Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Новый босс «Нафтана» был топ-менеджером завода и сел по мутному делу – а потом руководил успешным клубом с сыном Гуренко в составе

Новый босс «Нафтана» был топ-менеджером завода и сел по мутному делу – а потом руководил успешным клубом с сыном Гуренко в составе

...

Автор — Алесь Коваль
12 марта 2021, 18:00
Новый босс «Нафтана» был топ-менеджером завода и сел по мутному делу – а потом руководил успешным клубом с сыном Гуренко в составе

Ухабистая судьба Дмитрия Бондарчука, у которого в друзьях тренер БАТЭ.

11 марта перволиговый «Нафтан» получил нового председателя – прежний, без малого 20 лет возглавлявший клуб Леонид Подлипский, в сентябре 2020-го заразился коронавирусом и умер в возрасте 73 лет.

Кандидат на пост был всего один – бывший топ-менеджер одноименного с клубом нефтяного предприятия Дмитрий Бондарчук, он и был избран. После процедуры новый босс новополоцкой команды говорил о необходимости надолго закрепиться в «вышке» и научиться самим зарабатывать, но аудиторию белфутбола больше заинтересовала информация, что Бондарчук судим и отбывал реальный срок. Что ж, в Беларуси, особенно нынешней, это в плане имиджа еще ничего не значит, в чем на примере нового функционера, пожалуй, можно еще раз убедиться. Расскажем историю человека, который уже был на большой должности в бравшем медали футбольном клубе (хотя и тут есть интересное пересечение с его уголовным делом).

Газета «Вестник «Нафтана» перечислила вехи биографии Бондарчука, которого назвала «поклонником футбола со стажем» и вратарем любительского уровня, – родился в Украине в 1969-м, окончил арктическое училище и морскую академию в Ленинграде, стал инженером, работал в Балтийском морском пароходстве и судоходной компании, в 1997 году пришел в «Нафтан», где к 2002-му дорос до коммерческого директора. Однако о том, чем закончилась карьера специалиста на предприятии, издание писать не стало.

А ведь «дело «Нафтана», начавшееся в 2004 году, тогда гремело на все инфополе страны. Еще бы: руководство крупнейшего и весьма успешного предприятия попадает под арест по обвинению от КГБ в мошенничестве и коррупции! С чем только не связывали эту «уголовку» журналисты – и с привлечением потенциальных казахских инвесторов, которые за два года до того не смогли войти на рынок якобы из-за лоббистов российских поставок, и с судом над главой управделами Лукашенко Галины Журавковой, мол, один из ее подчиненных на допросе заявил, что обязательным условием нефтяных сделок был перевод части средств в специальный офшор... Ситуацию в независимых СМИ называли «крупнейшей за последнее время зачисткой», где были задействованы сразу несколько силовых структур вместе. По информации медиа, уже к сентябрю 2004-го все было готово для задержаний, но не было «отмашки» из самого главного офиса – он был сосредоточен на референдуме, формально отменившем пункт Конституции об ограничении сроков президентства, а фактически давшем Лукашенко право на вечную власть. Плебисцит состоялся 17 октября – а через считанные дни Бондарчука задержали, предъявив хищение путем злоупотребления служебными полномочиями в особо крупном размере с участием «иных должностных лиц предприятия». Пауза для их «разработки» длилась недолго – 8 декабря группа кэгэбэшнико с тем же обвинением взяли на рабочих местах сменившего Бондарчука в качестве и.о. коммдира Сергея Мартынова и многолетнего главу «Нафтана» Константина Чесновицкого – журналисты чуть не в каждой публикации напоминали, что руководитель всегда яро поддерживал Лукашенко. Политик же только бросил на одном из совещаний: «Эти схемы посадили в тюрьму всех руководителей – непрозрачные схемы реализации продукции. Сегодня у [тогда вице-премьера Ивана] Бамбизы сидит Чесновицкий, которого он хвалил».

А вот что точно было непрозрачным, так это следствие – оно длилось полтора года после задержания, за которые, по словам Бондарчука, его допросили три раза по пять минут. Обвинение предъявляло обогащение на 41 заключенном якобы на невыгодных для государства условиях контракте, которые по роду деятельности подписывал именно Бондарчук. В качестве суммы ущерба сначала фигурировало число в 8 миллионов долларов, позже оно устами тогдашнего генпрокурора сократилось до 3 миллионов 743 тысяч «зеленых». Экс-руководители «Нафтана» поначалу как один отрицали какой-либо преступный умысел, однако позже Чесновицкий и Мартынов, переведенные на некоторое время под домашний арест, частично признали вину. А вот Бондарчук их примеру не последовал – хотя после освобождения рассказывал о жизни за решеткой: «Психологически сложнее всего в СИЗО КГБ. Маленькие камеры – по 8-9 квадратных метров на трех-четырех человек, телевизор только с 19 до 21, пользование розеткой – трижды в день. Удобств нет: в туалет выводят два раза в день – утром и вечером. Жестокость конвоиров? Ко мне не проявляли, а с другими случалось. В новополоцкой колонии по части пребывания лучше, зато контингент контролеров и сотрудников... Ничем не примечательные граждане, они то и дело норовят задеть бывшего руководителя. Часто вели себя грубо, через слово использовали тюремный жаргон и мат. Похожие на зеков, эти люди быстро становятся частью колонии».

Суд, начавшийся в июле 2007-го, проходил в закрытом режиме (СМИ язвили – мол, чтобы никто ненароком не услышал возможных упоминаний высоких чинов). Обвинение, мягко говоря, рассыпа́лось, однако оправдывать режим не был настроен никогда – и суд, несмотря на то, что прямо и в письменном виде назвал работу следователей по делу «поверхностной с многочисленными нарушениями закона», вынес обвинительные приговоры. При этом Бондарчуку в итоге вменили в вину ровно один контракт, подписанный будто бы с превышением служебных полномочий – за него экс-директор получил 5 лет колонии усиленного режима и требование заплатить «Нафтану» 383 тысячи долларов. Чесновицкого и Мартынова и вовсе смогли обвинить только в якобы платных консультациях для литовского нефтетрейдера Яна Невойны – квалифицировали как незаконную предпринимательскую деятельность и дали обоим фигурантам по 4 года общего режима с большими штрафами в пользу государства. Для Бондарчука такой приговор в адрес бывших коллег явно смотрелся абсурдным – Невойна, по его словам, не нуждался ни в каких консультациях вообще, а скорее, сам мог их продавать, потому что был одним из крупнейших специалистов на рынке. В целом же суть всего дела экс-коммдир хорошо передал другой фразой: «Работа вообще должна быть построена таким образом, чтобы принести пользу двум контрагентам по контракту, у нас же руководителю госпредприятия приходится понимать: если ты с пониманием отнесся к желанию партнера получить прибыль, это могут расценить крайне негативно». Позже он отмечал, что «Нафтан» потерял гораздо больше на сделках с непрофессионалами, которые пришли на смену трейдерам, которых перспектива «уголовок» в Беларуси не привлекала.

Бондарчук отсидел в колонии полтора года – после был переведен на «химию», а с нее в 2008-м был благополучно освобожден условно-досрочно. Отдохнув от заключения в компании семьи, специалист, которому в Беларуси судебно запретили занимать руководящие должности, на несколько лет уехал в Россию. Там он работал инженером в структуре «Газпрома» и замгендира в компании АМКО – нефтетрейдера с многомилионным оборотом, руководит которым выходец из Новополоцка Виталий Зейф (его связывали с нынешним партнером бигбосса «Руха» Александра Зайцева Николаем Воробьем). Но, кажется, при всем этом не забывал нефтяник и о футболе. На это сильно намекает старый форум на сайте «Нафтана» – там в 2011-12 годах регулярно отмечался пользователь «Бондарчук Дмитрий Витальевич» (отчество совпадает), оставляя свой e-mail (адрес до «собак» совпадает с адресом профиля Бондарчука в Facebook) и даже телефон, и среди прочего требовал от клуба объяснить позднее время тренировок своего сына Яна (так зовут и сына Бондарчука). Юзер не раз критиковал руководство «Нафтана» – например, из-за неяркого конца карьеры Валерия Стрипейкиса или отсутствие доставки болельщиков на финал Кубка.

В 2014-м Бондарчук объявился на высокой футбольной должности – вице-президента только-только вышедшего в элиту литовского футбола «Тракая». Угадаете, кто был владельцем и президентом клуба? Ага, «проконсультированый» нефтяной трейдер Ян Невойна. Под дебют в высшем дивизионе «Тракай» основательно усилился, в том числе и беларусами – по 30+ матчей в сезоне провели Дмитрий Ковб и Юрий Кендыш. Клуб сходу занял 4-е место, а потом постоянно был в медалях – два серебра подряд, затем три бронзы, – и несколько раз проходил раунд-другой квалификации Лиги Европы. Белорусский след не кончался: с 2015-го тренером вратарей клуба стал Альберт Рыбак, который трижды был и. о. главного тренера после отставок, а за команду постоянно играли выходцы из «вышки». Самым успешным из них, пожалуй, был сын нынешнего тренера команды Сергея Гуренко Артем – он за два «серебряных» сезона отыграл 59 матчей и набрал 25 (13+12) очков, а после этого даже уехал на просмотр в московский «Локомотив», пусть и безрезультатно. Бондарчук тогда давал один из редких публичных комментариев для прессы – подтвердил договоренность с российским клубом и пожелал Гуренко-младшему удачи.

В 2019-м клуб переехал в Вильнюс и стал «Ритеряем», но к этому беларусский управленец отношения уже не имел – в 2018-м он покинул литовский футбол, что аккуратно, как и предыдущие изменения в рабочих местах, указал в своем аккаунте в Facebook. К слову, там в друзьях у Бондарчука есть и представители белфутбола с главным тренером БАТЭ Виталием Жуковским, и протестный лыжник Сергей Долидович.

Перед сезоном-2017 в кулуарах говорили о том, что Бондарчук консультирует «Нафтан» и Подлипского – но то были слухи. Теперь же получивший зарубежный опыт бывший нефтяник с ухабистой судьбой приходит в белфутбол вполне официально. Остается посмотреть, что у него получится.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты