Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Очень страшно из-за мобилизации и лайков, все против войны, но есть те, для кого не всё однозначно. С большим трудом узнали о настроениях белспорта

Очень страшно из-за мобилизации и лайков, все против войны, но есть те, для кого не всё однозначно. С большим трудом узнали о настроениях белспорта

Про санкции, перспективы и репрессии.

Автор — bytribuna com
7 февраля 2023, 20:36
Очень страшно из-за мобилизации и лайков, все против войны, но есть те, для кого не всё однозначно. С большим трудом узнали о настроениях белспорта

Недавно Международный олимпийский комитет заявил о том, что дорога на Игры-2024 окончательно не закрыта в том числе для представителей Беларуси и России - стран, которые вот уже почти год совместными усилиями уничтожают Украину. Однако, согласно видению МОК, попасть на Олимпиаду смогут лишь беларусы и россияне, не поддерживающие войну. Такой подход многих не устраивает. Украина вообще выступает за тотальную изоляцию. А в спортивном сообществе Беларуси и России боятся того, что атлетам придется открыто выступать против войны, а это равнозначно тому, чтобы открыто выступить против режимов Путина и Лукашенко.

«Трибуна» попыталась узнать, есть ли среди беларусских атлетов те, кто поддерживает войну, но сейчас ради своего блага просто отмалчивается. Что люди думают о заявлении МОК насчет санкций и вообще какое настроение царит в спортивном комьюнити в том числе на фоне непрекращающихся репрессий?

Совсем недавно мы рассказывали о том, чем в Беларуси живет гандбол, хоккей, футбол (в частности, Д3), паралимпийский спорт и о чем думают отечественные атлеты. Сейчас поговорили с представителями других видов спорта, хотя это было очень непросто.

Вслух говорить боятся, проверяются даже лайки

За прошедшие два с половиной года после выборов-2020 многие спортсмены, которые имеют свою точку зрения, свою гражданскую позицию и пострадали из-за этого от режима, покинули Беларусь. Люди готовы уезжать в пустоту, рискуя завершить карьеры, однако считают это более перспективным, чем жить при нынешней власти на Родине. Да и, как показывает время, спорт в стране уже перестал ассоциироваться со словом «развитие»: от международных соревнований отечественные атлеты отстранены, пока под вопросом участие в Олимпиаде-2024. При этом в Беларуси по-прежнему хватает атлетов, которые не поддерживают режим Лукашенко и которые ждут перемен.

В течение нескольких дней «Трибуна» общалась с представителями различных видов спорта. Можем констатировать: спортивное сообщество в Беларуси настолько запугано, что люди боятся говорить даже на условиях анонимности. Даже без указания не то, что фамилий и имен, но даже видов спорта.

– Есть опасения, что могут прослушивать, проверять… Более того, замечаю, как тренеры или спортсмены, которые, уверен, докладывают наверх то, что их просят, просматривают, кто и где ставит лайки, кто и что постит. Малейший шаг в сторону – могут быть последствия. Поэтому сейчас все действуют максимально осторожно. Однако, поверьте, хватает тех, кто не смирился с существующим режимом – просто есть понимание, что [мы] пока не в силах что-то изменить, – все же поделился с нами своими мыслями один из атлетов.

Впрочем, даже в нынешнем, запуганном до предела беларусском спорте, находятся те, кто готов говорить, пускай и анонимно.

«Не знаю в нашем виде тех, кто поддерживал бы Россию и то, что она творит в Украине»

В настольном теннисе людям трудно сконцентрироваться на спорте, утверждает наш собеседник. Не только из-за войны, но и из-за репрессий на Родине:

– События в Украине, конечно же, обсуждаются, но делают это люди только между собой, в узких компаниях. В основном, осуждают, все против. Честно, я не знаю в нашем виде тех, кто поддерживал бы Россию и то, что она творит в Украине. Можно сказать, таких просто нет. Однако встречаются все-таки те, для которых «не все так однозначно». Почему они придерживаются такой позиции, понять сложно, – рассказал нам один из представителей настольного тенниса Беларуси.

– Людям удается сконцентрироваться на спорте?

– Насколько вижу, дается это непросто. Все-таки в такой обстановке, что сложилась, думать только о спорте тяжело. Тем не менее теннисисты стараются тренироваться настолько много и интенсивно, насколько это возможно.

– Что те же спортсмены думают по поводу заявления МОК?

– Если честно, я лично с позицией комитета согласен – не должно быть на Олимпиаде тех, кто поддерживает войну. Остальных можно допустить. Что думают по этому поводу остальные? Сложно сказать, особо эта тема не обсуждается сейчас, но, мне кажется, в большинстве своем люди тоже поддерживают [такой подход].

– Какое настроение царит в настольном теннисе на фоне всех событий в Беларуси?

– Безусловно, у людей присутствует беспокойство. За свою безопасность в том числе. Потому что все видят, как и сколько в последнее время заводится дел, как задерживают беларусов. Многих увольняют с работ. Народ запуган, поэтому, повторюсь, особо события в стране не обсуждаются – просто страшно.

«Атлетов в нейтральном статусе Минспорта не пустит»

В отличие от настольного тенниса велоспорт Беларуси засветился в открытой поддержке режима: спортсмены и функционеры подписывали письмо, оправдывающее репрессии, участвовали в велопробегах за Лукашенко. А что люди из этой сферы думают о войне и нынешней жизни на Родине? Вот мнение нашего собеседника:

– События в Украине обсуждаются, но, если честно, реже, чем, допустим, полгода назад. Просто хватает своих вопросов. К тому же в велоспорте Беларуси обострились внутренние междоусобицы (не буду уточнять, что именно), хотя и делить уже особо нечего. Все находятся в каком-то режиме ожидания: то ли ждем улучшения ситуации в мире и Беларуси, то ли ухудшения. Люди постоянно подпитываются слухами о мобилизации. И есть в этом плане опасения. Да вы и сами, наверное, знаете, что руководство страны постоянно людям подкидывает информацию о якобы провокациях извне...

– Как относятся представители велоспорта к войне в Украине?

– Поддерживает ли кто-то войну? Думаю, вряд ли. Все понимают, что это война. Только многие научились подстраиваться под режим и вслух, на улице, стараются про это не говорить.

– Что думают люди о заявлении МОК?

– Что комитет готов допустить тех, кто не поддерживает войну? А как они это проверять будут? Нужно гласно об этом объявить? В таком случае, если кто-то на это пойдет (из ряда тех, кто находится в Беларуси), можно сразу уезжать за границу и сюда уже не возвращаться.

Некоторые верят, что с нас снимут бан и допустят к международным соревнованиям. А некоторым и так удобно. Государство пока еще, грубо говоря, кормит за то, что мы просто, как говорится, ходим на работу, проводятся тренировки, внутренние соревнования, старты в России.

Знаю, что в Минспорта на данный момент позиция такая: если Беларусь допустят к международным соревнованиям под нейтральным флагом, то вряд ли кого-то в таком статусе туда пустят. Мол, такого не должно быть. Нужно только с государственной символикой – лишь в таком случае мы будем принимать участие в соревнованиях.

«Если прочитал новости и не впал в еще большую депрессию, день прошел нормально»

Спортивные санкции сильно ударили по легкой атлетике Беларуси. Спортсмены лишены возможности участвовать в этапах «Бриллиантовой лиги», где можно заработать в десятки  раз больше, чем платят за победы на внутренних соревнованиях и по ставкам Минспорта. Со стороны беларусы смотрят и на чемпионаты мира и Европы. Пока в подвешенном состоянии и Олимпиада в Париже. Впрочем, даже при этом некоторые представители легкой атлетики не изменяют себе и рьяно поддерживают режим Лукашенко, который, по сути, и привел к изоляции. Например, Анастасии Мирончик-Ивановой, Максима Недосекова, Анастасии Прокопенко и председателя Беларусской федерации легкой атлетики Ивана Тихона виноваты все, кроме системы.

