Tribuna/Футбол/Блоги/Хоккейная площадка/В Беларуси больше теории, мастерства и арены поновее, а вот зарплаты примерно одинаковы. Беларус год провел в венгерском хоккее – вот его впечатления

В Беларуси больше теории, мастерства и арены поновее, а вот зарплаты примерно одинаковы. Беларус год провел в венгерском хоккее – вот его впечатления

Рассказывает экс-защитник «Шахтера».

Автор — bytribuna com
15 мая 2023, 13:08
3
В Беларуси больше теории, мастерства и арены поновее, а вот зарплаты примерно одинаковы. Беларус год провел в венгерском хоккее – вот его впечатления

Защитник Дмитрий Заламай много где поиграл в Беларуси (имеет медали разного достоинства в Экстралиге, брал Кубок Салея), а летом прошлого года уехал в Венгрия, где подписал контракт с клубом ДЕАК из Дебрецена. За европейский сезон защитник провел 39 матчей и набрал 29 баллов (семь голов, 22 «ассиста»). ДЕАК финишировал седьмым в «регулярке», а в плей-офф вылетел в первом же раунде.

Телеграм-каналу «О, спорт! Ты – мир!» 28-летний Заламай рассказал про особенности венгерского хоккея, инфраструктуру, зарплаты и болельщиков. «Трибуна» перепечатывает материал.

– Насколько легко было влиться в чемпионат Венгрии и новую для себя страну?

– Когда ехал, даже не представлял, что меня ждет. Все-таки совершенно другая страна, другие люди, незнакомый язык, культура. Но в Венгрии все оказалось даже лучше, чем я думал. Все максимально дружелюбные, в клубе мне старались помочь. Так что все было очень комфортно.

Что касается условий контракта, то клуб, например, предоставляет автомобиль на двух легионеров. Машина обычная, не представительского класса. Так как у меня нет прав, то мне она, по большому счету, и не нужна была. Я в основном ходил пешком, тем более квартира была рядом с ареной. Если нужно было куда-то поехать, то просил другого легионера помочь. Что касается жилья, то его в Дебрецене оплачивал клуб, мне сняли неплохую квартиру.

– А что насчет языкового барьера?

– Не сказать, что английский я знаю прекрасно, но проблем с общением все равно не было. Понятно, чего-то не знал, особенно термины, потому что раньше не было такой потребности. Но постепенно языковой барьер исчезал. Плюс у меня в клубе был россиянин, который поиграл в США, он помогал на первых порах. Старался сам общаться с легионерами, чтобы самому развиваться. Сложность была лишь в том, что когда выходил за пределы арены, в языковом плане становилось тяжелее. Венгры, в первую очередь в небольших, нетуристических городах, с английским не особо дружат. В Будапеште с этим точно получше. В магазине я мог все спокойно купить, без проблем, но в остальном, конечно, тяжеловато. У венгров свой язык, непростой, они на нем общаются. И я венгерский, скажу честно, не выучил. А учитывая то, что, скорее всего, тут не останусь, то и не буду учить.

– Уже появилась информация, что чемпионат Венгрии вы намерены покинуть. Почему?

– И в прошлом году хотел попасть в другой чемпионат, но в связи с войной многие страны просто не рассматривают беларусов, не хотят с нами сотрудничать. Поэтому пришлось рассматривать те чемпионаты, куда попасть больше шансов. А уехать из Беларуси, поиграть за границей очень хотелось. В итоге подвернулся вариант с Венгрией. В этой стране хорошо относятся к русскоговорящим.

– Венгрия в принципе поддерживает Россию в войне в Украине.

– Если честно, я в это старался не влезать, не следил. Да, читал новости, но все же стремился сконцентрироваться на хоккее, на спорте, потому что новости только расстраивали, а сделать что-то, изменить все равно не могу.

– Куда сейчас думаете перебраться?

– Хотелось бы остаться в Европе, но куда получится переехать, не знаю. Скажу честно, конкретных договоренностей пока нет.

– Вы жили и тренировались в Дебрецене. Что это за город?

– Небольшой европейский городок с красивым центром. Правда, многие здания напоминали «сталинки». Дома - невысокие, есть свои спальные районы. По размеру город, наверное, можно сравнить со Жлобином. А так ничего примечательного и сверхъестественного, несмотря на то, что Дебрецен – второй по величине и населению город Венгрии после Будапешта. Со столицей Дебрецен не сравнить.

