Tribuna/Футбол/Блоги/Юревич занимался аналогом «Энергетика» еще в 2000-х – были финал Кубка, юные Кривец и Драгун и «холдинг» с Украиной

Юревич занимался аналогом «Энергетика» еще в 2000-х – были финал Кубка, юные Кривец и Драгун и «холдинг» с Украиной

Но вместо медалей ЧБ – только вылеты.

Автор — bytribuna com
23 декабря 2022, 15:14
Юревич занимался аналогом «Энергетика» еще в 2000-х – были финал Кубка, юные Кривец и Драгун и «холдинг» с Украиной

Как известно, ныне серебряный призер ЧБ «Энергетик-БГУ» – проект Анатолия Юревича. Тренер, который выигрывал золото еще в 1996-м в Мозыре, создал этакую фабрику по раскрытию и продвижению в более сильные клубы талантов – как игроцких, так и тренерских. Для Беларуси вполне рабочая модель, тем более она смогла принести результат по дороге.

Но это не первая такая попытка Юревича – и в начале 2000-х до вершин ЧБ он не добрался, получив лишь пару вылетов. Был, правда, финал Кубка Беларуси, а еще странная история с продажей «франшизы» в Украину. Вспомним предыдущее детище тренера подробнее.

Футбольный клуб «СКВИЧ» в 2000-м создал бизнесмен Виктор Павлов – так же называлась его фирма, которая занималась самым разным: фармацевтикой, туризмом, рекламой, издательской деятельностью (в том числе футбольного журнала), дилерством техники и даже организацией сборов в Турции для белклубов. О названии ходила шутка, что оно расшифровывается как «Спортивный клуб Василия Ивановича Чапаева», но так как фирма появилась раньше спортивного направления, всерьез такую версию воспринимать было сложно. Позже сын предпринимателя рассказал, что во времена создания фирмы их с отцом обогнал неожиданно резкий автомобиль марки «Москвич», на лого которого не хватало двух первых букв – эта история и вдохновила на название в духе капитана Врунгеля.

Поначалу «СКВИЧ» был создан только для подготовки на детско-юношеском уровне, но в 2001-м Павлов решил, что ему нужна и взрослая команда – чтобы воспитанникам было куда стремиться. Ей нужно было где-то проводить матчи – и бизнесмен сумел договориться с БЖД об использовании ведомственного стадиона «Локомотив», а взамен так же назвал дружину, которая была заявлена в Д3. Сезон во второй лиге прошел как по маслу – «Локомотив» под руководством Александра Башмакова, а затем Сергея Яромко выиграл турнир из 18 команд, а лучшим бомбардиром с 24 мячами стал 18-летний Дмитрий Осипенко.

К сезону-2002 в Д2 «Локомотив» готовил уже Юревич – осенью 2001-го, еще до конца чемпионата, с тренером попрощались в минском «Торпедо-МАЗ», когда у клуба не осталось шансов на топ-места. Хотя, судя по интервью Павлова, он консультировался с коучем на всем пути проекта – что не удивляло, ведь когда-то Виктор и Анатолий были одногруппниками в минском физкультурном вузе и с тех пор дружили. В «СКВИЧе» Юревич, как сейчас в «Энергетике-БГУ», получил всю полноту полномочий.

«Он отвечает за всю профессиональную деятельность. Он разработчик стратегии, которой подчинены все команды, генератор тактических и теоретических идей. По его схемам ведется работа всех клубных команд, ему подчинена научная бригада. Последнее слово всегда за Юревичем», – говорил Павлов. Сам Юревич в «СКВИЧе» применил свою новую систему подготовки молодых игроков, в которой, как говорил, использовал опыт «Аякса», «Ромы» и «Баварии», – клуб набирал 15-летних (для более раннего набора Юревич не видел условий) и вместо общих тренировок, на которых «по 5–7 минут занимаются составляющими футбола, и в итоге лишь каша в голове», проводил отдельные занятия по 12 разным дисциплинам: защита, нападение, стандарты, техника, тактика и так далее. Отдачу тренер предсказывал через 5-6 лет.

Впрочем, и методы работы с основной командой у Юревича были своеобразными, хоть и известными еще до «Локомотива» – те самые ранние выходы из отпуска и огромные нагрузки. Отношение к этому было разное – Осипенко верил, что именно благодаря объемам работы в молодости карьеру продолжает и в возрасте под 40, а вратарь Виталий Макавчик говорил, что кому-то это помогало, а кому-то и завершало карьеру. Но Станислав Драгун вспоминал, что его Юревич немного жалел и давал чуть меньше нагрузки, хотя все равно было очень тяжело – однако игрок благодарен тренеру по сей день и даже иногда звонит сказать об этом.

Кроме того, славился Юревич тактическими разборами – они были мало того что длинными (Макавчик зафиксировал рекорд в 5 часов 45 минут), так еще и напичканы острыми замечаниями тренера. Впрочем, его фразы в сложных ситуациях в белфутболе поистине легендарны. «В «Локомотиве» кто-то начудил, Юревич вбегает в раздевалку, спрашивает, как так. Ему в ответ: «Анатолий Иванович, да я просто недоумеваю». А Юревич: «Пока ты недоумевал, я ####### [офигевал]», – вспоминал Руслан Кондрашук.

В 2002-м «Локомотив» заранее называли явным фаворитом на повышение до Д1 – тем более элиту расширяли до 16 команд, так что из Д2 поднимались сразу три коллектива. Ближе к концу сезона оказалось, что существует ровно такое количество способных пойти в «вышку» – поэтому все остальные «притормозили», и «Локомотив» еще легче, чем мог бы, занял проходное третье место вслед за «Даридой» и «Нафтаном». Так проект «СКВИЧа» стал вторым после БАТЭ, пробившимся в Д1 за два года существования.

А еще «Локомотив» показал себя в Кубке Беларуси – еще из Д3 вышел в четвертьфинал розыгрыша 2001/02, где, правда, без особых шансов уступил брестскому «Динамо» (зато в ответном матче Юревич использовал свою известную и сейчас «фишку» – заменил не устроившего его игрока уже на 10-й минуте), а осенью 2002-го повторил достижение, в 1/8 финала выбив «Славию». Так «Локомотив» стал первым в истории клубом, дважды вышедшим в 1/4 финала из низших лиг.

Уже тогда Юревич очень редко присутствовал на скамейке во время матчей и многое отдавал на откуп своему тренерскому штабу – имена в нем были известные для нынешнего болельщика. Старшим тренером был Леонид Кучук, которому Юревич пообещал, что коуч «за три-четыре года постигнет то, на что иначе уйдет десять лет». Кучук также вошел в научную группу – проводил тренировки, показания игроков на которых снимали два кандидата наук. В штаб «Локомотива» также входила группа молодых тренеров (да, как в «Энергетике-БГУ») – Олег Кубарев, Олег Кононов, Сергей Яромко и Игорь Мытник, которым не было еще и 40.

Перед дебютным сезоном в «вышке», в котором команде предсказывали успешную борьбу за выживание, Кучук говорил о новом зональном принципе построения игры команды и сильном расчете на клубных резервистов 1985-86 годов рождения, среди которых был и сын тренера Алексей Кучук (и, например, нынешний тренер «Славии» Иван Биончик). Почти все игроки были младше 25, однако без «дядек» команда не обходилась – защитнику Сергею Кабельскому исполнялось 30, а полузащитнику Михаилу Смирнову и вовсе было 35. А еще команда подписала нескольких легионеров – самым интересным казался 22-летний бразильский деф Кристоф Тромбин. Правда, иногда он заметно нервничал, что Кучук объяснял тем, что «условия подготовки не всегда идеальны, иногда они кажутся ему адом».

Начал в «вышке» «Локомотив» ни шатко ни валко – пять очков в первых шести матчах, зато на этом отрезке успел дойти до финала Кубка Беларуси. В 1/4, где был один матч, проект Юревича убрал «Днепр-Трансмаш» с помощью еще существовавшего «золотого гола» авторства Николая Швыдакова. А в полуфинале против «Белшины» в первом матче разгромил соперников 3:0 с помощью двух пенальти и удаления чужого вратаря, а в ответном, быстро пропустив два, потушил накал ответным мячом (в итоге проиграли 1:3, но в финал вышли).

Там ждал самый серьезный соперник за весь розыгрыш – минское «Динамо». При 12 тысячах зрителей (хотя в протокол написали все 20 тысяч) трофей и путевку в Кубок УЕФА при должном везении могла взять и команда «СКВИЧа» – но кипер «бело-голубых» Юрий Цыгалко в том турнире в принципе отказался пропускать мячи. Ну а в начале второго тайма дважды накосячил Тромбин – сперва просто завис и пропустил мяч мимо себя, а потом изменил его траекторию удобно для соперника, и так Максим Цыгалко оформил дубль. Бразильца тут же заменили, но это уже не спасло – «Динамо» так и выиграло 2:0 (хотя Цыгалко-форвард мог сделать и хет-трик). Журналисты после матча негодовали, что от «Локомотива» на пресс-конференцию пришел лишь Яромко, а игроки Юревича в комментариях не могли сдержать обиды на Тромбина. Вскоре он не выдержал и просто исчез, даже не забрав вещи – через две недели сообщил, что вернулся в Бразилию.

Летом «Локомотив» потерял еще больше игроков – кому-то пришло предложение получше из «вышки», еще несколько человек уехало в запорожский «Металлург», а от кого-то решили избавиться в самом «СКВИЧе», и в итоге испарилось под 20 человек. Перед финишным отрезком команду покинул и Кучук – уехал в молдовский «Шериф». В итоге в «Локомотиве» наблюдалась рекордная для ЧБ-2003 текучка кадров – за клуб в «вышке» сыграли целых 39 футболистов.

Но толком помочь клубу мало кто из них сумел – проект Юревича стал еще и самым нерезультативным в элите (16 голов, 21 матч из 30 – без забитых). В итоге команда перед последним туром должна была сама побеждать «Нафтан» и надеяться на потерю очков «Даридой» – первую часть выполнить удалось, но «минеральные» тоже выиграли и остались в «вышке», оставив «Локо» на губительном 15-м месте. «К сожалению, не удалось выполнить задачу. Продолжим работать. А когда наши мальчишки дорастут до уровня высшей лиги, будем ставить перед ними серьезные цели», – подытожил сезон Кононов.

В конце 2003-го оказалось, что за границу из «Локомотива» уезжали не просто так – Юревич объявил, что в «Шерифе» и «Металлурге» захотели купить его методику. В связи с этим Кучука отправили в Молдову в «годичную командировку» (однако задержался он там до 2010-го, штампуя чемпионства), а с украинским клубом решили создать целый холдинг с обменом футболистами и совместными сборами. В итоге Юревич, подумав, в 2004-м сам стал главным тренером «Металлурга», взяв в помощники Кононова и молодого местного тренера Юрия Вернидуба (да, спустя годы он приедет в солигорский «Шахтер»). Штаб радикально обновил состав, но весеннюю половину сезона-2003/04 под его руководством запорожцы начали с одной победы в восьми матчах и зависания в трех очках над зоной вылета. Руководителя проекта Юревича такая работа тренера Юревича не устроила – и последнего заменил Сергей Боровский. С ним в семи оставшихся матчах команда смогла набрать спасительные 10 очков, но болельщики все равно плевались и писали гневные открытые письма, да и руководители «холдинга» с украинской стороны оказались не в восторге. Юревича и его беларусскую диаспору убрали из Запорожья – и они полностью вернулись в «Локомотив».

Тем временем минский коллектив с новыми молодыми талантами, в том числе Сергеем Кривцом, без проблем всех обыгрывал в Д2 и взял единственную путевку в элиту, которую к 2005-му опять сокращали до 14 команд. Перед новым сезоном в высшей лиге бизнесмен Павлов говорил, что в первый заход «несколько переоценивал» силы команды, но по-прежнему планирует сделать конкурентоспособный коллектив из собственных воспитанников, а сам Юревич сказал напрямую: «За команду будут играть те же ребята, ставшие на два года старше. Важен не какой-то арифметический результат. Важно, насколько мы продвинемся к воплощению нашей принципиальной идеи». Помогать Юревичу на этот раз стали тренеры опытнее, чем раньше, – Валентин Домашевич и Михаил Мустыгин-младший.

В сезоне-2005 «Локомотив», который из-за недопуска домашнего стадиона принимал соперников в Сморгони, избежал вылета из Д1 более чем уверенно – совсем уж слабо выглядели «Славия» и «Звезда-БГУ». Команда «СКВИЧа» же, став второй по среднему возрасту в ЧБ (самой молодой была как раз «Звезда», то есть ныне «Энергетик-БГУ»), стала в итоге 11-й из 14 – использовала 29 игроков, забила 30 мячей (лучшим по «гол+пас» в команде стал Кривец с 3+8) и подарила один фееричный матч: в 9-м туре проигрывала БАТЭ 0:3 на 77-й минуте, но хет-трик арендованного в России камерунца Симона Атангана сделал счет 3:3 (а еще один гол «Локомотива» зазря отменили). Юревич, который сохранил привычку ранних замен и стал ходить на пресс-конференции после штрафа за неявку, по итогам сезона говорил, что недоволен лишь вылетом из Кубка в 1/8 финала – а в остальном «все по ходу сезона заметно прибавили в умении и понимании футбола, у мальчишек появилась уверенность, и это положительно сказывалось на качестве их игры», да и вообще без ошибок судей в пользу соперников «Локомотив» был бы выше.

Перед сезоном-2006 несколько молодых талантов продали – но Павлов призывал не унывать, обещал, что Кривца достойно заменит Драгун, радовался, что отныне и частный «Локомотив» попадает под действие указа Лукашенко о господдержке, и целил на финиш в топ-6. Юревич на вопрос о своих амбициях как тренера, который брал ЧБ, ответил: «Выигрыш золота? Этот этап надо было пройти. Но не менее важно и, возможно, даже интереснее воспитывать хороших футболистов. Сейчас у меня внутренняя гармония. Мне невероятно интересен процесс. Мы ушли от самоцелей, выбрали путь, на котором все должно делаться без перенапряжения. В этом гармония».

На этот раз «Локомотив» играл «домашние» матчи в Молодечно (да, и тут есть параллель с нынешним клубом Юревича). А сезон команде откровенно не удался. После первого круга из 13 туров команда набрала лишь семь очков и шла предпоследней. Летом из коллектива ушел в «Шахтер» многолетний основной вратарь Макавчик (чей сын Артем станет основным в серебряном сезоне «Энергетика-БГУ») – и «Локо» стало самой пропускающей командой ЧБ (52 мяча). В конце второго круга, когда вылет коллектива «СКВИЧа» стал очевидным, клуб инициировал петицию за новое расширение элиты до 16 команд – его поддержали ряд соперников, но АБФФ согласилось на это лишь с сезона 2008 года, так что остаться в Д1 окольными путями с 15-м местом и итоговыми 19 баллами «Локомотиву» не удалось. Хотя Юревич после сезона верил в успех предприятия, заявляя, что «беларусские специалисты единогласно поддерживают вариант с 16 командами», и снова-таки отмечал «профессиональный рост нашей молодежи».

«Локомотив» вернулся в элиту в 2007-м с третьего места Д2 – то есть его идея о расширении все же помогла клубу. Но это происходило уже без Юревича – перед сезоном-2007 он вместе с Драгуном ушел в «Гомель», где взял серебро ЧБ.

«СКВИЧ» в 2008-м вновь вылетел из элиты и больше из Д2 уже не поднимался, а закончил бесславно – в 2013-м вылетел в Д3, где в 2014-м стал последним с шестью очками за сезон. К тому моменту в команде уже совсем не было денег, а у Павлова дела были плохи – и вскоре его упекли за решетку по обвинению в махинациях при возведении жилого дома. В 2018-м бизнесмену дали 8 лет лишения свободы (и еще 4 – его сыну).

Ну а Юревич, в 2010-х попробовав построить свою систему в Казахстане, после возвращения в Беларусь заявил: «Есть мысль взять клуб в Беларуси и сделать из него этакое отдельное государство. Но это пока чистая абстракция». Вскоре она приобрела реальную форму – и сейчас доросла до медалей ЧБ.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты пользователя

Все посты