Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Футболисты из «черного списка» Минспорта не верят, что это конец (говорят, Драгуна уже отбили), а удивлены не своим баном, а тем, что пронесло других

Футболисты из «черного списка» Минспорта не верят, что это конец (говорят, Драгуна уже отбили), а удивлены не своим баном, а тем, что пронесло других

«Даже немного обрадовался – так подтвердили, что я все делаю правильно».

Автор — bytribuna com
4 января 2023, 12:25
1
Футболисты из «черного списка» Минспорта не верят, что это конец (говорят, Драгуна уже отбили), а удивлены не своим баном, а тем, что пронесло других

Режим продолжает чистку от беларусского спорта от «неугодных», в число которых попадают за единичные поступки из прошлого. В Минспорта к концу 2022-го составили списки тех, с кем сборным и клубам по Беларуси отныне запрещено иметь дело. Репрессии касаются всего спорта Беларуси, а «Трибуна» пока что узнала фамилии десятков футболистов, которые попали в «черный список».

Мы решили узнать мнение игроков о попадании в число «избранных». Конечно, в нынешней ситуации даже на условиях анонимности многие говорить отказались, отметив лишь, что понимали, что рано или поздно режим сделает что-нибудь такое. Но некоторые футболисты все же ответили на наши вопросы более подробно.

«Есть те, кого ожидал увидеть в списке, но их не оказалось»

– Знали ли вы о существовании «черного списка» до того, как его обнародовали?

– Определенные подозрения имелись. Учитывая то, какие вещи сейчас происходят в нашей стране, подобные ситуации не удивляют. Но точно я не знал.

– Предполагали, что можете туда попасть?

– Даже был уверен, что попаду. Обсуждал этот список с другими футболистами, с друзьями, но никто до конца не понимает, чего ждать, что будет, как это в целом отразится на беларусском футболе.

– Как оцените список в плане фамилий игроков?

– Честно, не понимаю, как некоторые туда попали – они ничего не делали, не говорили. Это, наверное, как раз тот случай, когда кто-то думал, что если будет находиться в стороне, чистенький, то его это не коснется, а вот коснулось, потому что люди у власти делают все, что захотят. Реально в списке много фамилий, которые, по логике, не должны были там оказаться. Футболисты играли по правилам режима, даже подписывали провластное письмо, а их все равно внесли в список.

– Как думаете, почему так получилось?

– Даже не могу представить. При этом некоторые из тех, кто в списке должен был быть, не оказался там. Может, система как-то промахнулась :).

– А кого вы ожидали увидеть в списке, но их не оказалось?

– Не буду называть фамилии. Но есть в нашем футболе такие спортсмены, которые, когда в Беларуси творилась жесть, молчали, а потом, когда им стало выгодно говорить, вдруг высказали свое мнение и начали винить тех, кто молчал в 2020-м, как и они сами. Ну и есть еще просто несколько игроков, которых я ждал в списке, но их там нет.

– Когда вы увидели свою фамилию в списке, что внутри испытали?

– Даже немного тихонько обрадовался. Это подтвердило, что я все делаю правильно, по совести. Вижу, что моя фамилия в списке хороших беларусов.

– Как думаете, вас всех на самом деле выбросят из чемпионата?

– Не уверен, что все будет категорично. Кто-то точно останется в чемпионате. Выкинуть сразу всех очень трудно. Да и, мне кажется, даже самые ярые сторонники режима не поймут этого, потому что отказываться от услуг футболистов, у которых такой опыт, мастерство, заслуги, – это как минимум странно.

Мне вообще кажется, что это какой-то экспрессивный поступок Ковальчука на фоне встречи с Лукашенко. Не думаю, что кто-то в системе, кроме самого Ковальчука, заморачивается, кто из футболистов что делал. Те, кто совершил что-то серьезное, уже или в тюрьмах, или уехали из страны. А если кто-то что-то просто сказал, то на них особо никто не обращает внимания. А вот у Ковальчука случился приступ – и он решил всех наказать.

– Общаетесь с другими футболистами, которые попали в этот список?

– Да. Двое из них уже имеют предложения из беларусских клубов, причем один получил его уже после обнародования списка. Люди ищут информацию, как и что сделать в этой ситуации. Никто всерьез список не воспринимает.

– Как думаете, проявят ли футболисты солидарность по отношению к коллегам, которых, возможно, уберут из белфутбола?

– Не будет такого, уверяю вас. Не было солидарности раньше, нет ее сейчас, не будет и потом. Те, кто как-то мог бы выразить поддержку, сами находятся в этом списке, или просто понимают, что никак не могут повлиять на ситуацию. Но таких игроков в нашем футболе меньшинство. Повторюсь, те, кто не хотел молчать, либо в тюрьме, либо за границей, либо вообще уже не имеют никакого отношения к беларусскому футболу. Сейчас в нем большинство – те, кто будут стоять в стороне, наблюдать тихо сбоку. И основная причина – боязнь попасть в эти списки или получить последствия еще хуже.

Когда в 2020 году футболисты записывали видео против насилия, были среди участников те, кто готов был на более радикальные меры, не просто высказаться. Но таких игроков оказалось меньшинство. В основном все хотели просто высказаться в трех словах. Ну и чего ждать сейчас от них, а уж тем более от тех, кто всегда стоял в стороне, если в Беларуси все только ужесточилось?

– То есть если реально игроков из списка будут выкидывать из футбола, остальные будут за этим молча наблюдать?

– Да, уверен в этом. Мне в таком случае не будет обидно, потому что каждый выбирает свой путь. Так есть – нужно это принимать. В любом обществе на суперсерьезный шаг готово очень малое количество людей. Пойти и заступиться за коллегу, когда есть понимание, что и тебя за это могут прижать, – это действительно сильно. В нашем футболе на такое готовы единицы, и эти люди сами находятся в списках или под давлением.

– Режим пользуется отсутствием солидарности спортсменов друг с другом, поэтому продолжает репрессии?

– По сути, так и есть. Плюс использует любой шанс заглушить мнение тех, кто хоть как-то хочет выступить против. Василию Хоомутовскому дали срок [«домашней химии»], до сих пор неизвестно, что с Надеждой Остапчук. Это люди, которые совершали и совершают большие и смелые поступки, но их режим глушит.

Вообще, это такой тяжелый вопрос – что же правильно сделать в нынешней ситуации, как вести себя. С этой стороны зайдешь – не получается правильно, с другой – тоже никак. Не выходит найти одно решение, которое было бы верным для всех и привело бы к желаемым результатам. И режим пользуется этим, а также отсутствием солидарности из-за страха людей.

Как сейчас бороться, я не представляю. Тут нужно либо всем сразу выступить против системы, либо как-то тихо и скрытно применять меры борьбы, но, опять же, чтобы это делали многие. А так… Пойти вдвоем против режима – это самоубийство.

«Список есть, но вряд ли его будут строго соблюдать»

– Еще в конце 2020 года знал, что будут определенные списки, что их начинают формировать. Даже какие-то фамилии вроде бы мелькали.

Сам я сейчас вообще не удивился, что попал туда. И, честно, меня это вообще не напрягает. Ну, создали список, внесли туда игроков, – но я очень сомневаюсь, что его будут придерживаться. Вот в прошлом году некоторые ребята, которые вроде как были неугодными, все равно играли. Не все, конечно, но часть. И это свидетельствует о том, что можно как-то договариваться с чиновниками, находить компромиссы.

– Каким образом?

– Например, кто-то снимается в видео, как [Александр] Сачивко. Кого-то, может, отобьет руководитель клуба, договорится с Ковальчуком. К слову, мне рассказали, что Андрей Капский уже сходил к Ковальчуку, и вроде бы ему удалось отбить Драгуна, то есть можно оставить его в клубе. Глава БАТЭ был очень доволен. Так что будут договариваться и остальные руководители.

– Что в принципе скажете об игроках, которые попали в список? Может, появление кого-то удивило?

– Удивлен, что некоторых фамилий нет. А кого записали – я этому не придаю серьезного значения. Повторюсь, вряд ли это будут строго соблюдать. Мне кажется, процентов 30 из списка будут играть в чемпионате Беларуси в 2023-м.

– То есть список для вас больше выглядит очередной попыткой запугать футболистов?

– Так и есть. Чиновники все делают для того, чтобы люди видели и понимали, что можно, а что нельзя. Людей заставляют молчать и не высовываться. Так система в Беларуси и работает – на запугивании. Беларусов хотят заставить молчать, чтобы они боялись потерять то, что у них есть, а не думали, как лучше жить, как развивать спорт, еще какие-то сферы.

– Вам кто-нибудь писал или звонил после того, как появился список, поддерживал вас?

– Некоторые знакомые писали, спрашивали, видел ли я список. Но не было ни поддержки, ни осуждения – ничего, в общем. Я думаю, у людей сейчас совершенно иные проблемы и заботы.

– Если игроков из списка реально начнут выгонять из чемпионата, будет поддержка со стороны их коллег?

– Если мы говорим об открытом проявлении солидарности, то на нее точно не стоит рассчитывать. Может, кто-то из-за границы и поддержит, но те, кто в стране, точно будут молчать. Ну, выскажешься ты – потом тебя просто уберут. Ребята не дураки, прекрасно понимают, какие могут быть последствия. Максимум в личку напишут, не более.

Фото: pressball.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты