Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Ассист на легендарный гол, сорванная Олимпиада, воспитание Глеба, игра с Лукашенко. Пудышев – это не только развеселые байки

Ассист на легендарный гол, сорванная Олимпиада, воспитание Глеба, игра с Лукашенко. Пудышев – это не только развеселые байки

...

Автор — Tribuna.com
5 сентября 2021, 13:30
3
Ассист на легендарный гол, сорванная Олимпиада, воспитание Глеба, игра с Лукашенко. Пудышев – это не только развеселые байки

28 августа в возрасте 67 лет умер Юрий Пудышев – игрок минского «Динамо», взявшего чемпионство в СССР в 1982-м. Славен он был не только игрой и лидерскими качествами, но и безграничной любовью футболиста к юмору и всевозможным байкам.

Но за этими веселыми историями скрывались факты – не только позитивные, иногда и серьезные, и грустные. Вспоминаем самое заметное из биографии легенды.

1. Юрий Пудышев родился 3 апреля 1954 года в Калининграде – но не в городе на Балтийском море, а под Москвой в «космической столице России», ныне носящей название Королев. Хотя Пудышеву много раз говорили, что ему символично было бы появиться на свет на два дня пораньше – в День смеха.

2. Рос мальчик с мамой, Валентиной Ивановной, работавшей мотористской на местном предприятии, делавшем части ракет, и оттого не так много времени посвящавшей сыну. Отца, как говорил, Пудышев, он никогда не видел. Жила неполная семья небогато – чтобы заработать нелишнюю копейку, юный Юрий иногда собирал ландыши и продавал букетики. Если удавалось, шел в магазин – и обязательно покупал что-нибудь в подарок маме и своим друзьям из родного двора.

3. Пудышев говорил, что еще в том уличном детстве с помощью подсказок «добрых людей» сформировал свои правила жизни, от которых так и не отступил: не связываться с наркотиками, уважать друзей, не сметь бить женщин и никогда не связываться в интимном плане с замужними.

4. В футбол выше дворового уровня Юрий пришел в 10 лет – есть разные версии почему: от совета мамы до слуха, что местным игрокам дают редкие в тогдашней жизни Пудышева шоколадки. В местных командах его заметил ветеран «Спартака» Николай Тищенко – так юный игрок начал карьеру в детской школе клуба.

5. Из Калининграда-Королева было не так далеко до Тарасовки – базы «Спартака». Туда Пудышев бегал смотреть на легенд клуба – и в итоге на всю жизнь стал болельщиком команды. По иронии судьбы сам Пудышев всю жизнь играл за «Динамо» – Москва, Минск, Ставрополь, Барнаул, Самарканд, Якутск, а еще ведь проходил сборы в Брянске. Единственная команда в карьере Юрия, назвавшаяся по-другому – нижневартовский «Самотлор-XXI», куда занесло только в 1994-м.

6. Транзитом через юношескую команду «Трудовых резервов» Пудышев в 17 лет оказался в московском «Динамо», хотя этого могло не случиться. Во-первых, перед самым переходом во взрослый футбол Юрий подхватил ангину, вовремя не обратился к медикам и чуть не умер – хорошо, что спасла срочная операция. Во-вторых, главному тренеру «Динамо» Константину Бескову при знакомстве на вопрос, за кого болеет, Пудышев честно ответил, что за «Спартак» – и наставник такого «непатриотичного» игрока поначалу принять отказался, но усилиями тренера дублеров Адамаса Голодца передумал, а Юрия после идеологической беседы все-таки включили в состав.

7. Дебютировал за основную команду москвичей Пудышев в 1973-м, уже при Гаврииле Качалине – команда в тот сезон взяла бронзовые медали. В 1974-м Юрий стал получать еще чуть больше игрового времени, а вот почти весь следующий год провел в дубле. Причина была в нарушении режима – то ли с одним другом, то ли с компанией Пудышев хорошо посидел в ресторане, а новый главный Александр Севидов выпустил на поле и после неудачной игры заметил: «Рановато тебе, Юра». Футболисту же все равно хотелось играть – и в конце сезона он принял предложение минского «Динамо».

