Tribuna/Теннис/Блоги/В белспорте новая вспышка выученной беспомощности: выхода нет, нельзя повлиять, наше слово ничего не решает

В белспорте новая вспышка выученной беспомощности: выхода нет, нельзя повлиять, наше слово ничего не решает

Страдают и обычные спортсмены, и даже миллионеры.

Автор — bytribuna com
29 января 2023, 15:00
В белспорте новая вспышка выученной беспомощности: выхода нет, нельзя повлиять, наше слово ничего не решает

Выученная беспомощность – характерная черта для представителей белспорта. Например, во время коронавируса развилась целая параллельная эпидемия.

Когда в 2022-м в ответ на войну в Украине, которую с 24 февраля продолжает Россия с использованием территории Беларуси, наступил международный бан, спортсмены внутри системы не попытались доказать свою непричастность и неприятие войны, чтобы убедить Международный олимпийский комитет изменить рекомендации. Изо всех видов слышались однотипные заявления примерно такого содержания: «Ну, значит, теперь будем соревноваться там, куда пустят». Мастер-класс провела биатлонистка Динара Алимбекова (ныне Смольская) – подписантка за режим хотела было пропустить несколько локальных гонок в России, но госмашина приказала, после чего спортсменка выдала образцовое: «Мы профессиональные спортсмены, мы должны думать о карьере и соревнованиях, не лезть никуда. Какая команда будет, то и будем выполнять».

Наступил 2023-й, а в подходах белспорта ничего не поменялось. Причем об одном твердят как твердо встроенные в систему люди, так и миллионеры, которые от нее точно уже не зависят, – причем по любому поводу.

Вот у конькобежца Игната Головатюка (попадание в топ-6 на ОИ-2022) спросили о бане – он ответил, что из-за этого «многое потерял», и вообще оценил месяц тренировок за границы равным годам занятий в пределах Беларуси. Но бороться за это? Оставьте – Головатюк уже принял свой фатум и будет терпеть. Хотя ему может не помочь и это – уже после своих смиренных слов атлет зачем-то пошел уменьшать шансы на разбан, то есть на прием Лукашенко.

Биатлонистка Анна Сола, которая вскоре будет готова возобновить карьеру после беременности и родов, в свежем интервью высказалась ровно в том же ключе – и заодно запнулась, как только подумала, что начинает говорить о политике. При этом спортсменка хочет «принимать правильные решения» – видимо, решение бороться за участие в Кубке мира хотя бы в нейтральном статусе в их число не входило.

Экс-биатлонистка Дарья Домрачева ярко выставляла себя беспомощной еще в 2020-м. Когда силовики Лукашенко избили ее брата (били они всех подряд, а брат просто мимо проехал на велосипеде), то вместо осуждения заявила, что ее «гнев не решит общественных проблем», а побои назвала просто «бесполезными» для их решения, уравняв их в этом с «сотрясанием воздуха агрессивными словами».

Уже этим Домрачева записала себя в историю ту болезнь, которую мы тут обсуждает, но недавно бывшую спортсменку еще спросили вроде бы об отстранении. Она в ответ выдала, что оно «никоим положительным образом не влияет на решение конфликта», как Домрачева любит называть войну в Украине, а затем назвала бан в ответ на военное вторжение "политическим" – и пожелала освободить спорт от такого (против своего звания «Героя Беларуси», присвоение которого было более чем политическим решением, Домрачева, многоразовая спутница Лукашенко, почему-то не высказывается).

Кроме того, экс-биатлонистка уверена, что «спортсмены устали» от обсуждения политики – тут можно посоветовать поговорить с министерством спорта Лукашенко и его госТВ, чтоб поменьше давили и спрашивали.

Кто вряд ли мог устать от такого, так это беларусские топ-теннисистки – ощущение, что им задавали только спортивные вопросы примерно с марта. Например, Арину Соболенко так и не призвали к ответу за то, почему же она так и не надела сине-желтую ленту, возможностью чего хвалилась. Но теперь хотя бы стали изредка спрашивать о чем-то, кроме непосредственно игры – и Соболенко, возмутившись призывами «громко говорить» о неподдержке войны, дважды отличилась образцово беспомощными фразами практически под копирку: в обоих было и про то, что «ничего не контролирует», и что якобы «ничего не может сделать», а так обязательно сделала бы. Впрочем, бывший гендир БАТЭ Михаил Залевский уже выдал подписантке за Лукашенко экспресс-инструкцию к действию – пользоваться ей Соболенко не спешит.

Ну а Виктория Азаренко вообще как может уходит от ответов на неспортивные вопросы – заявляет, что ими «игроков втягивают в то, что с ними не связано», и устраивает контратаки, то есть спрашивает у журналистов, что же они хотят от нее услышать или являются ли они политиками. В общем, спортсменка отказалась утвердительно отвечать на вопрос, разочарована ли она демонстрацией в поддержку российского режима (на Australian Open проникла группа зрителей, во главе которой был человек в майке с литерой Z, символом российских оккупантов, и флагом с портретом Путина, со всеми ними радостно позировал отец большого теннисиста Новака Джоковича). Слова в духе «ничего не контролирую» прилагались – правда, Азаренко предпочла наплести целое кружево. Позиция против войны и ее фанатов была бы значительно проще, но такой вариант теннисистка проигнорировала.

Но где другие учились, там Максим Недосеков преподавал. Верный режиму прыгун не только гневается от требований написать «Нет войне», но и прямо объясняет, почему этого не делает – образцовый выборщик Лукашенко уверен и уверяет других, что его голос ничего не решает. Да и остальное он наговорил в тон.

Впрочем, почему так – давно понятно. Возможно, болезнь беспомощности в будущем удастся победить простой и доступной прививкой.

Другие посты пользователя

Все посты