Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/В начале 90-х в Марокко играл экс-вратарь минского «Динамо»: прятал доллары в пасте, сдавал матч, оригинально учил язык

В начале 90-х в Марокко играл экс-вратарь минского «Динамо»: прятал доллары в пасте, сдавал матч, оригинально учил язык

Сборник приключений.

Автор — bytribuna com
14 декабря 2022, 17:44
1
В начале 90-х в Марокко играл экс-вратарь минского «Динамо»: прятал доллары в пасте, сдавал матч, оригинально учил язык

Марокко – главная сенсация завершающегося чемпионата мира. Это первая сборная с африканского континента, которой удалось добраться до полуфинала.

Пусть сборная Беларуси никогда не играла против Марокко, однако футбол двух стран все же имеет одно пересечение. В перестроечные времена выступать в североафриканскую лигу отправился вратарь Иван Жекю, до этого проведший за минское «Динамо» 90 матчей в чемпионате СССР. Шесть лет одессита на марокканской земле не прошли даром – оттуда он привез много колоритных историй.

Марокканцев впечатлили пенальти

После трех сезонов в Минске, где футболист успел обосноваться, Жекю в 1987 году вернулся в родной «Черноморец». В Одессе вратарь не имел стабильной игровой практики, поэтому начал задумываться о завершении карьеры, когда ему только исполнилось 30. Определяющей стала поездка одесситов на сборы в Марокко в 1989 году.

Жекю привлек внимание представителей местного клуба «Дифаа» тем, как отражал пенальти на тренировках. Марокканцы вышли на голкипера через тренера «Черноморца» Юрия Заболотного, ставшего в этой истории, по сути, агентом. Коуч передал предложение, да и сам порекомендовал Ивану не отказываться от редкого шанса поиграть за границей. После сборов «Черноморец» отправился обратно в СССР, и вскоре «Дифаа» прислал вратарю предложение.

«Всем нужно было заниматься самостоятельно. Жил я тогда в Минске, уезжал из Одессы, помогала Москва», – вспоминал Жекю, в 1989-м отправившийся в Северную Африку.

Прятал доллары в зубной пасте

«Дифаа» базируется в среднем по марокканским меркам городе Аль-Джадида на берегу Атлантического океана. С собой у советского гражданина было всего сто долларов одной купюрой. Опасаясь, что деньги могут украсть, Жекю спрятал бумажку в тюбик с зубной пастой.

Первые дни в Марокко голкипер провел фактически без денег – не хотел идти в обменник. Опасения иностранца заключались в предположении, что ему разменяют доллары на фальшивые купюры. Как оказалось впоследствии, бояться футболисту было нечего.

Первые дни прожил на маминых пирожках

Сразу легионера поселили в одной из местных гостиниц и дали на отдых с дороги пять дней. Отель оказался довольно неплохим – клуб все оплатил, включая полноценное питание. Однако этого Иван не знал – он пытался пообщаться с официантами, но те говорили только на французском. Тогда Жекю предположил, что ему сняли только номер, а еду придется добывать самому. Вратаря от голода спасли мамины одесские пирожки, захваченные в дорогу.

«Питался ими. Экономил. Сначала по одному съедал, потом по половинке... Так и жил. Утром на кросс выхожу – из ресторана такие запахи... Слюни, как у бультерьера, голова кружится...» – рассказывал Жекю.

Учил языки на туалетной бумаге

Голкипер прилетел в Марокко со скудным знанием английского. Жекю был в курсе, что в стране говорят на арабском и французском языках (а часто на его местной смеси), поэтому прихватил с собой два французско-русских словаря.

После неудачной попытки поговорить с официантами в гостинице, Иван понял, что нужно основательно садиться за учебу. Доходило до того, что вратарь писал иностранные слова на туалетной бумаге. К удивлению Жекю, после первого подобного урока все записи исчезли – оказалось, уборщицы в отеле ежедневно меняют бумагу в туалете. Однако легионер продолжил подобным образом ежедневно пополнять словарный запас.

К изучению иностранных языков подключились и сотрудники гостиницы, которые помогали с новыми словами, а официанты отказывались принимать заказ, пока легионер не озвучит его на местном языке. Первое время вратарь переживал, когда же начнет нормально изъясняться на французском. Прорыв случился на седьмой месяц жизни в Марокко. Во сне голкипер стал говорить на местном диалекте арабского и французского, что придало ему уверенности в своих силах. Вскоре Жекю уже не стеснялся давать интервью местным журналистам.

Любопытно, что у голкипера французские корни по отцовской линии. По рассказам папы, в армии царской России служил полковник Жекю из Франции, помогавший Екатерине II завоевывать современную территорию Молдовы. Дед-долгожитель футболиста Леонтий Жекю прожил под Кишиневом 103 года и вообще не знал русского языка.

Король на всю газету, четыре урожая

Для изучения языков футболист изучал местную прессу. Больше всего ему запомнилась главная марокканская газета Le matin, выходившая на 24 страницах. Жекю сильно удивился, когда 18 полос были посвящены жизни короля Хасана II. На пяти можно было почитать про спорт и футбол в частности – главный вид в Марокко. На оставшейся странице находились заметки про экономику и погоду.

Также Жекю поражался климату североафриканской страны. После СССР ему было непривычно, что местные фермеры собирали урожай по четыре раза за год.

Получил прозвище Иван Грозный

СССР в Марокко ассоциировался с Россией, поэтому статному вратарю в команде дали прозвище по имени, созвучное с русским царем Иваном Грозным. Кипер сразу начал пользоваться большим авторитетом в «Дифаа» и во всей лиге в целом.

По уверениям Жекю, его до сих пор помнят в Марокко. Характерный эпизод произошел перед стартом российского ЧМ-2018, куда африканская сборная отобралась впервые за 20 лет. Перед мундиалем команда прилетела в Москву на спарринг с Россией и жила в московском отеле Hilton, где в салоне работает дочь вратаря. Когда девушка рассказала Мубараку Буссуфа, что ее отец – Иван Жекю, то привела футболиста в восторг.

«Тот водил, знакомил ее с ребятами. Говорил: смотрите, это дочь Ивана Грозного! Очень приятно мне было слышать эту историю...» – делился Жекю.

Тренировал без лицензии

Когда кипер подписал контракт с «Дифаа», команда шла на 15-м месте. Последующий рывок в середину таблицы на итоговую седьмую строчку Иван отчасти приписывает не только своей игре, но и первым проявлениям тренерского таланта.

«Тактика какая? Все бегут вперед, обрезают – и на тебя вываливаются трое. Надоело мне это, прихожу на тренировку, собираю у всех тапочки – и к теннисному столу. Раскидываю обувь – и показываю, куда кому бежать», – рассказывал вратарь.

Спустя десятилетия Жекю отмечал в себе тренерскую жилку. Правда, лицензию он так не получил, о чем впоследствии сожалел. Хотя Иван не считает, что наличие категории сказывается на уровне специалистов. Например, Жекю уверял, что это ему удалось вернуть свою марокканскую команду в элиту, когда та упала в Д2. По версии вратаря, он был играющим тренером.

Жекю хвалил марокканских футболистов за хорошую работу с мячом. В те времена на европейских полях выступало лишь несколько игроков из Марокко, а в самой стране, если верить голкиперу, существовали лишь две приличные команды. Были у тамошних футболистов и минусы, как, например, невозможность нагрузить их физически.

«Когда я сам стал тренером, то понимал, что так мы не вытянем. Поэтому играл с ними в футбол каждый день, но на песке или в океане, все-таки и футбол, и нагрузка. Правда, через 20 минут они уже играть не хотели», – делился Жекю.

Сдавал матч в Марокко

В африканской истории голкипера есть и темные пятна. В 1991-м, давая интервью «Прессболу», Жекю клялся детьми, что за карьеру «не сдал ни одной игры в одиночку, без ведома команды». Когда же начанался разговор о коллективных договорных встречах, то Жекю снимал ответственность с игроков.

«Никогда в наше время футболисты втихаря игры не сдавали. На это шел приказ сверху, и руководство все знало. Вот приходит тренер или начальник команды и говорит: надо проиграть. […] И вот на трибунах тысячи людей, а тебе надо что-то выдумывать. Это «Сплавконтора». О деньгах и речи не было. Поступало распоряжение – лечь под такую-то команду, и попробуй только не сделай!» – признавался Жекю.

Такие игры были в карьере вратаря не только в пределах СССР. В одном из последних матчей сезона, который для «Дифаа» уже ничего не решал, губернатор провинции собрал команду. Чиновник попросил футболистов не выигрывать соперника из города Марракеш, – и те согласились.

Однако на поле все пошло не по сценарию. Оппоненты все никак не могли забить, а каждый момент «Дифаа» получался опасным. Более того, за минут десять до конца матча команда Жекю повела в счете.

«Я смотрю на трибуну: наш губернатор, весь белый, берется за телефон – успокаивает коллегу из Марракеша», – вспоминал голкипер.

В оставшееся время матча оборона «Дифаа» полностью выключилась из игры и позволила сопернику атаковать по всем фронтам. Но опять незадача – мяч как заколдованный отказывался лететь в створ ворот. Футболистам из Марракеша даже удалось организовать выход один на один, но нападающий ударил прямо в живот Жекю.

«А время идет... И вот 90-я минута, последняя атака. Бежит на меня стадо человек пять. Слева на ворота выходит парень... Я понимаю, что промахнуться он не должен. Говорю ему на арабском: «Эжи-эжи!» То есть – иди сюда. А он как болван – ошалел. Прибегает почти впритык, замахивается... Я уже прижался к ближней штанге – рядом шестиметровые ворота, только не промахнись! И вот нападающий делает замах – и я вижу: сейчас попадет в меня. В последний момент прыгаю в другую сторону – и он бьет в ближний угол. 1:1! Что тут началось... Они будто чемпионат мира выиграли. Но больше всех радовался наш губернатор. Так скакал, что вывалился из ложи», – рассказывал Жекю.

Не хотели впускать в Беларусь

В 1995-м Иван решил закончить не только свою марокканскую историю, но и карьеру футболиста в целом. Жекю возвращался в Беларусь, но в минском аэропорту его и детей отказались впускать в страну. Пришлось просидеть на чемоданах четыре часа, пока один из таможенников не признал в прилетевшем мужчине известного футболиста.

Из Марокко Жекю удалось забрать свой автомобиль BMW. По Минску Иван ездил на транзитных номерах и не спешил ставить машину на учет в ГАИ. Как-то Жекю припарковал иномарку в районе Немиги и зашел в подъезд на пять минут. Выйдя на улицу, футболист увидел, что BMW уже нет.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты