Tribuna/Футбол/Блоги/Глупый или слепой? Испанец из сборной Беларуси не понимает, почему в Беларуси опасно – объясняем ему очевидное

Глупый или слепой? Испанец из сборной Беларуси не понимает, почему в Беларуси опасно – объясняем ему очевидное

Хотя ему и в Руанде было спокойно.

Автор — bytribuna com
13 октября, 09:36
Глупый или слепой? Испанец из сборной Беларуси не понимает, почему в Беларуси опасно – объясняем ему очевидное

12 октября сборная Беларуси провела очередной матч отбора Евро-2024 против Румынии (0:0). Формально он был домашним, но проходил в столице Венгрии Будапеште – потому что УЕФА запретил любые матчи своих турниров в Беларуси в ответ на войну, которую с 24 февраля 2022 года продолжает Россия в Украине с использованием территории Беларуси и при пособничестве режима Лукашенко.

Испанский тренер сборной Карлос Алос, при котором команда пока не забивает, уже заявлял, что для него «первой игрой дома станет та, в которой действительно выйдем на поле в Беларуси», и он «с нетерпением ждет этого дня». Но также незадолго до игры с румынами во время организованной для него прогулки по Минску сказал: «Вроде большой город, но здесь тихо. Мне нравится, когда спокойно и безопасно. Не понимаю, почему нам нельзя проводить домашние матчи в Беларуси».

Конечно, такие слова могут удивить. И даже не тем, что причина бана игр в Беларуси вообще не связана с уровнем спокойствия внутри страны. Алос, который на той же прогулке упомянул о своей нелюбви к политике, очевидно, просто не понимает, что безопасно в Минске и любых других беларусских местах только для определенных групп людей, верных режиму Александра Лукашенко.

Остальных могут в любой момент избить и кинуть за решетку. Там только из людей из спортивной сферы находится почти два десятка человек. На днях очередной пример появился в Чаусах – футболист местной «Нивы» из Д3, он же биатлонный тренер Александр Марченко был уложен на тротуарную плитку двумя «силовиками» Лукашенко. Затем игрока вынудили сказать на камеру то, за что система может бросить за решетку на годы. Поводом для всего этого стали две фразы в поддержку Украины и независимой Беларуси, записанные на видео провокатором. При «задержании» носители формы не скрывали, что их цель – заставить Марченко «полюбить» Лукашенко и Беларусь режимную. Алоса для этого даже не пришлось бить.

Пресс неугодных по-прежнему носит массовый характер. Правозащитники из «Вясны» за сентябрь 2023-го зафиксировали 386 фактов преследования (а еще о каком-то числе просто неизвестно) и продолжили регулярно получать информацию о «запрещенных видах обращения» со стороны «силовиков» (чаще всего это избиение). Также за месяц в режимных «судах» «приговорили» к различным карам 54 человек, к которым в процессе применяются пытки. Репрессивная машина не знает жалости – так, 2 октября 62-летнюю Аллу Зуеву, которая страдает онкологическим заболеванием, отправили на 2,5 года в режимную колонию за неугодные режиму комментарии в интернете. То, что в отношении неугодных режиму людей проводят настоящую зачистку, признано на уровне ООН.

На 12 октября в Беларуси 1484 политзаключенных – людей, которых несправедливо бросили за решетку в принципе или покарали неоправданно жестоко. Помимо того, что в режимных тюрьмах и колониях на этих людей накладывают всевозможные ограничения (на переписку, на передачи, на медицинскую помощь), так еще и могут сколько угодно продлевать «срок». А даже если по истечении первичного «срока» выпустят, то бывшие политзаключенные не могут найти работу (им отказывают по надуманным причинам), а также должны постоянно отмечаться у «силовиков» режима, которые в любой момент могут выдумать новое «уголовное дело».

Если бы в Беларуси проводились матчи турниров УЕФА, то опасность, конечно, грозила бы и любому иностранному журналисту, который приехал бы для освещения встречи лично и выпустил оперативный репортаж с какой-либо неугодной режиму информацией до того, как покинул страну. 3 мая 2023-го, во Всемирный день свободы печати, международное движение «Репортеры без границ» поставило Беларусь на 157-е из 180 мест по индексу свободы прессы (из стран, которые хотя бы частично находятся в Европе, хуже дела оказались только в авторитарных России и Турции). На тот день за решеткой в Беларуси находились 33 журналиста.

Алос, возможно, не подозревает об этом, но он сам в любой момент может стать мишенью для носителей формы. Более десятка беларусских медиа для режима неугодны вплоть до попадания в «экстремистские» перечни. Словоохотливому, как принято в Европе, тренеру, который явно не силен в беларусских реалиях, достаточно поговорить с любым изданием из упомянутых списков, чтобы попасть за решетку (примеров хватает).

Более того, любое уже данное Алосом интервью теоретически может стать для него билетом в жернова системы – если издания, где опубликованы такие разговоры, назовут «экстремистскими» в будущем. Для режима «обратная сила» – это легко: так, сейчас беларусов массово преследуют за донаты для тех, кто пострадал от насилия лукашистов, даже когда денежные переводы в определенные фонды делались задолго до того, как эти фонды были названы «экстремистскими» для режима.

Остается напомнить, что до Беларуси Алос работал главным тренером сборной Руанды – страны, где режим сильно напоминает лукашистский. Но даже после отъезда оттуда испанец рассказывает, что столица Кигали – в топе самых безопасных городов его работы, и заявляет, якобы там «о былых проблемах напоминают лишь мемориалы». На деле репрессии в Руанде продолжаются – но там, надо признать, в отличие от Беларуси суды иногда признают кого-то невиновными.

Фото на главной: Александр Шичко / betnews.by

Другие посты пользователя

Все посты