8. Главная история о Пудышеве из первого года в Минске – о том, как его выселили из поначалу выданной квартиры в центре города (на нынешней улице Максима Танка). Все потому, что интерьер показался футболисту скучным – и он позвал откуда-то знакомую художницу, которая то ли за неделю, то ли за две расписала стены сюжетами из Микеланджело, в том числе появился и Иисус с крестом. Пудышев же как динамовец имел офицерское звание – и когда местные генералы узнали о том, что теперь красуется над кроватью игрока, переселили его в общежитие. Впрочем, через пару месяцев Пудышеву вернули ключи – версии о причинах разнятся: то ли исправился, то ли наоборот, в общежитии дурно влиял на товарищей.

9. В футбольном плане в Минске Пудышев прошел красивый путь преодоления: в конце 1976-го команда вылетела в Д2, там сходу не смогла вернуться, а на второй год в конце первого круга проиграла прямым конкурентам – и тренер Олег Базилевич одним из главных виновников назначил Юрия, накануне игры в очередной раз гульнувшего. Кончилось все общим ропотом игроков на слишком жесткие методы главного – руководство клуба решило, что проще поменять одного человека, и новым тренером стал Эдуард Малофеев. При его «искреннем футболе» «Динамо» расцвело – в конце сезона вернулось в «вышку», а дальше за четыре года пришло к «золоту». Пудышев все это время был основным, как сейчас сказали бы, плеймейкером, а с 1981-го – еще и капитаном команды по результатам голосования игроков.

10. Никак не меньше, чем футбол, Пудышев любил женщин – о его похождениях слагали легенды и товарищи, и он сам. При этом в 25 лет Юрий внезапно для окружающих женился – с избранницей Светланой, работавшей продавцом в магазине для интуристов, познакомился еще в первый год в Минске. О причинах Пудышев говорил в своем стиле, но прозрачно: «С одной стороны – влюбился, с другой – уже и дочка родилась» (после появится и еще одна). А еще Светлана обладала главным качеством для брака с Пудышевым – терпением: гулять и рассказывать об этом байки он не бросил, да и не собирался, но жена «дала вольную», а Юрий, по собственному выражению, «за эту мудрость зарплату приносил». Правда, свадебных фотографий пары нет – в чуть ли не единственный раз, когда супруга вспылила из-за загула футболиста, она порвала снимки на мелкие кусочки.

11. Уважал Пудышев и азарт – но в «Динамо» рубились на деньги больше не в карты, которые не любил Малофеев, а в домино. Юрий был хорош и в этой игре, где ставка на кон была 5 советских рублей (для сравнения, батон стоил 15 копеек). В 1981-м в дубль «Динамо» пришел специалист по костяшкам Игорь Криушенко, с которым Пудышев быстро образовал пару. Однажды они за один перелет в Баку выиграли у товарищей 110 рублей – Криушенко тогда зарабатывал 60 в месяц. Также мог показать класс Пудышев и в настольном теннисе, которым футболисты издавна развлекаются на базах.

12. Еще одно умение, которым славился Пудышев, – давать прозвища. В том «Динамо» они были практически у всех: Криушенко – Электроник за успехи в школьной учебе, созвучные соответствующему фильму, Игорь Гуринович – Троекуров за трепетное отношение к заработанному, как у пушкинского героя, Виктор Янушевский – Аист, потому что будто летал по полю... Да и уже в свою тренерскую бытность Пудышев умел выдать кличку: Дмитрий Молош, обладатель пушечного удара, был и Роберто Карлосом (в хорошие дни), и Альберто, когда что-то не получалось.

13. В чемпионский сезон-1982 Пудышев, если судить лишь по статистике, был не таким уж заметным – забивала тройка Гуринович-Прокопенко-Кондратьев, голевые раздавал Юрий Курненин. Но работал на поле в том сезоне капитан по полной – и, почувствовав реальность успеха, по словам очевидцев, выдал самый дисциплинированный сезон в карьере. А еще Юрий был реальным лидером, сплачивавшим команду и на поле, и вне его. Ну и свои три гола забил – плюс выдал ассист на ставшим легендарным гол пяткой Прокопенко киевскому «Динамо». Да и вторым лучшим игроком в чемпионате СССР был признан.

У гроба бывшего подопечного Малофеев скажет, что это не он привел команду к золоту – это Пудышев.