Если случались большие выходные, старался кататься по Европе, смотреть что-то новое. При обычном расписании, когда времени на отдых немного, то просто гулял по городу, читал. Когда девушка приехала, проводил время с ней.

– Вернемся к хоккею. Как вы оцените свой сезон?

– Если смотреть на личные показатели, то, в принципе, доволен. Если бы у пацанов была лучше реализация и они использовали свои шансы, когда отдавал пасы, то и у меня очков было бы больше. Тем не менее все равно собой доволен. Единственное, команда провела не слишком яркий сезон, хотелось выступить получше, подняться выше седьмого места. Но как уж получилось.

– Какова разница в уровне хоккея в Беларуси и Венгрии?

– Плюс-минус все одинаково, скорости достаточно неплохие. Но в Венгрии меньше мастерства в хоккейном плане, чем в Беларуси. Просто в Экстралигу зачастую приезжают ребята, которые поиграли в КХЛ, причем на неплохом уровне.

Что касается бытовых вопросов, то у нас выезды были в основном в день матча, дорога по Венгрии занимала до трех часов максимум. Когда отправлялись в Румынию, то ездили за день до игры. Я в автобусе иногда спал в проходе :). Отмечу еще такой момент, как отношение ребят и тренеров к хоккею. У нас [в ДЕАКе] главный тренер часто говорил, что, конечно, мы все делаем свою работу, нужно к ней ответственно относиться, выкладываться, но в первую очередь все же необходимо оставаться человеком. Может, не все тренеры в чемпионате придерживаются такой же позиции, но я работал именно с таким специалистом. Главное – оставаться человеком. Он это и мне лично говорил, и на собраниях. У него в прошлом году умер отец, у одного из игроков скоропостижно скончался отец, и, возможно, тренер на этом фоне больше задумывался и прививал нам человеческое.

– Установки в команде были на каком языке?

– На английском, правда, тренер - венгр, и это не его родной язык, поэтому местным ребятам он объяснял все на венгерском.

– За пределами арены команда собиралась?

– Да, и тренер часто был инициатором каких-то мероприятий. На сборах летом мы ездили на дегустацию вина, катались по интересной такой дороге в машинках.

В течение сезона тренер поддерживал дружескую атмосферу в коллективе. Не скажу, что вся команда в выходные собиралась, что мы все вместе где-то сидели, проводили время, но все равно у нас был отличный коллектив. При этом руководство клуба особо в дела команды не лезло. С тренерским штабом, наверное, руководители были на связи, но в раздевалку за сезон глава университета, который спонсировал нашу команду, заходила пару раз.

– Вы сказали, что в чемпионате Венгрии меньше хоккейного мастерства, чем в Беларуси.

– Скажем так, есть команды, которые отличаются действительно яркой сильной игрой. Например, пара коллективов из Румынии. Плюс у нескольких венгерских команд есть свои хорошие школы, оттуда выходят мастеровитые игроки, которые дают результат. Но, в целом, по мастерству исполнителей Экстралига все же посильнее. Да, еще нужно добавить, что в чемпионате Венгрии участвуют не только местные коллектив, но и три лучшие команды из Румынии.

Все коллективы стараются играть в атаку, никто не отсиживается в обороне. Другое дело – не самая лучшая реализация моментов. Главное отличие от чемпионата Беларуси в том, что в Экстралиге намного больше внимания уделяется тактике, теории. В Венгрии акцент сделал на самой игре.

– Много ли в чемпионате игроков не из Венгрии и Румынии?

– В среднем по 6-7 человек из Европы или США были железно. Определяют ли они игру? Все зависит от команд, но у лидеров все держалось в основном именно на приезжих спортсменах. Клубы могли позволить себе подписывать и североамериканцев, вопрос лишь в том, какого они уровня. В моей команде было несколько человек из Европы, два россиянина, плюс прямо перед закрытием заявочного окна приехал парень из США, но я не могу сказать, что он решал вопросы в игре, был явным лидером. Хотя его тоже можно понять: приехал перед дедлайном, ему тяжело было влиться. Какие-то моменты создавал, забивал, но явной помощи от него мы не ощутили.

В других командах также встречались россияне. Один из венгерских клубов тренировал российский специалист, у него в помощниках были соотечественники. Естественно, туда ехали хоккеисты из России. Плюс в Венгрии играло несколько беларусов, мы с ними немного общались на площадке, когда пересекались.

– На каком уровне зарплаты в чемпионате Венгрии?

– Понятно, все зависит от команды, от статуса игрока. Легионеры, особенно те, кто определяет игру, получали хорошие деньги. Местные – поменьше. Знаю, что в румынских клубах хорошие зарплаты, да и эти коллективы все-таки в чемпионате преследовали высокие цели, боролись за чемпионство. У клуба из Будапешта хорошие условия. Плюс многое зависит от того, кто спонсирует команду. Например, ДЕАКу деньги выделял университет в Дебрецене, один из ведущих вузов в Венгрии. Но заоблачных зарплат у нас не было. По цифрам сориентировать не смогу.

– А если сравнивать с чемпионатом Беларуси?

– Плюс-минус получается то же самое. Просто разница в том, что в Экстралиге платят какие-то премии по ходу регулярного чемпионата, а вот в Венгрии парни играют за зарплату. Кстати, это сказывается на отношении местных хоккеистов к делу. Они понимают, что получат зарплату, никто им премии не даст, так зачем тогда рвать жилы? По крайней мере в регулярном чемпионате так точно. Если выйдешь в плей-офф, завоюешь Кубок, тогда можно получить дополнительные деньги, но я, например, не видел, чтобы многие сильно рвались к этому. Зарплата есть – уже хорошо.

– В «Шахтере» вы получали больше?

–  В принципе, то же самое.

– Хоккей в Венгрии – не приоритетный вид спорта?

– Думаю, на первом месте все-таки футбол, туда вкладывается куда больше денег. Интересный момент: в нашей команде не было штатного доктора. Если случалась какая-то травма, нужно было ехать в больницу. Был массажист, реабилитолог, но вот врача – нет. Что касается экипировки, каких-то таких вещей, тут без проблем, никаких вопросов, всегда все в наличии.

– Что по инфраструктуре в Венгрии?

– У нас арена небольшая, на 500-700 человек. В самом дворце есть просторный тренажерный зал, даже больше, чем у «Шахтера», где я играл. Раздевалка примерно такая же, как в Солигорске. А вот что касается катка, трибун, то в Дебрецене арена поменьше.

– Самая топовая арена, на которой довелось играть в сезоне?

– В Будапеште классная арен, где играет «Ференцварош». Насколько знаю, на этой площадке постоянно выступает сборная Венгрии. Еще круто было играть в Румынии. Там арены на 2-3 тысячи человек, они были постоянно забиты, все люди кричали, поддерживали свои команды. Атмосфера реально крутая.

– А самая ужасная арена?

– Были старые площадки недалеко от Будапешта. И там было очень холодно. Но я не сказал бы, что так уж все ужасно. Если же сравнивать с Беларусью, то у нас арены поновее, конечно. Плюс в Венгрии не такое большое количество хоккейных дворцов. А еще в Венгрии на лето растапливают лед, три-четыре месяца арены стоят без покрытия.

– Расскажите об атмосфере на трибунах.

– На наших домашних матчах всегда всё было забито. В Будапеште людей ходило немногим больше, может, около тысячи. В Румынии, как я уже сказал, арены всегда забиты, атмосфера шикарная. Там к хоккею отношение куда более пристальное со стороны болельщиков, чем в Венгрии.

– В Дебрецене за несколько часов до матча можно сказать, что скоро будет хоккей?

– Нет. Во-первых, у нас арена на окраине, во-вторых, тут есть футбольная команда, у нее классный стадион. И много внимания уделяется именно футболу. В день матча не было потока людей на арену. Хотя небольшой фан-сектор, на человек 10-15, у ДЕАКа есть. Фанаты ездили и на гостевые игры. Но большого фанатского движения все равно нет.

– Не пожалели, что год провели в венгерском хоккее?

– Нет, нисколько. Это точно не шаг назад, даже несмотря на то, что играл не в самом топовом коллективе. Если придется оставаться тут, то ничего страшного – буду играть дальше. Есть свои нюансы, но, в целом, все отлично.

Фото: из личного архива Дмитрия Заламая, jegkorong.deac.hu,

Другие посты блога

Все посты