А вот что касается войны в Украине, то атлеты высказывать свое мнение не хотят. Лишь недавно Недосеков пространно выразил свою точку зрения.

Добавим, что «Трибуна» не раз после начала войны пыталась взять комментарий, даже на условиях анонимности, у таких спортсменов, как Недосеков, или тех, кто подписал провластное письмо. И каждый раз мы наталкивались на отказ.

Впрочем, нам удалось найти атлета, который сейчас тренируется в Беларуси и также столкнулся с санкциями. Собеседник рассказал о настроениях в своем виде спорта:

– Не знаю, что думают о войне такие люди, как Мирончик-Иванова, Недосеков и прочие, кто не раз был замечен рядом с представителями власти. Я просто с ними предпочитаю не общаться. Те же, кто окружает меня, лишний раз не поднимают тему событий в Украине. Во-первых, наша позиция и так понятна – все против, никто не поддерживает Россию. Во-вторых, лишний раз обсуждать это не хочется – нет смысла. Хватает и так новостей, причем не самых хороших.

Честно скажу, если прочитал новости и не впал в еще большую депрессию, то, можно сказать, день прошел нормально. Такое вот сейчас настроение. Хочется получать побольше позитивных новостей, но их не так уж много, к сожалению.

– Что народ думает о заявлении МОК?

– Пока особо это никто не обсуждает. Но, насколько понимаю, у людей все еще есть вера в лучшее. Мол, снимут санкции, допустят к соревнованиям. Тренировки продолжаются, в том числе потому, что присутствуют мысли, что нас допустят к отбору на Олимпиаду через Азию.

«У многих еще не полностью прошли «синяки», картинка свежа в памяти»

Еще один наш собеседник попросил не указывать, к какому виду спорта он относится. Опасения за собственную безопасность заставляют осторожничать до такой степени. При этом представитель отечественного спорта убежден, что его рассказ наверняка совпадет с тем, что говорят коллеги из других видов. К тому же наш собеседник имеет опыт общения с представителями разных дисциплин.

– В Беларуси тема Украины волнует едва ли не каждого. Война, возможная мобилизация, возможное вступление беларусских войск в войну, возможность очередного наступления с территории Беларуси, использование Россией ядерного оружия и многие другие темы обсуждаются едва ли не на каждой кухне в подавляющем большинстве семей в стране.

Однако вместе с тем очень важно отметить тот факт, что среди друзей, знакомых, коллег по работе, в каких-либо местах вне дома и вне очень узкого круга людей, которому они доверяют как самим себе, любые разговоры на тему войны, равно как и политики Лукашенко, являются в настоящее время в Беларуси очень неуместными. Обсуждение и поднятие данных тем считается правилом плохого тона, так как ставит людей в довольно неудобное и уязвимое положение. Ведь все всё давно уже прекрасно понимают, но только повлиять на события никак не могут, а вот нажить себе проблем можно очень легко. За высказывание мнения и позиции, не совпадающей с госСМИ, легко можно испортить себе жизнь, лишиться работы или даже присесть на нары. Могут легко написать донос. А озвучивание темы войны, равно как и политики, в русле официальной пропаганды - это полный зашквар, который воспринимается окружающими либо как наглая циничная попытка выслужиться и получить бенефиты, либо как полная утрата адекватности, мозгов и адекватности. В любом из этих случаев от такого человека абсолютное большинство трезвых людей постарается держаться подальше.

– Люди предпочитают концентрироваться на спорте?

– Народ в Беларуси сейчас пребывает в очень сложном эмоциональном состоянии. Большинство в подавленном состоянии. Сразу, чтобы отмести все спекуляции на тему беларусов и их настроений, проведу параллель нашего состояния с эмоциональным состоянием жертвы маньяка, которую изнасиловали и над которой надругались. У многих еще не полностью прошли «синяки», и картинка [того, что творил режим в 2020-м] еще свежа в памяти. Поэтому большинство из тех, кто по таким-то причинам не может покинуть страну, старается заглушить свое состояние и чем-то отвлечься. Уйти с головой в какую-то стороннюю тему. Кто-то в науку, кто-то в музыку, кто-то в алкоголь, а кто-то в спорт.

Вот поэтому многие, получив негативный опыт гражданской активности в 2020-м, пока не готовы морально и не хотят ничего слышать о политике, войне и так далее. Человек погружается в свою сферу, все свои мысли, внимание, силы и энергию тратит на свое увлечение. Это не означает, что тема политики и войны в Украине людям неинтересна, что люди смирились или у них отсутствует эмпатия. Это лишь свидетельствует о колоссальном негативном опыте и незалеченных травмах.

– Что спортсмены думают о заявлении МОК насчет санкций?

– Это очень сложный вопрос и однозначного ответа, который устроит большинство, никто не даст. Я лишь озвучу основные мнения и позиции спортсменов внутри страны.

1. Большинство спортсменов не поддерживает войну и незаконную власть страны, но открыто озвучить свою позицию по причинам безопасности не может. Они не считают себя виноватыми в том, что происходит в Украине и в стране, так как никогда не поддерживали публично Лукашенко и Путина. Поэтому многие спортсмены не считают справедливым то, что их исключительно по причине беларусского гражданства не допускают до международных соревнований и Олимпийских игр.

2. Подавляющее большинство считает абсолютно неуместным допускать до международных турниров «ябатек», таких как: Недосекова, Мирончик-Иванову, Алимбекову, Смольского, Соболенко и других. Но тут же возникает вопрос, по какому принципу и как с точки зрения закона можно их отфильтровать, ведь они якобы не поддерживают войну. Прямо как и их лидер Лукашенко. А что делать с молчунами? В общем, очень скользкая тема и трудно реализуемая.

3. Есть много совестливых спортсменов, которым стыдно за то, что творится сейчас в Беларуси и Украине. Они ждут окончания войны, тренируются, поддерживают спортивную форму в надежде на лучшие времена, когда весь этот беспредел в стране и Украине закончится. Поэтому, несмотря на огорчения, с пониманием относятся к тому факту, что их пока временно не допускают до международных соревнований и Олимпиады.

«В волейболе опасаются возможной мобилизации»

Из игровых видов спорта относительно в стороне от политики остается волейбол. По крайней мере такого массового числа подписантов провластного письма, как в хоккее или футболе, там не наблюдается. Не высказываются волейболисты и о войне в Украине, хотя некоторые из ныне действующих игроков ЧБ или знакомы, или даже играли вместе с теми, кто сейчас защищает свою Родину.

«Трибуне» удалось пообщаться с одним из действующих волейболистов о происходящем в стране.

– Нет ни радости, ни уныния, все плывут по течению, каждый занимается своим делом, при этом понимания, что в нашем виде спорта о каком-то развитии говорить не приходится. Люди тренируются, а если появляется возможность уехать в какой-то другой чемпионат, то, конечно, используют этот шанс. И возвращаются в Беларусь потом далеко не все. А так наш вид, можно сказать, варится в собственном соку, молодые парни точно не развиваются в такой атмосфере.

Стоит сказать, что сейчас для многих волейбол превращается больше в хобби. Первые три-четыре команды еще более-менее могут соответствовать статусу профессиональных, а остальные… Там для людей волейбол – это уже больше хобби, народ ищет другие места заработка, не видя улучшения ситуации в ближайшей перспективе.

– Как спортсмены отреагировали на заявление МОК?

– Те, кто играет только в чемпионате Беларуси, пропустили мимо ушей. Сборники? Они и так ни на что особо не надеялись, прекрасно понимают, что пока идет война, вряд ли Беларусь допустят к международным соревнованиям. И, наверное, люди смирились с текущим положением вещей. С другой стороны, все прекрасно понимают, что если откроют «занавес» и допустят к турнирам, то ничего хорошего из этого не выйдет. Будет такой же цирк, как во время матчей с Россией осенью 2022-го. Команду отправили на товарняк в Москву, просто чтобы показать, что у нас есть сборная. Знаю, что и тренеры, и сами игроки не были в восторге от этой идеи, потому что никаких сборов не было. То есть всех буквально за день собрали и отправили в Москву. Никакой подготовки, ничего. В итоге беларусов просто вынесли – настоящий цирк. И вот люди понимают, что если сборную допустят к международным соревнованиям, будет примерно то же самое.

– В волейбольном сообществе обсуждают войну в Украине и как к ней относятся?

– Еще до того, как война началась, было много разговоров. Тогда, когда только-только стали появляться слухи, что все может произойти. Все были в напряжении, не могли поверить, что война в принципе возможна. Когда она все-таки началась, у всех было по-настоящему шоковое состояние.

Конечно, все хотели, чтобы это побыстрее закончилось. При этом были и те, кто поддерживал Россию. Нет, не в плане, что она молодец, поступает правильно. Скорее, в том плане, чтобы просто не затянулось это все. Как угодно, но чтобы просто все закончилось. Но это было такое мимолетное желание, оно быстро улетучилось. Однозначно могу сказать, что те, с кем я общаюсь в волейбольной сфере, никто не поддерживает Россию.

– Сейчас люди обсуждают друг с другом события в Украине?

– Периодически разговоры такие заходят, но люди стараются не зацикливаться на этом. Они читают новости, общаются, делятся информацией, и этот негатив пожирает всех изнутри. Когда столько невинных гибнет, настроение точно не самое лучшее. При этом стараются концентрироваться на спорте, на своих делах и проблемах. И пусть люди на стороне Украины (по крайней мере те, с кем я общаюсь), но они понимают, что если это открыто высказать, поднять голову, то тебя мгновенно линчуют. То же самое касается и ситуации в Беларуси. Народ запуган, опасается последствий. Но это касается больше игроков, потому что среди тренеров мнения и позиции разнятся.

– В каком плане?

– Есть те, кто за режим, есть те, кто против Лукашенко. Что касается войны, то тут я уже не знаю.

– Представители первой группы идеологические беседы с командами проводят?

– Нет, никто с этим не лезет и никто никому ничего не насаждает. Более того, некоторые тренеры стараются ограждать ребят от каких-то политических моментов. Например, если клуб пытаются привлечь к каким-то идеологическим акциям, к чему-то по административному ресурсу, на что-то показушное, то тренеры делают все, чтобы их спортсменов туда не затащили.

– Опасений по поводу возможной мобилизации и вступления Беларуси в войну нет?

– Есть, все очень боятся, что призовут и спортсменов в случае чего. Это же война, военное положение, хотя черт его знают, как назовут происходящее в Беларуси. Тоже, может, специальной военной операцией, будут рассказывать нам сказки. Но то, что всех в таком случае поставят под ружье, спортсмены опасаются. К тому же в волейболе много тех, кто работает в МЧС. Такие в первую очередь на карандаше, и они напряжены.

– Это заставляет людей не думать об отъезде из Беларуси?

– Были два всплеска желающих уехать за границу – после выборов-2020 и после начала войны. Сейчас у многих есть планы [на отъезд], но оставляют их реализацию на крайний случай. По крайней мере разговоров на эту тему никто не ведет.

А вообще, мне кажется, что если Беларусь вступит в войну, то это для нынешнего режима будет началом конца. Не думаю, что наши люди будут как-то сопротивляться Украине. Может, даже сами коридор сделают для военных из соседней страны, чтобы они спокойно дошли до Минска. Беларусы сами понимают, что если стрельнут в сторону украинцев, то сами тут же погибнут.

Фото: bfla.eu, rg.ru

Другие посты блога

Все посты