14. Пудышев однажды выдал отдельный респект Малофееву за то, что тренер оберегал команду от «разных коммунистических собраний», которые, по мнению футболиста, приносили только вред. «Ведь что это было такое? Нужно было отчитать ради галочки, облить грязью и уничтожить человека. Мы же, наоборот, были до последнего друг за друга», – вспоминал Юрий.

15. В 1982-м в Беларуси было два самых популярных коллектива – минское «Динамо» и «Песняры» (взяли тогда «Золотой диск» от фирмы «Мелодия»). Неудивительно, что они часто пересекались – тем более в группе подобрался состав музыкантов, которые были с футболом на «ты». А ударник Александр Демешко вообще был своим в команде – пропадал на стадионе и базе и очень хорошо общался с Александром Прокопенко, одним из лучших друзей Пудышева. Юрий рассказывал, что барабанщик «Песняров» даже передал ему опыт – правда, дело касалось «третьего тайма»: «Да, мы выпивали. Шампусика там. Из вазы. Меня научил Демешко: «Кладешь в вазу мороженого, наливаешь несколько бутылок шампанского – и молоти, и молоти!». Да и с Владимиром Мулявиным Пудышев как-то загулял – ведь главный «песняр» проставил целый ящик игристого.

16. Пудышев дважды мог поехать на Олимпиаду в составе сборной СССР – но ни разу не удалось. В 1980-м старый знакомый Бесков пригласил Пудышева на отбор в команду, и вроде бы все шло неплохо, но некий партнер-«доброжелатель» вдруг убедил Юрия, что слышал о его грядущем отчислении – и Пудышев решил гордо уйти сам, что и сделал (его за такое чуть не дисквалифицировали, но обошлось). А в 1984-м, когда команду к ОИ готовил уже ушедший из Минска Малофеев, футболист все же сыграл свои два матча за СССР – с Германией (хоть это и была обкатка олимпиоников, формально получился матч за нацкоманду) и Венгрией (где Пудышев стал капитаном). Вот только в ЦК решили, что в недружественные США советские спортсмены соревноваться не поедут. Пудышев остался без сбывшейся мечты, по возвращении в Минск загулял – и Вениамин Арзамасцев отчислил его из «Динамо».

17. Мало кто вспоминает, что «Динамо» после чемпионства-1982 взяло еще и бронзу в 1983-м. Еще меньше – что Пудышев был частью московского «Динамо» в их серебряном сезоне-1986. Обратно в Москву Юрий перебрался вскоре после отчисления в Минске – хотя переход чуть не сорвался из-за того, что накануне, отмечая собственные проводы, Пудышев с пьяных глаз выпрыгнул из окна со второго этажа ресторана и отбил пятки. Однако травму удалось оперативно залечить, и в итоге футболист спас москвичей от вылета, забив в решающем матче «Арарату». В следующем сезоне команда, хоть и барахталась внизу таблицы, дошла до полуфинала Кубка обладателей кубков. А потом и это «Динамо» возглавил Малофеев – при нем в 1986-м пошла перестройка команды, и Пудышев стал дублером. Кончилось все тем, что в Казахстане игрок снова напился – Малофеев не взял его в обратный самолет, потом было отчисление, а следом началось «кочевание» по более слабым динамовским командам.

18. Тренерская карьера Пудышева много лет была неразрывно связана с Юрием Пунтусом, с которым пересеклись еще в якутском «Динамо», где Пудышев уже считался играющим коучем. «Можно сказать, мы побратались. И дали друг другу слово, что куда бы судьба ни забросила, всегда будем вместе», – говорил Пунтус. С 1997-го тренерская связка главного Пунтуса и ассистента Пудышева много лет проработала в БАТЭ, МТЗ-РИПО, молодежной (с которой съездили на ЧЕ в 2004-м) и национальной сборных Беларуси и брестском «Динамо». Пунтус даже ушел из БАТЭ именно после того, как Анатолий Капский не простил Пудышеву пропуск тренировки и решил уволить. Но в 2011-м как раз Капский убедил Пудышева вернуться в БАТЭ – там он в разных статусах работал до последних дней.

19. В БАТЭ Пудышев, по собственным словам, опекал еще юного Александра Глеба. «Юрий Пунтус в свое время его взял в БАТЭ, и парень моим, можно сказать, воспитанником был. С левой почти не мог бить, и я ему постоянно внушал – Саша, тренируй слабую ногу. И он избавился от ахиллесовой пяты. А пофинтить, пас классный отдать Саша умел всегда», – рассказывал тренер. А еще говорил, что такой игрок хорошо бы вписался в минское «Динамо» – только «для этого надо было бы через ресторан пройти». Ну и, конечно, без прозвища Пудышев Глеба не оставил – под грядущий отъезд в Германию стал называть игрока Бундес.

20. До того, как Александр Лукашенко переключился на хоккей, он любил играть в футбол – и, например, в 1996-м провел матч на «Динамо», в составе сборной студентов противостояв как раз легендарным игрокам клуба. После этого некоторые динамовцы стали играть с политиком регулярно (а некоторые, как Юрий Курбыко и Людас Румбутис, успели перейти и в хоккей). Пудышев тоже участвовал в футбольных матчах Лукашенко – и рассказывал о повышенной безопасности: «Задать ему какой-то вопрос? К нему никто не подпускает. У нас язык жестов – пас и пожимание руки. За всем следят охранники, которые сидят на скамейке запасных». А позже даже выдвигал версию, почему политик закончил с футболом: «Играли против «Альфы». И он – я его дядей Сашкой зову – ворвался в штрафную, и, видимо, охранник его не узнал или что – шлеп по ногам с такой жестокостью. Лукашенко упал и лежит. Понесли на руках к скамейке, но ему кто-то сказал: «Кто сделал пенальти, тот и бьет». Он, не доходя до скамейки, возвращается, бьет – и вторая нога полетела. С тех пор он начал строить ледовые дворцы».

21. Пудышев был любим журналистами за все свои невероятные байки в интервью, но выступал как журналист и сам – несколько раз вел колонки в медиа. Например, на telegraf.by она называлась «Футбол без цензуры» – там, к слову, он подробно рассказывал о тех самых кличках партнеров. А в «Советской Белоруссии» Пудышев полемизировал с товарищем Валерием Мельниковым – и заказывал местному художнику иллюстративные шаржи на себя и коллег. На одном из них Юрий представал футбольным генералом, принимающим парад у юного поколения, а заодно заявлял: «Детские тренеры должны быть со своим «я». Такими всегда были Погальников, Базарнов, Пышник... Это личности! И они всегда гнули свою линию, не особенно слушая указки «сверху», поэтому и добивались результата».

22. В 53 года Пудышев удивил всех, вернувшись на поле. Сначала это были кубковые матчи против слабых соперников у МТЗ-РИПО – восемь минут против «ПМК-7» в 2007-м, 25 минут с «ПМЦ-Поставами» в 2008-м. Но, как оказалось, мечтой чемпиона была высшая лига. И она исполнилась 25 октября 2010-го – Пудышев в 56 сыграл за брестское «Динамо», выйдя на 90-й минуте против самого БАТЭ! Пунтус дал своему другу шанс, несмотря на упреки руководства: «Считают, что это клоунада. Я так не считаю. Думаю, что этот человек заслужил шанс попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Народ, по крайней мере, поддержал». А сам Пудышев, получивший капитанскую повязку и звание лучшего игрока, после матча снова балагурил – говорил, что ради игры пришлось отказаться от секса, а восстанавливаться он будет пивом. Но и серьезная нота была: «Сделал это для того, чтобы люди вспомнили минское «Динамо» 1982 года. Сашу Прокопенко, Юру Курненина, Витю Янушевского, которых с нами нет».

23. В начале 2000-х у Пудышева спросили, что бы он сделал, если бы стал президентом Беларуси. Он ответил: «Прекратил бы ссориться со всеми странами, и все швейцарские капиталы потекли бы сюда, в Беларусь. Тут столько умных людей. Наконец-то зажили бы нормально. Они достойны хорошей жизни».

При подготовке материала использованы глава книги Владимира Сарычева «Миг – и судьба», интервью Юрия Пудышева газетам «Союз», «Народная воля», «Комсомольская правда», «Прессбол», «БелГазета», а также для by.tribuna.com

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты