Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Гутор вернулся в БАТЭ, откуда уходил со скандалом – подсказали «правило 10%», клуб хотел два миллиона, в минском «Динамо» вратарь кричал, что Капский купил судей

Гутор вернулся в БАТЭ, откуда уходил со скандалом – подсказали «правило 10%», клуб хотел два миллиона, в минском «Динамо» вратарь кричал, что Капский купил судей

Дело дошло до CAS, Чиж помог, но не сразу.

Автор — bytribuna com
2 сентября, 18:00
2
Гутор вернулся в БАТЭ, откуда уходил со скандалом – подсказали «правило 10%», клуб хотел два миллиона, в минском «Динамо» вратарь кричал, что Капский купил судей

1 сентября БАТЭ официально объявил о возвращении 34-летнего вратаря Александра Гутора. Об этом говорилось давно – фактически с того дня, как вратарь дал «покаянную» пресс-конференцию, чтобы выйти из «черного списка» режимного «минспорта». Попал туда кипер за сказанные в 2020-м слова «Мы против насилия», а спустя три года заявил, что это был «призыв ко всем остановиться», и, конечно, похвалил режим, который якобы «много делает для футбола» (то-то он так «успешен» и «популярен» у зрителей).

В новости о подписании контракта БАТЭ расписаны достижения Гутора в клубе – а потом коротко упомянуто: дальше «случилось драматичное расставание». Но для ухода 10-летней давности в минское «Динамо» это слишком мягкая формулировка – был настоящий скандал, а борисовский клуб дошел до спортивного арбитражного суда. Вспомним, как вратарь расплевался с командой, в которую теперь снова пришел.

Гутор – воспитанник минской СДЮШОР «Динамо», но в 2016-м, к 17-летию, перешел в дубль БАТЭ. За основу дебютировал в 2008-м – стал вторым вратарем системы клуба после Сергея Веремко, а тот получил бан за две желтые на решающий матч отбора ЛЧ против «Левски». Гутору срочно дали практику в ЧБ, а потом выпустили на главную игру с болгарами – БАТЭ удержал ничью 1:1 и вышел в группу ЛЧ. Впрочем, там в воротах играл только Веремко – а Гутор еще пару лет оставался запасным, выходя на поле только при каких-либо проблемах конкурента. Несмотря на это, параллельно молодой кипер стал основным в молодежной сборной Георгия Кондратьева, с которой вышел на МЧЕ-2011.

Но в начале 2011-го Веремко уехал в «Севастополь» – и тот год стал для Гутора расцветом. Он получил статус первого номера БАТЭ, сходу достойно проведя полные матчи с ПСЖ в 1/16 финала ЛЕ (2:2, 0:0), в июне, имея стабильную игровую практику, поехал на МЧЕ, где сильно помог беларусской команде стать третьей и забрать путевку на ОИ, потом с борисовским клубом успешно прошел квалификацию в группу ЛЧ, где получил девять мячей от «Барселоны», но помог ничьей с «Миланом» (1:1). Итогом сезона стали не только Суперкубок и чемпионство с БАТЭ, но и индивидуальное признание – Гутора выбрали лучшим игроком Беларуси.

Вот только перед сезоном-2012 на место второго вратаря в БАТЭ подписали Андрея Горбунова – человека с удивительной способностью выгрызать место в основе. Справился он и с Гутором – после первого тура Александр сел на скамейку и больше с нее почти не поднимался. Это не помешало съездить основным на ОИ (а Кондратьев вызывал и в первую сборную, хоть и не выпускал на поле), но 2012-й для Гутора закончился с четырьмя матчами за клуб – проигранный Суперкубок и три встречи «вышки». Чемпионство, выход в группу ЛЧ и историческая победа над «Баварией» – все это вратарь просмотрел со скамейки.

Конечно, после такого сезона пошли слухи о переходе – назывались восточные варианты за рубежом и минское «Динамо», хотя столичным клубом и БАТЭ был заключен негласный договор о том, что переходов между командами не будет. Правда, глава БАТЭ Анатолий Капский вскоре заявил, что намерен сохранить в команде Гутора, который в начале 2012-го подписал контракт на четыре года.

А дальше случилось то, чего мало кто ожидал – Гутор, уехав в отпуск, отправил в АБФФ письмо с просьбой расторгнуть его контракт с БАТЭ. Агент вратаря Олег Еремин потом говорил, что это была исключительно инициатива Гутора, потому что «ему хотелось играть». Но потом кипер признался, что ему «подсказали», какой пункт существует в регламентах ФИФА и АБФФ – о том, что игрок, проведший меньше 10% официальных клубных матчей за сезон, может расстаться с клубом. БАТЭ в насыщенном сезоне провел 45 матчей – сыграл бы Гутор хоть в еще одном, и было бы не о чем говорить, а так запустился один из самых громких сериалов белфутбола.

В Борисове Гутора вообще не поняли. Главный тренер БАТЭ Виктор Гончаренко говорил, что на вратаря надавили общественное мнение и агент, а сам кипер на чествовании команды говорил, что останется на следующий сезон. Капский заявил, что Гутор «не по-мужски» отключил телефон, а до того по контракту получил квартиру – причем не двухкомнатную, как было оговорено изначально, а трехкомнатную. Агент Еремин тем временем заявлял, что вратарь должен покинуть клуб без компенсации, так как Гутору уже было больше 23 лет – с этим Капский точно был не согласен и заверил, что в клубе «готовы отстаивать свои права до конца». Сам Гутор до поры вообще отказывался от комментариев – потом заявил, что во время звонков из клуба «был на отдыхе в Доминикане, именно в тот день – на экскурсии, никак не мог поднять трубку».

По горячим следам журналист Никита Мелкозеров пришел к выводу, что «Гутор в заднице – из-за неопытности и отсутствия годных советчиков закрутил какую-то адскую ерунду и теперь рискует своей карьерой». Зато поддержал игрока будущий «соратник» по «покаяниям», а тогда игрок минского «Динамо» Станислав Драгун. Он написал вратарю: «Ты настоящий мужик, этот поступок достоин уважения! Знай, ты мой Друг (с большой буквы), я всегда с тобой!».

В январе 2013-го «дело Гутора» разбирал Комитет по статусу и переходам футболистов АБФФ. На первом заседании функционеры дали вратарю и БАТЭ неделю на «примирение», но стороны этим не воспользовались – наоборот, разошлись: Еремин говорил, что клуб может претендовать максимум на 100 тысяч долларов, а в клубе хотели гораздо больше – 1,8 миллиона (правда, по нормам ФИФА, компенсация не могла составлять больше 252 тысяч – зарплаты Гутора до конца контракта).

В общем, понадобилось второе заседание – там долго совещались, но приняли решение: Гутор становится свободным агентом, но остается должен БАТЭ 180 тысяч долларов. Вратарь был удовлетворен, сказал, что это «немного даже для нашей страны», и добавил: «Не отрицаю, что, возможно, поступил неправильно, но дело сделано. В 2012-м Горбунов говорил, что случались игры, когда его можно было заменить, однако доверие Гончаренко позволяло ему каждый раз выходить в «старте». Я уверен в себе, но не уверен в том, что получил бы шанс в БАТЭ».

БАТЭ же разразился привычным многословным высокопарным заявлением – пообещав апелляции во все возможные инстанции, заодно задел Кондратьева, потому что, мол, Гутор мог «выступать за клуб, а не сидеть на скамейке в сборной Беларуси» (хотя на матчи сборных есть, как известно, паузы), обвинил комитет в «неэффективном подсчете суммы компенсации, в котором должны быть учтены налоги», и предсказал вратарю, что он, «поправ отношения с клубом, взрастившим его, испортит себе карьеру».

30 января Гутор получил в БАТЭ трудовую книжку – и тут же появилась информация о подписании вратарем контракта с минским «Динамо». Впрочем, официально клуб заявил только о поездке вратаря на сборы – видимо, решил подождать результатов жалобы от БАТЭ. 15 февраля футбольный арбитраж АБФФ отклонил апелляцию борисовчан, а 19 февраля Гутор официально стал игроком «Динамо». Вратарь сказал, что «никто не ожидал такого поворота событий, но это жизнь, а страсти пусть бурлят, может, это еще больше подогреет интерес к нашему чемпионату». А украинскому тренеру минчан Олегу Протасову журналисты тут же задали вопрос, не забудет ли он дать киперу отыграть 10% матчей – коуч ответил: «А для чего? Что-то я не в теме. Будет играть тот, кто в лучшей форме, и столько, сколько понадобится». Но в итоге в «Динамо» Гутор стал основным выбором.

БАТЭ же не остановилось – в конце марта 2013-го стало известно, что клуб подал заявление в Спортивный арбитражный суд в Лозанне. Гутор по этому поводу сказал: «Я знал, что борисовчане пойдут до конца. Думаю, компенсацию им еще никто не платил. Делать это будет «Динамо». Если в CAS скажут, что миллион? Придется продать почку! Шучу. Надеюсь, такого решения не случится».

Впрочем, заседания в CAS – дело небыстрое. Случилось оно только в конце октября 2013-го. А в начале того месяца Гутор успел поцапаться с бывшим клубом во время «класико» (БАТЭ выиграл 2:1). После первого пропущенного мяча вратарь запулил мячом в Виталия Родионова (видео). Второй раз Гутор пропустил после своей ошибки на выходе на 90+5-й, хотя к матчу добавляли три минуты – но «Динамо» делало замену на 90+2-й. Последовал финальный свисток – и Гутор, по свидетельству очевидцев, показал неприличный жест борисовской публике, а подошедшему Капскому заявил, что в БАТЭ «купили судей». Сообщалось, что глава БАТЭ послал вратаря на ### [хер], а перепалка продолжалась в подтрибунке с участием и Виктора Гончаренко. А на вопрос, что у них с Гутором случилось, Капский ответил: «Я сейчас хочу говорить о футболе и о футболистах, поэтому ваш вопрос для меня неактуален».

Вердикт от CAS пришел только в феврале 2014-го. Оказалось, что БАТЭ требовал 1,5 миллиона долларов от «Динамо», еще полмиллиона – от Гутора, а также хотел бана для футболиста. Но «международники» вынесли куда более мягкое решение – никакой дисквалификации для вратаря, только обязательство заплатить клубу 220 тысяч долларов (включая юридические расходы) да покрыть 75% издержек на проведение слушания (еще около 30 тысяч долларов). Гутор коротко сказал, что «удовлетворен, что будет играть дальше», а БАТЭ после вынесения вердикта заявил, что представители Гутора по ходу разбирательства требовали исключить клуб из членов АБФФ, а сам вратарь пытался оспорить решение федерации в гражданском суде, что в футболе запрещено.

– БАТЭ считает, что в этой ситуации нет победителей и нет побежденных. Думаем, что CAS принял соломоново решение. Гутор приводил бесконечные доводы о крайне неудовлетворительныом материальном положении, говорил о низкой зарплате в «Динамо» всего в 3 тысячи долларов, значительных расходах на свадьбу и кредите на строительство квартиры. Упомянем, что БАТЭ в 2011 году передал Гутору трехкомнатную квартиру в Минске в 76 кв. м. БАТЭ оставляет за собой право ходатайствовать о дисквалификации игрока на 4 месяца, что не противоречит решению CAS. Важно, что путь за свою честь в СAS мы прошли до конца, – говорилось в официальном заявлении борисовского клуба.

Позже в БАТЭ обращались в федерацию по поводу того, что Гутор не платит – в мае 2014-го Капский заявлял, что «на счет не поступило ни копейки». В начале 2015-го хозяин «Динамо» Юрий Чиж говорил, что клуб ничего платить не должен – это дело Гутора и БАТЭ. В марте того же года в борисовском клубе сообщили, что «идет процесс принудительного взыскания средств». В итоге Гутор сходил к Чижу на личный разговор – и бизнесмен, как потом сказал, все-таки «по-человечески пошел парню навстречу». При этом сумма составила все-таки 180 тысяч долларов, как было предусмотрено изначальным решением АБФФ. А уже экс-агент Гутора Еремин заявлял, что БАТЭ еще повезло.

– Между БАТЭ и Гутором подписано мировое соглашение. Можно сказать, это наша добрая воля, Саша решил пойти навстречу. Есть внутренний гражданский суд [режима Лукашенко]. Каким образом на его решение может повлиять спортивный арбитраж? Саша мог ежемесячно отчислять БАТЭ процент от своей зарплаты, только не рассчитался бы за всю карьеру, в Борисове не получили бы и половины суммы, – говорил агент.

Впрочем, можно сказать, что Гутор окупил вложения Чижа – через пару месяцев вытащил серию пенальти с «Зальцбургом» и вывел «Динамо» во вторую группу ЛЕ подряд.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты