юношеским футболом. Для меня тоже непонятно, почему федерация радела за лимиты, но в то же время говорила клубам, чтобы они, по сути, сами варились в этих новых правилах.

Вот «Минск» ставил молодых. Почему бы не поощрить клуб за то, что в нем заиграло столько молодежи, и команда стала одной из самых молодых в Европе? Но такие решения должны приниматься на уровне федерации.

– Не считаете, что молодые игроки получали практику искусственно, не заслуживая места в составе?

– Конечно, я согласен, что молодой футболист должен выдержать конкуренцию, чтобы пробиться в основу. Но почему мы все время киваем на то, что молодых ставят искусственно и незаслуженно? Вы можете дать гарантию, что все возрастные игроки находятся в основе заслуженно, а не по каким-то другим причинам? Например, агент договорился с тренером, или что-то в этом роде. Многое может быть. Навскидку фамилии не скажу, но если поднять статистику команд высшей лиги даже за этот сезон, можно найти немало футболистов, которые играют, но при этом места в составе не заслуживают. А их почему-то ставят. На это мы не обращаем внимания, но зато пеняем на то, что молодых ставят якобы искусственно.

«Вышка» сыграла всего три сезона с лимитом, а это очень маленький срок, чтобы делать выводы. Сколько нужно было еще ждать? У меня ответа на этот вопрос нет.

– Почему тогда, особенно в последний год, начали много говорить о том, что лимит следует отменять?

– Тут можно найти много объяснений, но, скорее всего, они связаны с результатами, которые клубы обязывают достигать, чтобы в том числе зарабатывать. Специалисты понимают, что дать результат можно с более возрастными и более опытными игроками. Поэтому и хотели, чтобы лимит был отменен. А еще часто можно было услышать, что в клубах нет молодых игроков, некого выпускать. Извините, у вас что, школ нет, лицензий? Как по мне, лимит – это лакмусовая бумажка, которая ярко продемонстрировала, что у нас реальные проблемы с детским футболом, что с подрастающими игроками плохо работают. И что, выводы сделаны? Нет, просто решили отменить лимит. АБФФ из крайности в крайность бросается. Новое руководство решило, что нужно что-то предпринимать, отличное от того, что делали предшественники. Вот и решили отменить лимит.

Думаете, после этого конкуренция у молодых футболистов вырастет, они будут стараться как-то завоевать свой шанс в основе и вытеснять игроков постарше? Люди просто перестанут получать игровую практику, потому что клубам нужен результат (а его будут достигать с помощью возрастных и опытных футболистов). В конечном счете молодые разочаруются и, не исключено, уйдут из спорта. Да, такое тоже может быть.

Те, у кого при лимите был какой-то шанс, сейчас скажут: «А зачем и чего мне ждать? Что я в итоге получу?» «Искусственно» их не выпустят, на их место пригласят какого-нибудь легионера, опытного игрока. А парень просто решит, что ему нет смысла сидеть в Беларуси, тупо тренироваться, и уедет за границу. Или, того хуже, закончит карьеру. Как по мне, убирая лимит, у парней просто отбирают шанс как-то себя проявить.

В том же минском «Динамо» в сезоне благодаря лимиту заиграл Федор Лапоухов (20 матчей, 14 пропущенных мячей, 9 «сухарей»). Но он, по большому счету, один лимитчик в команде. В «Гомеле» таковым был также вратарь Владислав Игнатьев (14 матчей, 21 пропущенный мячей,5 «сухарей»). Если бы не лимит, они бы себя показали? Честно, сомневаюсь. А со следующего сезона таким игрокам, как они, будет еще сложнее оказаться в основе и что-то продемонстрировать.

– Тренеры команды высшей лиги – и тех, что борются за медали, и тех, что пытаются выжить в элите – выступали за отмену лимита. Откуда такое единство?

– Все очевидно: одним нужно спасаться, вторым – бороться за медали. И там, и там нужен результат. Поэтому и наблюдается такое единство.

– По-вашему, без лимита у молодых не будет шанса заиграть?

– Тренеры всегда будут говорить, что шансы есть, вы только работайте, старайтесь. Но по факту будут ставить тех, кто более стабилен, кто с меньшей долей вероятности совершит ошибку. Просто потому, что команде нужен результат. А молодежь будет сидеть за спинами без возможности получить игровую практику, чему-то научиться, как-то себя проявить. Да, ты, парень, молодец, но нам нужно сегодня победить, взять очки, а потому играть будут те, кто постабильнее выглядит.

И еще, вот если бы не лимит, играл бы Егор Карпицкий за «Шахтер»? Сомневаюсь. Но Бага обязан был в том числе его выставлять на поле. Парень проявил себя, показал и уехал в Россию. А если бы не лимит, получил бы он шанс? Играли бы другие, а Карпицкий сидел бы на лавке. В этом и есть плюс лимита – молодым предоставляли шанс показать себя.

Что касается прошлых лет, то, например, я бы сказал, что как раз благодаря лимиту получил возможность себя проявить Руслан Лисакович. Он даже до национальной сборной доиграл. Игрок сам по себе хороший, но, честно, до конца не уверен, что если бы его, грубо говоря, не ставили иногда искусственно, из-за регламента, то он проявил бы себя и достиг того, чего достиг.

Вот в следующем сезоне минское «Динамо», о котором уже говорил, наверняка будет собирать и наигрывать состав под Лигу чемпионов. Сомневаюсь, что молодой футболист при этом получит какой-то шанс. При лимите играл бы, а сейчас – вряд ли. А, возможно, парню нужна игровая практика, чтобы раскрыться и показать себя, как тому же Карпицкому.

– Есть у вас еще положительные примеры от использования лимита?

– Наверное, можно вспомнить Артема Шуманского, который переехал из БАТЭ в «Арис». С другой стороны, он рано или поздно заиграл бы, проявил бы себя, но сделал это сейчас благодаря лимиту.

– А можете назвать игроков, которые играли только благодаря лимиту?

– Никого не хочу обижать, но, например, есть в «Шахтере» Никита Баранок. Сомневаюсь, что при отсутствии лимита защитнику дали бы шанс. Или Матвей Свидинский в БАТЭ. Пока не сказать, что он готов к игре в «вышке».

– В европейских чемпионатах молодые игроки пробиваются в составы без лимитов. А уровень футбола там совсем другой.

– Там проводится совершенно другая работа с молодежью, уже в детстве закладывается та база, которая в будущем позволяет конкурировать на высоком уровне. А в Беларуси, если уж откровенно, создают не продукт, а «что и как получится». Если выбьется игрок – хорошо, нет – ничего страшного. Плюс в Европе совершенно другая оплата труда. В Беларуси детские тренеры по 500-600 рублей получают, а потом на претензии насчет того, что не воспитывают классных игроков, могут сказать: «А что вы от нас хотите за такие деньги?» В детском футболе, где как раз должна закладываться база для молодежи, работают энтузиасты. Но они зачастую быстро перегорают и делают, как я говорю, не продукт, а просто что-то ради работы. Нужно решать совокупность разных проблем, а не «латать крышу», вводя лимиты после того, как треснул фундамент.

Но еще нужно учитывать, что в европейских странах, например, есть куча молодежных лиг. Не то, что у нас: высшая, первая и вторая. В Европе есть возможность заигрывать молодежь, вести шаг за шагом.

– Лимит вводился, чтобы дать игровую практику тем, кто выступает за молодежную сборную.

– Считаю, сами по себе футболисты прибавили, они получают игровую практику. Но результат сборной – это не только игровые моменты. Важна и атмосфера, и коллективизм, и тренерский штаб. Вот тут нужно смотреть, искать в этом причины. Но до введения лимита в сборную приезжали те, кто не играл или выходил на поле на несколько минут.

– А по факту что с лимитом, что без него у «молодежки» результата нет.

– Да. Тут причина не в лимитах, не в игровой практике футболистов. Не буду ничего утверждать, потому что не знаю, что происходило в том же тренерском штабе сборной U-21, но причины неудач все же стоит искать не только в игроках. Да и вообще тут комплекс проблем, в котором нужно еще много и досконально разбираться.

Без лимита молодежная сборная будет формироваться из тех, кто сидит за спинами более опытных футболистов. И теперь ответьте мне, что лучше: играть со спортсменами, которые, пусть даже искусственно, имеют практику в клубах, или с теми, кто сидит в запасе и не имеет шанса себя проявить? Мой вывод: лимит – это не так плохо, как его хотели и хотят представить. Просто нужно было доработать эту систему. После отмены лимита, боюсь, может стать еще хуже.

– Вы сами пробивались без лимитов, а нынешняя молодежь не может этого сделать. Почему?

– Знаете, мы росли во времена, когда, можно сказать, ничего не было. И если ты что-то показываешь, то тебя замечают, ты продвигаешься. Сейчас нужно удивлять, что-то собой представлять. Времена уже не те, просто так, благодаря случаю, не пробиться. И среднему футболисту, коих среди молодежи очень много, тяжело показать себя. Как я говорю, если работать с игроком с самого детства, то из него можно создать классный продукт, который потом будет конкурировать и без лимитов. Но у нас – средняя молодежь, которой, к сожалению, без лимитов не пробиться наверх.

– Бывший зампред АБФФ и один из инициаторов лимита Юрий Вергейчик считает, что отмена молодежной квоты может повлиять и на взрослую сборную.

– Логика понятна. Как я уже сказал, в «молодежку» будут приезжать спортсмены без игровой практики. Что они смогут дать команде? Все это в итоге скажется и на уровнях повыше. Здесь прямая зависимость.

Другие посты блога

Все посты