Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Вечному рекорду ЧБ по голам 26 лет: немолодой форвард в едва спасшемся до того клубе отгружал пятерку после дебюта в сборной, не режимил и получил авто с номером-символом

Вечному рекорду ЧБ по голам 26 лет: немолодой форвард в едва спасшемся до того клубе отгружал пятерку после дебюта в сборной, не режимил и получил авто с номером-символом

Чтобы его догнать, Абдихоликову нужно класть больше двух за матч.

Автор — Tribuna.com
22 октября 2022, 13:15
3
Вечному рекорду ЧБ по голам 26 лет: немолодой форвард в едва спасшемся до того клубе отгружал пятерку после дебюта в сборной, не режимил и получил авто с номером-символом

Одна из интриг нынешнего чемпионата Беларуси – бомбардирская: вопрос в том, сколько в итоге наколотит узбекский форвард «Энергетика-БГУ» Бобур Абдихоликов. На его счету уже 23 мяча – такого в высшей лиге не бывало 15 лет.

Впереди у нападающего еще пять матчей – и, вполне возможно, он станет лучшим в истории Д1 забивалой-легионером: ныне рекорд среди иностранцев принадлежит россиянину Сергею Давыдову, забившему 25 раз за «Неман» в сезоне-2001. А вот абсолютным рекордсменом стать – это задача крайне сложная, ведь ориентир – целых 34 мяча.

Недосягаемый пока ни для кого результат держится давным-давно – аж с 1996 года. Установил его тогда форвард «Белшины» Андрей Хлебосолов – причем перед сезоном вряд ли кто-то ожидал такого результата, учитывая бэкграунд уже крайне опытного игрока и его команды. Вспоминаем, каков был путь к рекорду.

Уроженец Барановичей Хлебосолов карьеру во взрослом футболе начал поздно – потому что в 18 лет его призвали в советский флот, где надо было служить целых три года. Правда, полного отрыва от игры не произошло – Хлебосолов вспоминал: «По распределению после учебки должен был ехать на авианосец – командир не отпустил, был фанатом футбола. Мы играли на первенство Кронштадта, в чемпионате Ленинградской области. Предлагали остаться в Питере – звали в местное «Динамо». Но сильно на родину потянуло». Однако уровень был не тот – форвард называл время «потерянными годами» и предполагал, что без этого «возможно, забил бы [в 1996-м] не 34, а 44 мяча».

Поиграв немного за барановичский «Текстильщик» в чемпионате БССР, Хлебосолов перешел в брестское «Динамо» из Д3 СССР, где за четыре сезона забил 36 мячей – добротный результат, но не более того. После развала Союза форвард отправился в польскую «Вислу» из Кракова, затем в российскую «Анапу», а в 1993-м оказался в Бобруйске – семье нужна была квартира, а местный клуб пообещал решить проблему. Но не «Белшина», а «Фандок» – тогда команда, названная в честь спонсировавшего ее местного фанерно-деревообрабатывающего комбината, реально боролась за высокие места. В сезоне-1993/94 команда с Хлебосоловым стала пятой в ЧБ и дошла до финала Кубка Беларуси, но форвард тогда забил лишь четырежды. К концу 1994-го у завода закончились деньги – и Хлебосолов начал 1995-й в российских «Крыльях Советов».

«Фандок», ставший «Бобруйском», зачах, к короткому сезону второй половины 1995-го отдал всех лидеров городскому конкуренту «Шиннику», а сам, наскоро собрав команду в основном из россиян и украинцев, стал последним, не выиграв ни матча. Впрочем, и «Шинник» успехов не добился, а с 15-го места улетел в стыки, где проиграл слонимскому «Коммунальнику» первую встречу 0:2 – но в ответной смогли прийти в себя и разгромить соперников 3:0. Хлебосолов сыграл последний свой поединок за «Крылья» 17 июня того года и далее провел полгода без официальных матчей, заодно встретив 30-летие, после чего думал вернуться в Анапу – но после звонка из Бобруйска изменил направление. В общем, футболист и его новый клуб подходили к чемпионату-1996 с незавидной историей. Правда, тогда директор шинного комбината Аркадий Поляков, искренне любивший футбол, решил поменять ситуацию.

Помог ему в это Евгений Шабуня – некогда начальник «Фандока», вернувшийся из серебряного МПКЦ, чтобы занять пост главного тренера. «Поляков дал автобус, микроавтобус. Показал заму по экономике смету, которую я привез из Мозыря, ответ: «Это ерунда – одна смена завода». Самая большая зарплата составляла 500 долларов плюс 250 за победу. В основном ставки были по 300-400 долларов», – вспоминал Шабуня. Клуб в Бобруйске остался один – «Шинник» стал «Белшиной» и забрал к себе лучших из «Бобруйска», с помощью тренера вернул из МПКЦ нескольких «фандоковцев» топового образца и подписал еще пару новичков для бобруйского футбола.

У бобруйчан были зарубежные предсезонные сборы – на автобусе ездили в Турцию, Хорватию и Словакию, где провели в сумме 27 спаррингов. Правда, на одних, по рассказу Шабуни, случился неприглядный эпизод с участием будущего лучшего бомбардира. «В Хорватии на сборе проснулся в два ночи. Выхожу на балкон и вижу – на другом игроки стоят, и Хлебосолов среди них. Поднимаю тренеров, заходим в нужную комнату, а они в карты играют, и все в приличном подпитии. Утром построили команду, объявляю штрафы. А Хлебосолов как начал упираться: «Я не был пьяным»! И мне в лицо: «Это вы были пьяные!» Наглец», – заявлял тренер.

К началу чемпионата в прессе команду стали называть «хорошо укомплектованной» и «сбалансированной» и начали ждать хотя бы успехов былого времени – то есть борьбы за попадание в пятерку. Хлебосолов начал забивать с первого тура – правда, победный мяч «Ведричу» провел с пенальти. При следующих поражениях от минского «Динамо» и «Нафтана-Девона» Андрей не забивал. В четвертом туре бобруйчане разгромили могилевское «Торпедо» 6:0 – но форвард и тут оформлял голы лишь с пенальти, реализовав их дважды. В следующем поединке с «Обувщиком» Хлебосолов организовал победный наконец-то не с 11 метров – а с 25, отлично пробив штрафной. Только в шестом туре нападающий наконец забил не со стандарта – минскому «Торпедо». Но дубль получился снова благодаря пенальти. Дальше шло с переменным успехом – в июне Хлебосолов никак не смог помочь «Белшине» избежать разгромов подряд от «Днепра» (0:3) и МПКЦ (1:5). Впрочем, мозырянам форвард красиво забил после розыгрыша штрафного (отметка 0:18).

За первый круг Хлебосолов забил 11 раз – ненамного больше, чем его партнер по двойке атаки, отлично игравший головой Владимир Путраш (девять голов). Хватало, чтобы в моменте делить лидерство в бомбардирской гонке с 19-летним талантом минского «Динамо» Владимиром Маковским, но предрекало никак не рекорд всех времен. Но этого хватило, чтобы возрастной нападающий впервые получил вызов в сборную Беларуси и сразу вышел в старте на товарищеский матч против Литвы. Забегая вперед, в итоге у Хлебосолова шесть встреч «националки» и ноль результативности. «Шанс был – не воспользовался. Я матчей провел достаточно, чтобы проявить себя. Не вышло», – признавал игрок.

А в ЧБ-1996 очень многое изменил матч 16-го тура против «Ведрича», следовавший за дебютом Хлебосолова в сборной. К перерыву бобруйчане вели у аутсайдера 2:0, а во второй половине встречи довели счет до 7:0 – и все голы тайма оформил Хлебосолов, сотворив первый в истории ЧБ (и до сих пор третий вообще) пента-трик. По видео того исторического момента видно, что на пару голов «десятке» отдавали пасы на пустые ворота – после сезона вообще будет много разговоров, что вся команда играла на одного голеадора (но, напомним, в первом круге такого явно не было). «Всегда хотел забивать. Только разводили от ворот – уже просил: «Дай, дай, дай...» Я говорил: «Куда давать – ты в офсайде!» А он: «Ты пасуй – я разберусь», – много позже рассказывал Эдуард Градобоев, партнер Хлебосолова по той команде.

В следующем матче «Белшину» поражением 0:4 вновь охладило минское «Динамо», однако Хлебосолов отыгрался на «Нафтане-Девоне» – оформил хет-трик с пенальти, со штрафного и с игры. Заметим, что у «Белшины» были две яркие формы – что красно-белая с прошлого видео, что оранжевая с этого.

За два следующих матча форвард отличился еще трижды – и так за 20 матчей превысил рекорд Петра Качуро, забившего 21 раз за 30-туровый чемпионат-1993/94. Но на 22 голах останавливаться Хлебосолов уже не собирался. «Поляков постоянно вызывал: «Ну, сколько он там забил? Может, ему «Золотую бутсу» дадут?» – «За голы в нашем чемпионате такое не дают». – «Да? Ну, все равно, пусть 25 забивает». Через несколько туров: «А может, лучше 30?» Еще через какое-то время: «А давай 35!» – вспоминал Шабуня запал бигбосса команды. Но надо отметить и 24-й гол Хлебосолова, в ворота минского «Торпедо» – он потом был признан лучшим в году: несколько далеких стенок, классный удар – здорово получилось.

25-й мяч Хлебосолов забил в 22-м туре с розыгрыша штрафного своему бывшему брестскому «Динамо» – а во втором тайме довел дело до хет-трика (и тут ему снова дали пас на пустые ворота и заработали пенальти).

30-й гол Хлебосолова был вторым в дубле против «Днепра» в 25-м туре. К этой игре «Белшина» окончательно обустроилась на третьем месте – до второго места было 11 очков, до четвертого десять, так что тут уж действительно можно было начинать играть на Хлебосолова. Однако не то, чтобы получилось – чемпионскому МПКЦ при 8300 зрителях (обычно на трибунах собиралось четыре-пять тысяч) форвард сумел забить однажды, ближайшему преследователю «Динамо-93» – ни разу, а дубль «Неману», которым нападающий официально гарантировал своему клубу бронзовые медали, омрачила желтая карточка, из-за перебора которых Андрей пропустил матч в Витебске с «Локомотивом-96».

В последнем туре у «Белшины» была гостевая встреча с «Шахтером», которому на его 11-м месте уже ничего не было нужно, но устроить голевую феерию напоследок у Хлебосолова не получилось: все ограничилось одним голом – 11-м с пенальти (с них он не промахивался тогда вообще) и 34-м суммарно в сезоне высшей лиги (за год было 37 – еще три мяча форвард оформил в двух кубковых поединках).

Рекорд Хлебосолов поставил, оставаясь, по отзывам Шабуни, любителем загулов. «С ним было много стычек, наказывал его по полной. Когда встречаю его, постоянно подкалываю: «Ну что, Андрюха, твой рекорд, наверное, так никто и не побьет. А если бы я за вами не следил?» – заявлял тренер. «Что кто-то где-то не режимил, тренировки пропускал – скрывать не стану: бывали определенные случаи. Но ни на подготовку, ни на игру они не влияли», – отвечал Хлебосолов.

После легендарного сезона форварда щедро одарили: кассета со всеми голами от местных телевизионщиков (потом в интервью Хлебосолов жаловался, что потерял запись, а сделавший копию Игорь Ковалевич не дает переписать обратно), три пары обуви от кожевенного комбината и гвоздь программы от Полякова: автомобиль с госномером 96-34. «Ездил на ней года три, наверное, потом продал. Имел бы финансовые возможности, сдал бы в музей», – вспоминал Хлебосолов.

Однако бомбардирские подвиги не сделали справившего 31-летие нападающего лучшим игроком Беларуси по мнению экспертов – из 106 опрошенных Хлебосолова на первое место поставили лишь 15, потому форвард стал в общем третьим. Приз достался Маковскому – он в том ЧБ в итоге забил 23 раза (что тоже весьма солидно), хоть это и не помогло минскому «Динамо» сохранить чемпионство. Вторым в опросе стал Александр Кульчий из МПКЦ, в котором этот титул забрали себе – и, между прочим, 23-летний опорник тогда стал пятым бомбардиром ЧБ с 13 мячами, лишь один гол уступив одноклубнику-форварду Сергею Яромко.

Отметим, что 20 раз в том сезоне ворота поражал (да, три человека с 20+ голами – в наше время такое ЧБ не снилось) 26-летний Александр Вяжевич, игравший за «Молодечно». Он транзитом через российские клубы позже оказался в минском «Динамо» (пожалуй, вершина карьеры – со вторым в истории ЧБ пента-триком), а в 2001-м стал чемпионом с «Белшиной», но сыграл лишь шесть раз. Маковский через сезон уехал в киевское «Динамо», долго мотался по арендам, а потом и просто менял клубы, но былого успеха также не повторил.

Хлебосолов же остался в «Белшине», где выдал бойкий сезон-1997 с 19 мячами в ЧБ, став лучшим бомбардиром турнира второй год подряд, а также взяв уже серебряные медали и Кубок Беларуси. В 1998-м была бронза, но уже лишь восемь голов – а в 1999-м такое же количество взятий ворот не помогло «шинникам» финишировать выше восьмой строчки (зато смогли взять второй Кубок). На этом Андрей перешел в тренеры и пару лет был в системе клуба, застав чемпионство-2001, а потом уехал и продал ту самую квартиру, которой его когда-то завлекли город. Если с тех пор Хлебосолов где-то и работает, то это родные «Барановичи».

Форвардами выросли два сына Андрея – Дмитрий и Мирослав. Но до бомбардирских рекордов отца им оказалось далеко. Старший уже закончил карьеру и стал футбольным агентом, а младший играет в чемпионате Крыма.

Больше голов Андрея Хлебосолова в чемпионате-1996 можно посмотреть в этом видео

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты