Tribuna/Авто/мото/Блоги/Гоначная псіхапатыя НЕ ВАЙНЕ!/Гран-при Безопасности или ода Нимбу

Гран-при Безопасности или ода Нимбу

На вчерашнем Гран-при Бахрейна Льюиса Хэмилтона, который снова победил, мог бы обогнать даже кто-то из пилотов Williams, но обсуждали бы все равно аварию Романа Грожана.

1 декабря 2020, 10:37
Гран-при Безопасности или ода Нимбу

На вчерашнем Гран-при Бахрейна Льюиса Хэмилтона, который снова победил, мог бы обогнать даже кто-то из пилотов Williams, но обсуждали бы все равно аварию Романа Грожана.

Очень хочется, чтобы прекрасная Беларусь будущего была такой же безопасной, как современная Формула-1. Чтобы правоохранительные органы были действительно правоохранительными, а не карательными. Чтобы они не допускали нарушения прав граждан, в том числе на мирные митинги. Чтобы работа журналистов была уважаемой и охраняемой, а не опасной и наказуемой за правду.

Также необходимо чтобы активное участие граждан в политике и жизни страны вообще было самим собой разумеющимся и поощряемым. Пока за все это, равно как и за честные и справедливые выборы, белорусам приходится бороться и платить высокую цену. Но события в том числе и последнего воскресенья свидетельствуют об их решимости и готовности идти до победы.

В то время как государственная машина насилия буксует и разрушает саму себя. Срезанием бело-красно-белых ленточек, запретом вывешивать такие же флаги и попытками опорочить убитого Романа Бондаренко протест не подавить, а народную любовь не вернуть. Да и не было ее никогда, как теперь становится понятно. Белорусы просто терпели, но и их терпение оказалось не безграничным, преобразовавшись в смелость и упорство. Верым! Можам! Пераможам! Жыве Беларусь!

У невероятных нас многие могли бы поучиться мастерству мирного протеста. А вот по вопросам безопасности гонщиков теперь точно следует обращаться к Формуле-1. Попади Роман Грожан в передрягу, подобную вчерашней, еще года три назад, живым он из нее точно не вышел бы.

Только вдумайтесь: болид на скорости 221 км/ч под опасным углом впечатывается в гардрель, его разрывает на две части, передняя с монококом оказывается по одну сторону рельса безопасности, корма по другую, разрушается доверху заполненный топливный бак, бензин разливается на большой площади и тут же воспламеняется. Огнем оказывается объят и монокок, внутри которого остается пилот. Который, однако, не теряет сознания и самостоятельно эвакуируется из кокпита.

Вопросы здесь вызывает в первую очередь рельс безопасности. Понятно, что без ограждения в данном конкретном месте трассы Сахир никак – рядом как раз находится маршальский пост. Но, может быть, барьер Tecpro был бы более уместен – болид его как минимум не пробил бы. С этим в FIA обязательно разберутся и сделают гонки еще более безопасными. Хотя после вчерашнего усилия соответствующей комиссии и так невозможно переоценить.

Потому что в аварии Грожана сработало почти все, что могло сработать. Монокок выдержал сильнейший удар, получив, по сути, только косметические повреждения. Гоночный комбинезон Романа выдержал высокую температуру. Само собой, пятиточечные ремни уберегли его от травм. Оперативно сработали маршалы с огнетушителями и экипаж медицинского автомобиля (благо на первом круге он следует за пелотоном, а потому в момент аварии был рядом).

Но главное – сработал тот самый нимб, который Грожан первое время сам критиковал. Дуга раздвинула листы рельса безопасности, один из которых иначе встретился бы со шлемом Романа. Говорить о последствиях такой встречи даже не хочется.

Дуга Halo появилась в Формуле-1 (да и в гонках с открытыми колесами высокого уровня вообще) в 2018 году. И тут же подверглась резкой критике: со стороны зрителей – за неэстетичность, со стороны пилотов – за ухудшение обзора и тоже за неэстетичность. И вообще, чего это FIA так печется о безопасности гонщиков?! Они, мол, знают, на что идут, тем более что и сами выказывали недовольство.

Ну да, конечно. Намного лучше ведь, когда пилоты попадают в тяжелые аварии, стоящие им жизни. Как тот же Жюль Бьянки на Гран-при Японии 2014 года, когда его болид на высокой скорости въехал под трактор-эвакуатор. После этого совсем молодой парень полгода пробыл в коме и умер летом 2015 года.

Или другой пример – Генри Сертис, сын Джона Сертиса, единственного чемпиона и Формулы-1, и MotoGP. 19 июля 2009 года во время гонки тогдашней Формулы-2 (не путать с нынешней, созданной на базе серии GP2) в Брэндс-Хэтче в его голову отлетело колесо от разбитого в аварии болида другого гонщика. В итоге 18-летний Генри получил несовместимые с жизнью травмы и скончался в королевском госпитале Лондона в тот же день.

Можно привести еще много примеров фатальных или просто тяжелых аварий, в которых нимб над кокпитом как минимум мог бы спасти жизнь гонщика или снизить тяжесть травм. Но самым ярким – во всех смыслах! – надолго останется вчерашний. Хотелось бы, чтобы остался вообще навсегда, и подобные зрелища не повторялись.

Не обошлось вчера и без элемента везения. Кокпит болида Haas мог бы застрять между листами гардреля, и тогда оперативно эвакуироваться Грожан не смог бы. Это, на самом деле, не было бы катастрофой (травм от удара француз, напомню, не получил), если бы все вокруг не полыхало – авария-то случилось на первом круге, когда бак автомобиля был заправлен под завязку.

Поэтому я не случайно отметил выше, что сработали почти все меры безопасности. Потому что вообще-то топливные баки болидов Формулы-1, изготавливаемые из кевлара, должны выдерживать – и выдерживают – удары и посерьезнее.

Конечно, все варианты развития событий не учтешь, и вчера мы видели то самое неприятное стечение обстоятельств, когда болид разорвало пополам. Однако повторюсь: разрушение топливного бака (а это было именно его разрушение, а не повреждение) даже в таких обстоятельствах происходить не должно. И это второй серьезный вопрос, который встает перед FIA.

Удивляет и поведение самого Грожана, которое и привело к этой страшной аварии. Ведь что делал Роман? Он на выходе из третьего поворота попытался проскочить между Даниилом Квятом и своим напарником по команде Кевином Магнуссеном, резко отвернул вправо, зацепил болид Квята, едва не прихватив россиянина с собой, и, уже потеряв контроль над своей машиной, отправился исполнять незапланированное файер-шоу.

Так что если бы вчера все закончилось плохо, виноват в этом был бы только сам Роман. Которому, вообще-то, в апреле исполнится 35 лет. В таком-то возрасте можно вести себя на трассе и более рассудительно. Или Грожан соскучился по славе тарана, которую снискал семь лет назад? Если кто забыл, то на старте Гран-при Бельгии 2013 года он разом вынес Фернандо Алонсо, Льюиса Хэмилтона и Серхио Переса. За что был отстранен от участия в следующей гонке в Монце и оштрафован на 50 000 евро.

В этот раз он отделался легким испугом и легкими же ожогами рук и лодыжек, а также званием Гонщика дня. Без переломов ребер, подозрение на которые было поначалу, к счастью, обошлось. Однако следующий этап в том же Бахрейне Грожан все равно пропустит – из военного госпиталя Манамы, откуда он уже записал позитивное видеообращение, его пока не отпускают. В Haas его заменит Пьетро Фиттипальди – внук двукратного чемпиона Эмерсона Фиттипальди.

Рассказ об обстоятельствах одной аварии Романа на первом круге получился сравнимым по объему с целой обычной статьей о гонке! Просто очень уж показательным был этот инцидент – много вопросов снял, но много и поставил.

Продолжения гонки всем пришлось ждать почти полтора часа – слишком уж сильно пострадал рельс безопасности, да и обломки болида Грожана разбросало на довольно большой площади. На место аварии для оценки ситуации даже выезжал руководитель гонки Майкл Маси. После его короткого совещания с судьями решено было срезать поврежденные куски рельса, а вместо них выставить бетонные блоки.

Впереди же было еще 56 кругов. Хэмилтону борьбу никто навязать не сумел – тут все прошло как обычно, а потому анализировать нечего. Льюис все сделал правильно: стартовал с поула (накануне в квалификации он обновил абсолютный рекорд трассы до 1:27,264) и ненадолго пропускал преследователей вперед только на пит-стопах.

И на финише британец «привез» бы Серхио Пересу не меньше полуминуты, если бы болид мексиканца, занимавшего за четыре круга до финиша вторую позицию, тогда же не загорелся бы из-за неполадки кинетического рекуператора. После его схода на трассу выехал автомобиль безопасности, в режиме которого гона и закончилась, так что о борьбе и больших отрывах на последних кругах речи не шло.

Поскорее забыть эту гонку очень хотелось бы не только испанцу, который за неполный первый круг отыграл две позиции, поднявшись с пятой на вторую, а затем вполне уверенно опередивший и еще двух соперников, в числе которых был и Макс Ферстаппен. Команда Racing Point закончила первую из гонок на Сахире вообще без очков, потому что еще на втором круге – первом же после повторного старта – выбыл Лэнс Стролл.

И это был второй тест нимба! Болид канадца перевернулся после контакта с Квятом в одном из поворотов. Даниил попытался атаковать Лэнса и задел заднее правое колесо его болида левым передним своего. И позднее был признан виновным в этом инциденте и наказан 10-секундным штрафом. Да, нимб вновь сработал превосходно, Стролл не получил никаких травм и самостоятельно покинул кокпит. Правда, и очков не набрал, как и Перес.

Пелотон после этого на несколько кругов возглавил автомобиль безопасности. Из-за него не все реализовали задуманное на повторном старте. Например, Валттери Боттас, проваливший основной старт и потерявший на нем четыре позиции, после возобновления гонки успел отыграть только две. И это было, наверное, единственным для него позитивным моментом.

Потому что, в отличие от своего напарника-чемпиона, заставить работать резину на своем болиде финн так и не сумел. Не помогли ни переход со стартового использованного «медиума» на «хард», ни возврат на использованный средний состав с еще одним пит-стопом. Финишировал Валттери лишь восьмым.

Зато удача улыбнулась обоим пилотам Red Bull, которые благодаря сходу Переса оказались на подиуме. Причем Алекс Албон был вовсе не статистом, а активно боролся с соперниками и обгонял их. В числе прочих он оставил позади себя и обоих представителей McLaren, которые тоже с полным правом могут записать вчерашнюю гонку себе в актив.

Особенно это касается Карлоса Сайнса, который стартовал пятнадцатым из-за проблем с силовой установкой во второй части квалификации накануне, а финишировал четвертым. Да и Ландо Норрис молодец. Он гонку начинал девятым, а закончил непосредственно позади напарника. И тоже стал автором нескольких обгонов, притом что началась для него гонка непросто – незадолго до крэша Грожана он повредил переднее антикрыло в контакте с Эстабаном Оконом.

Гонщики Renault вчера очень старались, но боролись они по большей части друг с другом. И то Окону как минимум один раз пришлось пропустить Даниэля Риккардо по команде из боксов, а жесткие шины на финальном отрезке ни тому, ни другому не помогли. В итоге австралиец финишировал седьмым, а француз девятым.

Что же до вроде бы прогрессирующей Ferrari, то у ее пилотов наперекосяк дела пошли уже в квалификации. Ни Себастьян Феттель, ни Шарль Леклер не прошли в финальный сегмент, квалифицировавшись одиннадцатым и двенадцатым соответственно (а ведь в прошлом году здесь же они заняли весь первый стартовый ряд).

В гонке Феттель жаловался на неуправляемость своей машины и только терял позиции, финишировав тринадцатым. Леклер один-единственный раз – на сорок третьем круге – выступил в роли обгоняющего, когда ему уступил Антонио Джовинацци. В основном же монегаск был обгоняемым, а первую десятку замкнул только благодаря сходу Переса.

Говорить о положении в обоих зачетах после досрочных коронаций Хэмилтона и команды Mercedes смысла мало. Для любителей цифр отмечу лишь, что у второго в истории семикратного чемпиона теперь 332 очка, а у Боттаса 201. Как говорится, почувствуйте разницу. Звание вице-чемпиона Валттери не гарантировано – у располагающегося на третьей позиции Ферстаппена 189 очков.

Первые две позиции в Кубке конструкторов заняты, соответственно, командами Mercedes (553 очка) и Red Bull (274 очка). А вот за третью, которую после Гран-при Бахрейна со 171 очком занимает McLaren, борьба еще продолжится – шансы подняться на нее остаются и у Racing Point, и у Renault.

Предпоследний этап нынешнего сезона Формулы-1 пройдет уже в ближайшие выходные на той же трассе Сахир, но на иной ее конфигурации. Будет исключена вся секция между четвертым и тринадцатым поворотами. Вместо этого их соединит небольшая змейка, в результате тринадцатый поворот станет девятым. Длина трассы в такой конфигурации составит 3 543 метра, а гонка будет состоять из 87 кругов.

Обоснованно надеемся, что и Гран-при Сахира будет интересным. Но пусть в этот раз обойдется без файер-шоу!

P. S. Материал был готов еще вчера, но по техническим причинам опубликован только сейчас. Рассчитываю на понимание моих уважаемых читателей! :)

Другие посты блога

Все посты