Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Зайцев – не первый частник, кто психует из-за белфутбола. Других боссов бесили фанаты, чиновники, судьи, и это заканчивалось плохо

Зайцев – не первый частник, кто психует из-за белфутбола. Других боссов бесили фанаты, чиновники, судьи, и это заканчивалось плохо

...

Автор — Алесь Коваль
28 октября 2021, 11:27
1
Зайцев – не первый частник, кто психует из-за белфутбола. Других боссов бесили фанаты, чиновники, судьи, и это заканчивалось плохо

Брестский «Рух» под патронажем Александра Зайцева, согласно некоторым инсайдам, может не заявиться в «вышку» в 2022-м. Впрочем, подобные заявления мы когда-то слышали и от самого Зайцева: если с «Рухом» дело в не устроившем санкционного бизнесмена судействе матча против минского «Динамо», из-за которого функционер заявил о выходе из исполкома АБФФ, то некогда с брестским «Динамо» все упиралось в «дело Савицкого», за которого не хотелось платить компенсацию. Тогда слова о выводе «Динамо» из ЧБ так и остались словами – хотя Зайцев даже после всего утверждал, что с вариантом увести клуб за границу он продвигался в переговорах.

Бывали моменты «психа» и у сильных мира белфутбола – даже Анатолию Капскому иногда в моменте хотелось бросить БАТЭ, но он справлялся с этими мыслями. Но бывало в истории и так, что один матч, недомолвка или какое-либо еще событие (возможно, вливающееся в и так переполненную чашу терпения, но тем не менее) оставляло команду без ее частных благодетелей – они просто брали и уходили. О том, как это бывало – в нашем посте.

Владимир Делендик, «Дарида», 2007

В 2007-м босс «Дариды» (что клуба, что завода напитков) Владимир Делендик как следует вложился в клуб, не поднимавшийся выше 8-й строчки в Д1 – главным тренером стал Анатолий Байдачный, был набран весьма приличный по беларусским меркам состав. Но пошуметь не получилось – уже летом Байдачный покинул команду, по итогам сезона ставшую 11-й. Перед сезоном-2008 Делендик развернул стратегию – клуб включил режим жесткой экономии, расстался с большинством опытных игроков и большую часть ростера заполнил новичками «вышки», лишь раз вместо былых четырех выбрался на заграничные сборы. Но в предсезонке при всем этом «Дарида» ни разу не проиграла.

Стартовый тур ЧБ тоже, казалось, к поражению не приведет – «минеральные» бодро отбивались от действующего чемпиона БАТЭ у него дома. Но в концовке матча арбитр Игорь Крук назначил пенальти в ворота «Дариды» – и борисовчане выиграли 1:0. После матча по этому поводу пошла потасовка, а главный тренер гостей Вадим Бразовский заявил: «Пока бандиты будут в нашей стране присутствовать, судящие матч... Нельзя так делать, понимаете, нельзя!». Крук в итоге был дисквалифицирован на полсезона, но уже в следующем туре «Дарида», проиграв «Савиту» (0:1), возмущалась, как судил Николай Пыреев – его наказали двумя матчами бана. Дальше пошло вроде бы без больших скандалов, но самой игрой необстрелянная «Дарида» не радовала – и после 25 туров делила последнее место с минским «Локомотивом». В 26-м туре ждал матч с «Неманом» – соперник был впереди лишь на четыре очка, так что имелся явный шанс поправить свои дела победой, пусть и в гостях.

В итоге именно игра в Гродно 5 октября 2008-го стала конечной для «Дариды» как клуба. На 24-й минуте команда повела, а уже на 37-й Антуан Майоров дал Игорю Зеньковичу вторую желтую карточку, оставив «минеральных» в меньшинстве. Даже так на 52-й минуте гости забили снова, но Майоров после совещания с лайнсменом Дмитрием Семеновым отменил мяч (позднее вратарь и защитник «Немана» уверяли, что кипера до момента гола ударил соперник, потому подсказка бокового восстановила справедливость). Кроме того, главный арбитр показал «Дариде» еще шесть желтых, а к основному времени добавил, по мнению гостей, больше, чем должен был – в итоге на 92-й и 95-й дубль оформил Дмитрий Коваленок, и игра закончилась 2:1 в пользу «Немана». Бразовский сказал, что «бригада убивала» его команду, и теперь «ребята рыдают в раздевалке», судейский комитет (в отличие от поставившего высокую оценку инспектора) решил, что Майоров и Семенов ошибочно отменили второй гол «минеральных» (других претензий к работе не подтвердили), судей забанили до конца сезона.

Но разгневанному Делендику этого было уже мало. 7 октября в АБФФ отправилось письмо за подписями 28 представителей «Дариды», где вспомнили прежние судейские скандалы (также два пенальти в свои ворота от Алексея Кульбакова) и не стеснялись в выражениях: «Недобросовестные арбитры продолжают злоупотреблять полномочиями при поддержке и по указанию влиятельных в футболе лиц. В результате частные команды, которые не нужны федерации, оказываются беспомощными и вылетают из высшей лиги не в силу низкого спортивного мастерства, а в результате закулисных игр. Судья Майоров продлевал игру до тех пор, пока «Неман» не выиграл». Кроме того, заявлялось, что клуб не перечислит АБФФ остаток заявочного взноса, А в конце текста «Дарида» выдвинула небывалый ультиматум: аннулировать гродненский результат и назначить повторную игру – иначе команда бойкотирует игру следующего тура с «Гранитом»! В федерации ответили лишь, что в случае неявки разберутся с «минеральными» по дисциплинарному кодексу.12 октября судьи и «Гранит» приехали на стадион команды, но даже не смогли туда попасть – все входы и въезды были закрыты, на на главных воротах висел простой плакат: «Верните 3 очка за «Неман».

14 октября АБФФ вынесла вердикт по ситуации: «Дариде» засчитали техническое поражение 0:3, присудили штраф в 500 базовых величин, а Делендика дисквалифицировали на полгода. Но ему было уже все равно: за день до того он объявил о сложении своих полномочий в клубе и выступил в СМИ, где заявил, что давно стал неугодным федерации и лично ее боссу Геннадию Невыгласу из-за критики (и это якобы стоило ему карьеры депутата), еще в начале сезона понял, что «Дариде» нет места в «вышке», сил сражаться не осталось, а своим свежим отношением «федерация отбила охоту развивать беларусский футбол». После этого и стадион клуба, который бизнесмен поначалу хотел продать АБФФ, был предложен Юрию Чижу – так появилось ставшее позже долгостроем «Динамо-Юни». «Дарида» доиграла оставшиеся три тура, не набрала очков и с последнего места вылетела из «вышки» – и с тех пор, как и Делендик, из белфутбола исчезла.

Владимир Гревцов, «Партизан», 2014

Российский литовец Владимир Романов, вложивший в МТЗ-РИПО (он же «Партизан») в районе 7,5 миллиона долларов, в конце 2011-го прекратил финансирование добиравшегося до Кубка и бронзы ЧБ проекта не из-за какого-то нервного срыва. Деньги примерно одновременно кончились у всех клубов его шотландско-литовско-беларусской пирамиды из-за банальных финансовых проблем владельца. Ну а еще у Романова не получилось развернуть в Минске свои стройки жилых домов – так что и интерес пропал естественным образом.

Развалиться клубу как явлению не позволили фанаты – 2012-й «Партизан-2002» провел в чемпионате Минска, а в сезоне-2013 «Партизан-МТЗ» играл уже во второй лиге ЧБ. Денег хватало с трудом – клуб едва выживал и имел долги, хотя игроки выступали бесплатно. Но в сентябре 2013-го появился шанс все изменить – на одной конференции клубу удалось привлечь внимание Владимира Гревцова, владельца информационного агентства своего имени. Его впечатлило, что молодые люди тратят свои деньги не на тусовки, а на поддержание жизни футбольного клуба – и бизнесмен решил помочь.

В начале 2014-го о приходе Гревцова в «Партизан» объявили официально. Его холдинг погасил клубные долги, оплатил заявочный взнос во вторую лигу, дал клубу новый офис, а директору предоставил автомобиль. Кроме того, бизнесмен пытался научить активистов клуба основам бизнеса – как говорится, дать удочку, а не рыбу. Однако же и «рыба» была солидной – за полгода фактического взаимодействия Гревцов, по собственным оценкам, потратил на «Партизан» 100 тысяч долларов. Однако при этом у нового босса начали зреть противоречия с руководством от фанатов – и уже в апреле сотрудничество расторгли.

Как оказалось, последней каплей для Гревцова стало конкретное событие – он хотел организовать продажу атрибутики клубом, а ей стали торговать сами фанаты с ведома директора, чтобы заработать на свои же потребности типа барабанов или баннеров. Бизнесмену, значительную часть своего успеха выстроившему на авторских правах, такая схема показалась банальным воровством – когда он понял, что у фанатов абсолютно другой взгляд на ситуацию, то решил, что им все же не по пути. «Фанаты искренне убеждены, что клуб всегда был их собственностью, а ко мне они пришли, потому что нужны деньги и есть дяденька, который не знает, куда их деть. А с точки зрения капиталиста неверно, покупая актив, оставить право принимать решения трудовому коллективу», – объяснял Гревцов. При этом он даже оплатил клубу аренду полей на месяц вперед со дня расставания.

«Партизан» закончил сезон-2014 на предпоследнем месте в своей группе Д3 и с тех пор на профессиональном уровне не играл. Гревцов практически сразу после ухода думал о том, чтобы вложиться в «Смолевичи», но не сложилось, и с тех пор о нем в белфутболе тоже как-то не слышно.

Михаил Саутин, Сергей Новиков, Темур Хинтуба, «Белшина», 2016

В начале 2016-го «Белшина» объявила о нахождении инвесторов – российской компании «СТМ-Спортменеджмент». Новый проект метил на самые высокие места – для этого были подписаны множество опытных беларусских футболистов и несколько малоизвестных легионеров из Африки и Южной Америки, а тренером стал россиянин Владимир Ежуров, которого рекламировали опытом сотрудничества с Курбаном Бердыевым в «Рубине». Правда, выглядел проект странновато: Ежуров и остальные повторяли, что все очень серьезно, но контракты были в основном на год, клубные гендир и спортдир не понимали своего места в новой системе координат, в трансферах будто бы помогал игрок команды Виталий Булыга, а контракты футболистов, по слухам, подписывались отдельно с клубом, а отдельно – с российской фирмой. Впрочем, Новиков (за речи из троицы партнеров отвечал он) заявил, что никаких нарушений закона нет. Да и тогдашний начальник Бобруйского горисполкома Андрей Коваленко вопросов не имел и присутствовал на представлении инвесторов и команды в начале сезона. Программу развития обещали на три года с постройкой на трех китах: трансферы, маркетинговая работа по привлечению спонсоров и участие в еврокубках.

Однако идиллию нарушило уже непопадание в Европу. В четвертьфинале Кубка Беларуси в начале апреля «Белшина» уступила «Нафтану» (и тут Ежуров внезапно отправился в бессрочный отпуск). Оставалась надежда на то, что Кубок возьмет БАТЭ – тогда «Белшине» выпало бы играть международные матчи как команде, занявшей четвертое место в «вышке»-2015. Но и тут не срослось: в финале 21 мая борисовчане уступили по пенальти «Торпедо-БелАЗ». Бобруйчане к тому моменту с 10 очками находились в середине турнирной таблицы, но Новиков обещал все исправить.

Шум в итоге действительно поднялся, только по другому поводу – уже в начале июня клуб стали покидать лидеры, а вслед за ними исчезли и инвесторы. «Белшине» осталось текущее 12-е место да три игрока в составе – неудивительно, что кое-как доигранный сезон привел к вылету. А позже оказалось, что за аргентинца Факкундо Самарьяна клуб остался должен «Бока Хуниорс» 250 тысяч долларов – Новиков на претензии отвечал, что не обязан был подсказывать клубным юристам, что такое компенсация за подготовку молодого игрока, пусть и свободного агента. В результате «Белшина» получила от ФИФА трансферный бан, который был снят только в марте 2020-го (и то на клубе еще висела пятая часть долга), – возможно, поэтому на три года задержались в Д2 и сразу же вылетели по итогам элитного сезона-2020, сейчас борясь за новую возможность поиграть в «вышке».

Троица менеджеров из белфутбола не исчезла – они привозили игроков для «Гомеля», минского «Динамо» и брестского «Динамо» (говорили даже об особом расположении к Новикову Александра Зайцева), предлагали АБФФ Валерия Карпина на пост главного тренера сборной. А в начале этого года следы трио обнаружились в «Минске». К слову сказать, бобруйский градоначальник из 2016-го Коваленко уже в конце того года был задержан, а после получил восемь лет за взятки.

Андрей Иваненко, «Молодечно», 2017

Бизнесмен, занимавшийся организацией концертов, а потом интернет-рекламой, в белфутболе «варится» с 2014-го: сначала стал коммерческим директором «Днепра» из родного Рогачева в Д3, но уже в середине лета 2015-го ушел, решив, что сделал максимум возможного, в 2016-м мелькнул в «Крумкачах», а в 2017-м довольно неожиданно оказался инвестором и председателем правления еще одного клуба Д3 «Молодечно-ДЮСШ-4» – говорил, что позвали небезразличные к местному футболу люди, и радовался, что на новом месте, в отличие от Рогачева, власть «не надо умолять дать условия для работы».

Однако же именно после встречи с представителем местной власти в конце сезона, в котором молодечненский клуб занял 6-е место, Иваненко и решил покинуть пост. Функционер нелестно отозвался о «руководителе города», видимо, имея в виду тогдашнего главу Молодечненского райисполкома Александра Яхновца. Чиновник, по словам Иваненко, «не знал даже, в какой лиге играет команда», не знал ни одного футболиста по фамилии, а также допустил другие «фейлы», о которых функционер отказался рассказывать – зато точно решил для себя, что «здесь не получится в данный момент ни у меня, ни у кого-то еще». По словам тренера команды Сергея Дороховича, после этого председатель клуба даже передумал собирать обещанную им встречу с награждением лучших игроков сезона. Самому же коучу не нравилось, что в клубе будто бы больше волновались не о подготовке к матчам, а о пиаре – неожиданных ходов у Иваненко действительно всегда хватало, например, болельщикам в Молодечно проставляли тонну семечек, а игроков мотивировали турпутевками.

«Молодечно» с тех пор дважды попадало в тройку лучших в Д3 и даже могло сыграть в Д2 в 2021-м, но не стало проходить лицензирование, а в нынешнем сезоне в плей-офф сходу уступило БГУ. Иваненко же в 2020-м вернулся в футбол Рогачева и, кажется, реализует все, что хотел раньше, но не получалось: команда переименована в честь букмекера, у нее яркая форма, а теперь она еще и вышла в Д2.

Алексей Еремчук, «Андэрдог», 2020

В начале сезона-2019 пошли слухи, что вылетевшая из Д2 «Чисть» вовсе закончит свой путь в белфутболе. Но директор клуба и по совместительству самый возрастной футболист страны Николай Метлицкий заявил, что в Д3 команда сыграет. Оказалось, гарантом этого согласился выступить Алексей Еремчук – беларусский продавец электромобилей в Москве. С его подачи команда получила название «Андэрдог», а летом клуб значительно усилился. При этом долго никто не понимал, почему же предприниматель вообще решил спонсировать именно клуб из Чисти – инвестор отделывался общими фразами. Уже потом Метлицкий проговорился, что является дядей Еремчука.

В чемпионате-2019 «Чисть» заняла четвертое место – вслед за коллегами по району из «Молодечно». Эти позиции не давали права на повышение, но из-за традиционных проблем с наполняемостью Д2 обеим командам предложили перейти рангом выше. Первоначально в январе 2020-го клуб «Андэрдог» заявил, что самостоятельно пойдет в первую лигу. Однако в начале февраля Еремчук передумал – зато ему пришла в голову идея об объединении клуба из Чисти и «Молодечно», которое из-за внезапной инициативности местных чиновников было уже вместо повышения на грани распада. По задумке бизнесмена, объединенный клуб должен был оставить название «Андэрдог» и на 50% финансироваться государством – такое послание он и отправил на имя главы Минской области Александра Турчина. Тут уже возмутились фанаты «Молодечно» – менять свои цвета и имя они никак не хотели. По свидетельству очевидцев, Еремчук был уверен, что претензии болельщиков «заказные» – тем не менее, 8 марта они встретились и мирно обсудили вопрос, который все никак не решался.

А 10 марта молодечненские власти заявили, что обеспечивать 50% от заявленного «Андэрдогом» бюджета в 400 тысяч рублей они не готовы и близко. Узнав об этом, Еремчук решил полностью покинуть беларусский футбол, что и сделал. Ставший его бывшим клуб пытался найти финансирование под названием «Чисть», но не сумел – и пропал с карты беларусских футбольных лиг.

Фото: nv-online.infobel.biz

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты