Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Так можно ли «Макслайну» в «вышку»? Решат силовик из ЦК комсомола, помощники БАТЭ в 90-х и спец по зачисткам неугодных

Так можно ли «Макслайну» в «вышку»? Решат силовик из ЦК комсомола, помощники БАТЭ в 90-х и спец по зачисткам неугодных

Зайцев называл прошлый состав «политбюро» (двое на месте).

Автор — bytribuna com
15 декабря 2022, 09:24
Так можно ли «Макслайну» в «вышку»? Решат силовик из ЦК комсомола, помощники БАТЭ в 90-х и спец по зачисткам неугодных

На днях стало известно, что вскоре нас ждет еще одна попытка продавить себе высшую лигу в Рогачеве – назначена дата заседания футбольного арбитража по «делу «Макслайна». Суть разбирательства – в том, что по документам АБФФ у команды, которая по спортивному принципу пробилась в высшую лигу, нет права там выступать, но «Макслайн» сильно хочет получить исключение из правил. Пока в этом отказал исполком федерации – теперь просить особого подхода будут в арбитраже, который имеет право переменять решения исполкома. Как сообщил сам «Макслайн», для рассмотрения дела члены арбитража соберутся в понедельник, 19 декабря.

Самое время разобраться, что такое футбольный арбитраж. Это орган, который создан при АБФФ, чтобы «разрешать любые разногласия, споры, лежащие в плоскости футбольных отношений». По регламенту об арбитраже подать туда заявление могут любые физические или юридические лица, которые занимаются «футболом, а кроме этого, его организацией, популяризацией и распространением» (то есть даже вы, если кому-нибудь расскажете результаты сезона – это ведь вполне себе распространение).

Арбитраж, в свою очередь, обязан, опираясь на принципы независимости и беспристрастности, равноправия сторон и конфиденциальности, рассмотреть поступившее обращение за 30 рабочих дней с момента его поступления с правом вдвое продлить этот срок – так что «дело «Макслайна» идет вполне быстро.

В состав арбитража входит всего пять человек, которых назначают и снимают на конференциях АБФФ (и эти люди должны быть независимы, да), но чтобы провести заседание, достаточно присутствия трех членов. Решение арбитража невозможно обжаловать – его может пересмотреть только сам арбитраж, если найдет «вновь открывшиеся обстоятельства» (например, что кто-то в его составе был заинтересован в определенном исходе дела).

К услугам футбольного арбитража в Беларуси прибегают не то чтобы слишком часто, а самое громкое за последние годы «дело Веремко», например, до него не дошло – обошлись Апелляционным комитетом АБФФ. Однако там некоторые решения обжаловать нельзя – зато можно поспорить в арбитраже. Рассматривали в нем, в частности, «дело Савицкого» – когда брестское «Динамо» Александра Зайцева пыталось доказать, что не должно платить за футболиста «Неману». Арбитраж постановил, что должно, но установил свою сумму компенсации – уже четвертую по счету в той истории. Зайцев разочарованно охарактеризовал заседание как «политбюро Советского Союза, куда попадали люди после 70 лет, ну и все соответствующее», и заявил, что с «Неманом» «надо было без них разбираться».

Был и неутешительный для «Макслайна» приговор – в марте 2018-го арбитраж убил последнюю надежду «Крумкачоў», когда отказался отменять решение об их недопуске к лицензированию в «вышку». Тогда же стал очевидным казус – по регламенту, который писали еще в 2003-м, ответственным секретарем заседания должен был быть «руководитель юридической службы АБФФ», которая давно превратилась в международно-правовой департамент. В итоге обязанности секретаря исполнял не его глава Сергей Ильич, а директор департамента по лицензированию Андрей Мишаев. Ныне на сайте АБФФ сказано, что действующий регламент по арбитражу утвержден в 2021-м, но «юридическая служба» там так и осталась.

Впрочем, упомянутые дела рассматривал другой состав арбитража. Нынешний был, как и требует регламент, назначен сроком на четыре года на отчетно-выборной конференции АБФФ, где боссом федерации стал Владимир Базанов. Арбитраж тогда обновился на 60% – его покинули глава, шеф белфутбола с 1973-го по 1999-й, ныне почетный председатель АБФФ Евгений Шунтов, а также два сотрудника издательского дома при администрации Лукашенко – автор «Рэспублiкi», тогда глава провластного союза работников СМИ Анатолий Лемешонок и переставший в 2018-м быть главредом «СБ. Беларусь сегодня» Павел Якубович.

О том, чем занимался арбитраж почти четыре года, сейчас вообще сложно вспомнить что-то, кроме недавнего решения увеличить бытовой штраф «Шахтеру» за «очевидную необоснованность жалобы». «Дело «Макслайна» будет явно самым громким за время полномочий нынешнего состава – вот кто в него входит.

Леонид Луговцов

О нынешнем председателе арбитража, который много лет состоял в нем членом и заместителем Шунтова, известно совсем немного. Это неудивительно – ведь силовик-полковник курировал закрытые спецучреждения Беларуси. В футбол он попал через знакомство с Шунтовым – за много лет во главе отдела футбола спорткомитета БССР тот завел огромное количество связей в совершенно разных сферах. Луговцов помог уже беларусской федерации футбола в начале 1990-х довольно неожиданным образом – первые деньги в организацию пришли из исправительно-трудовой колонии. Тогда же силовик вошел в контрольно-дисциплинарный комитет АБФФ и даже входил в некоторые делегации от федерации – например, в начале 1995-го ездил на матч нацкоманды Беларуси во Францию со сборной клубов этой страны.

До силовых структур Луговцов шел по «линии партии» – был активным участником комсомола (для тех, кто не знает, что это – представьте БРСМ советского размаха). В 1978-82 годах он достиг там своего пика – был первым секретарем (то есть главой) минского обкома (то есть областного комитета) организации, а заодно членом ее всесоюзного центрального комитета. С этим связаны и все последние нефутбольные упоминания Луговцова в прессе – в 2018-м он ездил на 100-летний юбилей основания комсомола в Москву, а также присутствовал в сценарии встречи с «ветеранами движения» активистов БРСМ Минской области, где у Леонида должны были узнать, «как молодежь готовилась к праздникам, фестивалям, форумам».

Михаил Сухинин

Заместителю Луговцова по арбитражу в конце ноября исполнилось 78 лет, член органа он давно, но как туда попал – неизвестно. Да и вообще сведений о жизни Сухинина за последние почти 20 лет не найти. Зато зафиксировано, чем он занимался до того. И до определенного момента его жизнь была непримечательной – слесарь и даже пару лет просто грузчик Минского тракторного завода к 28 годам ушел на завод по ремонту медтехники, где от мастера продвинулся до начальника отдела.

Но параллельно Михаил стал учиться – и в 36 окончил юридический факультет БГУ. После этого карьера пошла по-другому – судья в Первомайском районе Минска, консультант в управлениях Минюста БССР, уже в суверенной Беларуси он в 1993-м стал начальником министерского управления по делам общественных объединений. На этой должности Сухинин на стыке веков и вошел в историю – как исполнитель политического заказа по устранению неугодных ОО (да, это началось далеко не вчера).

В 1999-м Сухинин выносил предупреждение Беларусскому хельсинкскому комитету за призывы к проведению альтернативных президентских выборов в 1999-м (Лукашенко после референдума 1996-го «обнулил» первые два года своего пятилетнего срока, и «государственные» выборы прошли только в 2001-м), в 2001-м то же самое сделал в отношении правозащитников «Вясны» за недостаточное заполнение придуманной системой отчетности, в 2000-м успел вообще пригрозить оппозиции тюрьмой за призывы к бойкоту парламентских выборов. А весной 2003-го режим начал кампанию ликвидации неправительственных организаций – органы юстиции подали десятки исков о прекращении регистрации неугодных ОО. Сухинин тогда отвечал, что столько одновременных заявлений в суды – это лишь «случайное стечение обстоятельств».

28 октября 2003-го за участие в наблюдении во время выборов-2001 лишили регистрации и «Вясну» – это ее не остановило, организация помогает беларусам до сих пор. А за месяц до того решения активисты различных организаций провели акцию у стен Минюста – люди в белых накидках с названиями ликвидированных организаций полчаса молча «живым коридором» встречали сотрудников министерства. Когда туда пришел Сухинин, он грубо спросил, зачем люди стоят на его пути. Чиновнику ответил лично глава «Вясны», ныне политзаключенный и обладатель Нобелевской премии мира Алесь Беляцкий: «Пришли вам в глаза посмотреть!».

Вскоре после зачистки Сухинин покинул должность – однако помочь кого-нибудь ликвидировать хотя бы в футболе может до сих пор.

Александр Кулинкович

Переходим к тем, кто в составе арбитража с 2019-го – и сразу обнаруживаем там человека, действия которого в свое время начали большие изменения в белфутболе. Хотя с ним он связан в своей биографии и не был – известно только, что в 1978-80 годах был главой горкома комсомола Борисова (то есть явно с тех времен знаком с Луговцовым), а в 90-х являлся замначальника управления внешнеэкономических связей, развития предпринимательства и промышленности Минского облисполкома.

Но Борисов чиновник не забыл – а когда глава завода БАТЭ Николай Бусел в 1996-м захотел возродить футбольную команду предприятия, именно Кулинкович вместе с бизнесменом Виктором Павловцом включились в дело наиболее активно. Они провели встречу с Юрием Пунтусом, где рассказали о больших амбициях клуба, а Кулинкович был во главе исторического собрания 12 апреля 1996-го, на котором ФК БАТЭ был официально объявлен созданным, Пунтуа назначили главным тренером, а председателем клуба предложили стать молодому предпринимателю Анатолию Капскому. В конце 90-х Кулинкович еще раз помог клубу, в трудную минуту сведя Капского с людьми из финансового управления облисполкома, благодаря чему у клуба появились дополнительные деньги.

В 2000-х Кулинкович стал начальником управления организационно-кадровой политики Министерства по налогам и сборам. Позже экс-футболист Александр Вяжевич рассказывал, что тезка помог ему устроиться в МНС на работу. В 2013-м указом Лукашенко чиновник «за многолетний добросовестный труд» получил медаль «За трудовые заслуги».

Александр Ермак

Кто бы вы думали работал в финуправлении Миноблисполкома, когда Капский обратился туда по протекции Кулинковича? Точно – замглавы подразделения был еще один нынешний член арбитража. До того Александр Ермак делал карьеру еще в Минфине БССР, а во второй половине 2000-х стал зампредом всего Миноблисполкома. Тогда же у него появились и спортивные должности – в 2008-м стал главой представительства НОК в Минской области, а в 2010-м также членом НОК и главой его комиссии по финансам и маркетингу. В 2012-м Ермака сделали главой китайско-беларусского индустриального парка, на месте которого Александр через 30 лет сулил «экогород» на 155 тысяч жителей, – но как только в 2014-м провели символическую церемонию закладки первого камня, чиновника сняли с должности.

Насколько можно судить, на сейчас у Ермака остались только футбольные должности – помимо арбитража, Александр является коллегой Андрея Капского по исполкому Федерации футбола Минской области.

Алексей Корочкин

Единственный член арбитража, найти фото которого не составляет труда. Корочкин в 2005-м окончил юрфак Полоцкого госуниверситета, потом уже в БГУ дорос до степени кандидата наук (научруком был лично глава Высшего хозяйственного суда Виктор Каменков), в 2012-2016 годах являлся помощником председателя экономического суда СНГ, а сейчас, имея адвокатскую лицензию, возглавляет юрконсультацию по правовому сопровождению бизнеса по Минской области. Много в портфолио адвоката научных и журнальных статей.

Но у Корочкина также большой опыт и в спортивном праве. Его он преподавал в БГУ – и даже уже доцентом составил учебный план в соавторстве с уже упомянутым главой международно-правового департамента АБФФ Сергеем Ильичом. Кроме того, Корочкин много лет возглавляет Спортивный третейский суд при Беларусском союзе юристов (к слову, те, кто получил решение в нем, не могут обращаться в арбитраж АБФФ по тому же поводу). В списке арбитров суда на сайте союза до сих пор значится политзаключенный адвокат, экс-глава федерации регби Беларуси Александр Данилевич.

С начала 2020-го Корочкин также председательствует в юрсоюзном арбитражном суде (не спортивном, а общего характера). А его заместителем там является экс-глава республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц. Именно при коллеге Дмитрия Баскова по верхней палате парламента беларусскую адвокатуру зачистили – лишили лицензий неугодных, уничтожили как класс адвокатские бюро, а сам Чайчиц в это время приказывал «не лезть в политику», будучи политиком.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты