Tribuna/Футбол/Блоги/Пионер Чиж много чего построил для спорта Беларуси (тот же футбольный манеж): обычно с отмашки Лукашенко, и хоть тратил миллионы, взамен получал куда больше

Пионер Чиж много чего построил для спорта Беларуси (тот же футбольный манеж): обычно с отмашки Лукашенко, и хоть тратил миллионы, взамен получал куда больше

Особенности национального бизнеса.

Автор — bytribuna com
20 января 2023, 10:06
2
Пионер Чиж много чего построил для спорта Беларуси (тот же футбольный манеж): обычно с отмашки Лукашенко, и хоть тратил миллионы, взамен получал куда больше

В начале 2023-го начался режимный суд над экс-владельцем футбольного минского «Динамо» Юрием Чижом. Былого фаворита Лукашенко обвиняют по четырем статьям уголовного кодекса – тут и незаконное получение средств, и мошенничество, и неуплата налогов.

Различных мутных схем в бизнесах Чижа явно было немало, но одна из них вряд ли станет предметом рассмотрения нынешней системы – солидные бенифиты уроженец деревни Соболи получал, когда строил какой-нибудь спортивный объект по просьбе или поручению Александра Лукашенко. Хотя возведение или, по крайней мере, реконструкция различных арен иногда была интересна Чижу и без привязки к бывшему политическому соратнику.

Вспоминаем главные спортивные стройки Беларуси, к которым имел отношение в прошлом придворный миллионер.

Футбольный манеж

Первый известный спортивный объект, к которому приложился «Трайпл», – комплекс полей на проспекте Победителей: капитальный ремонт инфраструктуры начался еще в мае 1999-го (даже раньше, чем Чиж по документам пришел в футбол), но компания бизнесмена, кажется, проводила только второй этап работ, включавший обновление спортзалов и других помещений комплекса. В сентябре 2001-го смотреть на работу приехал Александр Лукашенко, незадолго до того объявленный победителем президентских выборов (первых и, к сожалению, не последних в суверенной Беларуси без равноправной борьбы кандидатов). Лукашенко вроде бы все понравилось, но главной он поставил другую цель – появление крытого футбольного манежа. Сроки были поставлены жесточайшие: к декабрю 2001-го – проект, к декабрю 2002-го – готовое сооружение (хотя по нормативам такое строилось почти три года). Ответственными были названы режимный исполком Минска, АБФФ и лично Чиж.

Работы в итоге начались только в марте 2002-го – но Чиж справился: манеж был открыт 26 декабря того же года. Правда, тогда никто не говорил, что объект строил именно бизнесмен. По официальной версии, финансирование в размере 13,4 млрд тогдашних рублей (примерно 8,5 млн долларов) обеспечивал исполком, а генподрядчиком выступал государственный стройтрест. Кроме того, АБФФ продвинула манеж в рамках программы ФИФА «Гол» – и за международный счет приехала практически вся электронная «начинка» типа табло, а также искусственный газон за 400 тысяч долларов. Роль «Трайпла» же якобы ограничивалась тем, что компания «собственными силами смонтировала уникальные по размерам и техническим характеристикам окна и витражи».

За день до открытия посмотреть на манеж прибыл сам глава ФИФА Йозеф Блаттер – правда, в Беларусь он приехал, по большому счету, предостеречь Лукашенко от вмешательства в дела АБФФ (тогда по настоянию диктатора федерация перенесла отчетно-выборную конференцию, на которую он еще и заявился с выступлением, и «международники» в очередной раз грозили баном).

Ну а на самом открытии снова солировал Лукашенко – называл манеж «чудом» и «памятником», а также выдал фразу: «Занимайтесь спортом, играйте в футбол, и политика к вам придет сама собой». После этого он лично вышел опробовать поле, где сыграли ветеранские дружины минского «Динамо» и сборной Беларуси и России (Лукашенко почему-то капитанил в первой, которая выиграла 4:2). Где-то в процессе «символический ключ» получали «юные футболисты», среди которых затесался Артем Быков.

Для управления сооружением было создано ООО «Манеж», учредителями которого стали горисполком, АБФФ и «Трайпл». Однако в бизнес-кругах записывали юрлицо однозначно в группу компаний Чижа. Ну а новость о том, что роль бизнесмена в постройке была особенной, широко разошлась только после его разжалования из фаворитов в 2016-м (из учредителей «Манежа» «Трайпл» впоследствии исчез) – «Ежедневник» написал: «В 2002 году Чиж построил футбольный манеж и передал его городу [Минску], став первопроходцем государственно-частного партнерства по-беларусски».

Под таким ракурсом уже не совпадением выглядит, что в том же 2002-м, когда обеспечивалась скоростная стройка манежа, именно Чиж смог воспользоваться госзачисткой неугодного бизнеса и войти на беларусский нефтяной рынок, который благодаря «серым схемам» приносил невероятную прибыль. Закрепился в новой для себя сфере бизнесмен на долгие годы.

Горнолыжный комплекс «Логойск»

Еще одно сооружение появилось из-за желания Лукашенко, который, по воспоминаниям самого Чижа, «буквально заболел идеей» создать горнолыжный центр, аналогичный сочинской Красной поляне, куда ездил кататься на лыжах тогда и продолжает до сих пор. Над выбором места думать не пришлось – на Логойск указывали некие австрийцы, которые «все время дурили мозги» Лукашенко. Чиж съездил и в Логойск, и в российские комплексы – и сказал, что возьмется за строительство, «если, конечно, будет обеспечена разумная поддержка государства и самостоятельность в принятии решений».

В итоге в июне 2003-го Лукашенко утвердил план строительства, где «Трайпл» уже открыто выступил заказчиком, а срок для сдачи первого пускового комплекса был снова крайне сжатым – до 1 декабря 2003-го. Как сообщалось, за это время нужно было разработать и утвердить проект, выселить с компенсацией людей с ряда земельных участков, построить все инженерные сети, саму горнолыжную трассу, пункт проката и ресторан (позже должны были добавиться гостиница, крытые теннисные корты и ледовые площадки).

Неудивительно, что в срок Чиж все-таки не успел – но опоздал ненамного: в конце января 2004-го, после восьми месяцев стройки, первая в стране 700-метровая горнолыжная трасса (с первой же подвесной канатной дорогой для доставки на нее) приняла первых посетителей. Расходы уже на этом этапе оценивались в 7 млн долларов, но подчеркивалось, что все это частные вложения (хотя зарабатывал Чиж все равно благодаря государству).

Было также озвучено, в чем заключалась «поддержка государства» – «Трайплу» было разрешено параллельно проектировать и строить, а на ввоз оборудования из-за границы применили отсрочку выплаты пошлин. Официальное открытие состоялось 21 февраля – конечно, приезжал Лукашенко и перерезал ленточки, взяв Чижа в напарники.

Бонус за то, что удалось угодить Лукашенко, Чиж получил в виде права на постоянно использование 50 гектаров госземли у трасс, где бизнесмен в итоге открыл коттеджный поселок «Логожеск». Правда, проект не взлетел – что готовые дома, что земли под строительство (а Чиж мог продать и то, что получил только на правах пользования, да) ожидаемого дохода не принесли. В итоге в 2015-м семья Чижа взяла несколько участков для себя.

На сайте «Логойска» указано, что он и сейчас относится к «Трайплу».

Ледовый дворец в Березе

И снова инициатором появления объекта будто бы выступил Лукашенко – в середине 2000-х он стал активно заявлять, что беларусские миллионеры таковыми «стали за 5-10 лет», пока на Западе к этому приходится идти «веками» (и кто это, интересно, помог такой невероятной скорости обогащения), а потому должны обязательно помогать своим родным местам, «малой Родине». Ну а чем сильнее Чижу было порадовать своего политического кумира – любителя хоккея, если не ледовым дворцом? О его грядущем появлении сам Лукашенко и сообщил – в сентябре 2007-го сказал, что уроженец деревни Соболи Березовского района обеспечит появление в райцентре объекта с ледовой площадкой, «многофункциональным залом» и бассейном (который в итоге был возведен отдельно). Срок появления был годичный – до 1 сентября 2008-го.

В 2008-м, правда, грянул финансовый кризис, и Чиж снова опоздал, но снова ненадолго – открыли арену 23 декабря 2008-го матчем, что предсказуемо, команд Лукашенко и Брестской области (гости выиграли 10:7). Лукашенко также успел назвать Чижа «пионером в добром деле» и пообещать, что тем, кто также услышит его призыв, «все обязательно зачтется». Самому Чижу зачлось более чем жирно – в 2008-м его компаниям поручили, дав льготы, возводить по всей стране дома для военных, а взамен бизнесмен начал получать лакомые участки под застройку в Минске (правда, за землю под главный проект, известный дом через реку от Дворца спорта, пришлось в довесок построить небольшой ледовый в студенческом городке – тут Чиж опоздал на два года).

До 2016-го «Трайпл» полностью обеспечивал жизнь березовского «ледовика», оплачивал амуницию и выезды юным хоккеистам, а еще полностью содержал открытую в зальной части дворца секцию любимой Чижом борьбы. Но когда у бизнесмена появились проблемы, предсказуемо забарахлила и арена – спасали ее долго и с трудом, но смогли. Вернувшись из-за решетки, Чиж в сезоне-2020/21 даже порулил собственной хоккейной командой с говорящим названием «Соболи», которая играла во дворце в беларусском Д3 в основном березовскими воспитанниками. Но потом бизнесмен опять загремел в СИЗО, а вот команда до сих пор играет в Березе и даже сейчас идет в числе лидеров Д2.

Во сколько обошлось Чижу возведение и многолетнее содержание ледового дворца, остается только гадать. Зато точно известно, сколько хотят получить за арену теперь – ее несколько раз пытались продать на аукционе в 2022-м, последнее предложение составляло около 2 млн долларов, но на него никто не согласился. После такого развития событий с 1 августа новые торги назначать не пытались.

«Динамо-Юни»

Вообще, этот стадион на окраине Минска бизнесмен купил готовым – в октябре 2008-го у «Дариды» Владимира Делендика: тот тогда как раз решил, что больше не хочет плясать под дудку АБФФ, и сворачивал свой футбольный проект в «вышке», а Чиж был не против обзавестись частным стадионом для своего минского «Динамо» (в 2007-м думал строить новый в Уручье, но выбрал более легкий вариант). Клуб сразу же после приобретения арены заявил о планах по модернизации и переименованию объекта.

Со вторым было легко – стадион, собственно, из «Дариды» стал «Динамо-Юни». А вот о реконструкции всерьез заговорили только в начале 2012 года – арену собирались перепрофилировать в центр подготовки для детского футбола, и под это достроить гостиницу-общежитие, медцентр и административно-офисное здание. Все это думали сделать к концу 2014-го – а дальше начать апгрейд уже самого стадиона, да так, чтобы на нем можно было играть все квалификационные раунды еврокубков, в частности, увеличить вместимость с 4 тысяч до 7 тысяч мест.

Работы на стадионе начались по окончании сезона-2012 – но застопорились после снятия части сидений и козырька. В начале 2014-го Чиж сетовал, что клубное руководство вполне могло подождать и дать команде провести на «Динамо-Юни» сезон-2013, так как не были готовы документы на масштабную перестройку. Заодно на стадионе передумали увеличивать число мест. Но реконструкция все никак не ускорялась. Только в середине 2015-го в «Динамо» выразили надежду на конец работ в 2017-м, но при этом сами не понимали, как успеть уложиться в этот срок. Вскоре после такого заявления на стадионе снесли часть трибун.

В 2016-м задержание Чижа «добило» проект изменений на «Динамо-Юни». Дальше озвучивались самые разные планы, а какие-то активные работы пошли лишь в 2018-м – но заявления о том, что к концу того года полностью доделают хотя бы одну трибуну, снова оказались преувеличением. А в 2019-м у Чижа «Динамо» отобрали – и дальше реконструкция стадиона к бизнесмену уже отношения не имела. В 2020-м на полуготовой арене стало играть женское «Динамо-БГУФК», а новое торжественное открытие «Динамо-Юни» прошло 3 сентября 2021-го – опять с Лукашенко, который потребовал от мужской команды чемпионства-2022 (но его не послушались). Чиж на церемонии присутствовать не мог – находился в СИЗО.

«Динамо» и Национальный стадион

В 2015-м Чиж признался: причина, по которой он тянет с «Динамо-Юни» – неопределенность по более крупному стадиону. Попыток войти в большие футбольные стройки у бизнесмена было две – и обе без особых результатов.

В конце 2012-го, когда на реконструкцию закрывали стадион «Динамо», Лукашенко собрал совещание (обсуждали, отказываться ли от уже подписанного договора с венгерской компанией, чьи условия вдруг разонравились) – и Чиж заявил, что готов вложить аж 30 миллионов долларов. Взамен хотел, чтобы у ФК «Динамо» Минск «была возможность создать еще один стадион» (зачем это было нужно – вопрос риторический). В итоге в мае 2014-го Лукашенко повелел проводить реконструкцию «Динамо», который к тому моменту полтора года шел к запустению, силами исключительно госструктур, и не обнаруживается никаких сведений о том, что финансировал процесс Чиж или «Трайпл». Сам бизнесмен в конце 2014-го на прямой вопрос ответил просто: «В этом проекте мы не участвуем», – причин не пояснив.

Впрочем, все и так было очевидно. Ведь в августе 2014-го Лукашенко направил Чижа в другую сторону – Национального футбольного стадиона, который собрались строить по соседству с «Трактором». Указом предусматривалось, что ООО «Динамо-Арена» (снова формально учрежденное режимным исполкомом Минска, АБФФ и «Трайплом», но однозначно воспринимаемое как чижовское) закажет строительство и стадиона, и торгового центра рядом, которые надо было возвести до 31 декабря 2018-го. Земля для этого выделялась без аукциона, а также были прописаны многочисленные льготы. Вскоре после выхода указа было объявлено о договоренности с немецким проектировщиком (а еще стадион претендовал на матчи Евро-2020, но вряд ли в УЕФА отнеслись к заявке слишком серьезно).

В начале 2015-го Чиж заявил, что ситуация «подвисла»: «Чтобы отдельно не заниматься возведением собственной арены, мы согласились на долю в строительстве национального стадиона, это одни и те же затраты. Жду решения по нему, не беру на себя инициативу, потому как являюсь ведомым». Весной того же года был объявлен новый тендер, на котором соперничали венгерский и китайский проекты – и последний к ноябрю выиграл. Так и шло время – строительство не двигалось, а в 2016-м из-за задержания Чижа большие вопросы стал вызывать и этот его проект.

В итоге в 2017-м Лукашенко заявил, что стадион готовится принять в подарок от Китая, а реальное движение на стройке началось только в 2022-м – и как бы быстро китайцы ни закончили работы (собираются уже в нынешнем году), объект с полным правом можно называть долгостроем.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты пользователя

Все посты