Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Польша забанила почти весь «цвет» белспорта: Богдановичу и Мирончик вспомнили Тимановскую, Глебу – пропаганду, Селимову – «бизнес-активность» с Чижом и Зайцевым

Польша забанила почти весь «цвет» белспорта: Богдановичу и Мирончик вспомнили Тимановскую, Глебу – пропаганду, Селимову – «бизнес-активность» с Чижом и Зайцевым

А вот Базанов может дальше ездить «на закупы».

Автор — bytribuna com
30 мая, 09:59
1
Польша забанила почти весь «цвет» белспорта: Богдановичу и Мирончик вспомнили Тимановскую, Глебу – пропаганду, Селимову – «бизнес-активность» с Чижом и Зайцевым

29 мая Польша объявила о мощном пакете санкций в отношении граждан Беларуси, которых посчитала нежелательными на своей территории. Таких набралось сразу 365, причиной санкций стали репрессии режима Лукашенко к неугодным ему людям, а поводом – отклонение главным режимным «судом» апелляции Андрея Почобута, журналиста и активиста польской диаспоры в Беларуси, которому дали 8 лет колонии, обвинив в призывах к действиям против режима и «разжигании вражды» к его представителям. Почобут, который отказался от высылки из Беларуси в обмен на свободу, признан политзаключенным, а польские власти прямо называют обвинения ложными. По их оценке, те, кто попал в санкционный перечень, «продвигали беларусский режим, занимались легитимацией и поддержкой репрессивной политики Минска».

Новым пакетом ограничений в Польше добанили парламент Лукашенко – раньше в санкционных списках были только некоторые его члены, а теперь все, ведь своей деятельностью они, как сформулировано в польских документах, «поддерживают режим, который нарушает основные права человека и способствует незаконной агрессии России в Украине». Попали в список также видные пропагандисты (муж и жена Эйсмонты, Азаренок – всего 23 человека), специалисты режимных «судов» по политическим «приговорам», организаторы миграционного кризиса на беларусско-польской границе, носители формы Лукашенко, которых Польша считает ответственными за пытки и моральное истязание как беларусов, так и поляков, а также должностные лица, ответственные за уничтожение польских кладбищ и памятников, что в последние годы стало у режима Лукашенко популярным занятием.

Нас же в большей степени интересует то, что в перечень попали спортсмены и спортивные функционеры. В польском пресс-релизе их насчитали 24, но на деле оказалось больше – просто некоторые попали в список за действия в других сферах, при этом занимая и спортивные должности. Теперь им, как и всем остальным членам списка, Польша обещает не только заморозку польских активов, но и запрет въезда на территорию всей шенгенской зоны. Правда, это не всегда так работает. Например, Владимир Базанов с 2020-го попал под санкции Литвы, Латвии и Эстонии, которые также входят в Шенген, но при этом в ту же Польшу ездит абсолютно спокойно – а вот когда сунулся в Чехию, то вскоре был выслан с аннулированием визы (но потом получил новую в другой стране зоны).

Отдельные документы с кратким обоснованием, почему тот или иной человек нежелателен в Польше, местное МВД весь день 29 мая публиковало на своем сайте. А первым выложили постановление на бан для Александра Глеба. В перечень он попал за «участие в пропагандистских мероприятиях, направленных на поддержку правления Лукашенко». И за последние годы их в копилке нынешнего члена исполкома АБФФ действительно набралось множество.

Та же причина, что у Глеба, указана поляками и для главы беларусской федерации тенниса Сергея Рутенко. Объединяет двух экс-игроков «Барселоны» (футбольной и гандбольной) и, собственно, связи с Западной Европой – Глеб долго там выступал, завел много друзей и в 2012-м даже говорил, что у него скоро будет квартира в немецком Мюнхене, а у Рутенко вообще имеется два паспорта из тех краев. Если польский бан действительно запретит им въезд в весь Шенген, для них это может быть особенно неприятно.

Под санкции угодил и уже бывший член исполкома АБФФ Михаил Мархель. Участник тайной инаугурации Лукашенко в 2020-м был главным тренером сборной Беларуси и прямо обвиняется в том, что тогда «нарушал права игроков, не вызывая их в сборную по причине взглядов». Да уж, тогда лояльность была важнее даже «матча жизни» для команды.

Попали под санкции и генсек АБФФ Сергей Жардецкий, и Юрий Вергейчик. Правда, у поляков немного устарелые данные – в документе последний еще называется замглавы федерации. Попали же в список функционеры за то, что не только сами подписались за Лукашенко, но и «угрозами принуждали к тому же игроков, тренеров и персонал». Отдельно Вергейчику припомнили «требование отставки директора судейского департамента за его участие в мирных акциях протеста 2020 года» – имеется в виду, конечно, Андрей Чепа.

А теперь – главная неожиданность польского списка: в нем не найти Базанова, который делал все то же самое. Может, выписали индульгенцию за вклад в польскую экономику?

От футбола переходим к легкой атлетике – конечно, санкционный список не обошелся без, пожалуй, самых ярых фанатов Лукашенко среди действующих спортсменов, прыгунов Максима Недосекова и Анастасии Мирончик-Ивановой (интересно будет, если хоть один попадет на ОИ-2024, но не поедет из-за вхождения Франции в шенгенскую зону). Обоим в первую очередь припомнили подписание письма в поддержку Лукашенко – большой привет Puma, которая сумела не найти прямой поддержки в том послании.

Мирончик-Ивановой же еще предъявили за Кристину Тимановскую – поп-прыгунья, согласно формулировке польской стороны «участвовала в скандале на ОИ в Токио и осудила спортсменку, которая критиковала беларусский режим». Напомним, что Тимановская в 2021-м в Японии возмутилась из-за того, что ее, даже не предупредив, заявили на непрофильную дистанцию – а когда режим за это снял ее с профильного забега, заставил извиняться и попытался выслать в Беларусь, сумела вырваться в японском аэропорту и улететь в Польшу, где сейчас продолжает карьеру и уже получила местное гражданство. Сразу после вынужденного переезда на Тимановскую обрушилась беларусская госпропаганда – ну и режимные спортсмены и функционеры подключались. Мирончик-Иванова была там в первых рядах.

Однако «за Тимановскую» прилетело не только Мирончик-Ивановой. Очернение бегуньи значится единственным обоснованием санкций в документах на Александра Богдановича – ну, кроме того факта, что он возглавляет беларусскую федерацию хоккея. Плюс попал в список и Юрий Моисевич – тренер легкоатлетической сборной Беларуси на ОИ-2020, который лично давил на спортсменку еще в Токио (помните его речи?)

Забанили и Дмитрия Баскова – которого тоже почему-то, как и Богдановича, назвали главой ФХБ. На деле он полтора года как забанен ИИХФ на пять лет за политическое давление на сотрудников.

Баскову, которого также правильно назвали членом олимпийского комитета Лукашенко (правда, он не признан МОК), припомнили и обвинение в причастности к убийству Романа Бондаренко.

Но основное описание было связано с его статусом члена парламента Лукашенко – всем таким Польша напомнила об «участии в принятии законов, направленных на репрессии против граждан Беларуси». Таких в польских документах перечислено много – о расширении «полномочий» носителей формы Лукашенко, о «государственной защите» «должностных лиц», о противодействии «экстремизму», о «геноциде беларусского народа», и это не полный список. Отдельно отмечена попытка дискредитации Польши и Литвы как якобы врагов Беларуси и притеснения польского меньшинства, в том числе по выдуманным обвинениям в «реабилитации нацизма».

В список были включены большие «шишки» Минспорта Лукашенко в 2020-м – псевдоминистр Сергей Ковальчук, а также его заместители Александр Барауля (оба остаются при должностях), Вячеслав Дурнов и Михаил Портной. В первых трех случаях обоснование емкое: «Репрессии спортсменов, выражающих несогласие с режимом Лукашенко». Портному вспомнили более конкретное – что он «запугивал беларусских спортсменов, которые открыто осудили фальсификацию выборов». Что ж, за это свободные спортсмены призывали включить всех вышеперечисленных в санкционные списки всего ЕС еще в сентябре 2020-го.

По той же причине, что и Ковальчук, в перечень попал и Михаил Прокопенко – директор управления «национальных команд» «Минспорта» и глава беларусской федерации современного пятиборья.

В некоторых случаях причины особо не расписаны. Например, в случае Виктора Лукашенко просто указано, что его пост главы олимпийского комитета Лукашенко, равно как и статус члена совета его безопасности, сами по себе показывают его сторонником режима Лукашенко (логично, что сказать). А вот по заместителю Виктора в комитете Дмитрию Довгаленку напомнили, что он «активно участвует в антидемократической политике правительства Беларуси». О члене исполкома Любови Черкашиной вообще вспомнили только как о «тренере по художественной гимнастике» – и указали, что она «активно поддерживает политику Лукашенко». Та же причина внесения в список у ее бывшей коллеги по сборной Беларуси Екатерины Галкиной (в польском документе не указана ее политическая должность), главного тренера сборной по художественной гимнастике Ирины Лепарской и у зампреда беларусской федерации баскетбола Анатолия Якубенко.

А вот у главы беларусской федерации борьбы Алима Селимова к этому же поводу для санкций есть крайне интересное дополнение. Польская сторона утверждает, что «его бизнес-активность связана с Юрием Чижом и Александром Зайцевым – главными лицами, финансирующими режим Лукашенко». При этом отметим, что Чиж давно в опале. Что до прошлых связей Селимова с этими людьми, то публике известна лишь спортивная линия – Чиж некогда сделал двукратного чемпиона мира по борьбе генеральным директором своего минского «Динамо», а Зайцев позвал руководить академией «Динамо» брестского.

Главы федераций легкой атлетики Иван Тихон и гандбола Владимир Коноплев уличены только в том, что «подписали открытое письмо в поддержку Лукашенко» – и, к слову, в списке подписантов именно спортивного письма Коноплева нет. А вот к его заместителю Сергею Репкину претензии конкретные – как ректор БГУФК он «угрожает сотрудникам, которые отказываются поддерживать режим Лукашенко».

Кто-то попал в список не из-за спортивных должностей. Например, глава федерации баскетбола Максим Рыженков значится только как замглавы администрации Лукашенко – правда, в списке грехов упомянуты «уговоры беларусских спортсменов на подписи письма в поддержку политики Лукашенко».

Глава федерации кикбоксинга и таиландского бокса Юрий Караев словил санкции за «координацию процесса подавления протестов против режима» в бытность главой МВД Лукашенко в 2020-м. За свою деятельность на том посту Караев давно в санкционных списках всего ЕС, как и Рыженков.

Еще несколько человек отмечены только за принятие репрессивных законов, как Басков, – это, понятное дело, также члены парламента Лукашенко: глава федерации каноэ Валентин Байко, экс-гребец Александр Масейков и глава гомельской федерации хоккея Виталий Уткин.

Эта же формулировка значится в документе на еще одного такого члена – гендиректора «Беларуськалия» и куратора футбольного «Шахтера» Ивана Головатого, который и во всем ЕС забанен.

Наконец, вообще никакой конкретной причины не прописано в документе у Алексея Талая – но все равно указано, что, пусть и не упомянутая в документе, деятельность парапловца «выявляет его как сторонника режима Лукашенко». Впрочем, в этом и так нет никаких сомнений.

Напоследок отметим, что любой из тех, на кого наложены санкции, может оспорить это решение в течение 30 дней, подав апелляцию в варшавский суд. За это, правда, надо заплатить пошлину в размере 200 злотых (чуть менее 50 долларов).

Другие посты блога

Все посты